Марафон серии Halo. Эпоха Bungie. Часть 4

В уже далеком 2009 году франшиза Halo делает внезапный поворот к своим истокам. На прилавках магазинов появляется RTS Halo Wars от мастеров жанра из Ensemble Studios. И игра могла стать чем-то большим, но выход только на консоли погубил весь её потенциал.

Это четвёртая часть мегалонгрида обо всём: номерные части, мобильные ответвления, RTS и разнообразная медиапродукция. Много текста, много видео, много гифок, много спойлеров. Предыдущая ниже:

Halo Wars

На обложке красуются ребята из Красной команды.
На обложке красуются ребята из Красной команды.

Пока в Bungie радовались обретению независимости от Microsoft, в недрах самих Мелкомягких зрели планы по расширению вселенной Halo. И тут как раз удачно подвернулась дочерняя Ensemble Studios, подарившая нам Age of Empires. Ребята с 2004-го года пытались как-то подружить уже начинающий увядать жанр RTS с консольным управлением. Когда им это в итоге удалось (по их мнению), они пришли к дядям из Microsoft презентовать свою игру. Те, не долго думая, предложили им забахать на этой основе Halo Wars.

Немногие знают, но Halo Wars это и есть Age of Empires V. Распространите эту информацию.
Немногие знают, но Halo Wars это и есть Age of Empires V. Распространите эту информацию.

Стратегия в мир Halo вписывается идеально. Собственно, первая игра сначала и задумывалась, как необычная RTS. Bungie, окрыленная успехом Myth: The Fallen Lords, решила, что жанр стратегий может принести ей много денег, но на полпути передумала. Но сама идея лежала на поверхности. Лично я бы, конечно, предпочел её реализацию в виде чего-то близкого к Star Wars: Empire at War, но и сам понимаю, что согласно истории вселенной, тогда бы в кампании за людишек пришлось бы всю дорогу отступать и оборонять планеты. Такое себе.

Такую громкую промокампанию как у триквела, стратегии никто делать не собирался. Анонс, пару роликов и в бой. Вышла игра в 2009-ом, почти на закате RTS как жанра. При этом продалась миллионом копий, что для такого максимально необычного для консоли эксклюзива очень хороший результат. Тут, возможно, первую роль сыграла сила бренда.

Сейчас игра доступна и на ПК, так что все могут оценить, как Halo Wars из-за своей эксклюзивности растеряла все шансы стать, как минимум, знаковой игрой. Попытаюсь объяснить свою точку зрения.

Основа геймплея-то, стандартна для жанра. Обустраиваем базу, клепаем солдатиков и в бой. А вот дальше уже отличия от классики. База у нас одна (ну иногда несколько). Точнее, одно здание. И вокруг него строятся уже остальные.

Как любитель немецкий школы стратегий, я очень люблю уютные анимированные строения на базе. Не Knights & Merchants, конечно, но Ensemble явно старались.
Вархог, как и в основной серии, любит попрыгать на пригорках.
Взрыв зданий тоже радует глаза и уши.

То есть Ensemble используют тот же приём, что и EA Los Angeles в The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth. Игроку, в теории, приходится постоянно выбирать, на что делать упор. Понастроить казарм и поставить на пехоту. Или понатыкать больше ресурсных баз и уже опираться на более крепкие юниты.

Так что строить, где вздумается, не получиться. По полю разбросаны пустые строения, которые может занимать пехота и получать бонус к броне и, иногда, чуток припасов. А так в игре всего один вид ресурсов. Очки снабжения. А чтоб строить юнитов получше, нужно поднимать свой Tech Level, то есть технический уровень. Людишки это делают, строя реакторы. Один занимает одну свободную клетку на базе, что печально. А Ковенант просто строит одно здание и в нём изучает следующий техуровень. У них на один больше, кстати.

Реактор людишек. Вместо того чтобы строить новый, можно улучшить, тем самым подняв уровень развития. Дорого, зато не занимает слота на базе.
На картах встречаются и отдельно стоящие реакторы. Отделение пехоты быстро решает вопрос его принадлежности.
Пехота также может занимать здания и укрытия.

Весь баланс завязан на системе (ха) камень-ножницы-бумага, о чём нас игра не устаёт предупреждать. Пехота бьёт авиацию, авиация технику, техника пехоту. Конечно, есть исключения. Ещё разнообразия вводят различные улучшения юнитов, которые зачастую даёт им какую-нибудь активную способность. Например, рядовые мариносы сначала могут обзавестись гранатами, что уже неплохо так щекочет технику, а потом и ракетометами, что делают их очень опасными перцами. Но до этих улучшений ещё дожить надо.

Сначала мариносы кидают гранаты,...
...а потом пуляют ракетами. Плюс, можно увеличить число человек в отряде, добавить медика, а потом и во все можно скидывать их с орбиты на грустных хрюков.

Ещё наши бравые солдафоны получают лычки, на манер серии Command & Conquer. Больше народу убил, больше лычек, лучше убиваешь. Такой вот успех одного рядового юнита.

Те самые лычки. Они тут, конечно, звёздочки. Но сути не меняет.
Те самые лычки. Они тут, конечно, звёздочки. Но сути не меняет.

Опять же как в C&C, но уже в реинкарнации Generals, здесь есть способности командующих. Ракетный залп, десант, орбитальная бомбардировка, ремонт. Много всякого. Они отличаются от выбранного вами командира. Так же меняется пул юнитов. Отличия Ковенанта от UNSC, у людишек командующие стесняются сами выходить на бой, а вот инопланетяне не брезгуют запачкать руки.

Способности командиров. Помимо стандартных бомбардировки или десанта, есть криобомба и почти халявная транспортировка юнитов почти в любую точку карты.

В игре всего две играбельные стороны, хоть и здесь есть Флуд. Так что с балансом проблем в онлайне быть не должно было (почти не играл, точно сказать не могу).

Класснопопые трэшеры (с англ., Молотильщики) с полна оправдывают своё название, круша технику игрока.
Пехота всё также превращается в зомбаков, после неудачный встречи с Флудом.
Теперь флуд ещё и летает.

Но в кампании можно играть только за UNSC. Ну вот просто не дают нам людей убивать и всё. Что за прикол у Microsoft такой? Ну да ладно. Отличие кампании от онлайна, здесь способности и юниты всех командиров у игрока становятся в наличии по мере её прохождения.

По выше написанному, лично мне кажется, что у игры был просто огромный потенциал. Но заточенность под консоль его убила. Дело, возможно, в том числе и в управлении. Хотя оно тут относительно удобное. Строить здание/юнитов/улучшения не сложно, тут сразу появляется радиальное меню и можно одним стиком спокойно всё выбрать.

Клепать юнитов приятно даже на уровне ощущений.
Улучшения подготовили вообще для всех юнитов. Приятно.

Сложности возникают уже в управлении юнитами. Способности использовать легко, сразу есть отдельная кнопка для этого (Y), а вот управлять солдатиками не всегда просто. На геймпаде можно выбирать ближайших юнитов (которые видны на экране) и вообще всех.

Голос за кадром услужливо сообщит, что вы выбрали ближайших юнитов. Ну или всех.

Слава Богу, оставили возможность двойным тычком выбрать одинаковых юнитов.

Кстати, пачка юнитов передвигается со скоростью наиболее медленной единицы. Так что при желании, ваши Вархоги будут тошнить со скоростью пехоты.

А вот никаких рамок или хоткеев для выбора отрядов не предусмотрено. Поэтому елозить геймпадом по карте очень неудобно. А уж микрить, так почти не реально.

Видимо, поэтому в игре просто милипипические карты, которые убивают все хорошее, что есть в Halo Wars. Была бы во всех миссиях артиллерия, можно было просто перестреливаться между базами. Есть, конечно, и относительно крупные, но это скорее большой коридор.

Разумеется, опытные парни из Ensemble (серии Age of Empires и Age of Mythology не дадут соврать) понимали эту проблему и максимально разнообразили миссии. Если честно, по моим ощущениям, тут только второй Starcraft может сравниться. Точнее легко обойти, но сам факт примечателен.

Если первые две миссии ещё обычные, скорей даже обучающие, то потом начинается. С боем пробиться к зданию предтеч и там активировать всякие мосты, чтобы передвигаться дальше. Эти же мосты можно вырубать, чтобы Ковенант весело падал вниз. Потом из-за этого же здания надо с боем отступать к точки эвакуации, а на тебя со всех сторон просто сыпятся враги.

Конечно же, оборона города. Точнее, точек эвакуации, куда сломя голову бегут гражданские. Причем помимо точек, надо защищать и людишек. Самая сложная миссия во всей серии (пусть и всего четвёртая). Как раз за счёт того, что между кучей точек интереса очень тяжело переключаться. У тебя две базы, две-три точки эвакуации и несколько потоков гражданских. На мышке, небось, делов нет это пройти.

Ситуацию спасает быстрое переключение между базами и пачками юнитов. Но не сильно.
Эвакуационные кораблики можно лечить. Только в первое прохождение я об этом не знал.

Ещё одна необычная миссия, наша база стоит за какими-то руинами, которые упорно пробивает своим лучом недостроенный Скарабей Ковенанта. Если не успеете его взорвать, прощайтесь с базой.

Скарабей ищет цель...
...и находит.

Ещё из запоминающегося. Установка артиллерии на определённых точках, чтобы пробить защитный купол Ковенанта. Доставка бомбы на тягаче в ключевую точку на карте. Бои на броне летящего (!) корабля UNSC, где в одной миссии надо срочно его ремонтировать, отбиваясь от вражин, а в другой прятать солдат в бункеры, когда установка Предтеч начинает очищать его от налипшего Флуда.

Ну и как вишенка на торте, финальная миссия, где надо в правильном порядке нажимать специальные символы, чтобы открыть портал.

Почему-то на стрелку, которая показывает последовательность открытия блокираторов, я обратил внимание только на третье прохождение. Но судя по редкости достижения за безошибочное открытие портала, я такой не один. Ну или стрелка появляется после ошибки.

Так что развлечений — уйма. Плюс дополнительных приятных затруднений придаёт система медалей. Она уже итак была в трилогии Halo, где тебе за любой чих начисляются очки и в конце миссии они подсчитываются, умножаются на коэффициент сложности и времени прохождения. Такое писькомерство с другими игроками. На Halo Wars же эта формула ложится лучше. Тут очки, помимо прочего, сыпят за выполнение дополнительных заданий по ходу миссии или каких-то условий. Типа спасти столько-то гражданских или перебить 100 хрюков.

Марафон серии Halo. Эпоха Bungie. Часть 4
Чёрные ящики — местные собирашки. За их нахождение по ходу миссии открывается описание событий из лора Halo.
Никуда не делись и Черепа. Только в Halo Wars они появляются после выполнения некоторых дополнительных миссий. Причем игра заботливо сообщает о местонахождении заветной костяшки на миникарте.

Но это всё равно достаточно коротко (11 часов на героическом уровне сложности) и мелко на фоне других RTS. Масштабы побольше, и была бы просто конфетка.

Та самая миссия на корабле. Карта маленькая, но исполнение интересное.

Хотя Ensemble очень хорошо ухватила суть Halo. Тут есть разнообразные ситуации, и всё это снова венчает потрясающая музыка, которая уже с заглавного меню задаёт нужный тон.

Заглавная тема Halo Wars выберется и за её пределы.

Сюжет тут, конечно, потерял в эпичности, мы уже не такие вселенские проблемы разруливаем. За двадцать лет до событий оригинальной Halo просто гоняемся за Ковенантом в попытках понять, чего им нужно от строений Предтеч. Подают его, помимо традиционных брифингов, в роликах от тех же Blur. Очень таких неплохих для своего времени.

В героях у нас бравый сержант-маринос, азиаточка-ученый и суровый капитан корабля Каттер. Плюс постоянно маячит ехидный ИИ Серина.

Серина, как и Кортана, явно следит за фигурой. Но, в отличие от головной боли Чифа, решила облачить свою голограмму в подобие формы, а не разгуливать голышом. Ну и оцените качество дубляжа.
Капитан Каттер.
Профессор Андерс, собственной персоной.
Сержанта Форджа озвучивал Нолан Норт, голос Дрейка из Unchrated и Уокера из Spec Ops: The Line.

За Ковенант отдувается Арбитр, но не тот. Это предшественник нашего ящерки-бро и гораздо более внушительных габаритов.

Оцените размеры Арбитра. Элиты-стражи дышат ему в пупок.
На этот раз Флуд в сюжете толком не участвует. Скорей, отыгрывает роль препятствия.

Ну и нам впервые (именно в играх) показывают других спартанцев. Касаемо геймплея, они просто уничтожители всего и вся. Понравилось, как в одной миссии надо было прорваться к ним и вызволить из окружения. Но после провала эвакуации ребята заявили, что сами прорвутся, не вопрос. И ведь прорвались, хоть и под управлением игрока.

На самом деле спартанцев довести до базы можно почти без боя.

Спартанцы в кампании вооружены разными видами оружия каждый, плюс могут захватывать любую технику Ковенанта. Хоть Скарабея.

При этом анимацию угона таракашки не завезли. Да и в последней миссии Ковенант вываливает целых три Скарабея. Но их, почему-то, угнать уже нельзя.
Даже летающие юниты не спасутся от загребущих рук спартанцев.
Украсть танчик — милое дело.

В угоду геймплея они уже обладают энергетическими щитами, хотя по лору людишки до него ещё не дошли. Также относятся к юнитам героям, поэтому когда их всё-таки одолевают, валятся без сознания и через определенное время придут в чувство, если рядом есть союзный юнит. В одной миссии нам дают порулить аж девятью (!) спартанцами. Напомню, что все они спартанцы второго поколения, так что это просто паровой каток, который сминает бедный Ковенант, который три игры с одним-то Мастер Чифом справиться не мог.

Кавалерия прибыла.
Паровой каток.
Спартанцам даже добивания завезли на манер Dawn of War. Но чтобы разглядеть их, надо постараться.

Весомости нашим супербойцам добавляют и ролики. Сейчас смотрится немного по-гонконгски, но спартанцы примерно такими способностями и обладают. Это просто наш старина Джон, скромняга.

В общем, игра мне в своё время очень понравилась, а сейчас я вижу только нереализованный потенциал, в первую очередь, из-за консольного заточения. Любителям RTS, конечно, тут искать особо нечего, но если любишь и сам жанр и Halo, то игра то, что надо. Такой стратегический филлер в любимой вселенной. Тем более концовка подразумевала продолжение. Но об этом позже.

Пятая часть лонгрида ниже:

6969
35 комментариев

Вообще хорошая, интересная вселенная, я даже несколько книг по ней читал, и на диво неплохое чтиво было.

3

Да у майков на руках была своя колда ещё до самой колды. Там потенциал космический был и за пределами консолей и PC. Но кто-то передал франшизу не в те руки, и теперь она в полумертвом состоянии.

5

Я на руторе скачал фильм Halo Wars, был в заблуждении, потому что думал, что фанаты сделали фильм. Уже по прошествии времени, когда запустил с диска игру на Xbox 360, понял что тот файл был склейкой синематиков из игры, ахах:)))

Моя первая стратегия. Я на изи играл, было трудно. Не понимал что к чему, а на четвёртой миссии были rage quit. Никогда не любил игры, где ставят таймеры. Допрошёл года 4 назад. Согласен и стем, что часть фич как-то скрыта под меню. Тоже не знал про лечилку, а на миссии где танк надо было перебросить, долго по карте шнырял, не понимая, что я не так сделал по задачам и перезапускал её. Случайно увидел в меню значок автоматической переброски.

Заставка в меню - огонь! Пока не проиграется полностью - не идёшь в миссии:)) Синематики - огонь, музыка -огонь и статья автора - огонь!!! В мульте провел пару матчей и все, там одни ветераны. Я ещё не развернулся как следует, как мою базу уже долбят, лол.

Присоединяюсь к ждунам продолжения статей, больше всего жду по четверке ;)

3

Для меня Halo Wars на консоле стала первой стратегией. В принципе, интересный опыт.

А по статьям. Ещё три осталось по временам Банжи. А потом уже и Halo 4 близко)

2

Бля, жаль вторая часть вечный эксклюзив мс стора ибо про неё просто забыли, игра же из-за этого в том числе и провалилась.

2

Вообще это довольно иронично учитывая, что Хало изначально должна была быть ртс. Жаль енсембл вскоре закрыли.

2

а как вообще хало ворс к банги относится? ну кроме того что банги были против этой игры, а разрабы изначально вообще игру не про хало делали

1