The Crust. Ранний доступ многообещающего симулятора колонии.

The Crust. Ранний доступ многообещающего симулятора колонии.

А что будет, если смешать Factorio, Surviving Mars и, возможно, приправить все это дело Frostpunk? Именно таким вопросом задались разработчики из VEOM Studio.

Как-то совершенно незаметно (как мне показалось) произошел выход интересного проекта в ранний доступ. 15 июля стал доступен для покупки в Steam - The Crust. А теперь давайте обо всем поподробнее.

Разработчик

Сама студия разработки мне показалась примечательной, и хотелось бы пару строк уделить и ей. Veom Studio судя по всему имеет Российские корни. На сайте указаны 3 различных адреса, но один из них г. Калининград. В Дискорде они свободно общаются на русском, а игра имеет не только русский текст, но и полноценную русскую озвучку (на самом деле редкие фразы не озвучены, а начальный синематик проигрывается на английском, но, вероятно, это проблемы раннего доступа).

The Crust была анонсирована в 2020 году и все это время разработчики совершенствовали свой дебютный проект.

Из интересного: игра имеет кампанию на kickstarter. Ребята собрали 200к$, что само по себе не является чем-то удивительным, но это точно неплохой результат. Если кому интересно - посмотрите саму компанию. Страница оформлена очень даже прилично.

А что там игра?

Описание со страницы в магазине: “Ваша лунная колония - последняя надежда человечества, если вы сможете выжить. Вам предстоит строить автоматизированные цепочки производства на поверхности Луны и под ней, управлять научными экспедициями и принимать сложные решения для создания плацдарма…”

The Crust. Ранний доступ многообещающего симулятора колонии.
Нам нужно больше конвейеров!
Нам нужно больше конвейеров!

На момент написания текста отзывы в Steam “в основном положительные” и количество отзывов 752.

Ну конечно найдутся люди, которые будут орать: "Что за требования с таким-то говеным графонием!"
Ну конечно найдутся люди, которые будут орать: "Что за требования с таким-то говеным графонием!"

Итак, сам геймплей состоит из нескольких “слоев”:

  • строительство базы (“подземной” и на поверхности луны);
  • исследование луны;
  • торговля.

Так же присутствует дипломатическая задумка. Но пока это похоже больше на обрубок, чем на полноценную систему, о которой можно рассказать. Хотя разработчик и делает на этом акцент на презентации, и в целом есть потенциал, я опущу эту часть игры, так как особо интересного на данный момент в ней ничего нет.

Строительство в недрах луны

Как уже писал выше, развитие базы происходит в глубинах спутника и на его поверхности. На поверхности мы добываем энергию (по крайней мере в начале), строим логистические центры и отправляем технику в экспедиции.

А вот под поверхностью творится настоящее безумие. Переплетение конвейерных лент, шныряющие туда сюда дроны, бегающие в полутьме колонисты. Здесь мы добываем ресурсы, перерабатываем их, производим готовые изделия и складируем. На самом деле, большую часть операций (кроме добычи) можно проводить и на поверхности, переместив ресурсы через специальные лифты. Но лифты открываются не сразу, а потом перестраивать базу как-то не хочется, проще ее расширить).

Мы имеем 5 базовых ресурсов: кремний, железо, алюминий, титан и лед. Лед стоит особняком. Дело в том, что все ресурсы, кроме льда, добываются через “реголит”. Это, грубо говоря, руда, которую нужно очистить, и из нее получить уже чистый ресурс, который далее перерабатывается в компоненты, которые, в свою очередь, перерабатываются в более сложные компоненты. Они нужны для производства техники (например). Все по заветам Factorio)

Обратите внимание на титан и алюминий. Зачем делать такие похожие значки?
Обратите внимание на титан и алюминий. Зачем делать такие похожие значки?

Таким образом, нам большую часть времени предстоит заниматься планированием производства в ограниченных пространствах. Пространство мы можем расширять, но происходит это заметно медленнее потребностей колонии, да и всего человечества)

The Crust. Ранний доступ многообещающего симулятора колонии.

Кроме производства, нам предстоит обеспечить выживание колонистов. Это не просто безрукие нахлебники, а достаточно полезные ученые. Они помогают нам в производстве и исследованиях.

Технологии

Что же касается технологий и исследований, то в игре представлено 3 ветки развития, 3 вида ресурсов для исследований. Каждая ветка имеет полезные технологии и, в конечном итоге, нам предстоит исследовать все. Интересна система генерации ресурсов науки. Просто так нам на голову ничего не падает, но есть несколько способов произвести исследование. Самый простой - это обмен на деньги. Мы можем нанять стороннюю лабораторию для исследование. Она в течении какого-то времени будет нам генерировать ресурсы науки, которые мы вольны тратить так, как нам это угодно. Также можно заключить контракт на исследование. По сути, тоже самое - обмен денег на очки исследований.

Ветка не вся. Нужно долго скролить, чтобы добраться до ее конца.
Ветка не вся. Нужно долго скролить, чтобы добраться до ее конца.

Мы можем построить лабораторию и отправить колонистов усердно трудиться на благо колонии. Так же различные события могут дать баф на исследования. Выполнение заданий, выполнение контрактов тоже добавляют очки науки.

Ну и самый неочевидный способ генерации очков науки: когда разведывательный мобиль катается по поверхности луны.

Разработчики постарались воссоздать атмосферу катастрофы (по сюжету происходит глобальный катаклизм и мы берем на себя роль антикризисного управляющего). И надо отдать должное, у них это прекрасно получилось. Ресурсов всегда будет меньше, чем нужды окружающих. Часто приходиться кому-то отказывать, чтобы помочь другим. Порой нужно решать, на что сейчас сделать акцент в развитии. В целом баланс несовершенен, но многое можно простить с учетом релиза в ранний доступ.

Торговля

Торговля в игре играет большую, если не ключевую, роль. Нам предстоит постоянно активно торговать. Не хватает ресурсов для возведения здания? Нужно срочно загрузить транспортник, чтобы отправить помощь на падающую станцию? Скопились излишки смарт бетона? Активное использование торговой системы - вот ключ к успешному развитию колонии.

Кроме непосредственно торговли есть система контрактов. Различные корпорации могут запрашивать помощь, в награду предлагая деньги, репутацию и очки исследований.

Здесь же стоит обратить внимание на репутацию. Возможно я недостаточно долго поиграл, чтобы до конца вникнуть в эту систему, но на первый взгляд репутация нужна для открытия новых, более выгодных контрактов. И с одной стороны, имея несколько фракций, можно было бы устроить “борьбу” между ними за ресурсы. Но с другой стороны, выполняя контракт, мы получаем репутацию у всех фракций, и отказываясь от срочного контракта, мы теряем репутацию так же у всех фракций.

Портреты кстати похожи на ИИ. Понять и простить?
Портреты кстати похожи на ИИ. Понять и простить?

Стоит отметить, что разработчик иногда ставит игрока в позицию выбора - кому стоит помочь. И при выборе одной из фракций закрывается возможность помочь другой. На мой взгляд, это спорное решение. Игроку предоставляется слепой выбор и непонятно, чем помощь одной из двух фракций грозит в будущем, а переиграть выбор возможности нет, если только загружать сохранение. С другой стороны, этот выбор может быть как весомым, так и не очень.

Графика

Проект выполнен на Unreal Engine 4. В целом имеет очень приличную и плавную картинку. Сложно сказать, насколько реалистична получилась луна) Это стратегия и странно ждать от нее чего-то выдающегося в плане графики. Визуал приятный, не вызывает дискомфорта, все происходит плавно, и видно, что разработчики приложили руку к восприятию картинки игроком.

Все движется, лампочки горят, создается впечатление работающей фабрики. Иконки аккуратные и не вызывают диссонанса.

Красивое)
Красивое)

Звук

В целом приятное звучание самой игры. Хорошая музыка, которая подходит по темпу игры. Отдельное внимание хочу уделить озвучке на русском языке. В последнее время это становится редкостью, и тем более в жанре стратегий. Здесь же мы имеем озвучку практически всех диалогов и синематиков. Приятные голоса, профессиональная запись. Однозначно плюс разработчикам, не пожалевших денег на озвучивание приличного количества текста.

Личное мнение

Я люблю симуляторы колоний, я люблю Factorio. Эта игра пытается объединить в себе самое лучшее, что уже представлено в жанре. При этом The Crust углубляет уже имеющиеся механики, позволяя посмотреть на них под новым углом.

Плюсы:

  • Глубокий геймплей, достойный десятков часов на изучение и развитие;
  • Сюжет. Возможно он не хватает звезд с неба, но не вызывает раздражения, и в целом интересно следить за развитием;
  • Приятная графика;
  • Озвучка;
  • Разработчик активно работает над обновлениями и исправлением багов. В дискорде идет общение и команда реагирует на замечания игроков;
  • Сеттинг. Фантастика здорового человека;
  • Разработчик всеми силами развлекает игрока. Постоянно что-то происходит, постоянно нужно решать возникающие проблемы. Скорость геймплея нарастает. При этом с игрока грамотно снимают часть нагрузки путем автоматизации;
  • Сюжет развивается, даже если вы заруинили одно из заданий;
  • Ранний доступ, но уже есть чем заняться на десятки часов. Контента достаточно много. Реиграбельность, в теории, тоже высокая.

Минусы:

  • Тупой ИИ дронов. Складываются ситуации, когда вся колония становится парализованной. Более глубокая настройка приоритетов дронов точно исправит ситуацию. (Я уверен, что разработчики возьмутся за это);
  • Ранний доступ. Баги, вылеты, битые сейвы. Я наиграл не очень много, порядка 20+ часов. И один из сейвов у меня был испорчен. В нем просто перестали выполняться задания. Судя по дискорду разработчиков, на данный момент часто встречаются всевозможные ошибки;
  • Баланс. Как не крути, но пока он весьма сырой;
  • Обучение. Оно явно не доделано. Многие вещи не объясняются и у массы игроков возникают вопросы. (В какой-то мере это может быть интересно игрокам, которые любят разбираться и вникать в механики);
  • Иногда можно заруинить сюжетный квест из-за стечения обстоятельств. Временами вам объясняют что-то после того, как произошло непоправимое).

Спорно:

  • Таймеры. Игрока постоянно будут загонять во временные ограничения. Кому-то это понравится, кому-то нет. (Я так понимаю в свободном режиме никаких таймеров нет, но и сюжета там тоже нет).

По итогу игра мне понравилась. Она не идеальна, имеет ошибки и некоторые вещи в ней откровенно раздражают (Будьте прокляты эти дроны!), но при этом она сохраняет некий шарм, присущий дорогим и любимым проектам. Видно, что разработчики очень старались сделать качественный продукт, который подарит геймерам многие часы фана и веселья.
Да и как часто в СНГ делается что-то подобное? Без громких слов, без гос. финансирования. А вот так тихо, качественно и с полной самоотдачей. Я считаю, что подобные проекты необходимо поддерживать не только словом, но и делом!

Спасибо за прочтение!

2020
2 комментария

Считаю что нас в ближайшие годы ожидает ренессанс жанра стратегий.

Игруля с приятной графикой, но от скриншотов веет залипаловом до 2 ночи. Типа Факторио. Я таких игр опасаюсь.

1

Именно так это и происходит)
Потерять счёт времени - вообще изи) погружение и состояние потока - все о чем мечтают геймдизайнеры