«Grounded» — путь «от мала до велика» среди кровожадных насекомых на заднем дворе полубезумного учёного
В преддверии скорого выхода долгожданного сиквела одной из самых увлекательных игр Obsidian Entertainment спешу поделиться своими впечатлениями [без спойлеров] о том, как год назад первая часть Grounded стала для меня настоящим открытием в мире игр!
Imagine: ты просыпаешься в каком-то чемодане среди земли и травы и с ужасом обнаруживаешь, что твоё человеческое тело стало размером едва больше обычного муравья. А, взобравшись на ближайшую травинку и осмотревшись, понимаешь, что оказался ты не во сне, а в условиях вездесущих хищных насекомых и атрибутов американских 80-х. И да, ты подросток. Добро пожаловать!
Игра от небезызвестных Obsidian Entertainment стала одним из ярчайших игровых моментов моего 2024 года. Началось всё с рандомного залёта на бесплатные выходные в Стиме, а закончилось 100+ часовым прохождением на подсолнух в нём же. После такого я мог только мечтать о второй части, как внезапно Обсидианы в июне уже этого 2025-го года объявляют о запуске раннего доступа ко второй части (первая развивалась по такой же модели, это просто я на всё готовенькое пришёл в прошлом году), причём уже этим летом! А значит пора перестать откладывать этот полу-лонг и наконец поделиться своими впечатлениями от Grounded!
Во главе угла, как практически и всегда, стоит концепция. Возможность посмотреть и повзаимодействовать с привычными и тривиальными для нас вещами и существами с другой перспективы (буквально) оказалась идеей, которая лежит на поверхности, но в современном медиа почти не встречается. Без упоминания фильма «Дорогая, я уменьшил детей» тут не обойтись, но и помимо него существует, например, целая кино-франшиза «История игрушек» или современные комедии вроде "Короче". Из игр на скорую руку нагуглились «Smalland: Survive the Wilds» и отдельные уровни в «Serious Sam II», хотя я уверен, что контента куда больше. Тем не менее, полноценно побывать в шкуре уменьшенного человека в обычном мире мне посчастливилось именно в Grounded.
Сюжет (вкратце и без спойлеров) повествует о детях, которые по каким-то причинам были сильно уменьшены и подброшены на чей-то задний двор в специальном чемодане. Двор, в свою очередь, напичкан не только пустыми банками от газировки, упаковками конфет и гниющими остатками от еды, но и странными мини-станциями и лабораториями, которые нам как гг придётся исследовать, чтобы докопаться до правды. Звучит, конечно, простенько, вот только задний двор ПРОСТО КИШИТ НАСЕКОМЫМИ! И с ними нам придётся иметь дело.
Разнообразие насекомых в Grounded обеспечено как по видовому аспекту, так и по размеру, механике передвижения и, конечно же, характеру намерений и отношению к игроку. Если тля всего лишь безобидная малютка, которой просто не повезло оказаться рядом с тобой когда ты зол или голоден, то вот от радостного приветствия паука-волка (в первый раз так точно) приторговывать кирпичами начнёшь уже ты. Пауки здесь вообще отдельная тема, к которой я вернусь ниже, а пока похвалю разработчиков за правдоподобный ИИ насекомых и их реалистичное поведение.
У меня ни разу во время игры не возникло чувство, что мир вокруг меня это симуляция и всего лишь придуманный и созданный кем-то набор полигонов и звуков. Мимо тебя постоянно кто-то пробегает по своим делам (будь то муравей, мошка или божья коровка), ты постоянно слышишь чей-то далёкий полёт крыльев (москит, пчела) и можешь с лёгкостью наткнуться на сцену, где целая орава муравьёв отбивает свой дом от случайно забредшего жука-бомбардира или клопа. Мир, в котором мы оказались, кишит насекомыми, а значит кишит жизнью. Ничего не стоит на месте, ни один паук или жук не кажется заскриптованным, потому что в комплексе с другими насекомыми поблизости, грамотным саунд-дизайном и проработанной атмосферой каждой отдельной локации ты веришь в происходящее и начинаешь жить по здешним правилам, а не просто играть в игру.
И ведь действительно, когда я похвалил саунд-дизайн и атмосферу локаций, я, даже если сильно постараюсь, не смогу описать то чувство, когда спустя ночь, полную погони от пауков-волков и москитов вдали от базы, ты видишь, как солнце разливается по кончикам самых высоких травинок под аккуратно звенящую утреннюю музыкальную тему, а затем постепенно спускается по ним до земли, прогревая её теплом и светом и принося недолгое спокойствие и умиротворение, словно длинный и постепенный выдох. Ради таких моментов невольно (или в моём случае очень даже намеренно) как можно дольше оттягиваешь прохождение сюжета и просто живёшь в этом мире. Несмотря на все свои опасности и страхи, реальность мира Grounded очаровывает и не отпускает так долго как ты ей позволишь, исследуя всё новые уголки вручную проработанного окружения и постигая самые продвинутые приёмы здешнего строительства.
База — это база любого уважающего себя выживача и в Grounded строительство, конечно же, есть. Ввиду нашей маленькости материалы (и, в частности, атрибуты для дома) у нас тоже будут довольно креативными. Кирпичи из грибовой кашици, забор из стебля одуванчика, сундуки из скорлупы жёлудя и кресло из чешуи карпа-кои. Нет, естественно, здесь есть и более традиционные материалы вроде брусчатки или глины, но кому это надо, когда в игре можно скрафтить свечу-лампу из головы паука и джакузи из кедровой шишки и углей из-под барбекюшницы!
Кроме шуток, строительство здесь не просто прикрученная ради прикола механика. В Grounded оно лишено модульности и строгой сетки (что и хорошо и плохо), а потому ты действительно можешь воплощать что хочешь и где хочешь в каких угодно формах и под какими угодно углами, а уж с материалами игра тебе охотно подсобит.
Не уходя далеко от аспектов выживача... само выживание здесь развито более чем увлекательно. Буквально почти всё вокруг является ресурсом, вопрос лишь в твоей смелости или упорстве. Я хоть и играл один, но большую часть времени провёл именно за сбором ресурсов, строительством базы и улучшением снаряжения. Броню и инструменты особенно весело изучать и крафтить из-за специфики мира. Надели бы вы на себя сет жаропрочной брони из муравьиного льва? А может лучше танкующий сет из жука-быка? Или погодите погодите... сет ассасина из конечностей орхидейного богомола??? Если ваш ответ да — мои самые сердечные рекомендации поиграть в эту игру. А ведь я ещё даже не заикнулся за моргенштерн из соли и жвачки, шпагу из хоботка тигрового москита и саблю из... человеческого ногтя, наносящую кратковременное отравление? Поиграйте.
И это не просто элементы одежды или оружие, выбранные по принципу "что эффектнее выглядит — с тем и буду ходить", здесь у многих айтемов есть своя задача. Тот же самый сет из муравьиного льва жаропрочный не на словах, без него почти невозможно адекватно исследовать некоторые локации. Что до оружия, то здесь в игру (в буквальном смысле) вступает такие понятия как резисты и уязвимости. На одного жука лучше идти с кислым колющим оружием, на другого с острым режущим, а третьих лучше просто мочить без разбору мятной кувалдой ёмаё! И первое о чём я думаю, глядя на такую систему прокачки и закалки оружия — соулслайки с их типами урона и камнями. Да тут даже есть свой аналог кристальной ящерки — скарабей, который дропает местный "мерцающий титанит" для особого усиления элемента брони или оружия. Например, перед битвой с боссами.
Боссами? Да игра становится всё больше похожа на соулслайк, не правда ли? А что, здесь есть призываемые боссы, ящерки и титанит с камнями закалки, ПАРИРОВАНИЕ. Нет правда перекатов... на святое. О чём это я? Точно. Помимо сюжетных ивентов Grounded может предложить экстра-челлендж всем, кому мало просто играть — кому хочется страдать. Четыре призываемых босса, четыре уникальные арены и всё это нужно ещё постараться найти и узнать как организовать бой с тем или иным насекомым. Сложность боссов я бы оценил на 5/10, после успешно выработанной тактики бой с ними превращается в фарм сразу нескольких за раз не отходя от кассы — всё ради классной брони или, скажем, новой люстры или кресла себе на базу. Но один босс заставил меня единственный раз за игру понизить сложность до лёгкой И ЭТО ЕСТЕСТВЕННО БОСС-ПАУК МАТЬ ТВОЮ! Да необычный паук... но об этом предлагаю вам узнать из самой игры.
Итак пауки. Вот так вот резко я к ним вернулся. Ровно так же резко, как они всё прохождение врывались в мою грешную жизнь. В игре есть даже специальный режим "нестрашные пауки" для людей, которые впадают в истерику от вида этих восьмилапых, но я решил, что никакого трушного опыта не получится с этой настройкой. Я был прав и я остался доволен игрой на все 100%, несмотря на все мои приступы тахикардии и редкие визги. Пауки всегда были излюбленным чудищем для хорроров и дарк-фентези, где необходимо вызвать у игрока чувство паники, отвращения и страха одновременно. Однако, у Grounded есть полноценный карт-бланш на данного рода свинство, ведь происходящее в игре происходит буквально с уменьшенными детьми, а значит огромные и страшные пауки уже не грязный приём, я неизбежная участь. И именно вокруг этого в большинстве своём и строится хоррор-составляющая игры.
Да и не только хоррор, в целом пауки очень хорошо продают игру. Их видов здесь даже больше чем муравьёв, встречаются они буквально везде (только что не в воздухе) и охраняют все ключевые локации, так что встреча с ними вам организована судьбой, вернее разрабами. Я действительно боюсь пауков, но во мне при виде их образов в медиа возникают очень противоречивые чувства, явно многое отталкивает и пугает, но я не могу оторваться от наблюдения и изучения. Grounded стала для меня настоящим катарсисом в этом смысле, такого плотного и частого взаимодействия с пауками у меня не было никогда и ощущения на удивление потрясающие. Адреналин, чёрт его дери, приятная штука. Да и скриншотов я больше всего наделал именно с ними, поэтому разойдусь сейчас на полную, зря старался что ли?
И, плавно выруливая в заключение, подчеркну, что многое я специально опустил, чтобы заинтересовавшимся оставить пространство для исследования дабы не красть их эмоции от событий и наполнения игры, а уже игравших не задушить деталями, сделав упор именно на эмоциональную составляющую аспектов игры с минимальными пояснениями. Один Бургл чего стоит, но эту консервную банку оставим за кадром, как и коллекционные предметы, механику частиц знаний, лор и многое другое...
Grounded — качественный, атмосферный, живой проект, сделанный с душой, вниманием к деталям и любовью к игрокам. Встречать очередной рассвет на своей базе-крепости, собирать случайно упавшие с травы росинки в флягу, лакомиться недавно разбившимся о землю упавшим жёлудем, красться мимо хищных пауков сквозь корни дуба в надежде не обнаружить себя, дурачить муравьиных львов в песочнице, взбираться по бейсбольной бите или граблям на самые немыслимые высоты и планировать вниз на семечке одуванчика — это очень очень очень маленькая часть активностей и моментов, за которые я всегда буду помнить про эту невероятную игру и рекомендовать её всем, у кого хоть немного совпадут со мной вкусы в играх. Надеюсь, среди таких людей окажешься и ты, читатель! Буду ждать твоих впечатлений, а пока говорю спасибо за то, что разделил со мной мои!
Grounded заслуживает внимания, заслуживает фандома, заслуживает продолжения. И как же хорошо, что всё это у неё есть!