Fatal Frame 4: Маска Лунного Затмения

Fatal Frame 4: Маска Лунного Затмения

Почти никто не заметил, но в прошлом году в стиме вышла ZERO ~Tsukihami no Kamen~, также известная как Fatal Frame 4: Mask of the Lunar Eclipse. Я влюблён в эту франшизу с нулевых, поэтому после некоторых раздумий забашлял на сайте с ключами несусветные три тыщи рублей.

Fatal Frame 4: Маска Лунного Затмения

Fatal Frame — это весьма специфические хорроры. В их основе лежат традиционные кайданы про призраков. Это медленные, созерцательные игры. В них нет гротеска, психологизма и блокбастерных сюжетов. Зато здесь весьма необычная, если не сказать странная, боёвка. В процессе игры нужно «экзорцировать» призраков, фотографируя их антикварной фотокамерой. Процесс выглядит так: героиня (это обязательно молодая девушка в красивом платьице) смотрит в видоискатель антикварной камеры, и игрок от первого лица целится в призраков и щёлкает затвором.

Fatal Frame 4: Маска Лунного Затмения

Призрак от фотографирования получает урон, у него убавляется шкала хитпоинтов, а в игрока с яркими спецэффектами и радостными цифрами на экране летят очки, которые можно тратить на апгрейд камеры. То есть традиционно-ориентальная и очень сдержанная стилистика смешивается с несуразно аркадной боёвкой.

Fatal Frame 4: Маска Лунного Затмения

История рассказывается через видения и образы призраков и многочисленные записки. Чтобы разобраться в сюжете, нужно эти записки внимательно читать и собирать в голове историю как пазл.

Записки от конкретных персонажей могут быть не подписаны, но как-то приметно выделены во внутриигровом архиве — например, несколько пронумерованных «Блокнот, обёрнутый чёрной кожей №1, 2, 3». И игроку нужно провести детективную работу и разобраться, кому какие записки принадлежат.

На всё это можно забить, но подача истории такова, что только усердные и пытливые смогут полноценно разобраться в происходящем. В расследовании истории немалая часть кайфа, и если вас от такого тошнит, то фатал фреймы вам возможно не зайдут.

Fatal Frame 4: Маска Лунного Затмения

Такая схема подачи истории и правда не для всех, но речь не о том, что нужно душно вчитываться в записки и продираться сквозь недосказанности. Просто история не держит игрока за идиота, которого нужно вести за ручку, что на мой взгляд на вес золота. Это детективные истории без разжёвываний и с умелым нагнетанием интриги. А без интриги в хорроре никуда.

Fatal Frame 4 изначально вышла 16 лет назад, ещё на оригинальную Wii, и только в Японии. Характерно, что полноценная номерная часть добиралась до Запада невообразимые 15 лет, а спин-офф для 3DS Spirit Camera получил локализацию чуть ли не сразу — это была очень неконвенционная игра с AR прибамбасом в виде прилагавшейся к картриджу книжечки, которую если нидайбох потеряешь, то дальше пролога не пройдёшь.

Трейлер оригинального Fatal Frame 4

Пека-версия Fatal Frame 4 представляет собой мультиплатформенный ремастер. Как и в ремастере Fatal Frame 2, здесь слегка состарили героинь и добавили освещения.

Fatal Frame 4: Маска Лунного Затмения

Fatal Frame 4 примечательна тем, что над ней работал небезызвестный Гоичи Суда ака Suda51.

Суда редко когда такой серьёзный на фотографиях
Суда редко когда такой серьёзный на фотографиях

На это мягко намекает лунный мотив, а более конкретно: присутствие в сюжете игры болезни под названием Moonlight Syndrome — точно как название игры-режиссёрского дебюта Суды, вышедшей в 1997м. Отец Silent Hill Кеичиро Тояма неоднократно называл Moonlight Syndrome своей любимой хоррор-игрой.

Fatal Frame 4: Маска Лунного Затмения

Отмечу, что игра Суды так и называлась «Moonlight Syndrome» японской транслитерацией — ムーンライトシンドローム. А в Fatal Frame 4 болезнь в оригинале называется 月幽病, что в нюансах не одно и то же и переводится примерно как "синдром лунной отрешённости".

Бессменный режиссёр франшизы Макото Шибата описывает начало коллаборации с Судой так:

Я впервые встретил Суду, кажется, в 2005м. Когда мы обсуждали игры друг друга, он заявил мне: "Я бы подвинул камеру ближе к героине в следующем Fatal Frame. Хочу слышать запах девочки!" Это натурально совпадало с моим видением следующей Fatal Frame на тот момент.

Шибата
Шибата во плоти
Шибата во плоти

В середине нулевых Wii набирал популярность как платформа с дешёвым из-за слабого железа продакшеном и интересной схемой управления. Туда набежала целая плеяда нишевых и рисковых игр, включая Silent Hill Shattered Memories и абсолютно бриллиантную Fragile Dreams: Farewell Ruins of the Moon. Tecmo тоже решили, что Fatal Frame не потянет переезд с PS2 на PS3, и много следующих лет франшиза оставалась эксклюзивом нинтендо-платформ. Так или иначе, нужно было ловить волну и выпускать на Wii новый фатал фрейм, а Шибата был поглощён прочими проектами. Тогда и понадобился Суда. Задача написания сценария была разделена между Шибатой, Судой и друганом Суды — Масахиро Юки.

Когда Шибата получил кусок сценария от Суды, он отправил распечатку в шредер, ворвался к Суде в кабинет и принялся ожесточённо пиздить его ногами. Потому что Суда даже в чужую франшизу до последнего пытался пропихнуть свою метавселенную Kill the Past — с кровищей, нуарно-комиксовыми противостояниями злодеев и детективов и простынями экспозиции. Видимо у него уже какой-то спортивный интерес.

Когда Суду выписали из больницы, Шибата помирился с ним, но заставил переписать сценарий под устоявшийся стиль франшизы. Следы старого сценария всё равно остались, включая ёбаные гигатонны текста в главах за детектива Киришиму, которые Суда и писал. И местами в игре невооружённым глазом видны швы, где Шибата перерубал фантазии Суды топориком.

Надо сказать, Шибата заслуживает уважения за исключительную, почти фанатичную консервативность: Fatal Frame — чуть ли не единственная хоррор-франшиза нулевых, которая не только дожила до наших дней, но и сохранила свою идентичность.

Про избиение я пошутил, но остальное — правда
Про избиение я пошутил, но остальное — правда

Из инноваций Fatal Frame 4 предложила целую плеяду главных героев вместо одного, как было раньше. Игра разделена на 12 глав, и в каждой главе игрок играет за одного из четверых персонажей — включая упомянутого выше детектива Чоширо Киришиму, который внезапно мужик. Эта схема повторяется в Fatal Frame 5.

Из-за новой схемы управления фиксированные углы камеры убрали. Камера современная — из-за плеча, и располагается достаточно близко, чтобы оператор мог уловить запах героини. Всё как и задумывали.

Fatal Frame 4: Маска Лунного Затмения

Отвечать за звук здесь пригласили Масафуми Такаду — ещё одного другана Суды, который больше всего известен бодрячковым электронным музлом в Danganronpa. Здешний саундтрек похож на данганронпу примерно никак. Такада написал густой эмбиент, местами со злым нойзом. До Акиры Ямаоки как хм до луны, но звучит всё равно достойно и как-то даже непривычно зловеще.

Однако, хоррор просел. Игры франшизы никогда и не пытались напугать до усрачки. Но если сравнивать с Fatal Frame 2, то местным призракам не хватает продуманности дизайна и режиссуры, а в паре мест они как-то даже комичненько выглядят, что для такой игры трагедия. Вдобавок на Normal сложности игра откровенно простая. А Hard открывается только на втором прохождении.

С хоррором здесь вообще неоднозначно. Чуваки, которые делали эту игру, с жанром работают с 90х и разбираются в нём отменно. Они мастерски умеют работать с хоррорным левелдизайном, разбивая геометрию комнат и коридоров поворотами, стенами и деталями интерьера — так, чтобы игрок не мог окинуть взором всё помещение. Добиться этого в четвёртой части было сложнее из-за отказа от фиксированных углов камеры, но разработчикам удалось. И это важная штука, которая очень способствует нагнетанию тревоги.

Fatal Frame 4: Маска Лунного Затмения

В Fatal Frame 2 и 3 появление призраков старались как-то эффектно обставить. Это были либо катсцены, либо просто срежиссированные сценки, например, ме-е-едленно вылезающий из сундука призрак женщины в начале Fatal Frame 2. В Fatal Frame 4 такое есть, но меньше. Тут катсцены нередко лишены вдохновения и представляют собой просто клоузап на лице призрака. Почти всегда такие клоузапы подчёркиваются резким тревожным звуковым сопровождением, что однозначно моветон в жанре.

Хочу отметить, что Шибата в детстве пережил встречу с процессией призраков — по крайней мере он не раз про это рассказывал на полном серьёзе. Согласно Шибате, призраки «звучат» особым образом, и в играх он стремился воссоздать своё детское впечатление. Но Шибата-то рассказывал про ультразвуковой писк, а в игре конкретно такие узнаваемые клишированные струнные семплы. В те моменты, когда призрак появляется в относительной тишине, получается куда более жутко.

Fatal Frame 4: Маска Лунного Затмения

Из непонятных геймплейных квирков: разбросанные на локациях предметы нужно в странной манере обнаруживать. При приближении к предмету на экране в углу загорается лампочка. Если развернуть камеру к предмету, то лампочка горит сильнее. Для того, чтобы предмет наконец появился, надо посветить на него фонариком. Целая мини-игра. Но и фонарик, и лампочка работают как-то странно, и порой приходится по минуте вращать камерой по сторонам, что в конечном счёте только раздражает.

Но игра так-то не плохая ни разу. Во-первых, она отлично выглядит. Да, текстуры тут местами в уж очень низком разрешении, но светотень, огромное количество деталей и в целом работа художников на высоком уровне. Это не графонистая игра, а именно красивая.

Fatal Frame 4: Маска Лунного Затмения

И на этой ноте нужно вернуться к девушкам. Как я уже упомянул, непременный атрибут франшизы: бисёдзё героини. За прохождение игры открываются дополнительные костюмы — эта традиция идёт ещё с самой первой игры, вышедшей в 2001м году. Silent Hill 3 и Silent Hill 4 вроде как позаимствовали фичу с костюмами именно из фатал фреймов. Фансервис здесь очень скромный, жопой в экран никто не тычет, как в какой-нибудь Atelier Ryza, но не упомянуть про него в разговоре про франшизу нельзя.

Fatal Frame 4: Маска Лунного Затмения

Короче, отлично выглядящая игра с отлично выглядящими девушками. Это во-первых.

Во-вторых, история. Первые три фатал фрейма не выходили за рамки традиционных кайданов и рассказывали про некий регулярно проводимый ритуал, запечатывающий путь в загробный мир. В какой-то момент ритуал шёл не так, и в этом и был замут сюжета. Вокруг этой несложной фабулы строились вполне серьёзные истории персонажей: семейные драмы, трагедии любви, печальные финалы амбиций.

В Fatal Frame 4 вся эта тема с ритуалом тоже есть, но фокус сюжета переносится с покойников на живых. В центре истории эпонимический Moonlight Syndrome — паранормальная болезнь, эндемичная для удалённого острова в Японии. Болезнь по-разному проявляется у больных и может вызывать потерю памяти, деиндивидуализацию, делирий, галлюцинации, сомнамбулизм. На более поздних стадиях симптомы становятся ещё более кошмарными. На острове находится клиника-санаторий, занимающаяся изучением и лечением синдрома — это и есть место действия игры.

Fatal Frame 4: Маска Лунного Затмения

У сценаристов получилось построить убедительный и детальный мир. У острова есть многоэтажная мифология, где прослеживается переход от диковатых верований прошлого к современным традициям. Задаётся интересный вопрос: стоит ли слепо следовать традициям предков, и если стоит, то где предел фанатизма?

Для каждого призрака на острове прописан лор, с которым можно ознакомиться в альбомчике в меню.

Fatal Frame 4: Маска Лунного Затмения

Описывается быт врачей местной клиники. Безуспешные эксперименты директора и старшего врачебного персонала, их постепенное разочарование в академических методах лечения. Мытарства медсестёр, с риском для жизни ухаживающих за психически нестабильными и порой опасными пациентами — как взрослыми, так и детьми. Смерть одного за другим пациентов и персонала и погружение острова в кошмар.

Fatal Frame 4: Маска Лунного Затмения

Неизлечимая болезнь, приводящая к постепенной гибели сознания и личности — куда более страшный и интригующий концепт, чем перспектива быть "унесённым призраками", как в прочих частях. Пациенты пытаются противостоять синдрому своими собственными силами, и их борьбу с болезнью увлекательно и жутко исследовать. Например, одна из девочек-пациенток клиники цеплялась за собственное "я" через акты садизма. Издевательства над одногодками переросли в нападения на медсестёр, и девочка превратилась в психопатку.

Даже небрежно следящего за историей игрока ждёт парочка шокирующих твистов. А для внимательных и пытливых в записках кроются разгадки занимательных тайн пациентов и персонала клиники.

Fatal Frame 4: Маска Лунного Затмения

Fatal Frame 4 связана с предыдущими играми франшизы только упоминанием изобретателя фотокамеры, которой мы изгоняем призраков. Поэтому можно смело знакомиться с франшизой с этой игры. Она менее крутая, чем Fatal Frame 2 и Fatal Frame 3, но в остальные игры франшизы лучше всё же играть с самой первой и по порядку.

Порт хорошо оптимизирован и работает без нареканий. Можно играть на клавомыши. Русека нет.

Fatal Frame 4 и франшизу в целом однозначно можно рекомендовать любым фанатам классических сурвайвл хорроров и любителям японщины. Но она разочарует тех, кто не терпит неторопливый темп, предпочитает лёгкие для восприятия сюжеты и не обладает навыком подавления недоверия. В России игра не продаётся, как и прочие игры от Koei Tecmo, но её можно приобрести на сайте с ключами или сходить на рутрекер.

Fatal Frame 4: Маска Лунного Затмения
1313
6 комментариев

Почти никто не заметилНу почему же, я заметил. Так себе ремастер на самом деле, визуально подпортили, убив оригинальный визуал, да и как-то слишком просто стало со времен Виишной версии.

Дайте мне ремастер 1-3 оригиналов с пс2, они прекрасны были. Но они наверняка 2-ку с Вии перенесут следующей, если перенесут.

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Fatal Frame 5, пожалуй, самая слабая игра франшизы. Я-то остался доволен, но есть за что ругать.
Советую дать шанс Fatal Frame 2.
А ремастеры и ремейки всегда уступают оригиналу, какие-либо исключения лишь подтверждают правило.

Ответить