Satellite Odyssey: Prologue или Кубрик по-советски

Как русские разработчики попытались вернуть нам Советский Союз в космосе, в авторском материале "Падай Муфасы"

Как будто ИИ смотрит прямо в душу
Как будто ИИ смотрит прямо в душу

Август продолжает погружать в мир русского инди. Казалось бы только вчера вышел обзор на CyberCorp, добротный топ-даун лутер шутер, как DTF подкинул еще один любопытный проект - Satellite Odyssey: Prologue (далее - SOP). Игра представляет собой атмосферную бродилку в антураже советского ретрофутуризма, приблизительно на 1,5 часа вдумчивого прохождения.

В русском сегменте Steam игра стоит 73 рубля и имеет "Очень положительные" отзывы.

Короче, опять продали.

А раз опять продали, значит нужен обзор.

СЮЖЕТ:

"Он сказал поехали и махнул рукой"

Юрий Гагарин
Главное меню, обрисовывающее экспозицию
Главное меню, обрисовывающее экспозицию

Я старый фанат Станислава Лема. Все его романы занимают почетную полку в моем книжном шкафу, а некоторые даже, активно перечитываются либо мной, либо членами моей семьи. Словом, советская фантастика в нашем доме не просто гость, но постоянный житель.

А потому, всё что с ней связано - я люблю и безмерно уважаю. А что можно сказать про сюжет нашего "пациента"?

На далекой советской исследовательской станции Икар, болтающейся на орбите Сатурна, двое ученых - мужчина Михаил и женщина Ласка, несут свою долгую вахту. Компанию в космическом пространстве им составляет искусственный интеллект по имени Заря, говорящий голосом маленькой девочки.

Ничего не напоминает?
Ничего не напоминает?
Очевидный референс
Очевидный референс

Пробуждающаяся от анабиоза Ласка, замечает что с ИИ что-то, мягко говоря, не ладно. Попутно с этим оказывается, что ее напарник куда-то запропастился. Выяснять, что же всё это значит, предстоит игроку.

Естественно, сюжет со свихнувшемся на космической станции ИИ не нов. Игр и фильмов на эту тему огромное множество. И самый главный референс, который бросается в нас сразу же - Космическая одиссея 2001 года.

Заря явно срисована с HAL, во время пробуждения главная героиня слышит мелодию из знаменитой сцены с монолитом (пусть и измененную на пару тонов), а ворчливый напарник, ненавидящий ИИ также имеется в наличии.

В космосе никто не услышит твой крик
В космосе никто не услышит твой крик

Однако, к уже покрытому пылью сюжету добавлены свои нотки. Личная драма персонала станции, которая подается как в качестве записок, так и в качестве аудиологов, дополняет историю, выворачивая ее на совершенно иной уровень. То, что в начале воспринимается как еще один хоррор, в конечном итоге вполне можно рассматривать, как полноценную семейную драму.

В сюжет погружают постепенно. Сначала героиню заставляют пройти рутинные тесты: приседания, бег на беговой дорожке, закинуть мячик в кольцо. Затем, постепенно вводят напрягающие элементы.

Пробежка с видом на Сатурн
Пробежка с видом на Сатурн

Когда в кармане затрещало радио, я словил жесткий флэшбек к Alien Isolation. Только там все время пищал датчик движения.

Заботливый ИИ предлагает поспать, несмотря на обрыв связи и потерю электроэнергии за последние 5 минут. 
Заботливый ИИ предлагает поспать, несмотря на обрыв связи и потерю электроэнергии за последние 5 минут. 

В целом история не хватает с неба звезд. Это переложение старой былины на новый лад, с добавлением собственных задумок. Становится ли она от этого менее интересной? Нет.

Конечно, хотелось бы каких-то дополнительных объяснений (на события, на которые например ссылаются в записках), но увы.

ВИЗУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ:

"И снится нам трава, трава у дома"

Земляне

Графически игра выглядит хорошо. В игре достаточно небольшое количество локаций, однако каждая из них самобытна. Начиная от комнаты с анабиозными капсулами, заканчивая выходом в открытый космос в самом конце игры.

Комната с капсулами для анабиоза
Комната с капсулами для анабиоза
Сатурн во всей своей красе
Сатурн во всей своей красе

Стиль ретрофутуризма здесь выдержан во всем: от радиоприемников через которые ИИ запускает свои сгенерированные песни и роботов которые периодически шляются по этажам станции, до агитирующих плакатов советских лет.

Шалтаи болтаи на выгуле
Шалтаи болтаи на выгуле
Фойе станции
Фойе станции
Ну, кто из ценителей не хотел бы такой?
Ну, кто из ценителей не хотел бы такой?

Инструментарий у главной героини тоже соответствует эпохе: в самом начале игры, когда на станции гаснет свет, главной героине приходится освещать свой путь с помощью динамо-фонарика. Чтобы ориентироваться по текущим целям Ласка использует планшет с рукописными записями (почти как в серии Метро).

Уродец в свое время напугал меня до полусмерти
Уродец в свое время напугал меня до полусмерти

В общем и целом, в визуальном плане игра очень и очень радует. Что меня, к сожалению полностью отвратило - неотключаемое размытие в движении, хотя вкладка с этой опцией есть в меню. Увы, она просто не работает. Также было бы весьма неплохо иметь возможность отредактировать FOV.

АУДИО И МУЗЫКА:

"Малиновый звон на заре,

Скажи моей милой земле,

Что я в неё с детства влюблён,

Как в этот малиновый звон"

Николай Гнатюк

Увы, с аудио у игры, всё не так гладко как с визуальным стилем. Конечно, прежде чем поговорить о минусах, стоит поговорить о плюсах.

У игры достаточно приятная музыка. На протяжении всего геймплея, вы будете слышать из радиоприемников песни, которые по словам Зари, она сгенерировала для главной героини. По сути песня то одна, просто мотив у нее будет разный.

И вы их услышите
И вы их услышите

Сама Заря в начале звучит как Glados, максимально электронно и безжизненно. А потом спустя пару реплик начинает говорить голосом маленькой девочки. Слегка резануло по ушам.

Актеры озвучки искренне стараются. Могу похвалить работу девочки, которая озвучивала главную героиню Ласку. Голос у нее приятный, реплики старается подавать как следует. Актер, сыгравший Михаила, слегка переиграл свою роль. Но это опять же моё ИМХО.

И здесь сейчас будет самая ключевая претензия моего обзора. Возможно с ней кто-то будет согласен, возможно нет. Выбирайте сами. Итак, в советском ретрофутуризме не было и не могло быть мата.

Тут мы конечно п*ец
Тут мы конечно п*ец

Нет, конечно, мат естественная часть нашей жизни. И конечно же, в критической ситуации мы, русские люди, используем его более чем активно. Однако... Не в советском идеалистическом будущем, с космонавтами, ИИ и роботами.

НИЖЕ СКРИНШОТ СО SPOILER ALERT

SPOILER ALERT! Разрушительный русский мат и развязка завязки.
SPOILER ALERT! Разрушительный русский мат и развязка завязки.

Использование мата в данном проекте, увы, мощно выбивает из атмосферы. Во-первых, он звучит смешно. Во-вторых, максимально неуместно. Не только для игрока, но и, как мне показалось, для самих актеров.

Зачастую использование мата оправдано необходимостью "очеловечивания" персонажей. Вот только опять же, где-то это стилистически впишется. Здесь - нет.

Добавим к этому отстающие и не попадающие в озвучку субтитры, грамматически ошибки в них (вроде несоблюдения регистра знаков, после знаков препинания вроде восклицательного или вопросительного слово начинается не с заглавной буквы) и другие мелкие шероховатости.

Я просто двоеточие, тире, слэш
Я просто двоеточие, тире, слэш

ГЕЙМПЛЕЙ

"Если быть, то быть первым"

Валерий Чкалов

Я оттягивал этот отрезок до последнего, потому что именно здесь, чего-то особенного нет.

SOP - это вещь "в себе". Ближайшее с чем ее можно сравнить - это Invincible. Мы также бродим по заранее огороженным локациям, также собираем ключи, читаем записки и смотрим заранее запланированные сценки. Вот только в Invincible всего больше.

В Invincible, например, зоны в которые игрок попасть не должен был, маскировались гораздо умнее. В SPO, в зоне фойе, игрок может подняться по лестнице и пройти по одному из двух коридоров. В конце одного из них, вскрыт пол, а поверх - накинута доска. Прошедший по ней игрок, с удивлением обнаружит что уперся в невидимую стену. Зачем тогда была нужна эта доска и этот вскрытый пол? Заставили бы ящиками, было бы и проще и понятнее. Но это выглядит так будто сделано на "отвали".

Вот это моё невезучее место
Вот это моё невезучее место

При всём этом в ней нет каких-то действительно интересных геймплейных механик. А те что есть, иногда очень мощно сбоят. На скриншоте выше есть момент с чем-то вроде канализации. Чтобы пройти дальше необходимо было поднять решетку с помощью вентиля. При поднятии решетки персонаж просто намертво отказался проходить сквозь открывшийся проем. Трезво подумав, я решил перезапустить момент, с помощью выхода в меню и нажатия кнопки продолжить и... Игра возвратила меня на полчаса назад.

Обидно?

ИТОГИ:

"Но ведь верилось же! Казалось, ещё немного усилий – и то самое светлое будущее, которое каждый представлял себе по-разному, в зависимости от воспитания и фантазии, обязательно наступит"

Космическая одиссея 2001 год - Артур Кларк

И я понимаю, что это маленькая студия, для которой это вполне вероятно первый проект. Я понимаю, что за 70 рублей не стоит ждать баснословного качества. Но почему нельзя было делать этот проект чуть дольше, возможно войти в ранний доступ, где подобные вышеуказанные неточности, допиливались бы в процессе разработки?

И действительно, для данного проекта ранний доступ был бы более чем логичным и актуальным вариантом. Но нет.

Что мы имеем в итоге? Пролог, с общим хронометражом около часа, с достаточно интересным дизайном и историей, в котором есть свои существенные ошибки и недочеты.

Можно ли было сделать из этого бесплатное демо? Учитывая качество, вполне.

Стоит ли брать эту игру? С одной стороны - стоит, если вы хотите поддержать отечественного производителя. С другой, если вы ждете чего то невероятного, наверное стоит пройти мимо. И взять Invincible, например.

Проект позиционируется, как серия игр. И пролог только первая часть.

Есть ли у этой серии будущее? Есть, но смутное.

Если качество вырастет, если пересмотрят подход - оно будет таким же светлым, как и весь советский ретрофутуризм.

"Жить и верить - это замечательно Перед нами - небывалые пути Утверждают космонавты и мечтатели Что на Марсе будут яблони цвести"
Владимир Константинович Трошин
1010
11
11
9 комментариев

больше всего она похожа не на ту игру по лему, а на observation - это тоже космохоррор про людей и ИИ на станции, болтающейся на орбите сатурна

в целом именно как "пролог", пробный шар - неплохо, но вот что больше всего покоробило:
- плохие тексты. стихотворные подписи к портретам гагарина и собак - просто кринж
- дурацкий дизайн роботов. он не функциональный и даже не ретрофутуристичный, скорее игрушечный. ну или это отсылка на далеков
- не страшно. игра даже не пытается напугать, не работает с атмосферой, звуком, светом

в общем еще работать и работать. не до уровня observation (обладателя премии бафта), а хотя бы до уровня крепкого середнячка

3

Вот про роботов кстати, да. Абсолютно согласен. Учитывая, что советский ретрофутуризм был про функциональность, эти роботы смотрятся скорее как забава.

Жду фулл версию

Меня слегка смутило, что авторы написали в интервью - мы будем выпускать dlc к этой игре.
DLC...
К часовому прологу...

Последние две очивки сломали мозг, не могу их найти

Монетки достаточно маленькие и их хрен найдешь. Не стал заморачиваться, если честно

Статью не читал, потому что буквально пару часов назад закинул игру в корзину) с утра заценим