Что-то на японском. Обзор Kunitsu-Gami: Path of the Goddess

Японская мифология, танцы, немного жертвенности и капелька Samurai Champloo. Что может быть лучше? Конечно, добавить во всё это чуть-чуть экшена, приправленного tower defence. И на выходе получаем Kunitsu-Gami: Path of the Goddess – приятный подарок от Capcom, навевающий воспоминание о прекрасной эпохе PlayStation 2. Но так ли всё прекрасно?

Прекрасная эпоха

Все мы знаем Capcom по её флагманским франшизам. Resident Evil, Monster Hunter, Street Fighter, Mega Man. Хочется верить, что в этот список входит и Devil May Cry. А может, и Darkstalkers?

Впрочем, у бывших Капсульных Компьютеров есть целый перечень серий поменьше. Например, Onimusha, Lost Planet, Dead Rising. Это я к тому, что японцы, по личному впечатлению, сама плодовитая студия в индустрии. Её флагманы позволяют ей часто эксперементировать, делать нишевые проекты. Не взлетело? Не страшно, Крис и Джилл покроют убытки. Продажи пошли? А вот и новая франшиза.

Особенно ярко это проявлялось во времена царствования PlayStation 2. В принципе, тогда вся индустрия развлекалась, штампуя проекты разных категорий. А Capcom кочегарила на полную. Как раз в то время зародилась тогда ещё важная для жёлто-синих японцев серия Onimusha.

А может, помните и God Hand?

Японцы.

А Chaos Legion?

Ōkami?

Необычная Under the Skin?

Но PlayStation 2 ушла. А вот Capcom никуда не делась, и её похвальное желание выпускать что-то необычное тоже. Только вот японцы всем островом упорно игнорируют стратегии. Если пошаговые ещё хоть как-то представлены, то RTS там словно под запретом. Ну, учитывая потрясающие успехи в битвах с звёздно-полосатыми, стратегия – явно не конёк славных детей восходящего солнца. В любом случае, к стратегиям Японии я вернусь с лонгом через недели три.

Поэтому я был безмерно удивлён, когда вдруг на какой-то презентации наткнулся на Kunitsu-Gami: Path of the Goddess, которая отдалённо (очень так отдалённо) напоминала любимое развлечение ПК-бояръ девяностых.

Не человек, а башня

Что-то на японском. Обзор Kunitsu-Gami: Path of the Goddess

По ролику толком было непонятно, что в принципе такое, этот Kunitsu-Gami. Все танцуют. Потом все дружно режут цветных монстров. Но, вроде как, людишки даже выполняют команды игрока. Так что выход игры я ждал, чтобы просто понять, что такого приготовила нам Capcom.

Оказалось, это экшен-стратегия с элементами tower defence. Или наоборот. Зависит от вашего стиля игры. Отрядили такое чудо-юдо делать Шуичи Кавату (Shuichi Kawata). Скорей всего, он сам и напросился. По сути, это первая крупная работы Каваты, до этого он отвечал за анимацию и свет в синематиках Resident Evil 5. А в четвёртой части, внезапно, корпел над гейм-дизайном в миникампании про Аду.

Шуичи Кавата незадолго до релиза Kunitsu-Gami.
Шуичи Кавата незадолго до релиза Kunitsu-Gami.

До Kunitsu-Gami успел ещё возглавить разработку стартового эксклюзива Apple Arcade Shinsekai: Into the Depths, который потом почтил своим присутствием и Switch. Игра хоть и мобильная, но вообще бы не затерялась на старших платформах.

Shinsekai: Into the Depths.

Теперь же Кавата перешёл в лигу повыше. Kunitsu-Gami позиционируется Capcom как АА-проект, а корпели над ним четыре года. Не зря. Но обо всём по-порядку.

Игра – ода Японии. Её культуре, её философии. Тут потрясающая аутентичная музыка, типичная японская архитектура, явно восточный взгляд на монстров и традиционная для страны восходящего солнца мораль в истории. Да, несмотря на то, что у нас тут жанровый гибрид, тут есть сюжет. Совсем скудный, но есть.

Есть люди. Жили себе на горе Кафуку. Жили в изобилии. Но за изобилие надо платить. Чем? Правильно, грехами. Когда эти грехи переполнили невидимую чашу, всё низверглось на людские деревни и их поглотила скверна. Сами людишки застряли в коконах или были сожраны ситэ (вариация ёкаев, всякой сверхъестественной нечисти из японской мифологии). Кто их спасёт? Конечно, Дева, избранница Богини Горы. Её ритуальный танец, в котором используются элементы реального синтоисткого обряда Кагура, очищает мир от заражения.

Но танцульки никогда войн не выигрывали. Поэтому у Девы есть защитник. Со. Просто Со. Товарищ вооружён особой катаной и тоже может очищать заражения. Но, конечно, не в таком объёме, как танец той, которую он обязан защищать. Впрочем, первая попытка победить заразу проваливается. Дева и Со вынуждены отступить и начать очищать деревню за деревней. Двигаясь от вершины горы к её подножию. А потом опять к вершине. Видимо, в этом кроется какая-то японская мудрость, до которой я ещё не дорос.

Все миссии игры.

Один, конечно, в поле не воин. Поэтому в деревнях Со освобождает местных жителей. Их можно вербовать себе в отряд. Точнее это обязательный процесс. Количество жителей под твоим знаменем зависит только от условий миссии. Иногда их вообще может и не быть.

Освобождаем жителя из кокона.

Что за миссии? Всё просто. Со и Дева (её, кстати, зовут Ёсиро) идут в деревню. Приходят на рассвете. Видят скверну. Со берёт свой меч и как угорелый бегает по карте, в поисках коконов с людишками и цветков заражения. Очищаешь коконы – получаешь готового служить жителя. Очищаешь цветок, получаешь местную валюту. На неё как раз можно назначать роли жителям деревни.

Назначение ролей.

Что за роли? Всего их двенадцать – по количеству священных для жителей горы масок. Отбивать их надо у местных боссов, но сначала, всё же, нужно очистить деревню. Успешно очистив все коконы и цветки, можно начать (хотя можно это делать прям сразу со старта миссии) чертить путь для Девы к заражённым вратам, из которых прут полчища ситэ. Но прут они только ночью.

Так выглядит прокладка пути для Ёсиро.

Поэтому днём мы назначаем роли жителями, расставляем их в необходимых для обороны местах, ну и ждём заката. Когда солнце уходит, Дева остаётся беззащитной, и задача Со и его солдат – оберегать её.

Если успел сделать все дневные дела, то можно ускорить время. Ночью, к сожалению, так делать нельзя.

Да, Ёсиро, по сути, база, а жители деревни – башни. Передвижные, конечно, но без команды они никуда не пойдут.

В деревнях даже можно почитать краткую биографию каждого жителя.

Ну а Со – аватар игрока.

Иногда до ворот можно добраться уже после первой ночи. Иногда бедной Ёсиро приходится танцевать дней шесть, чтобы, наконец, доползти до ворот. Со может ей в этом помочь, навешивая на себя бирюльки, которые дают различные пассивные бонусы. Один из которых, как раз, ускоряет танец Девы, чтобы она быстрее доскакала до ворот.

Ворота Ситэ.

Вариаций этих талисманов больше семидесяти. Они влияют как на жителей деревни, так и на характеристики Со. А некоторые просто декоративные. Вроде тех, которые заставляют жителей деревень кланяться, при виде Со.

Всего миссий около двадцати. И чтобы игрок не заскучал, разработчики иногда меняют правила. Порой приходится отбиваться от наседающих ситэ на лодке.

Иногда в темноте.

А иногда приходится и вовсе обходиться без помощи Со. Чтобы жители деревни сдюжили без поддержки защитника Девы, их можно прокачивать. Всего в пять этапов. Чуть прокачиваешь здоровье, урон, а потом уже и приобретаешь новые способности. Применяют они их сами.

При прокачке немного меняется маска. Мелочь, а приятно.

Ролей у жителей, как я говорил, двенадцать. Прям чего-то необычного нет. Лучники, стрелки, топорники, копьеносцы – стандарт, который можно применять всегда. Шаманка – лечит, сумоист агрит окружающих врагов, аскет замедляет, жрец снимает с них бафы. Ниндзя шарахается сам по себе, вор ищет сундуки с добычей.

Вор за работой.

Особняком стоит только колдун. С началом ночи он начинает читать заклинание, и чем больше колдунов, тем быстрее это заклинание становится активным. Со применяет его, смотрит катсцену и вот уже вся карта очищена от врагов.

Прям как в jRPG. Ладно хоть пропустить можно.

Вражеский зверинец, конечно, внушает. Тут около 30 видов ситэ. Причём они не по-японски традиционно мерзкие, а скорей прекрасно мерзкие. Больно уж у них яркие образы, которые не отвращают и даже не пугают, а скорей возбуждают желание узнать, что творилось в голове у человека, который это нарисовал.

Самопрезентация одного из местных боссов. Такого и на работу можно взять.

И где-то на шестом часу восторг от всего происходящего у меня сменился лёгким унынием. Потому что бедный Со обладает только сильной и слабой атакой. Да, он может таким образом крутить несколько вариантов комбо, но что-то как-то совсем бедно.

Удивительно, но разработчики чётко уловили моё настроение и как раз на шестом часу (это примерно треть игры, я её прошёл за 16 часов) Со получил возможность прокачивать свои умения. Прям в стиле классических японских jRPG, где какую-нибудь новую механику те могли вываливать на часу двадцатом.

Ну игра и продолжила приносить восторг до финальных титров. Очень приятно расставлять солдатиков, а потом самому бегать затыкать дыры в собственноручно выстроенной корявой обороне.

У Ёсиро почти не осталось жизней. А шаманка, к сожалению, лечит только жителей деревни. Синий круг, как раз её рук дело.

Ещё вариативности геймплею добавляют постройки, разбросанные по карте. Восстанавливать их может плотник, который присоединяется к Ёсиро и Со почти в самом начале путешествия. Здесь есть и пушки, и башни для лучников, и ворота, и ловушки. Только все они, по умолчанию, в начале уровня разрушены, и ремонт каждого объекта занимает время, так что нужно понимать, где остановить Ёсиро, чтобы выстроить вокруг неё приличную оборону.

Отдельное развлечение – битва с боссами. Обычно это особо жирный ситэ с какой-то особенностью. Некоторых можно забить в лоб, при помощи верных спутников. К некоторым, нужен особый подход, но он всегда очевиден.

Чтобы ослабить гигантскую уховёртку, нужно попросить солдатиков зажечь фонари.

Особняком стоит один товарищ, который решил, что сейчас он будет играть с игроком в Dark Souls. Поэтому дуэль с ним у непрокаченного Со может затянуться.

Тот самый товарищ. А Со умеет уворачиваться.
Если истощить полоску выносливости врага, то тот впадает в ступор. И можно провести добивание.

Есть и одно спорное решение. Предфинальная миссия – просто повторение сражений почти со всеми встретившимися игроку боссами. Причём последнего из них ты побеждал, буквально, в предыдущей миссии.

Зато сражения с некоторыми боссами, как раз та самая капля Samurai Champloo. Почти всё время в Kunitsu-Gami звучат японские мотивы, но на аренах с особо опасными ситэ вдруг включается что-то более современное и на контрасте в голове сразу всплывают кадры из прекрасного аниме маэстро Ватанабэ.

Внезапная музыка.

Я новый дом построю

Война с ситэ – это прекрасно. Но Ёсиро и Со нужен отдых. Его они получают в освобождённых деревнях. И это просто прекрасно. Помните Маджулу из Dark Souls II? Так вот. Её тут двадцать вариантов. Потрясающая музыка, разные локации, возможность погладить животинку на выбор.

Со и животные. Ночью можно найти их заражённые варианты. Пару ударов, и какая-нибудь свинюшка очищается от скверны и из неё выпадает паёк. Его можно использовать для лечения Со или его солдат.

Деревни можно отстраивать. Скорее даже нужно. За ремонт зданий Со получает валюту для прокачки способностей или ролей своих солдатиков. Как ремонтировать? Назначаешь жителей и, в принципе, всё. Они сами всё сделают. Иногда, правда, придётся показывать им, где лежат материалы, но это редкость.

Так выглядит сдача отремонтированного здания. Со получил в награду сладость для Ёсиро. Она с удовольствием хрумкает такие лакомства в своей палатке.

А вот закончится ремонт только после того, как Со завершит какую-нибудь миссию. Так что придётся регулярно возвращаться в прошлые деревни и назначать жителей ремонтировать здания. Потому что строений много, обычно пять-шесть, и каждое требует от двух до пяти рабочих. А жителей, максимум, двенадцать. Вот и приходится после каждой миссии бегать по всем деревням, любуясь работой своих подопечных.

Впрочем, можно вернуться и в прошлые миссии. Потому что только когда пройдёшь задание первый раз, игра показывает тебе, какие условия нужно выполнить, чтобы получить дополнительные награды. Не совсем честно.

Танцевальная пауза.

Битвы с боссами тоже можно переигрывать. Только там всегда одно дополнительное задание. Уложиться в определённое время. С прокачкой – достаточно легко. Да и в целом игра довольно простая. В обычных миссиях я провалил оборону ровно один раз, да и то, только когда неосмотрительно поставил Ёсиро близко к воротам. Боссы обычно тоже щелкаются с первого или второго раза. А при смерти Со превращается в призрака, который может также управлять жителями деревни. И довольно быстро этот призрак снова превращается в Со. Главное, чтобы Ёсиро осталась жива.

Со в призрачной форме раздаёт команды.

Правда, я периодически возвращался выбивать награды на предыдущих миссиях и старался полностью очищать деревни от цветков заражения, за что тебе дают дополнительные амулеты.

В случае смерти в ночное время, житель деревни снова обрастает коконом. Его можно разбить с утра и достать оттуда побитого бедолагу.

Но просто – не значит скучно. Тут просто приятно на уровне ощущений крошить монстров или смотреть, как это делают твои подопечные. Мои любимцы – стрелки. Своими дальнобойными ружьями они быстро прореживают ряды наступающего врага. А с прокачкой у них ещё резко повышается скорость перезарядки.

Веселье добавляют и амулеты, которые можно активировать. С помощью них можно бафнуть солдат, или хорошенько врезать особо большому ситэ.

Совершенная/ый Со

Удивительная вещь со мной произошла в Kunitsu-Gami. Играю я себе, наслаждаюсь процессом. Потом выхожу на домашний экран Xbox. Там периодически можно видеть не полученные достижения из игр. И вот мне детище Билла Гейтса показывает ачивку – Совершенная Со. В смысле, совершенная? Это она?

Кто ты, Со?

Захожу в фоторежим, ведь камера непосредственно в игре достаточно далеко от Со. Ну, вроде можно назвать фигуру женской, да всякие элементы брони больше намекают на то, что Со носит женский доспех. Но полной уверенности не было. Японцы же. Может наши локализаторы чего напортачили.

А все герои игры молчат. Только жители чего-то там мычат. Ну и Ёсиро иногда пару слов обронит. И всё. В катсценах, в основном, танцы, музыка, но никто не говорит.

Подробнее сюжет можно узнать в свёртках, которые открываются по мере прохождения. Там рисунки, приближенные к традиционной японской живописи, рассказывают историю о жадности людей и нашествии ситэ. Ну и пришествию Девы Ёсиро. И у Со там пол опять не определишь.

Ещё вариант – посмотреть приквел. Да, у игры уже есть приквел. И это традиционный японский кукольный спектакль. Бунраку. Шуичи Кавата ярый поклонник сего действа, поэтому Capcom скооперировались с Национальным театром бунраку и выдали небольшую 13 минутную постановку. Впрочем, если вы уже прошли игру, ничего нового она не скажет. Как и не раскроет пол Со.

Но разработчики смилостивились. Прохождение игры даёт чёткий ответ на мой вопрос.

Если бы не ачивка, я в этой сцене знатно бы офигел.

Зато остаются другие вопросы. За первое прохождение игрок не досчитается пары свитков истории. В ней есть какая-то загадка? Добро пожаловать в Новую игру+. Ответы ждут тебя там. Ну я надеюсь.

Ёсиро в начале пути и ближе к его концу.

Возвращение

Наверно, мне стоит сказать спасибо Capcom, что вернули мне мои нулевые. Kunitsu-Gami – привет из прошлого в максимально положительном смысле. Это нишевый проект от крупного издателя. Причём проект авторский, наполненный любовью к родине, к её искусству. При этом Шуичи Кавата не упивается этой любовью, а просто обрамляет ею прекрасный геймплей.

Для меня Kunitsu-Gami отличный заменитель сервисных игр вроде той же Destiny 2. Проходишь миссию – получаешь заряд серотонина. И много времени на сессию не тратишь. Ну а Новая игра+ повод, наконец, раскрыть все секреты Со. Не так уж он и прост. Или она.

119119
11
11
11
11
25 комментариев

Демка крайне заинтересовала, но пока не по карману. Приятно, что закостеневшие Capcom вдруг решились на что-то оригинальное.

5

В Game Pass есть, кстати)

1

Shinsekai очень крута. Возможно этот парень что-то вроде символа новых оригинальных идей. Ну, хотелось бы в это верить.

2

Уговорил, поиграю. Как появится пиратка.

1

Да я думаю они выходом в геймпасс уже окупились. Один из создателей уже мечтает о сиквеле. Так что не обидятся, если что.

2

Зато сражения с некоторыми боссами, как раз та самая капля Samurai Champloo

Кстати, на ПС2 же выходила и игра по Samurai Champloo, тоже довольно примечательная.

1

Не знал. Золотые времена. Если ре ошибаюсь, Cowboy Bebop тоже получил свою игру, но о ее качестве судить не берусь.

1