Перед выпуском Halo 4 в ноябре 2012 года, креативный директор 343 Industries Джош Холмс начал искать себе замену для работы над следующей игрой серии. В конце 2012 года команду пополнил Тим Лонго, который занял должность креативного директора. В это время начался этап пре-продакшена для Halo 5. Генеральный менеджер студии, Бонни Росс, вспоминала, что после выпуска Halo 4 команда много размышляла над отзывами фанатов и обсуждала, куда стоит направить развитие серии. Разработчики анализировали, что именно нравилось игрокам, а что вызывало недовольство.
Тим Лонго совместно с ведущими разработчиками, Дэвидом Бергером и Крисом Ли, сформировали видение игры как с творческой, так и с технической точки зрения. Основными целями стали использование возможностей оборудования Xbox One и облачной инфраструктуры Microsoft для создания более масштабных кампаний и многопользовательских режимов, обеспечение стабильных 60 FPS и внедрение более глубоких систем вовлечения игроков.