Get Even — польский шутер со смыслом

Get Even — польский шутер со смыслом

Necrovision, Deadfall Adventures… Get Even, анонсированная в 2013 году как нечто непонятное с фотореалистичной графикой, могла закончить на той же свалке, где уже были похоронены предыдущие проекты The Farm 51, окажись она очередным плохим шутером. К счастью, плохим шутером она является только процентов на двадцать.

К сожалению, этого хватило, чтобы основная масса игроков обошли ее стороной, а многие представители игровой прессы (особенно в России) прошлись по ней катком критики. Справедливо ли? Лишь отчасти. Дело в том, что, яростно поливая желчью допотопную стелс-механику и типичную, казалось бы, уже позабытую «польскую» стрельбу, попутно отпуская язвительные комментарии в сторону значительного «даунгрейда» графики, очень легко упустить то, в чем игра действительно и без оговорок удалась — практически во всем остальном. Это делает ее проектом, который нельзя упускать не только любителям хорошей сложной истории, но и всем тем, кто хочет увидеть уникальную смесь из игры с ожиданиями, необычной структуры повествования и великолепной работы со звуком, да и в целом попробовать что-то свежее.

Get Even — польский шутер со смыслом

Так что давайте мы уделим пару абзацев минусам игры и забудем о них до конца статьи. Самый неочевидный недостаток — заметно обедневший с момента анонса визуал. Поляки откусили больше, чем смогли бы прожевать, не сумев совладать с фотограмметрией, на которую они делали ставку. Почему же недостаток неочевидный? Да потому что Get Even все равно выглядит достойно и убедительно, ругать ее за графику просто глупо. Пожурить за нарушенные обещания, конечно, можно, но кто же в индустрии интерактивных развлечений их не нарушает? Несколько огорчает, разве что, малое разнообразие локаций: в основном это заброшенные здания, в которых нет ничего, кроме ящиков и мусора, опять же заброшенная психиатрическая лечебница да скучные офисные помещения. Полученный результат, на мой взгляд, является следствием грамотной оценки разработчиком и издателем возможностей студии. Недостаток бюджета для чего-то более впечатляющего ловко скрывается хорошей полировкой того, что удалось показать: все места действия прекрасно вписаны в сюжетную канву, невозможность реализовать в игре кучу разнообразной лицевой (и не только) анимации обыграно интересными спецэффектами вокруг статичных трехмерных «флэшбеков». Разномастные «артефакты» картинки и прочие глитчи наделяют игру запоминающимся обликом, при этом ими тут не злоупотребляют.

Get Even — польский шутер со смыслом

Более существенные проблемы Get Even — боевка и стелс. Они просто-напросто сделаны плохо, хоть и не настолько, чтобы забрасывать игру куда подальше раньше времени. Оружие, которое выдают на руки герою, иначе как «пукалками» и не назвать, а противники палят без промаха, причем порой стены и прочие укрытия для них — не помеха. Но так как убийство людей, хоть и виртуальных, игра не одобряет, разработчики предлагают проползать опасные участки, не поднимая шума. Престарелый стелс, легший в основу сего действа, ничего, кроме смеха, в 2017 году не уже не вызывал. У врагов, прогуливающихся по уровню, есть классический «конус» зрения, за пределами которого они слепы, перемещение в тени, равно как и создание шума перебежками, напрочь игнорируется ИИ как условия. Хитрые ребята из The Farm 51 придумали этому безобразию сюжетное оправдание: дескать система исследования воспоминаний «Пандора» плохо справляется с симуляцией человеческого поведения. Нет, это вы плохо с ней справляетесь, господа. Как же все-таки здорово, что шутерно-стелсовой механикой потчуют лишь маленькими и относительно редкими порциями.

Get Even — польский шутер со смыслом

Так что же тогда Get Even такое, если не шутер от первого лица? После беглого взгляда на игру, кто-то небрежно бросит, что это «симулятор ходьбы». В целом, это еще не приговор, но и не совсем верный вывод. Большую часть времени мы ходим со смартфоном наперевес и исследуем локации, читая многочисленные распечатки переписок и газетные вырезки, прослушивая диктофонные записи и анализируя различные улики, попадающиеся под руку. Иногда даже дают поразгадывать загадки уровня начальной школы. В это же время перед нами постепенно разворачивается отличная история, рассказать о которой, избегая спойлеров, очень и очень трудно, да и к тому же непредусмотрительно: сценарий не раз переворачивает происходящее с ног на голову, поэтому выдавать слишком много информации ну никак нельзя.

Get Even — польский шутер со смыслом

Так и сама Get Even не выдает много информации сразу, предпочитая, чтобы человек по ту сторону монитора сам запустил мыслительный процесс и хотя бы попытался разобраться в происходящем. После вступительного диалога, смысл которого станет ясен только после полного прохождения игры, мы оказываемся в заброшенном здании. В наших руках смартфон, на котором открыто последнее полученное сообщение от неизвестного отправителя: «Блэк, держись подальше от места проведения сделки. Девушка у нас, спасти ее ты не сможешь. Пусть все идет своим чередом». Герой выходит во двор и понимает, что территория охраняется. Проскользнув мимо патрульного, либо же устранив его, он заходит в соседнее здание, в подвале которого обнаруживает ту самую девушку. После убийства приставленной к ней охраны, выясняется, что к девушке примотана бомба, таймер которой неумолимо отсчитывает последние секунды до неизбежного. Подслушанный код не подходит, происходит взрыв.

Get Even — польский шутер со смыслом

То, что сейчас происходило перед нашими глазами — последнее воспоминание Коула Блэка, наемника и главного героя игры. Все это время он был подключен к «Пандоре» — надетый на него шлем виртуальной реальности позволяет после получения должной информационной стимуляции вновь переживать свои воспоминания, в том числе и те, что придется извлекать из самых дальних закутков памяти. Обо всем этом нам поведает загадочный человек под псевдонимом Рэд, вещающий со многочисленных мониторов, размещенных в полузаброшенной психиатрической лечебнице, в которой мы сейчас находимся. Если верить словам этого подозрительного персонажа, главный герой обратился к нему с целью получения терапии, но чем больше мы узнаем, тем меньше верим его словам: голос с экранов слишком уклончиво отвечает на вопросы, не может сдержать явную недоброжелательность по отношению к Коулу, да и к тому же «психушка» просто ломится от буйных больных, находиться здесь просто-напросто небезопасно. До такой степени, что Рэд выдает наемнику оружие для самообороны — пистолет с глушителем.

Не имея никаких альтернатив, герой подчиняется воле незнакомца и раз за разом погружается во все более нестабильные воспоминания, пытаясь восстановить цепочку событий, предшествующих трагедии, развернувшейся в его последних воспоминаниях. Воспоминания героя таят в себе промышленный шпионаж, войну корпораций, преступные сговоры и по какой-то причине постоянно перемежаются событиями, происходившими явно не с ним. Игрок вместе с Блэком и Рэдом пытается распутать этот клубок и делать это чертовски интересно. Каждый раз, когда ты начинаешь примерно понимать происходящее, сценарий подбрасывает все новые моменты, которые заставляют пересмотреть сделанные ранее выводы. Комплекс улик, собранных в сессиях восстановления воспоминаний, хранится в своеобразных «чертогах разума», в которые мы можем периодически путешествовать. Это удобно, так как эта обрывочная информация, обнаруженная в закоулках памяти, здесь обретает форму и структурированность, обдумывать ее намного проще.

Get Even — польский шутер со смыслом

Кто эта девушка, которую мы не сумели спасти? Какова наша роль в произошедшем? Каковы истинные мотивы человека по ту сторону? Почему сознание Блэка сопротивляется вмешательству, «подрисовывая» себе охрану? Прелесть здешнего сценария в том, что хоть он и задает очень много вопросов, ответы на них всегда где-то рядом, но вот окончательные они или нет — тема для отдельного разговора. Мы никогда не имеем на руках достаточно сведений, чтобы выстроить цельную картину, какие-то из фрагментов паззла постоянно отсутствуют, но когда они все-таки находятся, оказывается, что некоторые ранее найденные кусочки так идеально к нему подходившие, теперь внезапно некуда пристроить. Субъективность восприятия событий, ненадежность памяти как источника истины и сопротивление разума извлечению наиболее неприятных ее моментов — одни из главных тем истории, раскрытых на очень достойном уровне. «Никаких догадок, только факты» — вещает раздраженный голос за кадром, но что есть факты в переменчивом мире человеческой памяти? Тыкая героя носом в явные несостыковки его версий воспоминаний, Рэд попутно заставляет игрока усомниться в том, что из увиденного вообще реально, и что можно четко и однозначно назвать фактом, а что нет. Однако, сюжет игры не только призывает немного поразмять мозг, но и рассказывает, в общем-то простую и понятную человеческую историю, способную задеть струны души.

Get Even — польский шутер со смыслом

Помогает проникнуться происходящим и отменный саунд-дизайн. Например, атмосферу безумия, царящего в психиатрической клинике, задает вторящий друг другу нестройный хор ее обитателей, способный довести до белого каления кого угодно. И так всегда: когда игре необходимо заставить вас чувствовать что-либо — от нервного напряжения до полного недоумения — ей это удается за счет одного только звука. Ну и когда нужно ударить по чувствам, Оливье Деривьер включает по-голливудски пронзительную музыку вроде этой:

Отметить так же хочется впечатляющую игру актеров озвучивания, достоверно отыгрывающих вверенных им персонажей и ласкающих слух разнообразием британских акцентов.

***

Get Even — польский шутер со смыслом

Конечно, даже к самой сильной стороне Get Even можно прикопаться. Называть сценарий претенциозным, недостаточно проработанным, персонажей недостаточно глубокими и т.д., и т.п. не так уж и трудно. Знаете, жить с таким подходом в мире несовершенных вещей может быть недостаточно интересно.

Если вам понравился этот текст — вы можете посетить мой блог, там обзоры хоррор-игр:

Есть и канал в телеге:

4.2K4.2K показов
442442 открытия
9 комментариев

Настоящий hidden gem, прошел залпом и офигел

Ответить

Она мне вроде в хамбл бандле попалась в свое время, ничего не ждал от нее, чисто решил заценить и тоже офигел.

Ответить

Как раз недавно проходил её. Там есть отрезок в психушке, как же там заёбывает слушать это бесконечное «puppet master». Реально на психику уже давить начинало, пиздец.

Ответить

Есть такое, но на мой взгляд, это играет на атмосферу.

Ответить

Если это та игра, о которой я думаю, то какое же это было душное говно.

Ответить

Перефразирую Петросяна:
Вот все говорят: "Get Even - говно, Get Even - говно". А мне понравилось!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить