Game Boy Advance мощнее чем нам казалось - 3D игры на консоли

Привет, а вы знали что на Game Boy Advance были трёхмерные игры? Я вот нет. Лишь недавно увидел что какой-то фанат делает порт Super Mario64 на эдвенс, после начал гуглить каковы вообще мощности данной консольки и удивился неплохому списку трёхмерных игр, о которых я сейчас расскажу.

Видеоверсия обзора. Как раз смотрибелен в 144р...

Таких игр на удивление немало, но многие из них работают частенько на одних и техже движках, которых разработчики реюзали до посинения, так что будем акцентировать внимание только на часть проектов.

Демка первого квейка

Забавнее всего то, что Нинтендо даже не расчитывали что на GBA будут выходить трёхмерые игры и делали упор на то, что это скорее SNES в кармане. Но некоторые разработчики посмотрели на это и сказали - мы впихнём сюда 3д.

Демки

Вообще полигональное 3д можно в теорий забрутфорсить хоть на нес, только там будет всего 1 полигон, на отрисовку которого понадобится далеко не пару секунд. А тут у нас целый 32 битный ARM на борту, так что у разрабов был простор разгуляться, хоть и не слишком большой. Я бы хоть щас скинул вам все демки, которые показывали в далёком двухтысячном году, но мне страшно что они вызовут у вас эпилепсию, без шуток, загуглите GBA 3D tech demos, но я вас предупреждал. Хоть из интересного стоит отметить демки второго резидента и первого Quake. Если в первом случае разработчики с нуля переносили игру на данную консоль ради того чтобы продать проект капком(спойлер, она им отказала), то с квейком интереснее. Нам даже в своё время показывали тестовую локацию, да, сложную архитектуру там упростили и врагов не было вообще, ты просто ходил по пустой локаций, но пихание такой игры как Quake на такую маленькую консоль вызывало у многих уважение.

Шутеры

Давайте начнём с жанра, который максимально не подходит для консоли, где у тебя всего 4 кнопки для управления(не считая крестовины) - шутеров от первого лица.
В первую очередь конечно же врывается чемпион по всем возможным и невозможным портам - Doom. Да, я понимаю что это не разу не полноценное 3D, но сам факт наличия такого проекта на портативку без аннигиляций графических настроек - впечатляет. Могу придраться разве что к управлению, но тут не вина разрабов, а консоли, которая для такого не предназначена. Ходим вмерёд-назад на крестовине, оглядываемся по сторонам на вправо-влево, ходим по бокам на триггерах, а кнопки A и B отвечают за стрельбу и взаимодействие, а для смены оружия нужно нажать одновременно тригеры и кнопку верх или вниз. Но если исключить кривоватое управление, то не худший способ проходить дум.

Хоть это изображение мне ДТФ не зашакалит
Хоть это изображение мне ДТФ не зашакалит

Вторым, более интересным подопытным оказался Duke Nukem 3D, который в своё время был гораздо технологичнее дума. Сразу же отмечу, что разработчики смогли перенести все за что мы любим Дюка, хоть и пришлось идти на ухищрения и резать игру. Как вы можете видеть освещение тут убито полностью, а архитерктура локаций была значительно упрощена. Отмечу, что частично это можно списать ещё и на то, что тут невозможно целится вертикально, управление тут идентично думу, за парой исключений, оружие меняется сочетанием клавиш Select и триггеров, а вместо кнопки взаимодействия у нас прыжок. Да, игра не полностью отказалась от своих корней и тут есть платформинг, хоть и значительно упрощённый и слава разработчикам за это. Худшее что тут можно увидеть так это запрыгни на стол и перепрыгни с него на ящик. Подводя итоги - тоже вполне себе годный порт, хоть и видно что на этот раз оригинал резали чуть сильнее.

Game Boy Advance мощнее чем нам казалось - 3D игры на консоли

Что удивляет больше всего, так это порт квейка, а точнее его прототип, который не вполне стабилен. Вообще данный прототип был написан на собственном движке. Его делал сторонний разработчик для отправки их издателем с предложением порта игры. Есть вроде как 2 прототипа, которые гуляют в сети с 22 года, когда их туда выложил сам создатель порта и я специально акцентирую внимание на слове "Прототип". Например, у меня на эмуляторе постоянно прыгало здоровье, враги меня ваншотали, а довольно быстро игра просто крашилась, так что пришлось осматривать материал ютюбера под ником Modern Vintage Gamer, который гораздо больше углубился в этот порт и даже смог адекватно его у себя запустить. Да, есть ещё несколько неплохих шутеров на данной консоли, но думаю что такой мастадонт как Quake заслуживало упоминания побольше.

Ралли

Но вот какой жанр чувствует себя просто прекрасно на GBA, так это гонки.
Их скопилось на любой вкус, GT Advance, Crazy Taxi, которая не совсем гонка, но суть вы поняли и база игр нинтендо - Марио Карт. Но многие игроки вспоминают Vrally 3. После того как сам побегал, понял почему её так любят. Делали её французы из VD-dev, которые до этого делали порты первых двух Vrally на прошлые геймбой. Как оказалось парни очень даже пряморукие и игру сейчас вспоминают по делу. У нас есть полностью трёхмерное окружение, хоть и со спрайтовыми машинками и вполне себе неплохое управление от которого можно молучить удовольствие. Блин, разрабы так запарились что аж добавили вид от первого лица с рабочим спидометром и коробкой передач, а лобовое стекло могло трескатся от столкновений. Современного геймера этим конечно сложно удивить, но в рамках времени и консоли это просто нечто.

Game Boy Advance мощнее чем нам казалось - 3D игры на консоли

Астерикс и Обеликс

Лично с франшизой про Астерикса и Обеликса я знаком поверхностно — только по 3-4 фильмам начала нулевых, которые для меня всё ещё годные. Ещё я в курсе того, что во Франции это огромная медийная махина. В начале нулевых, когда эта франшиза была на пике - выходила игра под названием "Asterix & Obelix XXL", которая имела порт на GBA. За портирование отвечали те же работяги из VD-dev, о которых я говорил выше и смогли сделать невозможное — реализовали 3D-платформер на Game Boy Advance.
Как вы можете видеть выглядит это отлично. Завезли даже несложный, но приятный геймплей. С одной стороны это простой битемап, где мы ломаем лица врагам, но тут можно на ходу менять героев под ситуацию или головоломку. Астерикс умеет делать двойной прыжок, а Обеликс толкать тяжелые вещи... Конечно в теорий это они обе должны уметь, но ладно. Возможно по современным меркам выглядит не так эффектно, например 3д геометрию тут может колбасить(это вообще общая проблема движка) и все персонажи тут спрайтовые, но это портативка 2001 года, которая на момент запуска стойла 100 баксов(170$ в наше время), так что тут снова похвала разработчикам, которые снова смогли реализовать поноценную игру, а не игру по мотивам основной серий на эдвенс.

Пример деформаций окружения
Пример деформаций окружения

Open World

А ведь знаете, какой-то больной урод посмотрел на то, как тяжко 3д играм на эдвенсе и сказал - А давайте сделаем так-же, но в открытом мире. Так мы и получили "шедевр" под названием Driver 2 для нашей маленькой консоли. Я честно пытался в это играть как мог, но что на большом экране ПК, что на мелком экране телефона не видно ни-че-го, просто ни-че-го. Я даже пару раз падал в воду, думая что это у меня так просто другой тип дороги. И делать тут особо нечего кроме покатушек по городу, хоть и отдам должное, физика машин тут даже не самая плохая.

Имаджинируйте моё лицо, когда я это увидел на большом экране...
Имаджинируйте моё лицо, когда я это увидел на большом экране...

Вы можете сказать что пинать игру с открытым миром на GBA это низко и вообще нам нужно говорить спасибо за то, что игра там вообще запускалась. На что я отвечу - Driver 3 онже Driv3r, которая тоже выходила на эдвенсе и ощущается игрой из совершенно другого поколения. Занимались данной версией уже зарекомендовавшие себя VD-dev, которые делали чуть ли не половину игр данной подборки и их снова есть за что хвалить. Картина стала заметно чище и приятнее глазу. Добавились сегменты со стрельбой и даже простенькие катсценки. Местами лучше бы не добавляли, но повторяюсь в десятый раз - это игра на копеечном железе 2001 года.

Game Boy Advance мощнее чем нам казалось - 3D игры на консоли

Итоги

GBA это довольно интересный продукт, я бы даже сказал ответ на вопрос - что было бы, если бы разработчики современных(на тот момент) игр делали игру для консоли позапрошлого поколения. Мы получали визионеров, которые умудрялись творить технологическое чудо... которое было не то, чтобы нужно. Тут дело было в том, что на консоли нормально продавались в большинстве случаев только игры от большой N, а с учетом того, что сама нинтендо слила консоль, выпустим через 3 года первую DS, которая уже могла в адекватное 3д(но тоже не без ньюансов) мы получили ситуацию, когда начинали поколение разными ралли и играми про копов под прикрытием, а заканчивались играми по мультфилму "тачки" ибо консоль к тому времени обрела репутацию игрушки для детей.
Одновременно с этим, это неплохой пример того, как слив один проект, можно потом порвать чарты продаж новой идеей и работой над ошибками. У нинтендо это даже случалось не один, и не два, а 3 раза. Первая ДС является второй по продаваемости консолью в историй, не дотянув до пс2 всего миллионом проданных консолей, Геймьюб умер чтобы Wii мог жить, А позднее уже WiiU ползнала, чтобы Switch смогла летать. Ну что сказать, история циклична

Спасибо за уделённое время, Если вам понравилось, был бы рад лайку с комментарием, чтобы оценить фидбек. Тут есть список моих других обзоров, ну и ютюб канал, где я выпускаю видеоверсий этих обзоров(если у кого он ещё нормально работает...). Хорошего дня - Всем пока!

Моё лицо, когда редактор ДТФ-а удалил половину лонга и мне пришлось заново его переписывать. 
4545
14 комментариев

А еще шикарная 3д катсцена в кингдом хартс

4
Ответить

Там и разгон хорош, что игры начинают как в перемотке работать, да и краш бандикут понравился.

Классная штучка была.

2
Ответить

Мне на гба 3д тайтлы подзадушили(кроме вралли3), но в 2д рубился оч активно. Так метройды облазил и ещё Link's awakening цветной обожаю.

3
Ответить

Drome Racers на гба была первой трёхмерной игрой на портативе, которую я видел. Сейчас она мне напоминает историю с портом Virtua Racing на сегу — вроде и работает, но в то же время видно, как железо работает на последнем издыхании.

2
Ответить

Сейчас она мне напоминает историю с портом Virtua Racing на сегу — вроде и работает, но в то же время видно, как железо работает на последнем издыхании

Ну в случае-то с Virtua Racing железо вообще давно "сдохло" и игра работала на дополнительных хардварных костылях - 3Д акселераторе, встроенном в картридж с игрой :) ГБА по крайней мере штатными мощностями справляется.

1
Ответить

"брутфорсить nes"... афтар, ты в курсе про элиту 1984 года - трёхмерный косомосим с оперворлдом на 8 млн. планет?

1
Ответить

Только графика там из себя представляла только контуры, так что не удивил.

1
Ответить