Никаких теорий. Обзор Senua's Saga: Hellblade II

Что может изменить уход одного человека? Иногда – всё. История Сенуи не даст соврать. А иногда такая потеря оказывает влияние только на детали. Но в них и кроется дьявол. Эту истину подтвердят уже сами Ninja Theory. Давайте узнаем, какой получилась первая игра англичан в их новом статусе?

(Не)Нужный сиквел

Люди разные. И воспринимать одно и то же событие могут по-разному. Возьмём ту же концовку первого Hellblade. Есть те, кто считает, что история Сенуи завершена. Она смирилась с потерей мужа. Но лично я просто не могу игнорировать тот факт, что Сеня прямо мне в лицо говорит, пойдём со мной, я расскажу тебе ещё одну историю.

Для тех, кто забыл.

Да, её разум успокоился, она смирилась с голосами в голове. Но самый навязчивый голос, самый тёмный из них никуда не исчез и продолжает диктовать свою волю. Это голос её отца. Как минимум, странно не обращать внимание на эту проблему.

Отец.

В своём, не побоюсь этого слова, потрясающем обзоре на первую часть (там есть женская грудь, так что почитайте) я пытался угадать, куда приведут Сеную разработчики в сиквеле. Ну и, как и предполагалось, они пошли по пути мести.

Сенуя во второй части стала гораздо больше походить на Мелину Юргенс. Хотя когда-то казалось, что и в оригинале она неотличима от своего прототипа. Прогресс.

Сенуя, конечно, прикрывается тем, что идёт защищать свой народ. Но мы-то с вами знаем. Чего сидеть у реки, когда можно собственноручно отправить своего врага в незапланированный сплав по ней? Да ещё и без рук? И с отрубленной головой? Пиктские женщины, они такие.

Поворот

Игра, не стесняясь, в открытую с самых первых минут нам заявляет, что она больше не игра. Она – кино. А может и кинцо, но это мы решим в финале.

Открывающие титры, вместо перечня разработчиков, балует нас списком актёров, возглавляемых Мелиной Юргенс. И появившееся вместе со вступительным роликом каше не исчезает после начала, так сказать, геймплея. Поняли, приняли, идём дальше.

Чтобы не отставать от фильмов, Ninja Theory вооружились мощностями Unreal Engine 5 и выдали очень достойную картинку. Причём я бы не назвал её красивой в художественном плане, а скорей технологичной или даже реалистичной.

Бывает, конечно, и очень классные виды. Но преступно редко.

Думаю, дело в Исландии, где, собственно, и происходят события игры. Если вы считаете её природу красивой, то и игра для вас будет визуально прекрасна. Для меня же Страна льда далековата от понятия красоты.

Почему Исландия? Да всё просто. Бессменный лидер и один из основателей Ninja Theory Тамим Антониедас после выпуска первой части взял отпуск и отправился туда за новыми идеями. Вот и вдохновился. И, судя по всему, Исландия, это всё, что было в проекте от него. Ну и, возможно, тот момент из трейлеров, где Сенуя с друзьяшками валит великана. Уж больно там манера съёмки выбивается из общей картины. В любом случае, сейчас он радостно тусит где-то на яхте с красотками, косплеящих героинь его игр. True story.

Тот самый момент их презентационного ролика в игре. Наверно, это единственное место, где можно придраться к картинке. Огонь совсем печальный.

И его отсутствие сразу чувствуется. Потому что по духу, атмосфере, Hellblade 2 ну вообще не похожа на оригинал. И это даже странно, потому что если посмотреть на игру комплексно, то это вроде бы та же первая часть, но на технологических стероидах. Но дьявол, как известно, в деталях.

Редкий глюк Сенуи. И то, скорей всего, он вызван способностями сокрытого народа.

Главная проблема в том, что во второй части нет места игроку. Он просто зритель. В оригинале же – прямой участник событий. Мы проходим Хельхейм вместе с Сенуей, вместе с ней пытаемся понять причину её психоза. Здесь же мы просто смотрим кино, иногда тыкая мышку или кнопки геймпада.

Сенуя теперь периодически ходит в компании спутников.

Виртуальный оператор больше не вертится вокруг героини, она больше не обращается к кому-то по ту сторону экрана. Даже голоса в голове (по ощущениям, их осталось только два) стали какими-то плоскими и шепчут строго по очереди или синхронными фразами. Ну, в принципе, свой психоз Сеня почти обуздала, можно и на это списать.

Речи отца больше не влияют на Сеную.

В первой части боевая система была хоть и не особо глубокая, но очень эффектная. Но её губили дубовые однообразные враги и их общее число. Мне тогда показалось, что лучшим решением будет сделать небольшое количество боёв один на один и прокачать способности самих врагов. Разработчики, в итоге, сделали это, но наполовину.

Каждое столкновение заканчивается добиванием. Причём вариаций его много.

Мы теперь действительно сражаемся строго один на один. И делаем это ну прям очень кинематографично. Никакой эффектности, зато тонны киношного реализма. Ни связок тебе, пинков там или ударов с колена. Только блок, уворот, сильный и слабый удары. При этом враги все, по сути, одинаковые. Ну разве что товарищ, плюющий огнём, выделяется.

Но здесь есть одна очень крутая вещь. Переход к следующему противнику иногда выполнен просто вау. Особенно такие моменты хорошо поставлены при первой встречи с драуграми и при последней. Такое кино даже хочется смотреть.

Это всё именно боевые сегменты.

Не туда

Но счастье было недолгим. Если совсем уж примитивную боёвку (и это от авторов DMC) ещё можно было терпеть за классные кинематографичные моменты, то всё остальное прям тянет это кино на дно. Исландия и так меня постоянно балует своей грустной каменой пустошью, а тут ещё и разработчики зачем-то на два часа запирают Сеную в какой-то пещере наедине с факелом.

В пещерах представитель сокрытого народа рассказывает нам историю с помощью голограмм. Хоть какое-то развлечение.

То есть треть игры мы любуемся абсолютно банальной пещерой. Если в первой части в сегменте с факелом и темнотой игрок мог испытывать напряжение из-за Гарма, который может сожрать зазевавшуюся воительницу, то тут остаётся только испытывать завораживающую комбинацию из уныния и раздражения.

А нужно же ещё решать головоломки какого-то просто потрясающего уровня проработки. Видимо, наслушавшись претензий к бесконечному поиску рун из первой части, разработчики решили придумать что-то другое. Нет, поиск рун, конечно, остался, но в минимальном количестве.

Чтобы у людей хоть чуть-чуть перестало бомбить, разработчики выкрасили необходимые для составления рун предметы в яркие цвета. 

Зато появилась какая-то ерунда с перетаскиванием камушков и использованием проекций. Ну и опять придёться побегать с факелом.

Очень неспешная головоломка, смысл который в том, чтобы переставлять объекты в пределах двух точек.

Есть пару сегментов на побегать. Сенуя, оказывается, неплохой легкоатлет. Только вот почти всю игру она не спеша куда-то бредёт, пока рассказчик или представитель сокрытого народа, медленно рассказывают нам какую-нибудь историю. Что интересно, после прохождения игры и сбора всех собирашек можно открыть новых рассказчиков и узнать их мнение на происходящие события в игре. Так сказать, получить полную картину.

Старина Друт из первой части в роли рассказчика открывается только после нахождения всех столбов с рунами.
Старина Друт из первой части в роли рассказчика открывается только после нахождения всех столбов с рунами.

То есть, англичане настолько уверены в себе, что подумали кто-то посмотрит это аж ещё два раза? Лично для меня какая-то загадка была только в моменте в лесу с одним из спутников Сенуи. Да и всё.

Больше не сказка

Но мы, собственно, пришли кино смотреть, поэтому зачем нам ваш этот геймплей. Для тех, кто вдруг забыл или пропустил первую часть, даже подготовили традиционно сериальный сегмент "что было в прошлой серии". Очень такой подробный и долгий.

Выполнено это всё в виде скрижали.

Собственно, начало тоже не особо бодрое. Но атмосферная картинка и эффекты дождя сглаживают первое впечатление. Красиво. Сам сюжет тоже никуда не торопится. Как было сказано выше, Сенуя плывёт мстить клятым викингам. Поэтому, к моему большому разочарованию, кельтская мифология опять в пролёте. Зачем вообще тогда делать героиню представительницей родственного им народа?

Но не только месть движет нашей Сеней. Она чувствует следы какого-то яда, отравы (образно говоря) в северянах, в их земле. И хочет с этим разобраться. Потому что это, по её мнению, и есть реальная причина смерти её близких. Полностью утверждается она в своём выборе, когда видит на одном из противников и, по совместительству, первом боссе, след тьмы, точно такой же, как на её руке в первой части.

Учитывая более стабильную психику нашей героини и живых свидетелей приключений Сенуи в сиквеле, весь ореол недосказанности первой части в ней же и остаётся. В Hellblade II почти всё, что она видит, реально. А что нереально, зритель сразу понимает. Даже противники различаются в этих двух мирах. Конечно же, только визуально.

Противники внутри сознания Сенуи.

Поэтому то, что произошло в оригинале, так и остаётся непонятным. Так, в одной из сцен сиквела, Сенуя заявляет новому знакомому, что она уже убивала бога. В Hellblade из скандинавских богов была только Хель и, судя по финалу, она существовала только в воображении воительницы. Или она сама была Хель где-то у себя в голове и избавившись от её образа в черепушке, решила, что убила её. Непонятно-о-о-о.

Ну или между двумя играми она успела накостылять какому-нибудь захудалому божку. В любом случае, в сиквеле с этим всё гораздо проще. Вот тебе великанша, её видят и спутники Сенуи.

Вот драугры. Их тоже видит не только виртуальная копия Мелины. Кстати, тут Hellblade II будит внутри меня воспоминания о Тринадцатом воине с Антонио Бандеросом. Та же жуткая расчленёнка, те же вроде бы сверхъестественные, но на самом деле реальные враги. И если бы сиквел продолжил гнуть эту линию, он смог бы стать неплохим фильмом.

Но, как я уже говорил, за поиском ответов разработчики нас отправляют в каменную пещеру. На часа два. В семи-восьмичасовой истории. Причём финальный сегмент весьма любопытный. В плане посмотреть, конечно. С точки зрения же сюжета, опять довольно стандартно. Сенуя тут вообще больше разбирается с проблемами других, причём и психологическими тоже. И, видимо, идёт по пути своего прообраза, потихоньку становясь той самой кельтской богиней Сенуной в глазах других людей.

И только в самом конце нас ждёт развитие самой главной героини. Осознавая схожесть истории одного из своих спутников со своей, она начинает понимать, что похожа не только на свою мать.

Один из вариантов будущего Сенуи.

Прости, Тамим

Если вы вдруг являетесь фанатом Ninja Theory, то знайте, такой студии больше нет. И это не шутка про закрытие очередной компании разработчиков людьми из Microsoft. Hellbalde II вообще не похож на традиционный для английских ниндзя проект. Это вообще не похоже на игру.

Боевая система совсем одеревенела, хоть и стала гораздо более реалистичной в визуальном плане. История потеряла недосказанность, загадочность, при этом мир Сенуи начал обрастать подробностями, стал гораздо более осязаемым. Паршивые головоломки... остались паршивыми головоломками, этого не отнять.

Что самое обидное, психоз героини превратился просто в черту характера воительницы и перестал быть основной движущей силой сюжета и геймплея. А самое главное – Hellblade II лишилась игрока, который был с Сенуей рядом всё её первое приключение. Взамен Ninja Theory хотели получить зрителя. Не получили.

2828
11
44 комментария

Обзор изобилует подростковой и общеразговорной лексикой, пытаясь использовать ее в натужных шутках.

В обзоре нет четкой позиции, постоянно оговаривается тезис "может понравиться вам - может не понравится мне" - показное осторожничанье.

В обзоре есть тэйки на байт

В своём, не побоюсь этого слова, потрясающем обзоре на первую часть (там есть женская грудь, так что почитайте)

Всякий речевой мусор типа "ну", изобилие вводных слов, которые раскалывают предложения, как метод убеждения - "судя по всему" и т.д.

Бедная лексика - "тыкая мышку" и прочий мусор.

Подбором синонима не озадачивались:

Виртуальный оператор больше не вертится

Ну, в принципе

и такая подобная хуета. Ну-кает весь обзор.

Сеня

Тут аж хочется воскликнуть: она вам не Сеня!

И делаем это ну прям очень кинематографично.

Бесконечная, обедненная лексика пытается НУ ПРЯМ ПРОСТО ОЧЕНЬ СИЛЬНО-СИЛЬНО ДОКАЗАТЬ ВАМ, ЧТО У АВТОРА ЕСТЬ УВЕРЕННАЯ И УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ.

Ну, ну, ну...

выполнен просто вау.

Вы сами пытались перечитывать этот рассказ одной школьницы для другой?

11

Да, нам с девчонками понравилось. Хотим ещё такого.

5

Ля ты душишь, не могу. Это называется работать на целевую аудиторию, раскрою тайну: многим нравится этот подростковый разговорный стиль) Автор должен был написать научную диссертацию? А ради кого? Одного душного умника? Удали интернет и иди читай газеты. Лично мне данная статья была понятна со всему "ну" и тд, критик диванный...

4

Забавно наблюдать как те кто игру прошел и ему понравилось СМОТРЕТЬ 6 часов катсцены, говорят тем, кому игра показалась душной, скучной, не имеющая под собой твердого геймплея "Ну вы игру не поняли потому что тупые, ЫЫЫЫ"
Как раз сие произведение лучше бы подошло для кино формата (наверное)

3

Так же забавно, когда одни и те же товарищи бегают по по комментами и везде засирают игру. Мне кажется это одного уровня персонажи

9

"...я бы не назвал её красивой в художественном плане..."

Чувак, ну я уже тогда не знаю что для тебя красиво

4

Бангладеш ничего так.

2