«Grounded» — путь «от мала до велика» среди кровожадных насекомых на заднем дворе полубезумного учёного

В преддверии скорого выхода долгожданного сиквела одной из самых увлекательных игр Obsidian Entertainment спешу поделиться своими впечатлениями [без спойлеров] о том, как год назад первая часть Grounded стала для меня настоящим открытием в мире игр!

Imagine: ты просыпаешься в каком-то чемодане среди земли и травы и с ужасом обнаруживаешь, что твоё человеческое тело стало размером едва больше обычного муравья. А, взобравшись на ближайшую травинку и осмотревшись, понимаешь, что оказался ты не во сне, а в условиях вездесущих хищных насекомых и атрибутов американских 80-х. И да, ты подросток. Добро пожаловать!

«Grounded» — путь «от мала до велика» среди кровожадных насекомых на заднем дворе полубезумного учёного

Игра от небезызвестных Obsidian Entertainment стала одним из ярчайших игровых моментов моего 2024 года. Началось всё с рандомного залёта на бесплатные выходные в Стиме, а закончилось 100+ часовым прохождением на подсолнух в нём же. После такого я мог только мечтать о второй части, как внезапно Обсидианы в июне уже этого 2025-го года объявляют о запуске раннего доступа ко второй части (первая развивалась по такой же модели, это просто я на всё готовенькое пришёл в прошлом году), причём уже этим летом! А значит пора перестать откладывать этот полу-лонг и наконец поделиться своими впечатлениями от Grounded!

немного похвастаюсь
немного похвастаюсь
ееее рок
ееее рок

Во главе угла, как практически и всегда, стоит концепция. Возможность посмотреть и повзаимодействовать с привычными и тривиальными для нас вещами и существами с другой перспективы (буквально) оказалась идеей, которая лежит на поверхности, но в современном медиа почти не встречается. Без упоминания фильма «Дорогая, я уменьшил детей» тут не обойтись, но и помимо него существует, например, целая кино-франшиза «История игрушек» или современные комедии вроде "Короче". Из игр на скорую руку нагуглились «Smalland: Survive the Wilds» и отдельные уровни в «Serious Sam II», хотя я уверен, что контента куда больше. Тем не менее, полноценно побывать в шкуре уменьшенного человека в обычном мире мне посчастливилось именно в Grounded.

вот и уменьшили чела, зачем а пофиг
вот и уменьшили чела, зачем а пофиг

Сюжет (вкратце и без спойлеров) повествует о детях, которые по каким-то причинам были сильно уменьшены и подброшены на чей-то задний двор в специальном чемодане. Двор, в свою очередь, напичкан не только пустыми банками от газировки, упаковками конфет и гниющими остатками от еды, но и странными мини-станциями и лабораториями, которые нам как гг придётся исследовать, чтобы докопаться до правды. Звучит, конечно, простенько, вот только задний двор ПРОСТО КИШИТ НАСЕКОМЫМИ! И с ними нам придётся иметь дело.

теперь это его лаборатория
теперь это его лаборатория
красивое... но лучше с ними не базарить
красивое... но лучше с ними не базарить

Разнообразие насекомых в Grounded обеспечено как по видовому аспекту, так и по размеру, механике передвижения и, конечно же, характеру намерений и отношению к игроку. Если тля всего лишь безобидная малютка, которой просто не повезло оказаться рядом с тобой когда ты зол или голоден, то вот от радостного приветствия паука-волка (в первый раз так точно) приторговывать кирпичами начнёшь уже ты. Пауки здесь вообще отдельная тема, к которой я вернусь ниже, а пока похвалю разработчиков за правдоподобный ИИ насекомых и их реалистичное поведение.

не связывайтесь (по возможности)
не связывайтесь (по возможности)
не связывайтесь (ни в коем случае)
не связывайтесь (ни в коем случае)
окак
окак

У меня ни разу во время игры не возникло чувство, что мир вокруг меня это симуляция и всего лишь придуманный и созданный кем-то набор полигонов и звуков. Мимо тебя постоянно кто-то пробегает по своим делам (будь то муравей, мошка или божья коровка), ты постоянно слышишь чей-то далёкий полёт крыльев (москит, пчела) и можешь с лёгкостью наткнуться на сцену, где целая орава муравьёв отбивает свой дом от случайно забредшего жука-бомбардира или клопа. Мир, в котором мы оказались, кишит насекомыми, а значит кишит жизнью. Ничего не стоит на месте, ни один паук или жук не кажется заскриптованным, потому что в комплексе с другими насекомыми поблизости, грамотным саунд-дизайном и проработанной атмосферой каждой отдельной локации ты веришь в происходящее и начинаешь жить по здешним правилам, а не просто играть в игру.

эти двое опять что-то не поделили, как радостно в душе
эти двое опять что-то не поделили, как радостно в душе
а эти просто брат на брата, дурачки (надеюсь они это не услышали)
а эти просто брат на брата, дурачки (надеюсь они это не услышали)
прости мистер тля но ты вкусное
прости мистер тля но ты вкусное

И ведь действительно, когда я похвалил саунд-дизайн и атмосферу локаций, я, даже если сильно постараюсь, не смогу описать то чувство, когда спустя ночь, полную погони от пауков-волков и москитов вдали от базы, ты видишь, как солнце разливается по кончикам самых высоких травинок под аккуратно звенящую утреннюю музыкальную тему, а затем постепенно спускается по ним до земли, прогревая её теплом и светом и принося недолгое спокойствие и умиротворение, словно длинный и постепенный выдох. Ради таких моментов невольно (или в моём случае очень даже намеренно) как можно дольше оттягиваешь прохождение сюжета и просто живёшь в этом мире. Несмотря на все свои опасности и страхи, реальность мира Grounded очаровывает и не отпускает так долго как ты ей позволишь, исследуя всё новые уголки вручную проработанного окружения и постигая самые продвинутые приёмы здешнего строительства.

рассвет прекрасен всегда и везде
рассвет прекрасен всегда и везде
а вот сумерки... тоже прекрасны
а вот сумерки... тоже прекрасны
кстати, эта локация словно уровень из "Война букашек" от Alawar
кстати, эта локация словно уровень из "Война букашек" от Alawar
такая ностальгия!
такая ностальгия!

База — это база любого уважающего себя выживача и в Grounded строительство, конечно же, есть. Ввиду нашей маленькости материалы (и, в частности, атрибуты для дома) у нас тоже будут довольно креативными. Кирпичи из грибовой кашици, забор из стебля одуванчика, сундуки из скорлупы жёлудя и кресло из чешуи карпа-кои. Нет, естественно, здесь есть и более традиционные материалы вроде брусчатки или глины, но кому это надо, когда в игре можно скрафтить свечу-лампу из головы паука и джакузи из кедровой шишки и углей из-под барбекюшницы!

чудная лампа
чудная лампа
кайфуйте братья
кайфуйте братья

Кроме шуток, строительство здесь не просто прикрученная ради прикола механика. В Grounded оно лишено модульности и строгой сетки (что и хорошо и плохо), а потому ты действительно можешь воплощать что хочешь и где хочешь в каких угодно формах и под какими угодно углами, а уж с материалами игра тебе охотно подсобит.

от шалаша
от шалаша
до поместья
до поместья

Не уходя далеко от аспектов выживача... само выживание здесь развито более чем увлекательно. Буквально почти всё вокруг является ресурсом, вопрос лишь в твоей смелости или упорстве. Я хоть и играл один, но большую часть времени провёл именно за сбором ресурсов, строительством базы и улучшением снаряжения. Броню и инструменты особенно весело изучать и крафтить из-за специфики мира. Надели бы вы на себя сет жаропрочной брони из муравьиного льва? А может лучше танкующий сет из жука-быка? Или погодите погодите... сет ассасина из конечностей орхидейного богомола??? Если ваш ответ да — мои самые сердечные рекомендации поиграть в эту игру. А ведь я ещё даже не заикнулся за моргенштерн из соли и жвачки, шпагу из хоботка тигрового москита и саблю из... человеческого ногтя, наносящую кратковременное отравление? Поиграйте.

я конченый бегите
я конченый бегите
теперь вы одеты, как чёрт
теперь вы одеты, как чёрт

И это не просто элементы одежды или оружие, выбранные по принципу "что эффектнее выглядит — с тем и буду ходить", здесь у многих айтемов есть своя задача. Тот же самый сет из муравьиного льва жаропрочный не на словах, без него почти невозможно адекватно исследовать некоторые локации. Что до оружия, то здесь в игру (в буквальном смысле) вступает такие понятия как резисты и уязвимости. На одного жука лучше идти с кислым колющим оружием, на другого с острым режущим, а третьих лучше просто мочить без разбору мятной кувалдой ёмаё! И первое о чём я думаю, глядя на такую систему прокачки и закалки оружия — соулслайки с их типами урона и камнями. Да тут даже есть свой аналог кристальной ящерки — скарабей, который дропает местный "мерцающий титанит" для особого усиления элемента брони или оружия. Например, перед битвой с боссами.

как подонок вообще забрался на эту кувшинку?
как подонок вообще забрался на эту кувшинку?

Боссами? Да игра становится всё больше похожа на соулслайк, не правда ли? А что, здесь есть призываемые боссы, ящерки и титанит с камнями закалки, ПАРИРОВАНИЕ. Нет правда перекатов... на святое. О чём это я? Точно. Помимо сюжетных ивентов Grounded может предложить экстра-челлендж всем, кому мало просто играть — кому хочется страдать. Четыре призываемых босса, четыре уникальные арены и всё это нужно ещё постараться найти и узнать как организовать бой с тем или иным насекомым. Сложность боссов я бы оценил на 5/10, после успешно выработанной тактики бой с ними превращается в фарм сразу нескольких за раз не отходя от кассы — всё ради классной брони или, скажем, новой люстры или кресла себе на базу. Но один босс заставил меня единственный раз за игру понизить сложность до лёгкой И ЭТО ЕСТЕСТВЕННО БОСС-ПАУК МАТЬ ТВОЮ! Да необычный паук... но об этом предлагаю вам узнать из самой игры.

знаете убийственного шершня?
знаете убийственного шершня?
я убил)
я убил)

Итак пауки. Вот так вот резко я к ним вернулся. Ровно так же резко, как они всё прохождение врывались в мою грешную жизнь. В игре есть даже специальный режим "нестрашные пауки" для людей, которые впадают в истерику от вида этих восьмилапых, но я решил, что никакого трушного опыта не получится с этой настройкой. Я был прав и я остался доволен игрой на все 100%, несмотря на все мои приступы тахикардии и редкие визги. Пауки всегда были излюбленным чудищем для хорроров и дарк-фентези, где необходимо вызвать у игрока чувство паники, отвращения и страха одновременно. Однако, у Grounded есть полноценный карт-бланш на данного рода свинство, ведь происходящее в игре происходит буквально с уменьшенными детьми, а значит огромные и страшные пауки уже не грязный приём, я неизбежная участь. И именно вокруг этого в большинстве своём и строится хоррор-составляющая игры.

прятки или стелс?
прятки или стелс?
вас заметили
вас заметили

Да и не только хоррор, в целом пауки очень хорошо продают игру. Их видов здесь даже больше чем муравьёв, встречаются они буквально везде (только что не в воздухе) и охраняют все ключевые локации, так что встреча с ними вам организована судьбой, вернее разрабами. Я действительно боюсь пауков, но во мне при виде их образов в медиа возникают очень противоречивые чувства, явно многое отталкивает и пугает, но я не могу оторваться от наблюдения и изучения. Grounded стала для меня настоящим катарсисом в этом смысле, такого плотного и частого взаимодействия с пауками у меня не было никогда и ощущения на удивление потрясающие. Адреналин, чёрт его дери, приятная штука. Да и скриншотов я больше всего наделал именно с ними, поэтому разойдусь сейчас на полную, зря старался что ли?

эта гопота беззубая совсем офигела, уже у базы караулит!
эта гопота беззубая совсем офигела, уже у базы караулит!
лучше не знать что по ту сторону этих челюстей
лучше не знать что по ту сторону этих челюстей
а говорят безвыходных ситуаций не бывает
а говорят безвыходных ситуаций не бывает

И, плавно выруливая в заключение, подчеркну, что многое я специально опустил, чтобы заинтересовавшимся оставить пространство для исследования дабы не красть их эмоции от событий и наполнения игры, а уже игравших не задушить деталями, сделав упор именно на эмоциональную составляющую аспектов игры с минимальными пояснениями. Один Бургл чего стоит, но эту консервную банку оставим за кадром, как и коллекционные предметы, механику частиц знаний, лор и многое другое...

Grounded — качественный, атмосферный, живой проект, сделанный с душой, вниманием к деталям и любовью к игрокам. Встречать очередной рассвет на своей базе-крепости, собирать случайно упавшие с травы росинки в флягу, лакомиться недавно разбившимся о землю упавшим жёлудем, красться мимо хищных пауков сквозь корни дуба в надежде не обнаружить себя, дурачить муравьиных львов в песочнице, взбираться по бейсбольной бите или граблям на самые немыслимые высоты и планировать вниз на семечке одуванчика — это очень очень очень маленькая часть активностей и моментов, за которые я всегда буду помнить про эту невероятную игру и рекомендовать её всем, у кого хоть немного совпадут со мной вкусы в играх. Надеюсь, среди таких людей окажешься и ты, читатель! Буду ждать твоих впечатлений, а пока говорю спасибо за то, что разделил со мной мои!

поднимаю этот факел за Grounded и всех к ней причастных!
поднимаю этот факел за Grounded и всех к ней причастных!

Grounded заслуживает внимания, заслуживает фандома, заслуживает продолжения. И как же хорошо, что всё это у неё есть!

17
5
2
1
17 комментариев