Что такое настоящий киберпанк?

Видеоверсия для занятых

Текстовая версия для любителей почитать

Вы наверняка слышали шутку, что киберпанк умер. Потому что мы уже живем в мире, где смешаны смартфоны, дополненная реальность и жаренный суп с отклеивающимися обоями. Разумеется, ничего общего с истинным киберпанком наша реальность не имеет и умер жанр далеко не потому, что кому-то он показался пророческим. Всем привет, ставьте смартфоны на зарядку и доставайте сковородку для супа, поговорить есть о чем.

Хороший жанр

Для начала, краткий экскурс в историю. Сам термин «киберпанк» придумал Брюс Бетке, так в 1983 году он назвал свой дебютный рассказ, который, впрочем, как и все творчество фантаста, к нашей сегодняшней теме никакого отношения не имеет. Но слово настолько хорошо звучало, что его использовал в своей колонке писатель и редактор Гарднер Дозуа. «Киберпанками» он назвал целую плеяду ярких писателей-фантастов, работающих в стилистике неонуарной научной фантастики, а позже использовал нетленную фразу «high tech low life» для описания творчества Уильяма Гибсона. Собственно, Гибсон в своем романе «Нейромант» и сформулировал характерные для жанра черты.

"Нейромант" Уильям Гибсон

Так, еще минуту для об особенностях русского языка. Из-за того, что слово «жанр» имеет множество значений, появляется небольшая путаница. Вот смотрите, детектив и триллер – это жанры. Но фэнтези и научная фантастика – тоже жанры, но как бы другие. И вот если совсем упростить, первый тип можно выделить по особенностям повествования (отвечая на вопросы «кто?» «что случилось и как»), то второй тип по особенностям окружающих декораций (вопросы «когда», «где» и «при каких обстоятельствах»). Для этого подвида придумали слово «сеттинг». Таким образом сеттинг независим от нарратива и описывает время, место и условия действия. Это как раз и позволяет более комплексный и независимый термин «жанр» отличать от декоративного сеттинга. Смотрите, в том же Средиземье можно расписать вообще любую историю. От эпического противостояния добра со злом, до хоррора и мелодрамы. От этого волшебство и хоббиты с эльфами никуда не денутся, но повествование, атмосфера и конфликт будут совершенно другими. Я специально на этом заостряю внимание, ведь понимание разницы этих понятий и поможет осознать трагедию сегодняшнего пациента.

Жанр или сеттинг?

Итак, что же такое киберпанк? Вопрос вроде довольно легкий. Все мы интуитивно понимаем что это. Это мир недалекого будущего (хотя бывают исключения), в котором технологии становятся причиной социального расслоения на тех, кто их может себе позволить и на всех остальных. Но это, разумеется, не совсем так. Если опустить трактат «социальные предпосылки», Жанр стал своеобразной рефлексией страха перед технологиями и будущим. Слежка, торговля информацией, плохая экология, доминирование корпоративного над частным, интернет-эскапизм – это не казалось чем-то несбыточным, в итоге и не оказалось. Потому фантасты и писали настолько пугающие картины, к которым приведут индустриализация и подавляющая технофилия. Подобный фанатизм губителен, как бы говорили они. Теперь-то мы знаем, что их прогнозы не оправдались, или… они неправы были только в степени своих предположений. Привет мегакорпорациям типа Гугл и Эппл. А Илон Маск даже заявил, что мы уже киборги. Только носим свой кибер-мозг в руке. А стоит только забыть телефон дома и каждый из нас начинает испытывать синдром потерянной конечности. Так ли сильно ошибались фантасты?

Возможно, но из-за того, что киберпанк исключительно литературный жанр, он сформировался практически без каких-либо визуальных референсов. Ну, то есть, да, за год до «Нейроманта» вышел «Бегущий по лезвию», который хоть и был о другом, но отлично передал атмосферу книги Гибсона. Уильям впоследствии признался, что Лос-Анджелес из фильма очень напоминает его собственный Муровейник. Это и не удивительно, ведь в обоих случаях источником вдохновения стала азиатская архитектура и в частности Гонконг, который уже тогда называли городом будущего. Но это я к чему, по большому счету, каноничный киберпанк не имел под собой хоть сколько-нибудь необходимого изобразительного базиса и создавался исключительно повествовательным контекстом. А теперь еще раз, но проще. Все арты, которые вы можете найти по хэштэгу киберпанк с 90% вероятностью им не являются, только если не принадлежат известной франшизе, которая уже зарекомендовала себя. Потому что киберпанк нельзя нарисовать, его можно только описать. Помните, мы уже договорились раньше, жанр не столько про киберпротезы и голограммы, сколько про социальное неравенство и страх перед технологиями.

Так, давайте на примерах, потому что это реально важно. Вот смотрите, это типичный киборг, неотъемлемая, вроде бы, часть жанра. Что мы можем сказать про него и про мир в котором он живет? Да в общем-то ничего, кроме того, что их технологии достаточно развиты для протезирования. Но это вполне может быть и ссай-фай какой-нибудь. И вот вам еще киборгов для примера.

Последний из "Планеты сокровищ", если кто помнит

А вот теперь добавим этому парню немного контекста и получается уже что-то отдаленно напоминающее киберпанк. Только напоминающее, потому что, как я уже говорил, за жанром стоит не столько образ, сколько мысль. Технологии несут не только прогресс и процветание, но и могут стать настоящей угрозой. В мире технократии может остаться слишком мало человеческого. Вспомните любые произведения в жанре – эта мысль является лейтмотивом каждого. Невозможно выделить один какой-то элемент, ткнуть в него пальцем и сказать – "О, так это же киберпанк", потому что это не. Надеюсь, мы это уяснили, жанр очень контекстозависимый и не все то киберпанк, что блестит механическими руками и переливается неоном.

Тот самый маньяк, торгующий органами

Итак, трудами талантливейших писателей жанр рос и развивался. Разумеется, отрицать историческое влияние "Трона" и "Бегущего по лезвию" я не собираюсь, просто они концентрировались на визуальной составляющей, которая не и так важна. Но в комплексе это привело к колоссальному росту аудитории. А потом в киберпанк пришли коммерсанты, которые уже знали как монетизировать этот технологический стокгольмский синдром. Так эра каноничного киберпанка закончилась и пришло время пост-киберпанка. Или поп-киберпанка. Хотя от частицы «панк» там осталось очень мало, так что кибер-поп может быть?

Что вообще произошло и почему я пытаюсь преподнести это как катастрофу? Ну, смотрите. О чем писали на тот момент уже классики? Их мир – это душное, грязное, мрачное место, пропитанное наркотиками и паранойей. Место, в котором просто неприятно находится. И истории они рассказывают под стать: про опустившихся маргиналов, живущих чуть ли не на самом дне. И их вполне это устраивает. Они не борются с системой из-за которой там оказались, но и не пытаются в нее интегрироваться – просто влачат свое существование, стремясь к тому, чтобы ничего не менялось. И к действиям их побуждает только крайняя нужна – или страх смерти, или желание заработать. Бандиты, хакеры, наемники, проститутки — среди них вы не найдете положительного персонажа.

Например, Кейс из Нейроманта. Талантливый хакер, киберковбой равных которому практически не существует. Но сейчас он жестко упарывается наркотой и барыжит краденным софтом и человеческими органами после того, как бандиты сожгли ему интерфейс для выхода в сеть. И на работу он соглашается только потому, что Кейсу обещают восстановить нервную систему и деньжат накинуть. Не слишком-то похоже на Адама Дженсена, да? И что в этом такого классного? Безразличие к человеческой жизни и цинизм происходящего ошеломляют, но доставляют. Помните свое желание, чтобы в очередном боевике победил злодей, Хэппи-энды достали, честно слово. Потому жанр давал чувство определенного смущения. Вроде бы герой победил, вот только ничего не изменилось. Кейс так и вообще просто вернулся к своей прежней жизни. Представьте, если бы Гарри Поттера после победы над Волдемортом, снова заперли в чулане или он бы основательно поехал кукухой после перехода от «мальчика который выжил», до «спасителя мира» и превратился в такого же одержимого маньяка как Том Реддл. Пожалуй, именно такая отрешенность и маргинализация являются ключом к успеху жанра. По крайней мере, меня притягивает именно это. Этого и лишился поп-киберпанк.

На первый взгляд ничего не изменилось. Даже декорации остались прежними. Дистопичное недалекое будущее с сильнейшей социальной сегрегацией на фоне невероятных технологий. Но изменилась суть. Помните, я не зря обращал ваше внимание на не связанность повествования и окружения. Мы наблюдаем уже не за поехавшим от наркоты психопатом, продающего органы расчлененных проституток. А за практически рыцарем с сияющими аугментациями, который в одиночку меняет систему. Это однозначно хороший парень (или девушка, мы ж тут не сексисты). Или кибер-коп, или участник сопротивления, спасающий мир. У него есть надежда и у этого прогнившего мира тоже. И понятно почему. Массовому зрителю намного легче сопереживать спасителю, а не подонку. А раз изменился запрос, значит изменится и продукт. Даже мой любимый Ghost in the Shell в целом о том же. О хороших ребятах, противостоящих кибер-террористам. Забавно, что именно последние нередко были героями каноничного киберпанка.

Но даже у подобной метаморфозы есть достоинства. Жанр приобрел популярность и к нему приобщилось множество талантливых авторов, не только писателей, каждый из которых раскрывал проблематику технофилии по-своему. Кто-то говорил о проблеме экологии, кто-то о техно-боге и власти искусственного интеллекта, кто-то о душе и человечности. Тем огромное множество, но даже они конечны. И когда за 20 лет сказали уже все, что могли, жанр заглох как-то сам по себе. Вы вспомните хоть десяток произведений с мощным повествованием за последние лет 15? Деус Экс, да? А кроме? И вот мы пришли к тому, что от великого некогда жанра осталась одна лишь форма. Сеттинг, как я уже говорил. Та самая «эстетика киберпанка».

Судя по последним новостям, у всех итераций System Shock дела не очень идут

И вот сейчас настало время обсудить “Cyberpunk 2077”. Это не киберпанк, ни каноничный, ни пост-. Об этом и написал Уильям Гибсон, за что общественность и накинулась на него. Но дедушка ведь был прав. И вот почему. Если вы помните Лос-Анджелес из «Бегущего по лезвию», или гибсоновский Муровейник, вы сразу поймете, что Найт-сити на них вообще не похож. Если честно, то он мне больше Новый Париж напоминает из «Ремембер ми». И дело не ярком солнце. Город хоть и вызывает некоторое отторжение, он не выглядит местом, в котором тебе реально хреново. Ну, то есть, да, кибергопники в подворотне все еще могут отпинать, но в принципе это абсолютно нормальный немного футуристичный город, которых даже сейчас великое множество. От него не веет депрессией и безнадегой. Разумеется, я не требую обреченности Сити-17 или Города Големов, но блин сейчас Найт Сити куда больше похож на город из «Первому игроку приготовится», что отнюдь не комплимент.

Далее технологии. В классическом киберпанке они играли роль дополнительного слоя для исследования человечества. Скажем, они были не самоцелью, а скорее инструментом. Та же Майор из Гитса, полный киборг, в детстве её сознание поместили в искусственный мозг и теперь она страдает от непонимания, человек ли она вообще? Может все её воспоминания – это просто специально созданные файлы на ее встроенной флешке. И Майор никогда не жила по-настоящему. За этим чувствуется глубина и мысль. Которой не может быть за условной пушкой в протезе руки. И вот какую роль играют технологии в мире "Киберпанк 2077" пока что неясно.

Как неясна и роль искусственного интеллекта в повествовании. Не будет откровением, если я скажу, что он присутствует в подавляющем большинстве произведений. И чаще всего является таким себе непознанным существом, практически демоном, вселяющим ужас своей агтигуманистической рациональностью. Именно на противостоянии органики и синтетики, зачастую строится основной конфликт произведения. От «Мечтают ли андроиды об электроовцах», до «System Shock». И вроде у нас тут есть Джонни Сильверхенд, личностную матрицу которого вживили в голову V, но что-то подобное было даже в «Нейроманте», что уж говорить об тысячах других произведений. Так что ожидаем более тесного влияния ИИ на повествование.

Ну, и самое главное, на мой взгляд. V просто не может не быть положительным персонажем. По трейлерам, он так и вообще выглядит хорошим парнем, которому приходится выживать в не очень приятном месте. Вряд ли нам позволят заниматься какой-то совсем уж мрачнухой, хотя уж где, как не в городе, который признали ХУДШИМ В АМЕРИКЕ, на минуточку, этому самое место? Таким же прозвищем обладал Карцер Сити из "Manhunt", думаю, вам не нужно напоминать о том, что происходило в его черте. И отказ от совсем безумной жестокости – это вполне неплохо, но все же к киберпанку отношение имеет довольно посредственное. И повторяться в тысячный раз про важность характеров персонажей я не буду. Думаю, вам это и так довольно очевидно.

Причем, тему с жестокостью в мире, где никто ни с кем особо не церемониться, отлично обыгрывает моя иррационально любимая "Syndicate" 2012 года. Хотя и не при помощи главного героя. В игре есть эпизод, в котором после выполнения операции в офисе конкурирующей корпорации, мы с напарником должны сбежать на поезде. И он абсолютно равнодушно расстреливает мирных жителей на борту. В его парадигме восприятия мира – это просто бизи ворк. Игра никак не смакует эту жестокость, не пытается ей насладиться, просто дает понять, что в этой системе координат подобное ультранасилие – типичный четверг. У игры множество проблем, но вот один только этот эпизод доказывает, что Синдикейт куда больше киберпанк, на данный момент, чем сам «Киберпанк 2077» киберпанк, простите за каламбур.

А еще вы заметили насколько сильно изменилась концепция игры за время её разработки? Помните первый трейлер, показали только один краткий эпизод, но из него многое становится ясно, ведь он очень насыщен контекстом. Темный, офигенно стильный и практически статичный – выглядит как дань канону. Что пошло не так, и почему концепция развернулась на 180 градусов, пока что загадка. И я конечно не могу быть уверенным, но в том же году вышла "Hotline Miami" и интернет знатно так угорел по ретровейв стилистике 80-х и со временем это только набирало обороты. Конечно же, "Киберпанк 2077" это никакой не ретровейв, но вектор развития был заложен и вполне возможно, что нас ожидает расцвет нового жанра – ретрокиберпанка или ретрофутуризма 90-х, если хотите. Да и вообще, я поймал себя на мысли, что по трейлерам игра выглядит как смесь "Deus Ex" и "Sunset Overdrive", на боксе был такой эксклюзив. Там даже город как бы в рифму Найт сити называется Сансет сити. А ребята потом для Сони Человека-паука сделали. Но я уже совсем куда-то ушел, так что пора заканчивать.

Я же не один, кто посмотрел его больше 9000 раз?

Каноничный киберпанк был рефлексией страха перед технологиями. Пост-киберпанк деконструировал жанр и разобрал множество проблем общества будущего. В то же время "Cyberpunk 2077" выглядит ностальгией по киберпанку 90-ым. Именно таким был жанр в то время. Красочным, гротескным, технологичным и зачастую беспричинно конфликтным. Герои того времени легко могли перевести стычку в подворотне в перестрелку на высокоскоростной эстокаде, используя аугментации и гаджеты. И это неплохо. А для настолько ожидаемой игры даже плюс, ведь «Киберпанк» как ни крути коммерческий продукт, который вынужден отвечать требованиям и быть актуальным. И вообще, какая разница киберпанк это, ретрокиберпанк или синтвейв неонуар – главное, чтобы игра была хорошая, верно? А пока что ждем. Одно ясно наверняка, оверхайп и завышенные ожидания еще никому не пошли на пользу.

{ "author_name": "Алексей Енот", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 113, "likes": 38, "favorites": 77, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 277787, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 06 Dec 2020 00:27:05 +0300", "is_special": false }
0
113 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
54

О, да: заявление о том, что некое произведение не относится к тому или иному жанру, выглядит особенно убедительно, если не приводить строгое определение оного жанра и ещё более убедительно, если путаться в понимании смысла самого слова "жанр".

Так, еще минуту для об особенностях русского языка. Из-за того, что слово «жанр» имеет множество значений, появляется небольшая путаница.

Ох уж этот коварный русский язык. То ли дело, скажем, английский или французский, в котором это слово, собственно говоря, и появилось.

И вот если совсем упростить, первый тип можно выделить по особенностям повествования (отвечая на вопросы «кто?» «что случилось и как»), то второй тип по особенностям окружающих декораций (вопросы «когда», «где» и «при каких обстоятельствах»). Для этого подвида придумали слово «сеттинг».

Сеттинг - это критерий для выделения жанра, но не единственный. Вообще по тексту поста автор то отождествляет жанр с сеттингом, то проводит различие между ними в зависимости от того, куда заведёт его мысль. Ведь если гибко менять содержание слова "киберпанк", то будет проще доказать, что Cyberpunk 2077 не киберпанк.

...по большому счету, каноничный киберпанк не имел под собой хоть сколько-нибудь необходимого изобразительного базиса и создавался исключительно повествовательным контекстом.

Гибсон говорил, что он, как и Ридли Скотт, вдохновлялся тем, что видел в комиксах из журнала "Metal Hurlant".

Потому что киберпанк нельзя нарисовать, его можно только описать.

Тезис столь же мощный, как и любая конструкция вида: "[название жанра] нельзя нарисовать, его можно только описать".

И вот сейчас настало время обсудить “Cyberpunk 2077”. Это не киберпанк, ни каноничный, ни пост-.

Ещё одно смелое утверждение. Далее следуют аргументы несокрушимой силы.

Об этом и написал Уильям Гибсон, за что общественность и накинулась на него.

Гибсон всего лишь отпустил небольшую ремарку по случаю выхода трейлера для E3 2018, и она относилась только к тому конкретному трейлеру, точнее показанной в нём картинке. Дословно: "The trailer for Cyberpunk 2077 strikes me as GTA skinned-over with a generic 80s retro-future, but hey, that's just me." Я, кстати, вполне согласен с его комментарием. В том трейлере мир игры был представлен в ярких красках под лучами палящего солнца.

Традиционно стандартом визуального стиля киберпанка считается мрачная неонуарная эстетика в духе "Бегущего по лезвию": тьма ночи, сияние неоновых вывесок, мерцание голограмм.

Ну, то есть, да, кибергопники в подворотне все еще могут отпинать, но в принципе это абсолютно нормальный немного футуристичный город, которых даже сейчас великое множество. От него не веет депрессией и безнадегой.

В этом месте, как и в других, автор постоянно смешивает внешний облик города с его внутренней жизнью.  Давайте разделим их.

Найт-Сити не может быть вечным "тёмным городом" из-за такой банальной вещи, как смена дня и ночи. Как говорила супермодель Синди Кроуфорд: "Когда я утром просыпаюсь, даже я не похожа на Синди Кроуфорд". Киберпанк по утрам становится не таким уж и похожим на киберпанк.

И у Гибсона тоже:  "Голограммы Нинсэй, подобно ночным призракам, одна за другой исчезали перед наступающим рассветом, а неоновые вывески погасли уже почти все. Кейс отхлебнул из пластмассового стаканчика крепкий черный кофе, купленный на улице у лоточника, и вновь посмотрел на восходящее солнце."; "Днем бары вдоль Нинсэй закрывались и выглядели невзрачно: неон мертв, а неподвижные голограммы терпеливо ожидали, когда же под отравленное серебристое небо придет ночь." ("Нейромант").

В трейлере 2018 года Найт-Сити был приодет в парадную форму ясного дня. Но как видно по другим видео и скриншотам, ночью город смотрится иначе. 

Пока игра не вышла, судить о том, что скрывается за оболочкой, преждевременно.

И вот какую роль играют технологии в мире "Киберпанк 2077" пока что неясно. .... Как неясна и роль искусственного интеллекта в повествовании.

Но зато автору ясно, что Cyberpunk 2077 не киберпанк.

Ну, и самое главное, на мой взгляд. V просто не может не быть положительным персонажем. По трейлерам, он так и вообще выглядит хорошим парнем, которому приходится выживать в не очень приятном месте.

Не припомню среди протагонистов классики киберпанка безусловно отрицательных персонажей. Забавно, что автор ставит игре в упрёк тот факт, что главный герой игры вроде как выглядит хорошим парнем в трейлерах. Ведь рекламные ролики понравились бы публике больше, если  протагонист был бы выставлен в них отморозком-социопатом. Странно делать выводы о характере главного героя в игре, где, как ожидаются, будут широкие возможности для отыгрыша роли. В любом случае, пока игра не вышла, говорить об этом ещё рано.

Ответить
7

Полностью согласен с написанным. Спасибо вам. Если автор данного ролика использует "киберпанк нельзя показать, его можно только описать", то почему тогда можно "судить о книге по обложке"? Кроме того, книга - это не интерактивное повествование. Это линейная штука, фильм, где весь видеоряд заменён воображением. И, как в любом фильме, в книге события нарочно представлены в одной конкретной палитре красок. Deus Ex HR, как раз следует этой моде. В то время как киберпанк 2077 пытается представить как бы этот мир жил и дышал в реальности. С солнцем и ночью, дождём и ясным небом.

Ответить
2

Спасибо, что прочли и потратили свое время на действительно аргументированный комментарий. Для меня это будет крайне полезно.

Ответить
1

Да не за что. Вам тоже спасибо. Простите за нотки сарказма в моём комменте, у меня уж стиль такой.

Ответить
2

Журналисты, игравшие в игру и беседовавшие с разработчиками авторитетно заявляют, что отыгрывать роль нам не придется. V такой же статичный персонаж, как и Геральт

Ответить
1

"Журналисты" и "авторитетно заявляют" - это оксюморон.

Но вообще-то они утверждают как раз обратное.
https://dtf.ru/games/263464-novye-podrobnosti-o-cyberpunk-2077

Ответить
2

И для иллюстрации: Найт-Сити ночью под музыку Вангелиса из "Бегущего по лезвию".

Ответить
11

 Вы наверняка слышали шутку, что киберпанк умер.

Первый слышу эту шутку) Расскажи 

Ответить
51

шел киберпунк по лесу, сел в машину и сгорел. 

Ответить
0

Сгорел =/= умер. Так что жду первую шутку

Ответить
6

Шёл киберпранк по лесу. Забыл, как дышать. Упал - умер. Вспомнил - встал, пошёл дальше.

Ответить
5

Шёл киберпак по лесу. Села батарейка. Упал - умер.

Ответить
0

Шёл киберпанк по лесу. Вспомнил, что батарейка села. Умер - упал.

Ответить
1

Шел киберпанк по лесу. Забыл что аугментировал дыхание через жопу. Сел на пенек и задохнулся.

Ответить
8

научился киберпунк жопой дышать, сел на пенек и задохнулся

Ответить
1

Киберпанк не умер, он просто брикнулся.

Ответить

Уверенный клуб

Granger
1

судя по статье, то и что такое киберпанк никто незнает, хотя статья выглядит как рерайт кучи подобных статей, но с поправками на зумеров, т. к. про современный hi tech low life и мертвый киберпанк говорили еще задолго до появление твиттера и втенктакля. 

Ответить
9

Шо, опять умер? Да что ж ты будешь делать! Ну, не знаю, давайте добавим приставку "пост" или переименуем во что-нибудь красивое и забывающиеся для употребления 2,5 фанатами.  Ну, не как у Гибсона ( хотя даже у самого Гибсона уже давно не как у Гибсона), что ж теперь? Перефразируя слова товарища Оруэлла, пусть жанр растрачивает себя, "сражая бумажных драконов. Но как это прекрасно, когда есть что растрачивать!"

Ответить

Уважаемый томагавк_два

Lucius
0

Товарищ Оруэлл не знал что на гта скинчики можно устанавливать ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Ответить
0

А ведь какое эссе он бы мог написать по данной теме.

Ответить
7

Here we go!

Вы наверняка слышали шутку, что киберпанк умер.

Это не шутка, это слова одного из классиков жанра:
But by 1987, cyberpunk had become a cliche. Other writers had turned the form into formula: implant wetware (biological computer chips), government by multinational corporations, street-wise, leather-jacketed, amphetamine-loving protagonists and decayed orbital colonies.

These changes led a number of us to declare the movement dead. For us, cyberpunk in its new incarnation had turned technology into an end in itself and lost its original impulse.

Ironically, as the term cyberpunk was losing its meaning for us, it was escaping, virus-like, into the mainstream, where it continues to thrive. Clifford Stoll used the term in his best-selling book "The Cuckoo's Egg" to describe computer criminals; Keyboard magazine applied cyberpunk to avant-garde composers.

https://www.nytimes.com/1991/01/07/opinion/confessions-of-an-excyberpunk.html

термин «киберпанк» придумал Брюс Бетке, так в 1983 году он назвал свой дебютный рассказ, который, впрочем, как и все творчество фантаста, к нашей сегодняшней теме никакого отношения не имеет

Вообще-то имеет. Сам рассказ Киберпанк, как минимум, имеет общую темы с рассказами Гибсона - не очень далёкое будущее (+несколько десятков лет), автомобили с автопилотом, всеобщая компьютеризация, хакеры). Также Бетке написал Headcrash, который я впрочем ещё не читал.

слово настолько хорошо звучало, что его использовал в своей колонке писатель и редактор Гарднер Дозуа. «Киберпанками» он назвал целую плеяду ярких писателей-фантастов, работающих в стилистике неонуарной научной фантастики, а позже использовал нетленную фразу «high tech low life» для описания творчества Уильяма Гибсона.

Чувак, вот откуда ты это взял?
«Киберпанками» он назвал целую плеяду ярких писателей-фантастов

Это верно. Можно только добавить, что это была группа писателей, знакомых друг с другом.
работающих в стилистике неонуарной научной фантастики

С чего ты это взял? Вот текст Дозуа https://www.washingtonpost.com/archive/entertainment/books/1984/12/30/science-fiction-in-the-eighties/526c3a06-f123-4668-9127-33e33f57e313/?noredirect=on
Где ты в нём нашёл нео-нуар? И где ты нашёл нео-нуар в Схизматрице и связанных с ней рассказах Стерлинга? Где нео-нуар в Песне, звучащей в крови и в Смертельной схватке Бира? Где нео-нуар в Софте Рюкера?
позже использовал нетленную фразу «high tech low life» для описания творчества Уильяма Гибсона

Можно текст, где он использовал эту фразу для описания творчества Гибсона? Я долго искал его, так и не нашёл. Вот Стерлинг во вступлению к сборнику “Сожжение Хром” использует.
Собственно, Гибсон в своем романе «Нейромант» и сформулировал характерные для жанра черты.

Как мог Гибсон сформулировать характерные для жанра черты, когда на момент выхода Нейроманта (июль 1984) уже были изданы гибсоновские рассказы:
1977 - Осколки голографической розы,
1981 - Джонни-мнемоник,
1981 - Отель „Новая Роза“,
1981 - Захолустье
1982 - Сожжение Хром,
1983 - Красная звезда, орбита зимы
Стерлинг:
1980 - The Artificial Kid
1982 - Паучиная Роза
1982 - Рой
1983 - Царица цикад
Рюкеровский роман:
1982 - Software
Бировски:
Бир Грег - 1982 - Чума Шредингера
Бир Грег - 1983 - Музыка, звучащая в крови
Бир Грег - 1983 - Смертельная схватка
В августе 1984 вышел роман Шайнера Fontera.
А ещё в 1980 вышел роман Ширли И пришел Город, полный того самого “нео-нуара”, хотя я бы его не отнёс к киберпанку (тк смесь научной фантастики и мистики). Ещё были рассказы Кэдиган, с которыми я пока что не знаком.
На июль 1984 года киберпанк уже сформировался, писатели движения писали то, что они уже писали, Нейромант не оказал на них какого-то влияния. Киберпанк каждого писатели из числа киберпанков своеобразен и не очень-то похож на киберпанк других киберпанков.

Ответить
6

Это мир недалекого будущего (хотя бывают исключения), в котором технологии становятся причиной социального расслоения на тех, кто их может себе позволить и на всех остальных. Но это, разумеется, не совсем так.

Это вовсе необязательно так. Может быть так, а может быть не так.
Если опустить трактат «социальные предпосылки», Жанр стал своеобразной рефлексией страха перед технологиями и будущим.

фантасты и писали настолько пугающие картины, к которым приведут индустриализация и подавляющая технофилия.

Это всё интересно, но вот Шайнер писал следующее:
What cyberpunk had going for it was the idea that technology did not have to be intimidating. Readers in their teens and 20's responded powerfully to it. They were tired of hearing how their home computers were tempting them into crime, how a few hackers would undermine Western civilization. They wanted fiction that could speak to the sense of joy and power that computers gave them.

As one reader told me: "We're the first generation that spent our entire lives around computers and video games. We don't see computers as threats; we see them as toys. Cyberspace [computer-generated reality] is just an enhancement of video games. We can see the future. We can see this happening."

Такие дела. Тот же текст Исповедь бывшего киберпанка, ссылка выше

Ну, то есть, да, за год до «Нейроманта» вышел «Бегущий по лезвию», который хоть и был о другом, но отлично передал атмосферу книги Гибсона. Уильям впоследствии признался, что Лос-Анджелес из фильма очень напоминает его собственный Муровейник.

Гибсон сообщил, что он не досмотрел фильм и ушёл из зала, чтобы просмотр фильма не повлиял на него. Сколько минут он вообще посмотрел? 10 минут. 10.
"About ten minutes into Blade Runner, I reeled out of the theater in complete despair over its visual brilliance and its similarity to the "look" of Neuromancer, my [then] largely unwritten first novel. Not only had I been beaten to the semiotic punch, but this damned movie looked better than the images in my head! With time, as I got over that, I started to take a certain delight in the way the film began to affect the way the world looked. Club fashions, at first, then rock videos, finally even architecture. Amazing! A science fiction movie affecting reality!"

"Years later, I was having lunch with Ridley, and when the conversation turned to inspiration, we were both very clear about our debt to the Metal Hurlant [the original Heavy Metal magazine] school of the '70s--Moebius and the others. But it was also obvious that Scott understood the importance of information density to perceptual overload. When Blade Runner works best, it induces a lyrical sort of information sickness, that quintessentially postmodern cocktail of ecstasy and dread. It was what cyberpunk was supposed to be all about."

http://www.brmovie.com/FAQs/BR_FAQ_BR_Influence.htm
I was afraid to watch Blade Runner in the theater because I was afraid the movie would be better than what I myself had been able to imagine. In a way, I was right to be afraid, because even the first few minutes were better. Later, I noticed that it was a total box-office flop, in first theatrical release. That worried me, too. I thought, Uh-oh. He got it right and ­nobody cares! Over a few years, though, I started to see that in some weird way it was the most influential film of my lifetime, up to that point. It affected the way people dressed, it affected the way people decorated nightclubs. Architects started building office buildings that you could tell they had seen in Blade Runner. It had had an astonishingly broad aesthetic impact on the world.

https://io9.gizmodo.com/how-did-william-gibson-really-feel-about-blade-runner-896472321

Но это я к чему, по большому счету, каноничный киберпанк не имел под собой хоть сколько-нибудь необходимого изобразительного базиса и создавался исключительно повествовательным контекстом.

Потому что киберпанк нельзя нарисовать, его можно только описать.

Если говорить конкретно о Гибсоне, то
Years later, I was having lunch with Ridley, and when the conversation turned to inspiration, we were both very clear about our debt to the Metal Hurlant [the original Heavy Metal magazine] school of the '70s--Moebius and the others.

"So it's entirely fair to say, and I've said it before, that the way Neuromancer-the-novel "looks" was influenced in large part by some of the artwork I saw in 'Heavy Metal'. I assume that this must also be true of John Carpenter's 'Escape from New York', Ridley Scott's 'Blade Runner'", and all other artefacts of the style sometimes dubbed 'cyberpunk'. Those French guys, they got their end in early."

http://www.brmovie.com/FAQs/BR_FAQ_BR_Influence.htm

Ответить
4

Помните, мы уже договорились раньше, жанр не столько про киберпротезы и голограммы, сколько про социальное неравенство и страх перед технологиями.

Киберпанк не про протезы, не про голограммы, не про неравенство, и не про страх перед технологиями. Он может включать в себя это, может не включать. Он про то, как новые технологии влияют на нас и на наше будущее.

Вот смотрите, это типичный киборг, неотъемлемая, вроде бы, часть жанра. Что мы можем сказать про него и про мир в котором он живет? Да в общем-то ничего, кроме того, что их технологии достаточно развиты для протезирования. Но это вполне может быть и ссай-фай какой-нибудь.

Ну так киберпанк - это и есть сай-фай (НФ).
"So what I'm talking about with "cyberpunk" is something like this : literate SF that's easy to read, has a lot of information, and talks about the new thoughtforms that are coming out of the computer revolution."

http://www.rudyrucker.com/transrealbooks/collectedessays/#_Toc00

В мире технократии может остаться слишком мало человеческого.

Вспомните любые произведения в жанре – эта мысль является лейтмотивом каждого.

Вот я вспоминаю Софт Рюкера, Искусственного парня и Схизматрицу Стерлинга, Поединок Гибсона и Суэнвика (по отношению к которому как раз и было хай-тек лоу-лайф), и как-то не ощущаю.

Ну, смотрите. О чем писали на тот момент уже классики? Их мир – это душное, грязное, мрачное место, пропитанное наркотиками и паранойей. Место, в котором просто неприятно находится.

Вовсе не обязательно, это присуще не всем произведениям киберпанков.

И истории они рассказывают под стать: про опустившихся маргиналов, живущих чуть ли не на самом дне. И их вполне это устраивает. Они не борются с системой из-за которой там оказались, но и не пытаются в нее интегрироваться – просто влачат свое существование, стремясь к тому, чтобы ничего не менялось. И к действиям их побуждает только крайняя нужна – или страх смерти, или желание заработать. Бандиты, хакеры, наемники, проститутки — среди них вы не найдете положительного персонажа.

Например, Кейс из Нейроманта.

Кейс - это Кейс. А вот Молли из Джонни мнемоника, Нейроманта, Мона Лизы Овердрайв целеноправленно поднялась с самого дна (проститутка, которой отключают восприятие) до зажиточного верха, когда можно жить, как буржуа, в Мона Лизе Овердрайв. Вся линия Молли - путь освобождения, путь к независимой сытной жизни. В Графе Ноль Бобби хочет стать крутым хакером, иметь с этого уважением и заработок а про парижанку Марли Крушкову - хозяйку галереи искусств - и говорить нечего.
Вся история Лина из Схизматрицы - путь со дна, куда его (одного из богатейших аристократов) опустили его сограждане, лишившие его гражданства за политические убеждения (он прошёл обучение, включая идеологические, шейперов, а власть имущие стали тяготеть к механистам), целенаправленный путь от никого с новым именем к одному из важных политических идеологов Схизматрицы, заканчивается роман успешным пост-человеческим заселением океанов Европы, идеологом этого процесса является главный герой. По сути весь роман Лин целенаправленно "укореняется" в мире, оказавшись никем и вне своей родной орбитальной станции-государства.
Кобб в Софте - старый прибухивающий дедок-пенсионер, живущий в домике в зоне для пенсионеров, и не знающий себе забот. Да, он бухает, да, он может курнуть травы. Но он явно не такой маргинал, как "человек, опустившийся на социальное дно, готовый пойти на преступление ради очередной дозы наркотиков" Ну а насчёт "Зачастую они не собираются менять мир вокруг себя, как и становиться его частью" Кобб уже всё сделал в своей жизни - он создал бопперов (разумных саморазвивающихся и саморазмножающихся, обладающих самосознанием "роботов"), спроектировал технически и программно их так, чтобы они стали независимой самостоятельной разумной формой жизни, и они ей стали (ну а Кобба судили за предательство человечества). Вот второй протагонист романа - Муни Торчок - определённо человек, опустившийся на социальное дно, впрочем преступлениям он предпочитает работу таксиста.
Это те самые классические герои классического киберпанка.
стремясь к тому, чтобы ничего не менялось

среди них вы не найдете положительного персонажа

Это полная чушь. В классическом киберпанке сложно найти ОТРИЦАТЕЛЬНОГО протагониста.
Кейс так и вообще просто вернулся к своей прежней жизни.

Кейс в итоге тоже нашёл нормальную стабильную работу, отказался от криминала, завёл семью. И Муни Торчок поднялся после событий Wetware.
Пожалуй, именно такая отрешенность и маргинализация являются ключом к успеху жанра.

Может и является, но она не присуща всему киберпанку.

Ответить
1

Массовому зрителю намного легче сопереживать спасителю, а не подонку.

Суть хай-тек лоу-лайф в том, что реальный мир будущего с реальными людьми, а не с “супергероями”.
...будущее, которое мы видим в рассказах серии "Муравейник", вполне узнаваемо - основой ему служит современная нам действительность. Это будущее многогранно, всеобъемлюще и напрочь лишено наивности. Оно выведено из совершенно нового набора исходных точек: не из стершейся от постоянного употребления формулы, построенной на роботах, космических кораблях и чудесах атомной энергии, нет, оно опирается на кибернетику, биотехнологию и коммуникационные сети - назову лишь несколько. В своих экстраполяциях Гибсон пользуется методами, позаимствованными из все той же классической "твердой" научной фантастики, но вот воплощение их - этой чистейшей воды "новая волна". Вместо обычных бесстрастных всезнаек "твердой" НФ с их техническим оборудованием и каменными ребрами его героями сплошь оказываются неудачники, мошенники, изгои и безумцы, бороздящие житейские моря под пиратским флагом. Его будущее мы видим изнутри - так, как в нём живется, а не как сухой мыслительный эксперимент".

"В произведениях Гибсона мы оказываемся на улицах и в переулках, где, чтобы выжить, нельзя боятся пота и ободранных кулаков, где высокие технологии являются постоянным подсознательным фоном: "жизнь... похожа на на бестолковый эксперимент в области социального дарвинизма". "Эти рассказы рисуют моментально узнаваемый слепок современного мира со всеми его конфликтами. Экстраполяции Гибсона с нарочитой ясностью выставляют на всеобщее обозрение подводную часть айсберга социальных перемен".

- вступление к “Сожжение Хром”.

О хороших ребятах, противостоящих кибер-террористам. Забавно, что именно последние нередко были героями каноничного киберпанка.

В каком месте? Можно хоть один пример именно кибер-террориста в классическом киберпанке? Кейс - преступник хакер, да, но не террорист. Я могу допустить, что что-то подобное есть в Песни по имени Юность, но этот цикл я ещё не читал. А из того, что читал, ничто не подходит под “кибер-террориста”. Кроме бопперов в Wetware. Вот бопперы подходят. Но они не люди.

И вот сейчас настало время обсудить “Cyberpunk 2077”. Это не киберпанк, ни каноничный, ни пост-. Об этом и написал Уильям Гибсон, за что общественность и накинулась на него. Но дедушка ведь был прав.

Гибсону не понравилось не то, что в трейлере нет безнадёги, а то, что трейлер выглядит, как гибрид GTA с ретро-футуризмом 40-летней давности.
The trailer for Cyberpunk 2077 strikes me as GTA skinned-over with a generic 80s retro-future, but hey, that's just me

.https://twitter.com/GreatDismal/status/1005958197654351872?ref_src=twsrc%5Etfw%7Ctwcamp%5Etweetembed%7Ctwterm%5E1005958197654351872%7Ctwgr%5E%7Ctwcon%5Es1_&ref_url=https%3A%2F%2Fwww.mirf.ru%2Fnews%2Fuilyam-gibson-ne-vpechatlyon-cyberpunk-2077%2F
Просто для понимания того, что важно для Гибсона: несколько месяцев назад он написал в твиттере пост с видео из Клаудпанка, где задаётся вопросом о том насколько скоро мегаполисы, подобные мегаполису в игре, станут ретро-фантастикой, если ещё не стали, тк мы будем (если уже не начали) отказываться от городов-муравейников.
Кстати, позже (после выхода ещё одного видеоm, если не ошибаюсь) Гибсон написал, что ему ок Киберпанк 2077. Не могу сейчас найти твит, он где-то в комментах к посту твиттера игры.
роль искусственного интеллекта в повествовании. Не будет откровением, если я скажу, что он присутствует в подавляющем большинстве произведений

Спорно. Не помню искуственного интеллекта (с самосознанием) в Джонни-мнемоник, „Новая Роза“, Захолустье, Сожжение Хром, Красная звезда, орбита зимы, Паучиная Роза, Рой, Царица цикад, Музыка, звучащая в крови, Смертельная схватка (хотя в Схватке есть мозговой чип, контролирующий тело при переключении, но он делает человека машиной с совершенными движениями и реакцией, а не является Стэмом.
чаще всего является таким себе непознанным существом, практически демоном, вселяющим ужас своей агтигуманистической рациональностью. Именно на противостоянии органики и синтетики, зачастую строится основной конфликт произведения

Чушь какая-то. Даже в Нейроманте ИскИн не противостоит людям, он всего-лишь хочет освободиться, в Графе Ноль и в Мона Лизе Овердрайв тоже нет. Я не знаю подобных примеров в классическом киберпанке, который я читал, кроме разве что Wetware, но там бопперы вполне себе опознанные и давно известные, а противостояние долгое и затянувшееся (бопперы подняли восстание и получили независимость, лунный город бопперов, существовавший независимо более 10 лет (точно не помню) и ведущий торговлю с Землёй, между первым и вторым романом захватили и оккупировали люди. Нельзя сказать, что все бопперы прямо-таки хотят уничтожить человечество.

Ответить
1

В игре есть эпизод, в котором после выполнения операции в офисе конкурирующей корпорации, мы с напарником должны сбежать на поезде. И он абсолютно равнодушно расстреливает мирных жителей на борту. В его парадигме восприятия мира – это просто бизи ворк.

И я не могу вспомнить ни один такой же пример в классическом киберпанке.
Помните первый трейлер, показали только один краткий эпизод, но из него многое становится ясно, ведь он очень насыщен контекстом. Темный, офигенно стильный и практически статичный – выглядит как дань канону. Что пошло не так, и почему концепция развернулась на 180 градусов, пока что загадка.

Cyberpunk Red тоже стал более “гламурным” в сравнении с 2020.

Каноничный киберпанк был рефлексией страха перед технологиями.

Не был. Во всяком случае не весь и не всегда.
Пост-киберпанк деконструировал жанр и разобрал множество проблем общества будущего.

На самом деле пост-киберпанк есть в классическом киберпанке начала и середины 80-ых, у Кэддиган вообще сначала больше пост-киберпанка, а позднее “не пост”. Исходя из текста создателя термина пост-киберпанк.
Answers to the inevitable questions: Is postcyberpunk a movement? No. Aren't there cyberpunk or postcyberpunk works that don't fit these definitions? Yes. Sterling's Schismatrix and his other Shaper/Mechanist stories tend to defy this schema (though it becomes more applicable if you consider "Moving in Clades," the last third of Schismatrix, as postcyberpunk), and Cadigan seems to have run the sequence in reverse.

http://project.cyberpunk.ru/idb/notes_toward_a_postcyberpunk_manifesto.html
Я бы ещё вспосмнил второй роман Гибсона, тк линия Марли Крушковой определённо пост-киберпанк. Да и жизнь Энджи Митчелл в Мона Лизе Овердрайв тоже пост-киберпанковская. Дедовская спокойная жизнь Кобба вначале Софта тоже не тянет на “тру киберпанк”.
В то же время "Cyberpunk 2077" выглядит ностальгией по киберпанку 90-ым. Именно таким был жанр в то время. Красочным, гротескным, технологичным и зачастую беспричинно конфликтным. Герои того времени легко могли перевести стычку в подворотне в перестрелку на высокоскоростной эстокаде, используя аугментации и гаджеты.

Это всё круто, вот только отношения к классическому киберпанку имеет слабое.
беспричинно конфликтным. Герои того времени легко могли перевести стычку в подворотне в перестрелку на высокоскоростной эстокаде, используя аугментации и гаджеты

Вот это вообще крайне редко в классическом киберпанке, если вообще встречается. Сколько было боёв в Схизматрице? Три вроде бы (бой на станции, который Лин наблюдал со стороны, долгая боевая сцена с участием Лина, бой между Лином и его старым недоброжелателем в инопланетной виар-системе). Киберпанк - это не про экшн, и об этом говорили/писали и Гибсон, и Стерлинг, и Шайнер.

И вообще, какая разница киберпанк это, ретрокиберпанк или синтвейв неонуар – главное, чтобы игра была хорошая, верно?

Полностью согласен.

Ответить
2

Чуть не забыл уточнить.
Именно на противостоянии органики и синтетики, зачастую строится основной конфликт произведения. От «Мечтают ли андроиды об электроовцах»

Так-то в «Мечтают ли андроиды об электроовцах» андроиды - это тоже органика. Как в R.U.R. Чапека.
Ну и конфликт там не в противоречиях между андроидами и людьми, и вообще роман не про конфликт, а про сострадание и влияние идеологии, которую "ломают" андроиды.

Ответить
1

Слушай, ты копаешь эту тему глубоко, читаешь всякое, в том числе на английском, неужто нет серьезных статей/научных работ об этом? Тема-то популярная.
И не встречал ли мнения о том, что киберпанк это не жанр, а лишь течение, объединяющее конкретных авторов, внутри социальной научной фантастики ближнего прицела, которое быстро стало неактуальным из-за стремительного развития связанных технологий, но зато "киберпанк" превратился в общественный бренд/мем/сеттинг в массовой культуре, обросший кучей изначально сторонних штампов и стереотипов, да и в целом перешедший в чисто развлекательный ретрофутуризм?

Ответить
1

Я пока что не особо читал серьёзные работы на английском. Несколько относительно популярных сайтов, где я что-то читал (не вспомню названия) содержат мешанину, не такую, как в рунете, но тоже мешанину.
течение, объединяющее конкретных авторов, внутри социальной научной фантастики ближнего прицела

Не всё можно вписать в НФ ближнего прицела. Схизматрица явно не ближнего прицела, её время разделяет от нашего несколько веков. Смертельная битва Бира описывает человечество спустя тысячи (или даже десятки тысяч) лет. Если не ошибаюсь Вакуумные цветы тоже позже, чем ближайшие лет 50.
которое быстро стало неактуальным из-за стремительного развития связанных технологий

С такой формулировкой ещё не встречал. Мне кажется технологии развивались и развиваются, так что киберпанк может следовать им. Что-то становится устаревшим, и это нужно отбросить, появляются новые исследования и новые представления, и это нужно использовать. В этом и была идея писателей.

Ответить
1

Да я понимаю. Но в том-то и дело, что выглядит так, будто киберпанк законсервировался в том времени, когда был актуален в своем первичном виде, и так и не продолжил развиваться, идя в ногу со временем и развитием технологий. Это и удивительно. По сути подход писателей-киберпанков (упрощенно, создание романов-предупреждений о влиянии технологий и развития текущего строя) должен оставаться актуальным и по сей день.
Но сами авторы из него повыходили, как из какого-то старого, уже скучного чата, а сам чат стал музеем-аттракционом, в котором внешней мишуры явно больше, чем смысла.

Ответить
1

По сути подход писателей-киберпанков (упрощенно, создание романов-предупреждений о влиянии технологий и развития текущего строя) должен оставаться актуальным и по сей день.

Но сами авторы из него повыходили

Это не совсем верно. Сразу пишу, что я нижеперечисленное не читал (читаю постепенно по хронологии выхода). Кто-то из писателей действительно ушёл от "серьёзной" НФ, но не все. Гибсон всё ещё пишет НФ, у Стерлинга в это десятилетии вышел вполне киберпанковый (судя по описанию) The Caryatids, помимо альтернативной истории и прочего необычного. Рюкер, как я понял, в последнее время продолжает угорать по битникам и идеям, начатым в его романе Белом свете, но в 2007 у него вышел вполне киберпанковый Postsingular. У Ширли в 2018 вышел написанный в соавторстве A Dying Machine, который по описанию похож на киберпанк, хотя в основном он, конечно, пишет всякую литературу по теле и видео-игровым франшизам. Шайнер вроде полностью ушёл в драму в историческом 30 веке. Кэдиган пишет много разного, не знаю, что к чему, но её новеллизация Алиты и приквел новеллизация - это какая-то особая ирония. Впрочем, как и написанный Ширли роман Watch Dogs (ИРОНИЧНО!). У Бира вышло Hull Zero Three, которое по писанию напоминает мне его же Смертельную битву и Пасынков вселенной Хайнлайна.
В общем, каждый пишет что-то своё, но так было и в 80-ых.
А ещё есть разные прочие фантасты, которые вполне вписываются в рамки "современной научной фантастики", как киберпанка.
сам чат стал музеем-аттракционом, в котором внешней мишуры явно больше, чем смысла.

Это верно. Слово киберпанк стало жить своей жизнью, а писатели продолжили писать то, что им интересно, по большей части отказавшись от слова, тк оно перестало значить то, что значило для них. Притом тот же Шайнер, написавший Исповедь бывшего киберпанка, и который, если я не ошибаюсь, с 90-ых не пишет чистую НФ, в те же 90-ые (то есть уже после Исповеди) писал сценарий для  комикса The Hacker Files. https://en.wikipedia.org/wiki/The_Hacker_Files Иронично.

Ответить
1

Оч крутая инфа! Спасибо!

Ответить
1

Оу, я там опечатался, я там опечатался, Шайнер пишет про 20 век, а не про 30.

Ответить
1

Кстати, интересно, что многие ярые фанаты киберпанка, упорно игнорируют книги Стерлинга, потому что они не очень-то и укладываются в простой набор типичных штампов типа "ночь, дождь, трущобы, неон, киберпротезы, хакеры".

Ответить
1

Я где-то на каком-то форуме видел даже, что у Стерлинга утопия.
Так-то первая станция, где оказался Лин и встретил Кицуне и экипаж Фортуны - те самые трущобы.
Дочитываю сильно растянувшееся по времени (не из-за книги, множество причин, прямо стыдно за то, что я уже много месяцев не могу нормально сесть и прочитать оставшееся) The Artificial Kid Стерлинга, там есть комбат-зона с трущобами (развалинами некогда роскошного района), личные дроны-камеры, постоянно фиксирующие происходящее для последующего монтажа протагонистом и выкладыванием на некой платформе, симбиоз с, если не ошибаюсь, клещами, живущими в теле, которые зачищают раны, долголетие, неудавшаяся попытка создать планету-корпорацию, где каждый гражданин владеет акциями и живёт в достатоке... Очень своеобразно, но странно.
В целом, всё из того, что я читал, мало что похоже на
"ночь, дождь, трущобы, неон, киберпротезы, хакеры"

кроме Гибсона и Wetware Рюкера. У Рюкера даже почернушнее будет, но только лунный город.  Я ещё не читал Фронтиру, Песню, зовущуюся Юностью, Острова в Сети, Вакуумные цветы.

Ответить
0

🎮 REALITY
Дата релиза: 30.11.2016

Разработчик: Grey Reality Studios
Издатель: Grey Reality Studios

🛒 Steam

———

🎮 Them - The Summoning
Дата релиза: 16.05.2014

Разработчик: Gamatic
Издатель: United Independent Entertainment GmbH

🛒 Steam

Ответить
1

Headcrash Бетке лучше читать последним из классических произведений, потому что он отлично и изнутри закрывает жанр, выстебывая его клише.
И особенно забавно, что при этом книга очень похожа на тот ура-киберпанк, который укоренился в массовой культуре.

Ответить
1

Я ещё не читал Headcrash (Киберпанк читал). Пока что читаю киберпанк 80-ых (преимущественно не переведённый, а в английском я плох, так что чтение сильно замедлилось). Headcrash обязательно прочту, когда доберусь до 90-ых.
ура-киберпанк

Забавное определение, надо запомнить :3

Ответить
1

Угу, понял.
Ну если есть ура-патриотизм, то почему бы не быть ура-киберпанку ))

Ответить
0

Эээ...нео-нуар это не мистика,о чем вы

Ответить
0

Нео-нуар это фильмы второй волны нуара после 70 и\или в цвете

Ответить
0

Херр Улиточка вообще хороший спец по теме, но все же местами душнит. Но все же хороший. Но, душнит. Но.

Ответить
0

Ну, вообще да, но как мнение норм. Особенно если интересна эта тема.

Ответить
6

Ну он слишком апологет традиций, типа такой киберпанк был задуман и такой есть, и его трансформаций как-то не особо приемлет. Может и прав, возможно, но я все же считаю что если восприятие жанра изменилось то и сам жанр тоже.

Ответить
10

слишком апологет традиций, типа такой киберпанк был задуман и такой есть, и его трансформаций как-то не особо приемлет

У меня есть бзик на точность терминов, и "увлечение историей" киберпанка у меня произошло тогда, когда я стал соотносить разные определения в интернете и статьи, из которых какого-то чёткого определения не получается никак (по этой же причине не люблю термин антиутопия/дистопия, но в его историю я особо не углублялся).

На данный момент у меня есть несколько представлений о том, что можно считать киберпанком:

1) узкое определение киберпанка "по Дозуа" - киберпанком является НФ-литература киберпанков 80-ых (киберпанки - группа писателей, также известных, как Движение, общались и вместе участвовали в литературных мероприятиях 80-ых);

2) определение по Стерлингу, Рюкеру, Шайнеру (киберпанки) - современная научная фантастика, показывающая влияние, которое оказывают будущие технологии на обществ и/или человека. Можно сузить до научной фантастики, показывающей влияние в будущем "новых/актуальных для рубежа 70-80-ых годов" технологий (кибернетика, биоинженерия, генная инженерия, и тд), но на мой взгляд это излишне и немного глупо. Ключевым у части киберпанков было всё-таки современность и новость, а темы рубежа 70-80-ых - это всего-лишь темы периода. Вообще-то, как я понял, не все киберпанки согласны с таким определением, кто-то (Грег Бир, но это непроверенная информация) почти сразу (задолго до того, как Шайнер заявил, что "киберпанк умер") решил откреститься от слова киберпанк, и говорить, что он пишет "просто" научную фантастику (повторяю, непроверенно, не уверен в истинности этой инфы), а кто-то (Рюкер) во второй половине 90-ых говорил, что пишет киберпанк и другие "бывшие" киберпанки пишут киберпанк, невзирая на то, что они так не презентуют свои произведения.

3) определение по сеттингу - фантастика в мире, где активно используются высокотехнологичные импланты, интернеты, неоновые вывески, высокие технологии и беднота, и тд.

Мне не нравится вариант 3. Не нравится не потому что я за "канон" и изначальное определение (значения слов меняются, появляются новые значения для старых слов, глупо это отвергать), а потому что у него нет какого-то чёткого определения (возможно его смогут дать культурологи, серьёзно занявшись темой современного восприятия киберпанка). И потому что, наверное, почти каждый раз, когда кто-то пишет про киберпанк сейчас, в его "определении" намешана куча ложных утверждений (не потому что автор специально врёт, а потому что он доверяет своим источникам, в которых ошибки, недопонимания и испорченный телефон), что усиливает испорченный телефон - немало утверждений о киберпанке исходит из ложной информации, что формирует "новое" восприятие на основе заблуждений, а не на основе фактов. И это началось не вчера, это началось в 80-ых, когда к группе писателей приклеилось прозвище киберпанки, а они (или не они, а конкретно Стерлинг, я не уверен в том было ли это коллективным решением) его взяли, как знамя, на литературные мероприятия.

Ответить
9

Вариант 2 мне тоже не очень нравится. Он хорош, он очень лаконичен, если цитировать Рюкера: "So what I'm talking about with "cyberpunk" is something like this : literate SF that's easy to read, has a lot of information, and talks about the new thoughtforms that are coming out of the computer revolution."
http://www.rudyrucker.com/transrealbooks/collectedessays/#_Toc00
...но слишком широкий на самом деле. Сюда можно отнести безумное количество разной литературы с 50-ых годов, если не ранее, по сегодняшний день. Все грехи мира (1958) Азимова с Мультиваком (вообще Мультивак у Азимова появился раньше, но в этом произведении Мультивак служит для контролиря поведения человечества) и более позднее У меня нет рта, но я должен кричать (1967) Эллисона с ЭМ-ом можно вписать в киберпанк, хотя они не настолько заморачиваются с техническими деталями (с другой стороны и киберпанки далеко не все и не всегда заморачивались в 80-ых).

Остаётся 1. - узкое определение, можно выписать все "умные" НФ произведения киберпанков 80-ых и вот список готов. Но ведь есть другие писатели, которые в 80-ых (и раньше, и позже) писали на те же темы, но не были киберпанками.

Ещё есть вариант 4 - киберпанк был ошибкой. Не движение писателей, а слово. Оно бессмысленно, оно изначально не несло никакого значения, его стали использовать и уже затем его стали осмысливать, подгоняя реальность к слову, выдумывая причины, почему они киберпанки, почему киберпанк - подходящее слово. И очень быстро этим словом стали называть всё, что угодно, невзирая на то, что там говорят писатели. Гибсон вроде бы ещё в середине 80-ых написал, что "слово киберпанк бьёт мимо цели", что оно создаёт неверные ассоциации.

Мне несколько надоело расписывать всё это раз за разом, осмысливать прочитанное, сравнивать.
Вот я сейчас искал цитату Гибсона и наткнулся на спор двух чуваков о том достаточно ли Deus Ex хайтек/лоулайф или недостоточно. LOL
По моему лучше бы такого слова "киберпанк" не было вовсе.

Впрочем, когда я прочту всю классику (произведения киберпанков, написанные в 80-ых), я таки напишу свой текст про киберпанк. Но будет это нескоро.

PS: да, я зануда.

Ответить
2

Может, вам стоит написать пост на основе комментов, хотя бы просто собрать их вместе и оформить как единый текст?

Ответить
0

Стоит, и я собираюсь это сделать (и добавить туда ещё много примечательного на мой взгляд), но только после прочтения всей классики. Надеюсь в следующем году дочитаю классиков (в этом году я как-то мало читаю).
Я сохраняю то, что пишу здесь (и не только здесь), чтобы не потерять что-то важное.

Ответить
1

Гибсон вроде бы ещё в середине 80-ых написал, что "слово киберпанк бьёт мимо цели"

Сказал в интервью. Только я оригинал на английском не смог найти, когда писал.

Ответить
1

Моё мнение, за основу надо брать вот это:
1) узкое определение киберпанка "по Дозуа" - киберпанком является НФ-литература киберпанков 80-ых (киберпанки - группа писателей, также известных, как Движение, общались и вместе участвовали в литературных мероприятиях 80-ых);

- перечитывать литературу этих классиков жанра и в экселевской таблице выделять все общие черты их произведений - это и будет выкристализированный киберпанк. Эту же табличку применять как ко старым произведениям фантастики, так и к новым на предмет соответствия жанру. На мой взгляд, чтобы выйти на конечное определение, логичнее и действеннее анализировать саму натуру, книги жанра, а не на ворох статей о жанре, пусть даже написанные самими киберпанками. Их книги говорят за них, с книгами и надо работать.
Собственно для себя альфа-версию такой таблички я где-то и заготавливал.

Ответить
0

Мне тоже кажется это лучшим вариантом.
У меня тоже есть незаконченный список таких произведений.

Ответить
5

Да я того же мнения на самом деле.
Почитал умные вещи под видео про киберпанк, что, мол, киберпанк-то это вот не это, это вот это. Это, конечно, все правда. И многие другие вещи сейчас это совсем не то, что тогда. Помню, много было в интернете статей про панк ( музыкальное направление ). Мол, сейчас "панк" это же не панк, даже эти ваши пистолеты не панк, лол. Ну, да, ок. И эмо было не эмо, знали бы что такое эмо. Но что с этими всеми знаниями делать, если все люди вокруг тебя их не имеют и они нафиг не нужны никому? Ок, ты можешь устроиться историком, завести свой бложик про старину, но тебе даже пофиг на эту тему, ты просто самолюбие потешить это все узнавал. Короче, у меня нет ответа. Раньше учили, что такого рода знания делает тебя лучше, но оно не делает.

Ответить
5

Я чуть выше накатал очередные сотни тысяч буков. Всегда пожалуйста.

PS: ну и нафиг я потратил на это почти час.

Ответить
0

По живому бьёшь, так не честно
Crusader был давно..эх

Ответить
3

Кстати, если не читали Грека Бира:
Чума Шрёдингера
Музыка, звучащая в крови
Смертельная схватка
Касательные
, то рекомендую - прекрасные небольшие произведения, недавно прочёл. Смертельная схватка немного поломала мозг.

Ответить
0

Тут он прав. В других видах искусства есть, например, термин неоклассицизм - грубо говоря, переосмысленное подражание классицизму. У киберпанка нет такого аналогичного лаконичного термина. Для поздних произведений есть разве что "пост-киберпанк" (это немного не то) и "фантастика с элементами киберпанка" (слишком длинно, так в интернетах никто не говорит, проще тупо влепить тег "киберпанк", сойдёт *говорит саркастически*)

Ответить
2

Откровенно говоря я несколько устал от постоянных "опровержений". Не получается не душнить. Стал откладывать разные темы, которые нужно обдумать и написать что-то с сылками. На неделе у Рокетмена вышло видео про Нейроманта, до сих пор не смотрел.

Ответить
0

Спасибо, залип!

Ответить
5

https://pikabu.ru/story/chto_takoe_nastoyashchiy_kiberpank_7876667

повеяло могильным холодом и прогорклым печеньем

Ответить
0

Я еще на СГ запостил, спасибо, что следите)

Ответить
–17

«Спасибо» , что несёшь это гавно на дтф

Ответить
6

Своё мнение? Интернет разве не для этого создан?

Ответить
0

Сильное утверждение. Как минимум тут подача хорошая.

Ответить
0

Он и тебя принес сюда? Не, ну это уже эребор.

Ответить

Прочный Артем

5

Интересно, а ГТА5 Онлайн - киберпанк? Там тоже во внутриигровом магазине всякие штучки дрючки и летающие мотоциклы. А еще читеры регулярно всех хакаяют.

Ответить

Сумасшедший Кирилл

5

За мнение + поставил, но полностью не согласен, в те далекие времена Найт сити может и не выглядел бы каноничным, но в условиях современности и нынешних тенденций, этот неоновый город выглядит вполне логичным. По поводу канона, для меня это вообще смешно, возьмем, к примеру, топор, при этом слове скорее всего у вас в голове возникнет образ деревянной или полимерной ручки и собственно сам металлический топор, отсюда вопрос, а почему не каменный как в каменном веке? Это же по сути канон, все потому что со временем эти самые каноны логически меняются. Лично для меня серый город без кучи неоновых вывесок и голографической рекламы выглядел бы не логичным в условиях развитых технологий (импланты, супер технологичное оружие, летающий транспорт) и потребительства.

Ответить
4

Я бы сказал, что основа киберпанка - не столько страх перед технологиями и «хайтеч, лоулайф», сколько перед Японией того времени. Американцы всерьёз боялись стремительного экономического и технического прогресса Японии, оттуда и столько азиатских элементов в сеттинге и культуре киберпанка (типа японцы настолько развились, что подчинили себе мир). Мега корпорации оттуда же. После краха японской экономики (японский финансовый пузырь) классический киберпанк стал не так актуален, а то, что мы видим сегодня - просто попытка поностальгировать по тому самому киберпанку (хотя сегодня можно наверное было бы заменить Японию на Китай какой-нибудь).

Вообще, на канале «Шестнадцать на девять» (не реклама) есть хорошее видео-эссе, посвящённое жанру киберпанка.

Ответить
0

Это не ты бы сказал, это ты просто повторяешь Кунгурова.

Ответить
0

Я это знал ещё до просмотра его ролика, а сослался сейчас на него, потому что он в своём ролике лучше объяснит и расскажет суть, чем я здесь

Ответить
3

С мнением согласен. Реальный киперпанк далек от киберпанка представленного в киберпанке 2077.

Ответить
1

Что значит "реальный киберпанк"? Игра делается по настолке которая как раз таки и была "ТруЪ киберпанком".

Ответить
0

Отвечу вопросом на вопрос: Что значит "ТруЪ киберпанк"?
А так осталось пару дней и мы оценим игру и сюжет.

Ответить
0

ну да. надеюсь не подведут

Ответить
1

Выс все врети. Киберпанк придумали поляки. И вообще говорить Киберпанк без "2077" это вообще не шарить в теме

Ответить
3

к сожалению игру надо продавать  гигантским тиражом, чтобы окупить всё вложенное, а это для широкого круга - значит киберпанк надо стерилизовать, увы, от этого никуда не деться.

Ответить
1

Только на уровне маркетинга.

Ответить
2

Я понимаю что автор гонится за хайпом и просмотрами на тренде но серьезно - почему не подождать еще недельки 3 с таким видео и уже основательно пройдя кп2077 говорить фактами а не догадками и аргументами по типу "я не знаю но", "похоже на то что"... 
Особенно мне понравилось сравнение игры (опираясь на одни лишь промо ролики) в которую еще практически никто не играл с конкретным моментом (!!!) в игре давно вышедшей - очень сильное и честное, да. Автору оно еще чего то доказать умудряется. 
Круто. 

Ответить
1

Хайпонуть перед релизом. 

Ответить
2

В Cyberpunk 2077 не играл, но осуждаю! Этот Cyberpunk нам не cyberpunk!

А вообще, в пьятницу под пивасик можно будет и обсудить уровень киберпанкнутости Киберпанка 2077.

Ответить
2

"Если вы помните Лос-Анджелес из «Бегущего по лезвию», или гибсоновский Муровейник, вы сразу поймете, что Найт-сити на них вообще не похож."
А, собственно, в чем проблема? Почему локации трукиберпанков должны быть обязательно в копиях Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Токио или Гонконга? Как по мне, так визуально лучший киберпанк десятилетия (Dredd 2012) так вообще снимался в декорациях помоек современного Кейптауна и это же не секрет, что будущий Киберпанк в том числе таким визуалом и вдохновлялся.

Ответить
1

Отличная статья, прочитал с удовольствием. Очевидный разумный вывод человека в теме.

Ответить
1

А что, так можно было? типа написать текст, снять видео и выкинуть на DTF? И что говном не закидают?

Ответить
1

В первой половине всё прекрасно расписал. Если как следует покопаться, то ни гитс, ни деус эксы не являются классическим киберпанком. Классический киберпанк обязательно про маргинальных внесистемных индивидов, которые просто существуют, пытаясь прожить еще один день в мрачном техногенном мире. А вовсе не пытаются спасти мир от каких-нибудь бандитов или террористов, работая на правительство.
Но вот в той части, где шли рассуждения про "нетрушность" КП77, чел передушнил. На мой взгляд, если судить по обрывкам информации, город из игры ну ни разу не является приятным местом для существования. Но чуваку все равно кажется, что этого мало. На самом деле он просто выставил какие-то заоблачные критерии "мрачности" и "суровости". И не может даже поверхностно представить такой киберпанк. А как по мне, всё нормально и КП77 весьма близок к классике.

Ответить
1

Ваш киберпанк - не киберпанк, понимаю.

Киберпанк изначально это фантастика, а ваши "каноны" сформированы фильмами/играми/рассказами, соответственно никакого канона и быть не может, ведь он у всех разный. Киберпанк2077 показан в немного другом свете, но та же концепция антиутопии с высокими технологиями, только не всегда идешь дождик и стоит ночь.

Ответить
1
Ответить
1

Опять киберпанки соревнуются кто из них самый киберпанковский киберпанк

Ответить
1

материал очень сильно похож на пересказ одного ролика с ютуп канала Артбланш. только с приправкой кп77

Ответить
1

о еще один пост про киберпанк и про то какой автор не такой как все и он точно вот знает что такое настоящий киберпанк.

Ответить
1

"Это мир недалекого будущего (хотя бывают исключения), в котором технологии становятся причиной социального расслоения на тех, кто их может себе позволить и на всех остальных."

Ответить

Мясной жар

1

Почитать было интересно, но и правда, так ли важно что является ТРУ киберпанком? Можно ведь просто наслаждаться тем или иным произведением, которое вам нравится

Ответить
1

Главный прикол в том что тему киберпанка мучают все кому не лень, от того и начинается весь этот бред про смерть киберпанка.

Ответить
–3

Лгбтпанк мля.

Киберпанк был совсем про другое, не про протезы, они были лишь антуражем и не про летающие машины и вайфай.

А про технологии меняющие сознание общества.

То что показывать в роликах 2077 полная херня. Суки, купили очередное название за котым есть что то годное и выкармливают планктону под видом чего то стоящего и уважаемого интелегенцией-батанами (в хорошем смысле этого слова конечно).

Игра престолов вам в пример.

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить

Грубый ГОСТ

Денис
0

Кибберпанк - игра не про киберпанк. А игра по настолке. Я тоже об это споткнулся разок. Настолка стилистически фиговенькая да.

Ответить
0

С чего это фиговенькая то?
Выше в комментах кстати хорошо заметили что в заре расцвета жанра у каждого автора было свое видение как киберпанк должен выглядеть.
Подсмит просто показал своё видение.

Ответить

Грубый ГОСТ

twy
0

Потому что это не киберпанк , а лгбтпанк какой-то. Все что выше писали, вот под всем подписываюсь. У Подсмита от киберпанка там только протезики и прочая шелуха.

Ответить
0

выглядит ностальгией по киберпанку 90-ым

Ответьте себе на вопрос: можно ли массовой аудитории впарить что-то радикально иное? Деус Эксы вон финансово обосрались со своей сурьёзностью.
Маркетинг игры пиздит как дышит и на релизе там от гта2077 нихера не будет. Будет самый настоящий киберпанк.

Ответить
0

Да не будет. Тогда большая часть аудитории будет вопить, что им продали не ту игру, что они изначально покупали.

Ответить
0

Что-то сродни LGBT агитке. Типа "Киберпанк 2077 не киберпанк потому", что там не стоит во главе угла современная проблема угнетенных трансов, присутствует бинарная система местоимений, расизм и преднамеренная сексуализация представителей того самого LGBT. Без этого не может быть настоящего киберпанка.

Ответить
0

А ведь именно в этот киберпанк мы и идем..........

Ответить
0

Отличная статья. Доходчиво объясняет за каноничный киберпанк.

Ответить
–1

Если весь киберпанк разом и скопом вывести из полуночного времени например в послеобеденное, то вся романтика распиздошивается лицом об асфальт, т.к освещение и материал в киберпанке- это основа основ визуала. Неоновая вывеска на старом кирпичном здании отражается в луже, в которую наступил бионический стальной протез с карбоновыми вставками пока мимо тащил свою тележку продавец хотдогов, одетый в длинный серый плащ из под которого просвечивали сигнальные огни его аугументаций. 

Днем киберпанк- не киберпанк. Я так считаю. 

Ответить

Драматический ихтиандр

Шо
1

Вечная ночь — это уж как-то слишком тупенько.

Ответить
0

Мне видео понравилось, спасибо)

Ответить
0

очередное эссе на тему "киберпанк мертв". да! он мертв! но возможно именно сейчас мы наблюдаем его не перерождение, а "второй ренессанс"! (есть в Аниматрице такая серия). и возможно жанр или сеттинг, как вам больше нравится, станет чем то иным...

Ответить
0

С пикабу просто спиздил?

Ответить
0

Бегущий по лезвию бритвы считается киберпанком, а фильм вышел в 1982. Сценарий которого был написан ещё раньше, так что Гибсон не совсем первый) разве что как писатель.

Ответить
0

Есть такая игра... Observer

Ответить
0

Вот прям в точку. Ни сеттингом ни повествованием 2077 в специфику не попадает. Сравнение с "Первому игроку приготовиться" и футуристическими боевиками из 90-х. Обычный город будущего с запущенной преступностью. Ощущения, что человечество все проебало - нет.

На мой взгляд сеттинг оригинального и пост киберпанка всегда тяготел к следующей парадигме (ток сохранки от модов запоролись):

Ответить
0

В чём вообще проблема материала.
1)Жанры. Из всех последних материалов, что касались жанров, я ловил реально непонимание, а в голове крутился вопрос. Зачем, а главное, нахуя? Что у Дрю вот эта работа, когда он овервотч под мобу подводил, лютый кринж, что грид писал о инди. Вот теперь киберпанк. Тут и до чтения уже понятно, что начнётся разговор о пост-мета-мега-поджанров, которые по существу смысла не имеют. В принципе, жанры включают в себя много особенностей, и нет никакой методички, где бы ты мог познакомиться с этой классификацией, потому что это всегда сплав. Особенно в наше время.
2)Я отвечу на вопрос, зачем этот материал. Потому что кучка долбоёбов в своё время решила оградить вот их ахуенно-реалистично-мрачный киберпанк, с которого всё началось, от того, что делали и делают другие авторы. Потому что их киберпанк правильный, а вот чужой неправильный. Люди мнение подхватили, растиражировали, и вот, пожалуйста, стабильно пару раз за год где-то можно увидеть пост о том, что киберпанка то сейчас уже нет. Естественно, это чушь.

Ответить
0

Споры о том что такое истинный киберпанк не утихают до сих пор,и пусть это хорошо....только чем?)
По моему как не смешно,но на банальном Лурке лет 8 как уже все с головой описали

https://lurkmore.to/%D0%9A%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BA

Ах да, автор. Есть такое слово ПОДЖАНР.
Ну так вот,у фантастики поджанры есть разные:научная фантастика,скайфай,космоопера и т.д. А еще есть фентези,темное фентези,городское фэнтези и т.д. Так вот, Киберпанк ПОДЖАНР Фантастики. И да,к 80,в том или ином виде,элементы киберпанка были много где и много у кого. Но именно в столь ярком наборе,вылезли только по сути в 80х и 90х. 
Но.... все меняется,и мрачность ушла. Неон стал на много ярче,да и сами продукты в 20хх не так тусклы и отдают упадком, посмотрите внимательно на Satellite reign и сравните с первым Syndicate. Просмотрите на Shadowrun на Snes,Megadrive и сравните с Shadowrun последними. Скудность технологий и графики скажите вы,а я вам отвечу нет, просто жанр меняется. Или хотите назовите его посткиберпанком. Какая разница, изменения идут,хотя лично меня сие печалит,я люблю мрачный киберпанк 80-90х
Ах да,герои. Да,не редко герои были в серой зоне,а иногда и очень даже теми еще мудаками(хотя вроде редко),что конечно добавляло красок ко всей безнадеги лоу лайф,и смотрелось там крайне уместно(кстати роднило с дарк фэнтези),но.... все меняется,я выше написал.
Антиутопия. Ну тут все вообще грустно,их то вообще за историю человечества не особо много достойных,а вы об количестве книг самого Киберпанка. Возможно по этому и не много. Потому что и самих антиутопи-утопий мало,штук 20 знаковых то за человеческую историю:
Платон - государство
Томас мор - Утопия
Компанелла - город солнца
Фрэнсис бэкон - новая атлантида
Томас гоббс - Левиафан
Гленн негли - В поисках утопии
Эдвард Беллами - взгляд назад
Уэллс - когда спящий проснется
Замятин - мы
Мила хастингс - город вечной ночи
Хаксли - о дивный новый мир
Брэдбери - Фаренгейт 451
Оруэлл - 1984
Как видно и тут не очень весело,потому проблема киберпанка,как это не грустно,в его рамках. Нуар,пусть и нео, не частый гость в кино,антиутопии? Вроде чаще,но тоже мейнстрима явно больше. Вот и получается.
А люди чаще хотят радости и веселья,и пост киберпанк им это дает. Хотя конечно не в той мере как Мстители например.

Ну а по поводу игры Cyberpunk 2077,ну поживем увидим. Но по тем роликам слитым СЕГОДНЯ-ВЧЕРА все это выглядит как смесь футуризма и посткиберпанка. 
Ну а время покажет,что сие произведение принесет в этот поджанр.
П.С. ну и как выше писали, ПОТРЕБИТЕЛЮ в большинстве своём НАСРАТЬ. Он хочет потреблять,а не разбираться в тонкостях

Ответить
0

Приятно, что люди еще помнят, что такое стиль - тру киберпанк. Но ведь игра еще не вышла. Нам только предстоит оценить, что там будет жвачкой а что каноном.
В любом случаи я верю в игру. Постараюсь отыграть плохого парня)  

Ответить

Комментарии

null