Satellite Odyssey: Prologue или Кубрик по-советски
Как русские разработчики попытались вернуть нам Советский Союз в космосе, в авторском материале "Падай Муфасы"
Август продолжает погружать в мир русского инди. Казалось бы только вчера вышел обзор на CyberCorp, добротный топ-даун лутер шутер, как DTF подкинул еще один любопытный проект - Satellite Odyssey: Prologue (далее - SOP). Игра представляет собой атмосферную бродилку в антураже советского ретрофутуризма, приблизительно на 1,5 часа вдумчивого прохождения.
В русском сегменте Steam игра стоит 73 рубля и имеет "Очень положительные" отзывы.
Короче, опять продали.
А раз опять продали, значит нужен обзор.
СЮЖЕТ:
"Он сказал поехали и махнул рукой"
Я старый фанат Станислава Лема. Все его романы занимают почетную полку в моем книжном шкафу, а некоторые даже, активно перечитываются либо мной, либо членами моей семьи. Словом, советская фантастика в нашем доме не просто гость, но постоянный житель.
А потому, всё что с ней связано - я люблю и безмерно уважаю. А что можно сказать про сюжет нашего "пациента"?
На далекой советской исследовательской станции Икар, болтающейся на орбите Сатурна, двое ученых - мужчина Михаил и женщина Ласка, несут свою долгую вахту. Компанию в космическом пространстве им составляет искусственный интеллект по имени Заря, говорящий голосом маленькой девочки.
Пробуждающаяся от анабиоза Ласка, замечает что с ИИ что-то, мягко говоря, не ладно. Попутно с этим оказывается, что ее напарник куда-то запропастился. Выяснять, что же всё это значит, предстоит игроку.
Естественно, сюжет со свихнувшемся на космической станции ИИ не нов. Игр и фильмов на эту тему огромное множество. И самый главный референс, который бросается в нас сразу же - Космическая одиссея 2001 года.
Заря явно срисована с HAL, во время пробуждения главная героиня слышит мелодию из знаменитой сцены с монолитом (пусть и измененную на пару тонов), а ворчливый напарник, ненавидящий ИИ также имеется в наличии.
Однако, к уже покрытому пылью сюжету добавлены свои нотки. Личная драма персонала станции, которая подается как в качестве записок, так и в качестве аудиологов, дополняет историю, выворачивая ее на совершенно иной уровень. То, что в начале воспринимается как еще один хоррор, в конечном итоге вполне можно рассматривать, как полноценную семейную драму.
В сюжет погружают постепенно. Сначала героиню заставляют пройти рутинные тесты: приседания, бег на беговой дорожке, закинуть мячик в кольцо. Затем, постепенно вводят напрягающие элементы.
Когда в кармане затрещало радио, я словил жесткий флэшбек к Alien Isolation. Только там все время пищал датчик движения.
В целом история не хватает с неба звезд. Это переложение старой былины на новый лад, с добавлением собственных задумок. Становится ли она от этого менее интересной? Нет.
Конечно, хотелось бы каких-то дополнительных объяснений (на события, на которые например ссылаются в записках), но увы.
ВИЗУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ:
"И снится нам трава, трава у дома"
Графически игра выглядит хорошо. В игре достаточно небольшое количество локаций, однако каждая из них самобытна. Начиная от комнаты с анабиозными капсулами, заканчивая выходом в открытый космос в самом конце игры.
Стиль ретрофутуризма здесь выдержан во всем: от радиоприемников через которые ИИ запускает свои сгенерированные песни и роботов которые периодически шляются по этажам станции, до агитирующих плакатов советских лет.
Инструментарий у главной героини тоже соответствует эпохе: в самом начале игры, когда на станции гаснет свет, главной героине приходится освещать свой путь с помощью динамо-фонарика. Чтобы ориентироваться по текущим целям Ласка использует планшет с рукописными записями (почти как в серии Метро).
В общем и целом, в визуальном плане игра очень и очень радует. Что меня, к сожалению полностью отвратило - неотключаемое размытие в движении, хотя вкладка с этой опцией есть в меню. Увы, она просто не работает. Также было бы весьма неплохо иметь возможность отредактировать FOV.
АУДИО И МУЗЫКА:
"Малиновый звон на заре,
Скажи моей милой земле,
Что я в неё с детства влюблён,
Как в этот малиновый звон"
Увы, с аудио у игры, всё не так гладко как с визуальным стилем. Конечно, прежде чем поговорить о минусах, стоит поговорить о плюсах.
У игры достаточно приятная музыка. На протяжении всего геймплея, вы будете слышать из радиоприемников песни, которые по словам Зари, она сгенерировала для главной героини. По сути песня то одна, просто мотив у нее будет разный.
Сама Заря в начале звучит как Glados, максимально электронно и безжизненно. А потом спустя пару реплик начинает говорить голосом маленькой девочки. Слегка резануло по ушам.
Актеры озвучки искренне стараются. Могу похвалить работу девочки, которая озвучивала главную героиню Ласку. Голос у нее приятный, реплики старается подавать как следует. Актер, сыгравший Михаила, слегка переиграл свою роль. Но это опять же моё ИМХО.
И здесь сейчас будет самая ключевая претензия моего обзора. Возможно с ней кто-то будет согласен, возможно нет. Выбирайте сами. Итак, в советском ретрофутуризме не было и не могло быть мата.
Нет, конечно, мат естественная часть нашей жизни. И конечно же, в критической ситуации мы, русские люди, используем его более чем активно. Однако... Не в советском идеалистическом будущем, с космонавтами, ИИ и роботами.
НИЖЕ СКРИНШОТ СО SPOILER ALERT
Использование мата в данном проекте, увы, мощно выбивает из атмосферы. Во-первых, он звучит смешно. Во-вторых, максимально неуместно. Не только для игрока, но и, как мне показалось, для самих актеров.
Зачастую использование мата оправдано необходимостью "очеловечивания" персонажей. Вот только опять же, где-то это стилистически впишется. Здесь - нет.
Добавим к этому отстающие и не попадающие в озвучку субтитры, грамматически ошибки в них (вроде несоблюдения регистра знаков, после знаков препинания вроде восклицательного или вопросительного слово начинается не с заглавной буквы) и другие мелкие шероховатости.
ГЕЙМПЛЕЙ
"Если быть, то быть первым"
Я оттягивал этот отрезок до последнего, потому что именно здесь, чего-то особенного нет.
SOP - это вещь "в себе". Ближайшее с чем ее можно сравнить - это Invincible. Мы также бродим по заранее огороженным локациям, также собираем ключи, читаем записки и смотрим заранее запланированные сценки. Вот только в Invincible всего больше.
В Invincible, например, зоны в которые игрок попасть не должен был, маскировались гораздо умнее. В SPO, в зоне фойе, игрок может подняться по лестнице и пройти по одному из двух коридоров. В конце одного из них, вскрыт пол, а поверх - накинута доска. Прошедший по ней игрок, с удивлением обнаружит что уперся в невидимую стену. Зачем тогда была нужна эта доска и этот вскрытый пол? Заставили бы ящиками, было бы и проще и понятнее. Но это выглядит так будто сделано на "отвали".
При всём этом в ней нет каких-то действительно интересных геймплейных механик. А те что есть, иногда очень мощно сбоят. На скриншоте выше есть момент с чем-то вроде канализации. Чтобы пройти дальше необходимо было поднять решетку с помощью вентиля. При поднятии решетки персонаж просто намертво отказался проходить сквозь открывшийся проем. Трезво подумав, я решил перезапустить момент, с помощью выхода в меню и нажатия кнопки продолжить и... Игра возвратила меня на полчаса назад.
Обидно?
ИТОГИ:
"Но ведь верилось же! Казалось, ещё немного усилий – и то самое светлое будущее, которое каждый представлял себе по-разному, в зависимости от воспитания и фантазии, обязательно наступит"
И я понимаю, что это маленькая студия, для которой это вполне вероятно первый проект. Я понимаю, что за 70 рублей не стоит ждать баснословного качества. Но почему нельзя было делать этот проект чуть дольше, возможно войти в ранний доступ, где подобные вышеуказанные неточности, допиливались бы в процессе разработки?
И действительно, для данного проекта ранний доступ был бы более чем логичным и актуальным вариантом. Но нет.
Что мы имеем в итоге? Пролог, с общим хронометражом около часа, с достаточно интересным дизайном и историей, в котором есть свои существенные ошибки и недочеты.
Можно ли было сделать из этого бесплатное демо? Учитывая качество, вполне.
Стоит ли брать эту игру? С одной стороны - стоит, если вы хотите поддержать отечественного производителя. С другой, если вы ждете чего то невероятного, наверное стоит пройти мимо. И взять Invincible, например.
Проект позиционируется, как серия игр. И пролог только первая часть.
Есть ли у этой серии будущее? Есть, но смутное.
Если качество вырастет, если пересмотрят подход - оно будет таким же светлым, как и весь советский ретрофутуризм.
"Жить и верить - это замечательно Перед нами - небывалые пути Утверждают космонавты и мечтатели Что на Марсе будут яблони цвести"