Koudelka [PS1] - лучшая jRPG в готическом сеттинге

Koudelka [PS1] - лучшая jRPG в готическом сеттинге

Я любитель забытых японских ролевых игр и это приводит меня или к новым впечатлениям или же к ностальгии. Впрочем это также даёт мне возможность наслаждаться играми, которые другие упустили из виду. На данный момент грязные капиталисты из Nintendo открыли ящик Пандоры и пользоваться эмуляторами стало опасно, поэтому берём стандартную CD-R болванку, записываем образ диска с игрой (делаем так 4 раза, так как 4 диска!) и играем на реальной игровой приставке PS1.

Впервые я услышал о Koudelka примерно во время её выпуска, хотя лишь несколько лет спустя мне удалось раздобыть себе копию на центральном рынке у консольщиков-барахольщиков. Это была игра, которая давно запомнилась мне, смесь ролевой игры и ужасов на выживание, и, будучи поклонником каждого жанра, моё любопытство было нестерпимо. Действие сюжета также происходило в Уэльсе XIX века, и ожидая что-то интересное, эта игрушка только усилила мой интерес. Ещё компания Sacnoth, которой принадлежала разработка, состояла из бывших сотрудников SquareSoft. Пока над Chrono Cross работала другая команда, достойная игра была практически гарантирована.

Вы берёте на себя роль тезки этой игры, Куделки, молодой девушки, благословлённой (или проклятой, как это часто бывает…) экстрасенсорными способностями, которую тянет к старому аббатству в самом сердце Уэльса. Пройдет немного времени, прежде чем вы встретите своего первого члена команды Эдварда (не так долго, как во время вступительного видеоролика), и немного дальше по игре, ваша команда будет уже полной с включением Джеймса. У персонажей под вашим управлением нет той ситуации "мгновенных друзей", которая, кажется, есть в каждой ролевой игре. Каждый персонаж сталкивается с другими естественным путём. Куделка - циничная и саркастичная молодая леди, ищущая причины, по которым её призвали в аббатство, Эдвард - бандитский и упрямый поэт-подражатель, который немного медлителен в понимании и поиске приключений, в то время как Джеймс - знающий, но плаксивый священник, отправленный в аббатство из Ватикана. Как и следовало ожидать, с такими совершенно разными характерами трио часто ссорится, и это блестяще передано их актёрами озвучки (английской, потому что русской не было). Это намеренное разнообразие характеров подчёркивается в виде символического использования шахматных фигур для описания каждого персонажа. Куделка играет королеву, Эдвард - слона, а Джеймса - коня.

Ещё одна сильная сторона Koudelka - это просто потрясающий сюжет. Начиная игру, у вас мало понимания того, почему здесь присутствует каждый из персонажей, или даже важности самого аббатства, в тёмных коридорах которого вы пытаетесь выжить. Сюжет реализован потрясающе, с идеальным использованием многочисленных видеороликов на компьютерной графике, скриптовых сцен и озвучки выше среднего на протяжении всего игрового процесса. Исследуя аббатство, вы узнаете его историю и значение, которое оно имеет для каждого из членов команды. Излишне говорить, что здесь не будет лёгкости и веселья, и, путешествуя по сырым тёмным уголкам замка, вы вскоре узнаете всё о тревожных историях, произошедших в его стенах.

К сожалению, есть и бочка дёгтя в ложке мёда и это боевая система. Она организована в условиях пошаговой стратегии, где у вас есть сетка, по которой можно перемещать персонажей, как шахматные фигуры, и вступать в бой с врагом, и, вероятно, это было бы не так уж плохо, если бы не унылый темп. Произнесите заклинание и дождитесь анимации заклинания, атакуйте злых зверей и ждите, пока удар приземлится и нанесет удар, убейте несчастных тварей и наблюдайте, как они очень медленно исчезают с экрана. Основное замедление заключается в том, что когда что-то происходит, на игровом поле остаётся только агрессивный персонаж и намеченная цель, а все остальные исчезают из поля зрения только для того, чтобы вернуться в конце атаки и это чертовски круто. Даже когда вы перемещаете персонажа по сетке, вас встречают с такой же медлительностью, а по мере того, как сражения затягиваются, вы будете стискать зубы от злости и даже успеете раздражённо кинуть джойпад в экран. Если этого было недостаточно, и даже различные чудовища, бродящие по аббатству, кажется, излучают магическое и невидимое силовое поле, которое не даёт им пройти, если кто-то находится на линии сетки, поэтому флангового обхода здесь не будет. На самом деле можно наносить удары под углом, то есть располагаться по диагонали и при этом атаковать свою цель, но это исключение.

К счастью, не всё так плохо. Несмотря на то, что батальные сцены графически представляют собой довольно мрачную и плохо замаскированную сетку, они всё же предлагают небольшие хитрости в зависимости от вашего местоположения, такие как, например, разноцветная тень витража или неровный деревянный пол заброшенного чердака. Что касается различных гулей, с которыми вы столкнетесь, большинство из них представляют собой просто блестящие формы, пропитанные оригинальностью и напоминающие кошмар Лавкрафта. Конечно, есть базовые зомби и призраки, которые появляются между гибридами человеческого ребёнка и муравья, которые плачут от детской боли и ужаса, а смена боевых локаций происходит реже, чем в большинстве игр, но всё же присутствует.

Система прокачки уровней также сделана довольно хорошо. У вас есть не только базовые уровни, основанные на характеристиках, которые повышаются по мере накопления очков опыта, что позволяет вам индивидуально настраивать атаку, магию, HP, удачу и все обычные атрибуты ваших персонажей, но и прокачку оружия, позволяющую вам стать лучше и овладеть различными инструментами пыток. Это работает до хитрости просто. Чем больше вы используете тот или иной тип оружия, тем больше ударов вы сможете объединить в комбо. Можно поднять большую часть оружия до уровня 3, что позволит выполнить максимум комбо из трёх ударов. Классы оружия объединены в одну кучу, поэтому повышайте свой уровень, скажем, с помощью дубинки, и вы повышаете свой уровень со всем оружием ближнего боя, таким как трубы, булавы и другие тупые орудия. Поскольку у вас есть много оружия, включая ножи, мечи, топоры и различные типы огнестрельного оружия, всегда полезно как можно лучше прокачивать эти навыки. Но будьте осторожны! Выбранное оружие имеет собственный срок службы и часто ломается в середине боя. Огнестрельное оружие не имеет такого минуса, но полезно знать, что другое оружие легко найти в первой половине игры, а позже оно будет регулярно выпадать в боях. Та же система уровней работает и для ваших магических способностей. Каждый уровень усиливает ваше заклинание и увеличивает его дальность действия.

Графика Koudelka хорошо соответствует сути игры. Многим людям, не нравится, что аббатство наполнено тусклыми безжизненными цветами, облачёнными в коричневые, чёрные и серые цвета. Может это и правда, но ожидаете ли вы, возможно, неоново-зеленого декора в заброшенном и, казалось бы, населённом привидениями монастыре? Тёмная палитра удачно создает мрачное настроение. Фоны, несмотря на то, что временами выглядят немного плоскими, достаточно детализированы, иногда содержат сами движущиеся анимации, такие как маятник часов, раскачивающийся взад и вперед. Кат-сцены, использующие графику игрового движка, временами выглядят блочными и неуклюжими, но модели персонажей движутся плавно, различные жесты и синхронизация губ хорошо сочетаются с озвучкой. Компьютерная графика, просто захватывала дух для того времени и действительно усиливает ощущение получаемого игрового опыта, а не просто присутствует ради него. Графике удаётся сказать то, что нужно, иногда запутанно, но часто выходя за рамки возможного.

У меня смешанные чувства по поводу музыки. В игре есть две боевые темы, и это вся музыка, которую вы получите. У вас есть один набор музыки для случайных сражений, который может стать своего рода ремиксом, подходящим для той эпохи, и музыка для битвы с боссом, которая в целом вызывает более жестокие чувства. Обе мелодии сами по себе далеко не ужасны, но повторение этих треков на протяжении всей игры имеет тенденцию довольно быстро утомлять. Хотя я никогда не был настолько раздражен, чтобы выключить звук телевизора, но к концу блеск боевых тем определённо потускнел. Как уже упоминалось ранее, я по-прежнему впечатлен озвучкой игры. Проделана очень серьёзная работа, обеспечивающая чёткое и хорошо читаемое изображение личности каждого персонажа, включая правильно расположенные вздохи, паузы и заикания, которые в играх плохо воспринимались. Единственная большая загвоздка, за которую зацепилась озвучка, это любопытное использование английских акцентов. Соответственно, у вас есть актёры озвучки из Уэльса, Англии и Ирландии. Но актёры озвучки явно американцы, и не было предпринято абсолютно никаких попыток скрыть это, что заставляет задаться вопросом, зачем разворачивать историю в сельской местности Уэльса, а затем совершенно не пытаться показать геймеру, что персонажи принадлежат этому месту. Впрочем, в общем, различные звуки в игре, отлично дополняют атмосферу. Скрипят половицы, тикают часы, свистит ветер и так далее.

Вам редко придётся беспокоиться о смерти персонажей, поскольку с каждым уровнем ваши HP и MP полностью восполняются, и то же самое происходит, когда вы используете настоящую точку сохранения, а не временное сохранение. Система сохранений сама по себе довольно умна. В некоторых комнатах есть временное сохранение, из которых на карте памяти может быть только одно, а настоящие точки сохранения в виде фонтанов святой воды часто защищаются большими монстрами-боссами. Также стоит отметить элементы управления. Куделка ходит при нажатии крестика на джойпаде вместо использования системы поворота, как в Resident Evil. По большей части это работает хорошо, но из-за некоторых довольно драматичных ракурсов камеры время от времени можно запутаться. Небольшая цена за относительно простой интерфейс, который значительно улучшает игру. Приятным дополнением является то, как Куделка будет смотреть на своё окружение во время исследования, указывая путь к полезному оборудованию или внутриигровой головоломке. Меню также красиво оформлено и в нём легко ориентироваться, что помогает менять снаряжение, использовать исцеляющие заклинания и использовать предметы.

Koudelka [PS1] - лучшая jRPG в готическом сеттинге

Если бы мне пришлось жаловаться на какой-либо аспект игры, который до сих пор не был освещён, на ум пришли бы две вещи. Во-первых, игра смехотворно короткая, но занимает 4 диска, её можно легко пройти менее чем за 15 часов и имеет 3 разными концовки. Раскрывается игра в течении первых двух часов. Другое разочарование связано с survival horror - его почти тут нет. Для игры, которая должна иметь оттенок готического ужаса и создавать такую прекрасную атмосферу, ей действительно не хватает настоящих моментов устрашения геймера. Различные гули встречаются в случайном боевом столкновении, которое убивает жуткое ощущение от вида зомби и призраков, спотыкающихся и снующихся по этому месту, и, помимо компьютерной графики, ключевые моменты, в которых можно было легко создать испуг, испорчены. Это настоящий позор, поскольку несколько моментов могли бы заставить геймера дёрнуться от неожиданного страха.

Koudelka - неплохая игра, но она не дотягивает до великой. Если вы забудете о короткой продолжительности и плохой боевой системе, то обнаружите великолепную историю, рассказанную впечатляющим актёрским составом в хорошо созданной атмосфере. Это точно не для всех, но определённо не следует отказываться.

Koudelka [PS1] - лучшая jRPG в готическом сеттинге
11K11K показов
2.1K2.1K открытий
30 комментариев

Вот эта еще классная

Ответить

Вот галерианс запомнилась хорошо, сюжет жёсткий, да и игралась интересно.

Про коуделку столько уже прочитал, что пожалел, что она мимо меня в детстве прошла. Хотя вроде переиграл почти во все на ps1

Ответить

О. Это отдельная тема. Игра своеобразная. В своё время руссифицированная версия на PS1 глючила в конце 1го диска, невозможно было пройти дальше.

Ответить

Впервые слышу про игру. Выглядит шикарно. Готический дизайн шикарный + визуал в целом удивил. Местами больше напоминает игру с PS2, а не с PS1. Видимо, тёмные локации играют на руку.

Надо будет скачать, спасибо.

Ответить

Ты переборщил со сравнением с PS2. Она по графике ближе к Vagrant Story.

Ответить

На паразит ив похоже чем-то. Надо бы попробовать.
Спасибо за статью

Ответить

И Koudelka и Parasite Eve 1\2 годные игры.

Ответить