Большой разговор. Warhammer 40.000: Rogue Trader [часть 1 — Введение. Обретение судьбы. Мятеж. Коронация]

Большой разговор. Warhammer 40.000: Rogue Trader [часть 1 — Введение. Обретение судьбы. Мятеж. Коронация]

Это ремастеред-версия моего старого обзора, переписанного, дополненного и разбитого на выпуски для комфортного ознакомления. Поскольку, на мой взгляд, эта работа заслуживает творческого переосмысления и воплощения в лучшем виде.

"Ты угодила в центр сплетшегося клубка парадоксальности"

1. Введение

Большой разговор. Warhammer 40.000: Rogue Trader [часть 1 — Введение. Обретение судьбы. Мятеж. Коронация]

Rogue Trader — игра в высшей мере амбивалентная. Знаковая для франшизы и её поклонников, и оставшаяся почти незамеченной для всех остальных; являющаяся добротным образчиком редкого жанра, но слишком переусложнённая, одномерная и медитативная для того, чтобы прославить его перед широкой аудиторией. Наконец, это игра, обещавшая больше, чем оказалась способна воплотить в свет, на протяжении всего пути как радуя, так и разочаровывая своего зрителя.

В чём точно не откажешь "Вольному торговцу" так это в том, что это большое и увлекательное путешествие по просторам и закоулкам мира Warhammer 40.000, охватывающее далеко не все, но очень многие его грани и категории. Warhammer 40000: Rogue Trader уже хотя бы потому лучшая игра по именитой франшизе, что не в пример успешнее прочих придаёт форму этому умозрительному пространству, раскрывает то, чем оно живёт, с чем сталкиваются населяющие его создания и в какой морально-этической системе координат пребывают. Rogue Trader это приключение во всей полноте слова, охватившее в себе как можно больше от исследуемой темы, представляя собой нечто вроде судоходного журнала по просторам 41-го тысячелетия, составленного внимательным и высокообразованным штурманом.

Большой разговор. Warhammer 40.000: Rogue Trader [часть 1 — Введение. Обретение судьбы. Мятеж. Коронация]

Потому и сам я намереваюсь рассказать о Rogue Trader как о приключении, которое пережил сам. Это не обзор в привычном виде, поскольку я собираюсь поговорить о том, что лично я встретил в игре, с чем столкнулся и к каким выводам пришёл. Что-то в процессе повествования упущу намеренно, что-то могу невольно позабыть, ведь 160 часов игрового процесса исчерпывающим образом не перескажешь, как ни старайся. Моя цель как автора состоит в том, чтобы рассказать о своём пути в Rogue Trader увлекательно, ведь, несмотря на солидное множество проблем игры, которых мы обязательно коснёмся, я провёл эти бессчётные часы с подлинной вовлечённостью и энтузиазмом первооткрывателя, полюбил эту игру и хочу представить её в честном, но презентабельном виде.

2. Контекст, в котором происходит сюжет игры

Большой разговор. Warhammer 40.000: Rogue Trader [часть 1 — Введение. Обретение судьбы. Мятеж. Коронация]
"Лучше умереть за Императора, чем жить ради себя"

Говоря о приключениях, которые выпадают на долю игрока в Rogue Trader, нельзя не коснуться того, в каком мире им случается происходить. В центре внимания Warhammer 40.000 расположился Империум человечества — межпланетное государство людей, самое крупное и мощное из когда-либо существовавших и будущих существовать после. Империум это мир упадка и вырождения — подлинная антиутопия, в которой прежние идеалы культуры, просвещения, индивидуализма и совершенствования оказались низвергнуты под властью тирании, ксенофобии, неоспоримых догматов и беспрерывной войны на выживание. Причиной тому, среди прочего, явилось грандиозных масштабов предательство, случившееся много тысяч лет назад и нанёсшее неизлечимую рану тогда ещё молодой межзвёздной империи, определив её путь к закостенению и вырождению. Как бы то ни было, Империум пережил те страшные дни, но по сей день этот титан стенает под ударами неукротимых врагов и медленно гниёт изнутри.

Империум человечества образца 41-го тысячелетия это жесточайший режим, какой только существовал в людских обществах. Режим, поработивший своих граждан и безжалостно расплачивающийся их жизнями для продолжения своего существования, но это и главный защитник миллиардов людей на пути неисчислимых кошмаров, какими полнится космическая тьма.

Космодесантник-терминатор противостоит чудовищам-генокрадам
Космодесантник-терминатор противостоит чудовищам-генокрадам

Империум не монолитен, ибо распростёр свои владения на десятки световых лет, и нет такого административного аппарата, который мог бы беспрерывно держать под надзором тысячи планет, раскиданных по галактике, перемещение по которой остаётся ненадёжным и опасным делом даже в далёком будущем. Потому в основе власти Империума лежит местная феодальная власть, а также организации и фракции, которым дана относительная автономия от жестокой иерархии имперского общества. Все эти обособленные и часто милитаристские структуры формируют собой единое государство, удерживаемое в относительной целостности на трёх столпах — страхе неотвратимого наказания за измену верховной власти, вражеской угрозе извне и религиозной преданности Императору человечества, обожествлённому лидеру всего людского рода, что руководит своими владениями лишь номинально, тысячи лет пребывая на грани жизни и смерти.

Император человечества
Император человечества

В элитарном обществе Империума, где миллиарды обречены на изнурительный труд во благо своих безразличных господ, есть уникальная каста путешественников и землевладельцев, чьи высокие полномочия проистекают из тех далёких времён, когда Император ещё ходил среди живых. Имя этому сословию Вольные торговцы — носители священных Торговых патентов, подписанных Его рукой и дарующих своим владельцам немыслимые по меркам граждан Империума свободы и привилегии. Вольные торговцы осваивают новые горизонты за пределами территорий человечества, единолично распоряжаются целыми планетами и их населением, торгуют, ведут войны и прославляют Императора методами, которые вольны избирать самолично. Но, как известно, колоссальные привилегии налагают и колоссальную ответственность. О пути становления, бессчётных испытаниях и неоценимой важности решений одного из таких благословлённых Императором авантюристов и повествует Warhammer 40000: Rogue Trader.

Вольный торговец
Вольный торговец

3. Обретение судьбы, мятеж, коронация

"Вы собрали вокруг себя крайне экстраординарных персон, Лорд-капитан"
Командный мостик флагманского корабля фон Валанциус
Командный мостик флагманского корабля фон Валанциус

Вы — один из многочисленных отпрысков именитой династии фон Валанциус. Неважно, кем вы были прежде — аристократом с пограничного мира, офицером Имперской гвардии или преступным гением из недр подулья — важно то, что сейчас вас призывает к себе сама Теодора фон Валанциус, матриарх династии и, милостью самого Императора человечества, держатель Торгового патента Вольного торговца. Теодора призывает вас и прочих отпрысков благородного дома во служение в своих рядах, и для последующего решения, кто из вас будет достоин унаследовать священный Патент и титул Вольного торговца.

Экран создания персонажа
Экран создания персонажа

Сама Теодора женщина безусловно властная и решительная, из тех, кто правит твёрдой рукой и не боится замарать руки тёмными делами. Госпожу Вольного торговца не страшат запреты и осуждение имперских властей, ведь Патент наделяет её почти что полной неприкосновенностью, тем более, что обретается Теодора подальше от чуждых глаз, в Просторе Коронус — неизведанном регионе космоса, примыкающем к границам Империума, где присутствие слуг Императора ещё малочисленно, а густая космическая тьма таит в себе неведомые секреты, бесценные сокровища и немыслимые опасности.

Впрочем, гордиться собой Теодоре фон Валанциус остаётся недолго. Самодовольная и предприимчивая, госпожа тем не менее упустила из виду готовящееся предательство одного из своих ближайших доверенных лиц, злополучного Кунрада, как и следующий за этим мятеж на её флагманском корабле. Произошедший акт неповиновения рискует обернуться самым катастрофическим образом, ведь восставшие одержимы волей Хаоса, страшнейшего врага Империума, и жаждут как вырезать всех верных слуг Императора на корабле, так и осквернить священный Патент, тем самым погубить династию фон Валанциус.

Патент Вольного торговца
Патент Вольного торговца

Игрок отважно бросается на помощь матриарху, но оказывается обманут Кунрадом и ранен проклятым Варпом клинком. Лишь чудо, сокрытое в древних технологиях корабля фон Валанциус, позволяет персонажу игрока не погибнуть ужасной смертью и уберечь священный Патент от попрания, вынуждая изнемогающего от злобы Кунрада отступить. Однако рана, нанесённая персонажу игрока демоническим оружием, ещё напомнит о себе.

Сразу после отмеченных событий игрок воссоединяется с Абеляром Версерианом — сенешалем Теодоры, и Идирой Тласс — несанкционированным псайкером на службе фон Валанциус. Здесь же являет себя Арджента, сестра ордена Адепта Сороритас. Вместе они решают пробиться на командный мостик охваченного буйством корабля в надежде отыскать Теодору и организовать сопротивление.

Явление Ардженты
Явление Ардженты

При отвоевании мостика происходит демоническая инкурсия, в процессе которой ужасной смертью погибает последний, кроме Кунрада и протеже игрока, претендент на титул Вольного торговца. Сам же протагонист неожиданно сталкивается с гулом потусторонних голосов, пронзающих его душу. На этом моменте проявляет себя одна из самых интересных идей Rogue Trader — сопротивление или покорение игрока зову Хаоса, касанием которого оказалось ранена его душа, а также возможность определять характер убеждений своего персонажа, выбирая в диалогах одно из трёх основных направлений — догматика, схизматика и еретика.

Post Scriptum: Философии Вольного торговца

Пошёл путём догматика, уничтожил реактор и предал погубленную планету праведному очищению
Пошёл путём догматика, уничтожил реактор и предал погубленную планету праведному очищению

Путь догматика предполагает беспрекословное следование суровым законам Империума и воплощение в жизнь воли Императора со всей безжалостностью, что часто означает казнь по малейшему подозрению в ереси, изменничестве или попрании священных обычаев закостеневшего Империума. Не стоит спешить с выводами, говоря о предельном скудоумии такого пути — как отмечал другой рецензент Rogue Trader, консерватизм Империума оплачен кровью, и очень часто случается так, что принесение в жертву населения целой планеты является той ценой, которая может уберечь от гибели несоизмеримо большее число жизней.

В свою очередь схизматик предполагает такую непривычную для Империума систему взглядов как человеколюбие — игрок-схизматик, как правило, ставит человеческую жизнь выше закона, стремясь спасти как можно больше несчастных, будь то неправосудное решение имперских властей, сигналы бедствия или неумолимый рок, согнувшийся над очередным миром-ульем.

Ну и, наконец, еретик, хотя куда резоннее было бы назвать этот путь "психопат". Подлинно еретического на этом пути немного, зато предостаточно показательных казней и изуверств как над случайными встречными, так и над собственными подданными.

Большой разговор. Warhammer 40.000: Rogue Trader [часть 1 — Введение. Обретение судьбы. Мятеж. Коронация]

Как это всё работает в замысле: придерживаясь тех или иных позиций в диалогах, персонажу игрока соразмерно становится близка соответствующая философия, что в последующем позволит открывать иначе недоступные реплики и пути решения конфликта. Сам я, как человек довольно скучный, в равной степени исповедовал догматизм и человеколюбие, избегая садистских воззрений. И хотел бы я сказать, что тем самым пропустил не мало изощрённых выборов, переворачивающих трудную ситуацию и открывающих новые сюжетные тропы, но не могу.

Страсти по Футфолу
Страсти по Футфолу

Rogue Trader жестоко обманывает своего игрока касательно его возможности влиять на историю и окружающий мир. Предлагая самые разные варианты действий, от дружественных жестов и попыток договориться до тотальной аннигиляции всех причастных, игра, как это часто бывает в жанре, сводит всё к одному и тому же знаменателю. Как правило, подлинных вариантов всего два — принять бой или постараться его избежать.

В случае же названных философий мне лишь пару раз за всю игру довелось получить зримую выгоду от приверженности одному из путей. Возможно, таких случаев было больше, но мне запомнился лишь пример догматика, когда, воззвав к религиозному сознанию арестантов на тюремном мире, я смог ополчить их против ксеносов-захватчиков. Помнится, в качестве схизматика я взывал к разуму космического десантника Ульфара, коего обуял слепящий гнев, но не думаю, что, воспользуйся я другой опцией, это привело бы к иным последствиям.

Большой разговор. Warhammer 40.000: Rogue Trader [часть 1 — Введение. Обретение судьбы. Мятеж. Коронация]

Следует не обманывать себя и сразу же осознать простую вещь — Rogue Trader это лишь видеоигра, при том достаточно скромная по своей форме, содержанию, предлагаемым возможностям. Что бы игрок ни предпринимал с дозволения игры, она останется линейной от начала и до конца, не позволяя никаким образом значительно повлиять на судьбу героя и подотчётных ему людей. Это тем более грустно потому, что первые часы в Rogue Trader почти беспрерывно провозглашают, сколь много компромиссов и радикальных путей таит в себе игра. Это неправда и это надо осознавать.

Но это не повод огорчаться. Пусть Rogue Trader лишь изображает важность слов и поступков игрока, но в то же время игра очень уважительно к ним относится. Отголоски тех или иных событий, на которые повлиял игрок, спустя долгие часы будут напоминать о себе устами спутников героя, или как-либо иначе. Игра создаёт именно что ощущение, будто воля игрока значима в пределах отведённого ему клочка пространства, даёт контекст, описывает последствия принимаемых протагонистом решений, время от времени обращается к ним — пожалуй, и нет никакого смысла ждать большего от видеоигр. Выбор в играх это иллюзия, и в Rogue Trader большую часть времени это иллюзия достаточно цельна и обаятельна.

Такие разные реакции и один исход
Такие разные реакции и один исход

Первый случай искушения персонажа игрока не заставляет себя ждать — его вместо со спутниками и членами экипажа окутывает демоническое пламя, а перед глазами появляется призрак самой Теодоры, обещающий спасение. Можно поддаться уговорам сущности, как можно и воззвать к Императору и пройти сквозь огонь будучи защищённым верой. Я же предпочёл не бросать членов команды на страшную гибель в огненном котле и сквозь жар и смог вывел их из инфернального зарева, тем самым встав на путь схизматика.

Бой на мостике
Бой на мостике

Наконец, отряд игрока освобождает мостик от нечестивцев и демонических существ, но не обнаруживает на нём Теодоры. Поспешив в личные покои госпожи фон Валанциус, герой и его спутники обнаруживают ту застреленной прямо за своим письменным столом. Гибель владычицы торговой империи фон Валанциус ещё больше омрачает то обстоятельство, что рядом с её бездыханным телом поблескивает неестественным цветом еретический артефакт, недвусмысленно указывающий на факт тяги Теодоры к запретным знаниям Архиврага.

Большой разговор. Warhammer 40.000: Rogue Trader [часть 1 — Введение. Обретение судьбы. Мятеж. Коронация]

Мятеж подавлен, еретики уничтожены, а проклятый предатель Кунрад, потерпев поражение, сбегает с корабля. Однако радоваться не приходится, Теодора мертва, большая часть корабельных офицеров пала в боях с еретиками, среди них главный технопровидец Механикус — лицо, отправляющее религиозные ритуалы служения машинным духам корабля, и, что ещё хуже, корабельный навигатор — мутант, без которого невозможны перемещения судна сквозь Варп-пространство. Вместе с тем сам флагман понёс тяжёлые повреждения, вызванные саботажем. Восстановление утраченного является первостепенной задачей, если кто-либо из находящихся на судне хочет надеяться вернуться в родные миры фон Валанциус. В эту трудную для выживших пору Абеляр, бывший правой рукой покойной Теодоры, провозглашает нас, единственного выжившего её династии на корабле, новым Вольным торговцем.

Большой разговор. Warhammer 40.000: Rogue Trader [часть 1 — Введение. Обретение судьбы. Мятеж. Коронация]

Post Scriptum: Абеляр. Идира. Арджента.

Отныне и до конца игры свиту нового Вольного торговца образуют бывшие соратники леди Теодоры — Абеляр Версериан, Идира Тласс и сестра Арджента.

Большой разговор. Warhammer 40.000: Rogue Trader [часть 1 — Введение. Обретение судьбы. Мятеж. Коронация]

Абеляр — отставной офицер Имперского флота, которого командование "преподнесло" Вольному торговцу Теодоре фон Валанциус в услужение, хотя из общения с самим старым моряком можно понять, что тот хоть и был профессионалом своего дела, однако плохо следовал субординации и часто говорил лишнее не тем лицам. Это обстоятельство не помешало господину Абеляру не только стать ближайшим и вернейшим слугой Теодоры, но и основать собственную аристократическую династию Версерианов на одной из планет, принадлежащих Теодоре — благо в "Вархаммере" люди живут долго. Некоторые из них.

Абеляр безоговорочно верен династии фон Валанциус, и новому Вольному торговцу в том числе, а также являлся моим незаменимым спутником на протяжении всей игры, выполняя роль "танка", рвущегося в ближний бой и несокрушимо стоящего под ударами неприятеля. Меметичным является требование Вольного торговца к Абеляру представить нас в любой непонятной ситуации — будь то иной благородный дом, или же отребье из бандитских трущоб, а также сокрушённое восклицание старого офицера на всякий случай, когда какой-нибудь пират или ксено-выродок относятся к превозносимому им сюзерену без уважения.

— Благодарю, Абеляр
— Благодарю, Абеляр

Идира — несанкционированный псайкер с какого-то захолустного мира, взятая Теодорой во служение за умение заглядывать в будущее. Идира это пример того, сколь многое может позволить себе обладатель Патента, ибо укрывательство псайкеров от Адептус Астрателепатика — службы Империума по отлову, обучению и контролю людей с психическими способностями — тяжкое преступление, на которое в случае персоны Вольного торговца принято закрывать глаза. Идира девица эксцентричная, пребывающая немного не в своём уме — это не удивляет, когда узнаёшь, что девушка пермаментно слышит голоса, доносящиеся из-за вуали, отделяющей реальный мир и Океан душ. Идира, чего и следовало ожидать от вольного псайкера, персона очень нестабильная, и не раз случалось так, что утрата ею контроля над своими силами превращала живущих по соседству с ней офицеров в мыльную пену, или подвергала окружающих иным зловещим воздействиям. Идира так же отличалась преданностью почившей Теодоре, ведь благодаря той она обрела возможность путешествовать среди звёзд, вместо того, чтобы влачить существование на убогой родной планете.

— Держи своих "друзей" под надзором, Идира
— Держи своих "друзей" под надзором, Идира

Арджента — юная послушница одного из орденов Адепта Сороритас — сестринства, что служит церкви Бога-Императора человечества, в том числе и силой оружия. Арджента пылкая и импульсивная девушка, отдающая всю себя без остатка вере в Императора, не знающая большей радости, чем истребление его врагов. Но Арджента не бездушная ослеплённая догмами фанатичка, какой могла бы быть — девушке не чуждо сострадание к честным людям Империума, и особенно чутко сердце монахини к детям, сиротам войны, каких в мрачном мире далёкого будущего можно сыскать в огромном множестве. Несмотря на непоколебимую веру, озаряющую чёрные глаза девушки, Арджента несёт на себе груз тяжких мыслей. Некогда она была направлена в Простор Коронус, дабы стеречь священные реликвии на станции Футфол, но её корабль затерялся в Варпе и вышел в реальное пространство Простора спустя сотни лет. Тогда оказалось, что все, кто мог ждать прибытие Ардженты, давно мертвы, а в её услугах более нет нужды. Это обстоятельство сильно тяготит девушку, лишившуюся предназначения. Страстная и неукротимая, Арджента с радостью идёт в бой, ибо смерть еретиков под ударами её болтера наполняет жизнь сестры весом и значимостью. Религиозная экзальтация, которой подвержена Арджента, всё же даёт о себе знать — девушке было видение о том, что в далёком прошлом на одном из миром Простора Коронус потерпел крушение корабль, на борту которого находилась живая святая Империума и ценная реликвия, которую та оберегала. Посчитав это знаком свыше, Арджента стремится отыскать святыню и вернуть её церкви. Так она и оказалась на борту корабля Теодоры, посчитавшей возможным ей помочь.

— Уступаю вам это право, сестра
— Уступаю вам это право, сестра

Все эти персонажи фактурны, интересны собой и богаты на изречения, каждый из них памятен и по-своему очарователен. Замечательные спутники для ролевого приключения, хоть я очень быстро исключил из своей свиты Идиру, ибо мне совершенно не понравились псайкеры в игре — я счёл её неэффективной, очень хрупкой и, к тому же, опасной для моего собственного отряда, ибо чем больше Идира, или любой другой псайкер, применяет свои нечестивые умения в бою, тем вероятнее случится разрыв в реальности и излияние энергий Варпа в материальное пространство, что в свою очередь может вызвать демоническое вторжение прямо посреди перестрелки, обрушив на голову Вольного торговца новые беды. В дальнейшем я переосмыслил роль псайкера в команде, но о геймплейной составляющей Rogue Trader мы поговорим много позже.

Демоническое вторжение
Демоническое вторжение

Продолжение следует.

6161
38 комментариев
Автор

Замечания, критика, предложения, а лучше лайк и благодарность — буду рад всякой обратной связи. В пределах этики и здравого смысла, само собой.

Ответить

WH40RT — будни победившего фашизма. Авторы, я сейчас говорю прежде всего про нарративщиков, не очень умеют в сложные морально-этические проблемы, поэтому где-то просто сделали как в Ведьмаке (все крестьяне воры, пьянь и вообще недочеловеки). Но герой сам аристократ, так что уравновесить правильным показом недостатков правящей верхушки сил уже не хватило (хотя пытались). В итоге вместо "большего, меньшего зла" через всю игру проходит мысль, что люди где-то там в трюме мрут сотнями, но в общем так им и надо, а лучшая девочка, конечно, астронавигатор, а лучший мальчик эльфийский чикатило. Не знаю, может, весь сеттинг на самом деле такой, и авторы, наоборот, сделали всё правильно. Среди моих друзей им никто сильно не увлекается. Стараются держаться подальше.

3
2
Ответить
Автор

Тебе кто-нибудь говорил, что оценивать нравы людей, например, 16-го века с точки зрения современного закона и норм гуманизма не очень-то правильно?
В далёком будущем своё общественное устройство, своя мораль и традиции. Нечего ждать осуждения такого миропорядка от его элитарных представителей, ни в прошлом, ни в будущем

8
Ответить

Весь сеттинг такой. Там все гниды разного уровня гнидства. Когда в игру играешь ощущение что тебя окружают одни поехавшие, которым бы только кого-нибудь убить, а потом пойти кушать детей инопланетян на завтрак, не забывая помолиться духу духовки

2
Ответить

Интересно. Будем ждать разбор геймплея.

Мне кажется, что сеттинг сорокатысячника - еще один яркий пример того, как народ на серьезных щщах принял откровенный китч и пародию, а даже авторы уже оказались в заложниках у собственных фанатов и вынуждены были сделать вид, что все так и задумано.

Карикатурные орки у которых красные машины ездят быстрее, а валютой служат выбитые зубы, всякие там БДСМ-фракции темных эльдаров и хаоситов, гипертрофированно фашистский Империум с ультратестороновыми пейсмаринами, все бьют челом богу-императору, пока хаос-марины ростят рога на башке, параллельно существуют куча каких-то откровенно трешовых орденов, где пейсмарины людоедствуют или готично дед инсайд, пердящие нурглиты...
А в комплекте к этому идет совсем уж дичь типа какого-нибудь корпуса Крига с закосом под солдат Первой Мировой, систер битвы (секси няши!), целая раса терминаторов-нежити и проч.

Это вот прям настолько пародия и балаган, насколько только возможно. And yet, куча пейсателей понаписала миллион сурьезных романов про какого-нибудь там сурового комиссара или инквизитора, который таскается по вселенной и СУРОВО карает.

2
Ответить

Машины ездят не быстрее потому что красные, а красные потому что быстрее, цвета у орков просто система маркировки

1
Ответить
Автор

В корне несогласен. Всякая культура имеет свойство развиваться, и Вархаммер как пример массовой культуры совершил колоссальный скачок от пародии, которой он когда-то был, до полноценного самобытного произведения, исполненного метафор, аллюзий, мировоззрений и смыслов.
Да, орки это атавизм, и мне не нравится их присутствие во вселенной, но всё прочее вписывается в неё более-менее органично.
Вархаммер это пример эволюции от просто к сложному — от разноцветных солдатиков к обычаям и вере экзальтированного рыцарства, и далее. Реальная история проходит тот же самый путь и это нормально.

1
Ответить