Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

И, по сути, напоминает нам об одной из древнейших истин человечества. Которая всем известна, но мы часто о ней забываем.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Приглашаю всех желающих ознакомиться с ламповой видео-версией данного эссе. А мы, тем временем, будем начинать.

Время прочтения: ~ 35-40 минут.

~

Приятно осознавать, что игра содержит в себе некое осмысленное высказывание.

Игры, в основе своей, предназначались в первую очередь для развлечения, и редко выходили за эту черту в начале своего пути.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Однако, постепенно, обуздав технологию и научившись справляться с первичными техническими нюансами создания такого программного продукта, как игра, люди стали стремиться не просто развлекать игрока, занимая его время искусственными событиями на экране, но и рассказать какую-то историю, с определенным посылом, смыслом, или моралью.

Безусловно, скрытый подтекст, или вероятный символизм, при желании, можно отыскать вообще в любой игре. Но сегодня мы поговорим о таком произведении, где направленность истории на единую мысленную концепцию — прямо-таки демонстрируется в упор, и с первых своих секунд, заставляя нас интерпретировать образы, слова, и улавливать весьма недвусмысленные отсылки к реальной человеческой культуре.

Все повествование здесь будет вращаться вокруг одного фундаментального вопроса, который остается актуальным для всего человечества уже ни одну тысячу лет. А значит, мы неизбежно приходим к философии и психологии, с помощью которых игра будет с удовольствием задавать нам каверзные вопросы о нашем мировоззрении, заставляя нас хорошенько подумать.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

А когда мы-таки найдем внутри себя ответ на заданный нам вопрос, — игра задаст еще один, и заставит нас засомневаться в том, а правильная ли наша позиция, и способны ли мы, в принципе, понимать собственные мысли так хорошо, чтобы осмелиться предложить некую четкую картину мира. Или же, наша позиция может быть разрушена один колким вопросом, а наши убеждения, на самом деле, ничего не стоят?

Со всем этим, и множеством других любопытных вещей мы сегодня и попробуем разобраться.

Так что, добро пожаловать в The Talos Principle. И здесь нам придется столкнуться с, возможно самым важным испытанием, которое может быть брошено человеку.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Знакомство и экспозиция

Игра начинается с того, что мы слышим ангельское пение в небесах, в то время как машинный текст начинает проводить какой-то компьютерный протокол: запуск прошивки, загрузка параметров, системная проверка, и запуск.

Открыв глаза, мы, сквозь ослепляюще яркое солнце, видим свою не совсем человеческую руку, и немного осмотревшись, слышим обращенный к нам, словно откуда-то свысока мужской голос.

Он приветствует нас, и говорит, что мы восстали из праха, и теперь идем в его сад. Голос представляется именем Элохим, и называет себя нашим создателем. После чего, велит нам отыскать его в храме, если мы, конечно, окажемся достойны.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Мы пересекаем ворота, и тут же замечаем всплывший в нашем, судя по всему, встроенном интерфейсе, текст о запуске проверки логики.

Уткнувшись в непроходимые ворота, мы находим некое устройство. И, сложив «два и два» в уме, применяем так называемый «деактиватор» на электрическое поле ворот, и те пропускают нас. А на протяжении всего этого процесса, наблюдаем за всплывающими надписями об успешной проверке взаимодействия, и способности управлять задачами.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Пройдя сквозь следующие врата, мы обнаруживаем забавное левитирующее устройство, которое, тем не менее, при нашем приближении к нему, начинает агрессивно, словно предупреждать нас, и как только мы касаемся красных лучей, происходит немедленный взрыв.

После предполагаемой смерти, нас откатывает в начало текущей локации, и строчки протокола ясно говорят об исправлении ошибок, и перезагрузке программы.

Не желая повторить ту же ошибку, мы, теперь, используем найденный неподалеку деактиватор, чтобы, словно заморозить парящее устройство. И пройдя чуть дальше, натыкаемся на большую пушку, что сканирует территорию такими же красными лучами. Не желая проверять, работают ли они по тому же принципу, мы замораживаем и ее, найденным еще одним деактиватором.

Пройдя дальше, голос Элохима вновь обращается к нам, говоря о том, что по всей этой земле, он оставил нам испытания, которые мы должны преодолеть. В конце каждого пройденного испытания, мы будем находить, так называемые «сигилы». Это и будет нашей целью — найти и получить эти сигилы, чтобы таким образом послужить будущим поколениям, и обрести бессмертие (что бы это не значило).

Бегущие строки гласят, что проверка логики была пройдена успешно, а мы тем временем, натыкаемся на нарисованный на стене QR-код. Наведясь на него, интерфейс считывает его содержание, и мы видим, что это послание, оставленное некой другой «версией». Оно гласит, что автор оказался в мире странных построек и машин, и боится, что от непонимания, как это место работает, он может провалиться под землю в любой момент.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Пройдя через очередные врата, перед нами раскидывается просторный живописный двор, с множественными вратами поменьше.

Обнаружив на одних из врат замок, мы пытаемся взаимодействовать с ним, но получаем лишь предупреждение, что у нас, пока еще, нет необходимых сигилов, и видим, какой именно формы сигилы нужны.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Оставив этот замок, и осмотрев окрестности, мы замечаем указатель, который показывает, в какой стороне находятся сигилы определенной формы — и тут, общая картина в нашей голове начинает немного складываться.

То есть, для открытия тех центральных врат, нам нужно иметь несколько сигилов определенной формы; местные указатели дают нам понять, куда нужно идти, чтобы отыскать сигил конкретной формы; и проследовав за указателем, мы натыкаемся на врата, каждые из которых хранят свой собственный сигил, для получения которого, нам, судя по словам Элохима, придется пройти некое испытание.

Поняв общую концепцию, и выбрав сигил, за которым мы отправимся, мы проходим сквозь врата, и увидев название данного испытания, начинаем осматриваться, чтобы постараться понять, в чем суть этого испытания, и как потенциально его можно пройти.

Это испытание содержит уже знакомые нам элементы, и из прошлого опыта, нам известно, что обе эти преграды можно обезвредить деактиватором. Что мы и делаем с одной из парящих сфер, и осматриваясь в раздумьях о нашем следующем шаге, мы натыкаемся на него — наш первый сигил, который нужно каким-то образом достать.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Пораскинув мозгами и оценив обстановку, мы понимаем, что на всей этой локации есть только один единственный деактиватор. Так что, нам приходится проявить смекалку, и путем проб и ошибок найти решение тому, как нам избавиться от этого патрулирующего шара, и в то же время остаться с доступным к использованию деактиватором.

А когда нам удается это, мы подходим и заполучаем наш первый сигил. Теперь, можно просто покинуть локацию с этим испытанием, и отправиться за следующим сигилом.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Элохим вновь обращается к нам, говоря, что собираемые нами сигилы — это не просто безделушки, а символы его имени, и каждый собранный нами сигил приближает нас к вечности.

Собрав необходимые нам сигилы, мы возвращаемся к тем самым центральным воротам, и теперь можем попытаться открыть их. Для этого, нам понадобится уместить сигилы в обозначенный контейнер таким образом, чтобы все поместилось, и не осталось ни одной пустой клетки. И справившись с этим, врата распахиваются перед нами, и мы видим что-то стоящее впереди, словно ожидающее нас.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Подобравшись поближе, мы понимаем, что это некий компьютерный терминал, и вступая с ним во взаимодействие, тут же видим знакомые нам бегущие строки протокола. Они гласят, что в хранилище данных найдено огромное множество сохраненных файлов, однако ни доступ к сети, ни бот-помощник почему-то недоступны. Так что, нам только остается ознакомиться с файлами, которые были локально сохранены на этом конкретном терминале.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Нам предоставляется короткий перечень из всего лишь трех файлов. Мы поочередно изучаем каждый из них, и все они, и похожи, и разнятся одновременно: приветственное письмо от одного ученого — другому ученому-новичку; отрывок древнегреческого мифа про Афину; и какое-то личное письмо с небольшим напутствием от отца своему ребенку.

Объединяет все эти файлы то, что, пусть они и написаны разными людьми, в разное время, и с разными целями, но в каждом из них прослеживается то, что все они говорят о чем-то поучительном, вечном, и философском.

Перед тем, как оставить терминал, мы, на всякий случай пробуем еще раз запустить бота-помощника, и на удивление нам это удается.

Мы пытаемся расшевелить бота, вводя каверзные запросы, чтобы проверить его интеллект, но тот лишь сухо и скучно отвечает, что он простой робот. Так что, нам только и остается, что выпытать из него побольше информации о том, что здесь вообще происходит.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Из уст бота, или как сама игра его называет «помощника», мы узнаем, что терминалов много, и что они нужны для обеспечения доступа к библиотеке данных.

Сама библиотека сильно повреждена, так что многие данные остаются нечитабельными. А вся эта система существует уже какое-то баснословное количество тысяч лет.

Далее, мы спрашиваем у помощника об Элохиме, и тот говорит, что это слово обозначает «бог» в переводе с иврита.

На вопрос: «Что я такое?» — бот говорит, что мы вошли через аккаунт гостя.

А на: «Где я?» — отвечает, что мы находимся в сеансе поддержки с помощником.

Что, в общем-то справедливо, ведь бот заранее предупредил нас, что его знания ограничены данными в самой библиотеке, так что некоторые его ответы могут быть столь же ограниченными. Закончив задавать вопросы, мы оставляем терминал, а сами направляемся к следующим вратам.

Пройдя сквозь них, Элохим, который, теперь уже, безо всякого сомнения является богом, говорит нам, чтобы мы ступили в лучи света, и тогда попадем в его храм.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Мы находим этот самый свет, и войдя в него, переносимся в указанное место. А стоит нам сделать несколько шагов по каменным плитам, как Элохим вновь обращается к нам.

Он приветствует нас в своем храме, и говорит, что отсюда ведет много дверей в локации с испытаниями. Также, он хочет, чтобы мы знали, что у него есть и другие храмы, ибо его сад больше, чем мы способны увидеть. И в заключении, он говорит, что все эти миры он создал для нас. Элохим умолк, и мы остались один на один с громадным и таинственным храмом.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Осмотревшись, мы находим схему, которая изображает все двери, что есть в этом храме; и все сигилы, спрятанные за каждой конкретной дверью.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

В другом конце зала, мы находим две непонятных голограммы, доступ к которым ограничен уже знакомым нам замком, требующим определенный набор сигилов.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Что ж, все, кажется, предельно ясно: как и раньше, нам нужно собрать сигилы, чтобы разблокировать что-то для себя. Однако, помимо нашей основной задачи, буквально все остальное остается совершенно непонятным: что за Элохим? Как устроен этот мир? И для чего нам вообще нужны все эти сигилы, и обещанная нам вечная жизнь?

С полной головой вьющихся клубком разнообразных мыслей, мы отправляемся в одну из дверей за сигилами. А наш путь, в стремлении раскрыть все тайны этого мира, и понять наше в нем место, лишь только начинается.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Основная часть: о геймплее, атмосфере, и смысловом наполнении

После вышеозначенной вступительной части, мы, по сути, оказываемся в свободном режиме, и вольны сами решать — пусть и с некоторыми ограничениями — куда и в каком порядке мы хотим направиться.

Впрочем, какую бы дверь мы не выбрали, мы всегда будем получать похожий набор активностей, а именно: повествовательные элементы — такие, как QR-коды с рассуждениями о прибывании в этом странном мире от наших предшественников; аудиозаписи девушки-ученого, которая рассуждает на интересные вечные темы в вольной манере рефлексии; и, конечно же, самое главное — головоломки. И о них мы поговорим подробнее.

Каждый из местных пазлов, в основе своей, сильно завязан на геометрии и оптимизации маршрутов в условиях ограниченных ресурсов.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Так что, первое время, мы в основном будем заниматься изучением пространства вокруг нас на предмет опасностей и полезных предметов; после чего, будем пытаться понять, как именно можно использовать найденные инструменты, чтобы сохранить себе жизнь и продвинуться к нашей цели; и в заключении, когда вся необходимая информация будет собрана, и общий принцип работы головоломки будет понятен, останется самое главное — сложить все кусочки пазла воедино так, чтобы механизм заработал, и дверь к заветному сигилу оказалась открытой.

Постепенно, головоломки будут становится все комплекснее, и будут включать в себя не только все больше разнообразных инструментов, но, в какой-то момент, помимо очевидного пространственного измерения, к пазлам добавится еще и временное, где нам придется обдумывать, уже не одну только геометрию, а еще и держать в уме некоторые тайминги и скорость нашей реакции.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Ко всем этим тонкостям мы вернемся позже, а сейчас давайте взглянем на пример одного конкретного пазла, чтобы понять общую структуру и принцип работы местных головоломок.

Прежде всего, мы сами выбираем, за каким сигилом хотим отправиться, и проходим через соответствующие врата в локацию с пазлом.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Там, мы осматриваемся, и видим первые препятствия, и некую точку взаимодействия. Следом, мы находим инструмент для взаимодействия с этой точкой. Конкретно этот называет «коннектор», и он нужен для того, чтобы соединять две точки, а именно: он позволяет пропустить через себя луч из источника, и направить его в указанную ячейку, которая как раз требует луч, чтобы убрать электрическое поле.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Мы проделываем эту простую манипуляцию, однако видим, что парящие сферы не дают лучу убрать поле, постоянно прерывая соединение.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Первое, что пришло мне в голову — это проверить, могу ли я своим телом остановить движение сферы. И в результате, получилась лишь смерть с последующим откатом в самое начало пазла.

Вернувшись, становится понятно, что нужно искать другой подход, и он в самом деле находится: оказалось, что есть другой, менее очевидный путь, через который можно провести луч таким образом, чтобы лишь одна из двух сфер касалась его. И времени ее неспешного полета, как раз будет достаточно, чтобы электрическое поле успело на пару секунд открыться для нас.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Пробравшись в эту часть локации, мы находим куб, с помощью которого можно попытаться заблокировать движение одной из сфер, и тем самым облегчить себе жизнь, что мы и делаем.

Убедившись, что куб работает, мы ставим его перед другой сферой, которая мешает сильнее, и пытаемся вновь пропустить луч с помощью коннектора с нашей изначальной позиции. А вернулись мы на эту позицию потому, что нам, теперь нужно не только убрать поле, но и направить луч во второй найденный коннектор, чего нам не удалось бы сделать со альтернативной позиции в узком проходе.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Убедившись, что все работает, мы возвращаемся на другую сторону локации, и размещаем второй коннектор таким образом, чтобы перенаправить луч из первого коннектора прямиком в ячейку, отключающую электрическое поле, и, наконец открывающую нам путь к сигилу.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Вот, собственно, и все. Мы только что решили с вами один из пазлов.

И тут стоит учитывать, что эта конкретная головоломка была взята мной из первой трети игры. Так что это нормально, если она не особенно впечатляет вас своей трудностью и изящностью, поскольку и она сама, еще всего лишь аккуратно испытывает игрока, пока тот осваивается и привыкает к местному дизайну пазлов.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Но, как вы, возможно помните, проходить испытания нам нужно не только по указанию свыше для обретения бессмертия, но и для куда более приземленной цели — получения новых инструментов, которые будут открывать нам новые возможности во время испытаний.

Например, в какой-то момент мы соберем достаточно сигилов, и конечно же, справимся с замком в виде тетриса, после чего, откроем для себя куб, который, казалось бы, работает слишком просто, но я все же опишу. С его помощью мы сможем выполнять такие базовые и незаменимые действия, как перекрытие чего-либо, удержание нажимных плит, а также будем использовать его как подставку для себя, или другого инструмента.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Или вот еще: дополнительно собрав немного сигилов, мы сможем получить доступ к вентилятору. Применив его в нужном месте на локации с головоломкой, мы сможем поднимать некоторые предметы в воздух, включая, кстати, и свое собственное тело. И таким образом, мы откроем для себя третье пространственное измерение — вертикальность.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Ну, и, пожалуй, мое любимое — проигрыватель. Это устройство позволит нам записать абсолютно любые наши действия, связанные с перемещением нас в пространстве, и в том числе с перемещением и интеракцией с инструментами. Когда же мы остановим запись, устройство тут же проиграет все те действия, что мы исполнили, пока запись была включена, как бы создавая голографическую копию нас, и каждого предмета, с которым мы взаимодействовали. Что, в результате дарит довольно приятное ощущение того, как ты круто все спланировал, думая на несколько шагов вперед сразу за двоих.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Игра будет предоставлять весьма и весьма любопытные и изобретательные головоломки в паре с не менее интересными инструментами для их решения. И этот геймплейный аспект игры будет искренне стараться не дать нам с вами заскучать.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Что касаемо того, как сама игра выглядит, хочется обозначить несколько любопытных моментов.

Здешний визуальный стиль можно было бы описать, как «фотореализм с легкой стилизацией». И пусть детализация и качество текстур явно не удовлетворяют современным стандартам — что закономерно вытекает из возраста самой игры — визуальный ряд, тем не менее, исполняет свою функцию, и делает наше пребывание в мире многочисленных головоломок комфортным и приятным.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Говоря это, я хочу отметить то, что картинка игры довольно статична, не имеет практически никаких партиклей, сложных теней, или реалистичного проработанного освещения — и все это положительно влияет на сам игровой процесс, где мы сосредоточенно переставляем предметы с места на место, постоянно изучаем обстановку, ищем решения для комплексных задач — а на заднем плане игрового процесса, то есть окружающий нас визуальный ряд, не пытается привлечь наше внимание к себе, не отвлекает нас, и дает полностью сконцентрироваться на поиске верного ответа.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Я считаю, что это довольно хорошее дизайнерское решение для игры-головоломки, где графика сочетает в себе умеренную функциональную привлекательность, но абсолютно не отвлекает игрока чрезмерными деталями и эффектами во время вдумчивого геймплея.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Однако, художественное оформление игры хочется похвалить и в отрыве от игрового процесса.

Сам по себе визуал рисует перед игроком довольно стерильную, аккуратную, не вызывающую особого восторга картинку. Но в сочетании с местной музыкой, мир игры начинает преображаться в лучшую сторону.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

В игре представлено три, так называемых «мира», которые приготовил для нас Элохим. И в каждом из этих миров будет свой уникальный саундтрек, стилизованный под его тематику как настроением самого звучания мелодий, так и набором используемых инструментов.

За исключением одного из трех миров, где музыка звучит уж больно стилизованно под конкретную эпоху человеческой культуры, в общем и целом, саундтрек будет помогать нам ощутить некое умиротворенное любование увяданием этого, словно покинутого и забытого всеми мира.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Удачное сочетания камня и зелени — а в некоторых случаях и камня с песком — создают и подчеркивают общую атмосферу эдакого пост-апокалипсиса, где мы можем лишь наблюдать за руинами былой, уже павшей человеческой цивилизации, пока легкие, слегка меланхоличные фортепианные пассажи в сочетании с подыгрывающими им смычковыми — будут окутывать разрушенный, но будто бы вновь обретающий жизнь мир, какой-то особой магией: наполняя воздух и умеренным напряжением, и благородным превозмоганием, и утешающей надеждой.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

А теперь, мы поговорим о, пожалуй, самом главном в этой игре — повествовании и общем смысловом наполнении.

Я намеренно не упомянул этого в начале, но сейчас будет самое время сказать, что, когда Элохим еще только знакомил нас со всеми сотворенными им мирами, он четко и ясно сказал: «Ты можешь делать все, что пожелаешь в мирах, подаренных мной тебе. Но ни в коем случае не смей подниматься в башню, ибо туда тебе ход закрыт» — и, когда ты слышишь эти слова, а ко всему прочему еще и видишь это возвышающееся до облаков нечто, к которому тебе строго настрого запретили прикасаться, — единственная мысль, которая проносится у тебя в голове, звучит как: «Я обязательно сделаю это».

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Или же не звучит, и более того, разум закрепил установку, и теперь даже и не подумает приблизиться к монументальному зданию?

Я с огромным трудом могу поверить во второй вариант, но в этом и кроется суть произведения. Так что, давайте со всем этим разбираться.

Вспоминаем, что с первых секунд игры, нам дают четкие указания, что нужно делать, и в тот же момент обещают некую награду в конце, чтобы у нас была мотивация выполнять эти указания.

Далее, когда мы уже преодолеваем обучающую фазу, и входим в свободный режим игры, мы отправляемся решать головоломки — или, как сама игра это назвала бы: «проходить испытания» — чтобы в итоге собрать некие сигилы, которые, в свою очередь, позволяют нам снимать замки и получать новые предметы в свое распоряжение, а также открывать для себя целые новые миры.

Процесс сбора сигилов займет у нас немало времени. И на протяжении нашего непростого пути, мы столкнемся с множеством записей из прошлого, которые будут заставлять нас думать, и сомневаться.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Например, в компьютерных терминалах мы будем часто находить обрывки из древних историй и мифов, которые, порой, будут подозрительно напоминать то, чем и мы с вами здесь занимаемся.

Параллельно с этим, нам будут попадаться письма ученых из некого исследовательского института, которые будут без конца твердить о прогрессе своей непростой работы над чем-то до того важным, что всем им нужно очень спешить и не падать духом, ведь времени у всех осталось совсем немного.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

В добавок к этому, мы будем натыкаться на оставленные, судя по всему, нашими предшественниками, короткие записи в виде нарисованных на стенах QR-кодов.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Разные «версии» будут говорить о разном. Кто-то просто рассуждает об этом странном месте, или предполагает, что будет в конце, и для чего вообще все это нужно; иной раз, целая группа может завести спор о том, чем на самом деле является тот или иной предмет, или как устроено что-то любопытное и непонятное; порой, мы будем видеть и слова отчаяния тех, кто устал бесконечное количество раз пытаться пройти какую-то тяжелую головоломку, и опустив руки прощается со всеми, кто найдет и прочитает его последнее письмо; равно, как и подбадривающие и юмористические высказывания, что, напротив, будут немного подымать боевой дух, давая понять, что мы не первые, кому пришлось столкнуться с этим испытанием, и что уже есть те, кто смог справиться с ним, а значит, — и у нас есть все шансы.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Великое множество разнообразных QR-кодов во всем их содержательном многообразии, будут создавать приятное ощущение того, что мы с вами — не просто одинокий скиталец, который путешествует по чужому миру, и в абсолютном одиночестве ломает голову над тем, как заполучить все эти сигилы; но напротив — читая записи своих предшественников, ты не испытываешь удручающего одиночества, а чувствуешь себя полноправной частью чего-то большего, чем ты сам.

Чего-то, что, возможно, длится уже очень долгое время. И ты просто не можешь подвести всех тех, по чьим стопам ты сейчас идешь. Ты просто не можешь сдаться, ведь это означало бы, обесценить все те усилия, что были проделаны до нас; и все те знания, что были нам переданы.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Но, постойте, а мы вообще помним, кто мы такие?

Буквально первое, что мы видим в начале — это свою, прикрывающую глаза от солнца, не совсем человеческую руку.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Предположим, на эту деталь можно просто не обратить внимания, или быстро забыть об этом. Но игра будет упорно продолжать акцентировать внимание на нашей сущности и дальше.

В первые несколько часов, мы увидим некую предзаписанную голограмму, которая будет достаточно уловимо показывать, что бегущий человек — не очень-то человек.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Авторы QR-кодов, обозначаются длинным машинным номером версии, пусть иногда и с некими странными именами.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Один из инструментов, который откроется нам во второй половине игры, позволит нам буквально записать самого себя, и после рассмотреть с любого удобного ракурса и расстояния.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

И стоило ли все это перечислять, когда в самые первые наши секунды появления, можно просто открыть настройки, включить камеру от третьего лица, и тут же убедиться, что мы — не человек, а робот.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Впрочем, а так ли это важно? Так ли велика разница, управляем мы человеком, или продвинутым роботом, похожим на человека?

Так, стоп. А если кажется, что разница не велика, то значит ли это, что человек и робот — одинаковые?

Чтобы сравнить их и выяснить это, нужно сперва дать каждому определение. Скажем, вот, что такое робот — понятно и ребенку. А что такое человек?

Мы, наконец, вплотную подобрались к тому, о чем игра будет рассуждать вслух сама, и вынуждать нас рассуждать про себя — в мыслях.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Разумеется, этот вопрос не будет работать должным образом, если задать его в вакууме и без необходимого контекста.

Поэтому, игра будет порционно снабжать нас множеством различной информации, чтобы дать нам этот самый контекст, дать нам некий референс, дать нам пищу для ума. Ведь, как уже было сказано ранее, в этой игре нет практически никаких сторонних факторов, которые бы отвлекали тебя, или нарушали твою концентрацию. А значит, ты постоянно будешь о чем-то думать.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

И действительно, коль скоро основной геймплей — это решение пространственных головоломок, кажется очевидным, что думать придется. Но я, скорее, говорю не о том «думать», которое «усиленно решать проблему». А о том, которое «размышлять» и «созидать».

Видите ли, почти всегда новая порция информации будет даваться нам при входе в новую локацию с головоломками. А значит, что мы сперва прочитаем и впитаем всю доступную нам информацию, и уже после этого, настроившись на определенный лад, отправимся проходить испытания.

И, как на протяжении процесса решения пазла, так и до, и после него, в нашей голове будут часто кружиться те самые мысли, что мы услышали ранее в начале локации.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

И что же это за мысли такие? Ну, их будет довольно много и в разной форме.

· Например, терминалы со случайно сохранившимися малочисленными файлами из некогда функционирующего интернета.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Конкретной и четкой информации игра не дает, но из содержания этих сохраненных писем, чатов, и прочих текстовых форм общения между людьми, явно прослеживается то, что все, либо готовятся к чему-то фатальному и неотвратимому, либо пытаются что-то сделать, чтобы предотвратить это.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Все это будет лишь усиливать ощущение того, что мы оказались здесь не только не случайно, но и что мы, в некой степени, должны выложиться на полную, и сделать все от нас зависящее, чтобы преуспеть. Ведь мы будем видеть, что переживали люди, которые писали свои последние слова, в ожидании, что время для них всех вот-вот истечет. А у нас самих — этого времени в избытке, так что и ответственность у нас соответствующая.

· Нам также будут попадаться аудио-дневники одной из ведущих учёных того самого исследовательского института, где эта девушка — просто, но красиво рассуждает о вечных вопросах человечества.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Эта информация не будет делать такой сильный акцент на событиях прошлого — как то делают текстовые файлы в терминалах — но, скорее, будет пытаться воздействовать на наши чувства и эмоции, говоря о сложных вещах простыми словами, и в очень неформальной форме: словно ты слушаешь знакомого или друга, который умиротворенно размышляет вслух о природе и устройстве человека. И притом, весьма умело и увлекательно погружает тебя в эти коротенькие истории из своей жизни, что заставляет проникнуться к этим словам еще большей эмпатией.

· Еще одним интересным способом донести до нас новую информацию, выступят множественные обращения Элохима.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Этот громогласный голос, что, порой, может даже слегка напугать своим внезапным появлением, — будет постоянно давать нам напутствия; напоминать о нашей главной цели; а также, предупреждать нас, когда мы пытаемся отклониться от его наставлений, и выйти за некие установленные рамки.

Довольно неприятно осознавать, что за тобой постоянно следят, и что твоя миссия — из-за довольно частых напоминаний о ней — может в какой-то момент начать казаться работой. Что не лучшим образом отражается на нашей мотивации. Но лишь до тех пор, пока мы не начнем сталкиваться с откровенными странностями и противоречиями.

Видите ли, какое дело: Элохим очень гордится тем, какие миры он создал для нас, и нас одних. Однако, в определенный момент игры, мы станем замечать, как обыкновенные предметы в этом мире — такие, как деревья, или стены — начинают рябить помехами, и словно на мгновение исчезать, как будто в не очень качественной симуляции.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Видя это несовершенство, начинаешь сильно сомневаться в компетенции этого верховного наставника и создателя, а вместе с тем — и в самой своей миссии, и в ее важности.

Но не стоит опускать руки слишком рано, ведь, как выяснится, мы не одни, кто считает Элохима странным и ненадежным.

Скоро, тот самый чат-бот, с которым мы пытались завести разговор еще в самом начале, словно очнется, и в своих изречениях станет куда более осознанным и смелым, как для обычного бота-помощника.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

· И это еще одна, пожалуй, самая любопытная и претенциозная форма новой информации, которую мы будем получать — обмен репликами с искусственным интеллектом, который, кажется, знает куда больше, чем говорит, и тем самым — постоянно держит нас в напряжении.

Новообретенный цифровой собеседник будет весьма про-активным, часто первым начиная диалог, и причем не самым простым и дружелюбным образом.

Из примитивного бота помощника, он превратится в некоего хладнокровного экзаменатора. Что будет испытывать нас, задавая множественные вопросы в духе психологических тестов, и опираясь на наши ответы, составит наш психологический портрет.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

После чего, своими дальнейшими вопросами, будет испытывать на прочность, теперь уже, наши жизненные убеждения. А также, максимально открыто предавать цель, назначенную Элохимом, большим сомнениям, — заставляя и нас самих засомневаться в оправданности наших усилий; подлинности нашего мировоззрения; и в том, понимаем ли мы на самом деле, чем мы тут вообще занимаемся.

Все разговоры с ним будут жутко неуютными и с большим градусом скептичного презрения к нам, так что воспринимать такую информацию — в отличии от большинства прошлых ее форм — будет совершенно неприятно. Однако, не смотря на те негативные эмоции, что вызывают эти чат-сессии, они будут эффективно исполнять свою главную роль: заставить нас хорошенько подумать и усомниться в чем-то, прежде чем принять это на веру, и закрепить в своем мировоззрении.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

В особенности, ценности той информации, что будет давать нам чат-бот, предает тот факт, что сам Элохим будет строго предупреждать нас не слушать, и не соблазняться поверить лжи «коварного змея».

И тут мы уже понимаем, что в этом мире вырисовывается настоящее противостояние двух взглядов на саму жизнь, и как ее стоит жить. А оба эти взгляда решительно направлены на нас, в ожидании наблюдая, какую же сторону мы в конце концов примем.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

На протяжении всей игры мы будем пребывать в неких тисках: где, с одной стороны — будет твердый и уверенный голос того, кто дает нам четкие инструкции; прозрачно обещает конкретную награду в конце; и, взамен, требует к себе полного уважения и повиновения.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

С другой стороны — нечто, даже не имеющее голоса, но лишь способное выводить буквы на небольшой прикованный к полу экран — будет из раза в раз, практически оскорбительно обращаться с нами, задавая грубые вопросы, испытывающие не только нашу жизненную позицию, но и наше терпение; и при всем этом, не обещая и не давая ничего приятного в конце.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

К чему же нам стоит склониться? Продолжить покорно проходить испытания и собирать сигилы, чтобы в конце обрести обетованную вечную жизнь?

Или же махнуть на все это рукой, и сорвавшись с места отправиться туда, куда нам строго настрого запретили соваться — в запретную, окутанную тайной башню?

Сама игра даст нам возможность выбрать, и примет любое из наших решений, пусть и с некоторыми оговорками. А самое интересное здесь, это конечно же попытаться ответить на сам вопрос: «Какой выбор нам следует сделать?». И именно с этим вопросом, мы и попробуем разобраться.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Наша первая опция — последовать наставлениям Элохима — подразумевает слепое подчинение без лишних вопросов, и без возможности узнать хоть что-нибудь о нас самих, и об окружающем мире. Но зато, с постоянной и последовательной средой обитания, где все нам уже понятно и знакомо — и, более того, мир этот буквально был создан для нас, а значит, в нем по умолчанию нет никаких реальных угроз —, и с предсказуемым итогом, где в конце нас будет ожидать приятное и конкретное вознаграждение.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Альтернатива же — отвернуться от Элохима, и ступить на путь бесконечных размышлений и сомнений в окружающем мире, и в самом себе, чтобы отказаться от комфортной и предсказуемой среды обитания, вместе с ее обещанной финальной наградой. И в конце концов броситься на встречу пугающей неизвестности, которая может и не сулить ничего хорошего сама по себе, не говоря уже о том, что здесь нам никто не обещает вообще никакого вознаграждения.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

И, казалось бы, ну разве не очевидный выбор: безопасный, комфортный, и такой до неестественности постоянный мир, в котором можно ничего не бояться, ни о чем не беспокоиться, так еще и вознаграждение обещают, если будем слушаться — звучит просто как рай какой-то.

Однако, при обдумывании варианта остаться с Элохимом в этом месте навсегда, что-то внутри тебя не может до конца согласиться с этим. Словно что-то в этом мире не так, неправильно.

Да, нам обещают беззаботное бытие в обмен на полное повиновение, но какой тогда смысл от всех этих благ, если мы сами даже ничего не можем сделать? Мы не способны проявить инициативу, предпринять что-то, или придумать, открыть что-то новое — все уже известно до нас, ответы на все вопросы есть, и причем единственно верные ответы. Так что, мы даже не можем сделать ошибочное предположение о мире или себе; не можем пойти куда-то не туда; а все, что мы можем — это следовать инструкции, подчиняться, и продолжать идти к вознаграждению за наши покорные старания.

Чем больше обо всем этом думаешь, тем сильнее в тебе, словно пробуждается чувство какого-то несогласия, нежелания примерять на себя эту судьбу. Ведь звучит все это — до ужаса неестественно; неправильно; и, что самое главное — нечеловечно.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Именно «нечеловечно», ведь в нашей голове не укладывается то, как вообще живой человек смог бы жить в таких условиях. Мир, в котором тебе ничего нельзя, кроме того, что можно. А можно лишь то, что было искусственно создано таким по своей природе, чтобы все тебе было знакомо и понятно еще до того, как ты самостоятельно успел познакомиться и понять это; чтобы тебе уже просто нечего было познавать.

И это как раз то, к чему человек стремится всю свою жизнь, и всю свою историю существования — познание чего-то нового.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Мы постоянно задаем вопросы себе и другим людям, даже если вопросы эти не имеют однозначно верного ответа; мы пробуем изучать вещи путем эксперимента, и ошибаемся, много ошибаемся, но лишь для того, чтобы получить опыт, навык, или знание — и мы готовы платить за это справедливую цену ошибки; мы даже самоотверженно соглашаемся совершить какой-то поступок, который заранее может быть проигрышным, но в нас будет вера в то, что мы, по крайней мере, поступаем правильно, пусть и осознанно идем по трудному пути.

Часто, для нас возможность свободного выбора, возможность обрести свое право на познание — это уже само по себе награда. Ведь тогда мы, пусть и опираясь на наставления предков, находим какой-то новый, не протоптанный до нас, и самое главное — свой собственный путь, пройдя который, мы, может быть и сами однажды станем тем самым предком для будущих поколений искателей ответов.

Все это, и еще бесчисленное множество других проявлений нашего стремления к познанию — это то, что и делает нас человеком.

Человеком, осознанно отказывающимся от жизни, лишенной вопросов.

Человеком, что не может насытиться одним лишь комфортом и благами.

Человеком, что свободен сам вершить свою судьбу, а не слепо повиноваться.

Безусловно, это не исчерпывающий список того, из чего состоит само естество такой формы жизни, как человек. Однако, в рамках данного произведения, познание — это и есть тот запретный плод, от которого не способен удержаться один лишь только человек.

И пока мы с вами подбираемся к завершающему этапу познания сути этой игры, давайте вместе подытожим то, чем же она в своей совокупности является.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Заключение и итоги

The Talos Principle — это настоящая головоломка во всех смыслах этого слова.

Эта игра не только расшевелит твое серое вещество, вынуждая постоянно работать с геометрией местных испытаний, и оптимизировать максимально эффективное использование крайне ограниченных ресурсов, но ко всему прочему, заставит тебя еще и заглянуть внутрь себя, размышляя над множеством любопытных вечных вопросов — таким образом ломая твою голову, как най геймплейном уровне, так и на повествовательном.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Произведение будет не просто вынуждать тебя думать о чем-то, что существует только внутри игры, в духе: «А каким окажется новый мир, который я вот-вот открою?» — но будет и подкидывать тебе такие мысли, после которых ты будешь сам задавать себе вопросы, которые очень может быть останутся в твоей голове и после того, как ты завершишь сеанс и закроешь игру.

Это удивительно, как абсолютно ненастоящая история — выдуманная, технически существующая только на твоем электронном устройстве — способна проникнуть в твое настоящее физическое тело — через мысли —, и таким образом выйти за свои изначальные цифровые рамки, оказавшись в реальном мире.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

А с другой стороны, в этом нет ничего удивительного, ведь так и работают образцовые художественные произведения, которые стремятся не просто рассказать тебе локальную историю, или подарить одноразовый опыт. Но хотят затронуть струны твоей души, проникнуть в твои мысли, и поселиться у тебя в голове хоть на какое-то время, чтобы оказать настоящее влияние на тебя и твою жизнь.

B этой игре — все это, несомненно, есть, но, стоит понимать, что это не медитативная визуальная новелла, где ты просто отдыхаешь и получаешь нарратив, так сказать «бесплатно». Но, здесь тебе придется изрядно потрудиться, решая множественные головоломки, чтобы получить свою порцию рефлексии, философии, и интересных мыслей.

Так что, если пазлы тебя не пугают, и более того, привлекают, — то тебе определенно стоит попробовать The Talos Principle.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Послесловие

Кому-то может показаться, что сам этот вопрос звучит довольно избито и заезжено. Однако, едва ли кто-то станет спорить с тем, что, несмотря на это, ответить на него весьма и весьма непросто.

Так, что же значит — быть человеком? Спросить себя, или кого-то другого об этом, означает окунуться в, поистине, бездонный колодец знаний, смыслов, и мнений — ведь, не смотря на свою титаническую фундаментальность, вопрос этот весьма зависим от контекста и ситуации, в которой рассматривается эта самая «человечность».

И поскольку охватить все на свете мы не в состоянии, одно можно сказать с уверенностью: быть человеком — значит не бояться, и стремиться познавать новое.

Человек учится, опираясь на знания предков — безусловно. Но в какой-то момент, непременно отправляется за горизонт, чтобы отыскать что-то новое; что-то желанное; и что-то по-настоящему свое, заслуженно обретенное через самостоятельный труд.

Так что, не бойтесь неизвестности, и стремитесь к истине. Ведь те места, что нам страшны, и, пока еще не знакомы — очень даже могут не скрывать, но напротив — хранить свои сокровища, терпеливо дожидаясь, пока мы осмелимся, и найдем в себе силы их познать.

Философия для роботов: или как The Talos Principle рассуждает на тему того — что отличает машину от человека

Спасибо, что дочитали до конца!

Если вам понравилось, и хотелось бы видеть больше такого контента, – вы с лёгкостью сможете найти его в уютном видео формате по ссылке здесь.

8.8K8.8K показов
716716 открытий
13 комментариев

Многабукаф, ниасилил.

Ответить

1)текст местами по мне тяжело читается, особенно пролог, не знаю зачем ты так подробно расписал его при том, что там особо важных событий нет
2)не согласен с тем, что головоломки в 1 части имеют красивое или изящное решение. Нет, они тяжёлые и просто неинтересные. начиная с 3 мира, до сих пор пригорает где у одной головоломки решение без ошибок занимает 5+ минут, это дофига, и где тут изяществом пахнет я хз.
3)Если игровой процесс мне не особо понравился(вообще не понравился) то вот философские размышления, сюжет очень и очень зашли. Диалоги со змеем искусителем лучшее, что есть в игре, он реально заставил меня сомневаться в своих рассуждениях.
4)Хотелось бы больше увидеть в тексте про анализ философских размышлениях в игре и личное мнение автора по тем или иным изречениям
5)А что ты думаешь по поводу сиквела? В чём он лучше или хуже 1 части получился?
6)Пост сделан в позднее время, мало народа увидит. Рекомендую с утра сделать репост.

Ответить

ещё хотел бы добавить интересную деталь. Если в стиме твои друзья тоже играли в игру, и оставляли свои кр коды, то ты в своём прохождении можешь на эти самые коды наткнуться.

Ответить

Мы выезжаем

Ответить

"Я... Я больше не могу держать глаза открытыми. Думаю, что это... Это всё. Конец... Меня. Я... Не верю, что буду существовать и дальше. Мне бы хотелось думать, что есть... душа или дух. Какая-то часть моего... Сознания, который сохранится. Но все... все факты говорят, что, когда мой мозг умрёт, меня... Не станет. Я никогда в жизни не отворачивалась от истины, даже если она пугала меня. И... Я могу смело посмотреть правде в лицо... Посмотреть в лицо... Своей собственной смерти... И... И сказать... С абсолютной уверенностью... Что быть человеком - прекрасно."
Это последняя запись Александры Дреннан. Данная запись прекрасно передает все то, через что прошла Александра Дреннан во время разработки проекта по спасению человечества. В начале она была очень сильно увлечена этим. Но по итогу, когда надежда почти угасла, она отчаялась до такой степени, что уже не верит в свои силы, так как она физически уже не может успеть что либо делать.
Эти капсулы времени, пожалуй одна из лучших фишек игры. Ты будто сам находишься там, и наблюдаешь за тем как вымирает человечество, попутно читая сообщения на форумах в терминалах. Где мысли людей постепенно угасают.

Ответить

способы размножения

Ответить

+5к

Ответить