Kingdom Come: Deliverance. Лучше поздно, чем никогда

Знаю, знаю, километры подробных текстов о Kingdome Come уже давно написаны. А в преддверии выхода сиквела многие даже повторно в игру окунулись или сделают это в ближайшее время. Ну а я, как говорится, первоход, да ещё и на Xbox Series S смог приобщиться к прекрасному. Ага, в версии по обратной совместимости с паст гена. И вот даже не подавился.

Стало быть, теперь и моя очередь шарманку запустить о том, как там в средневековой Европе люди страдали, и как я, сидя в удобном тёплом кресле с геймпадом в руках, от этого кайфовал.

За лаконичный и ёмкий (там даже год указан!) логотип - отдельное уважение.
За лаконичный и ёмкий (там даже год указан!) логотип - отдельное уважение.

Справедливо было бы начать с небольшого экскурса в контекст игровых событий. Игра и сама-то дико любит исторические сноски, почти вознося их в абсолют.

Жил-был в начале пятнадцатого века в небольшом поселении под названием Скалица, что располагалось в тогдашней Чехии, сын кузнеца. Помогал это парень своему отцу меч ковать для одного пана. И звали этого пана Радцигом по кличке Кобыла, а юного помощника - Индрднрндржихом. Ладно, ладно, там попроще немного было. Индржих. А для близких просто Индро.

Как и все уважающие себя молодые люди, Индро и по бабам ходил, и пиво бате носил, и с дружками хулиганил, и на мечах сражаться учился, а иногда даже навозом дома немцев закидывал.

Старый-добрый чешский национализм.
Старый-добрый чешский национализм.

А потом в его родные края пришла беда. Армия кровожадных головорезов под предводительством лысого из Праги - Маркварта фон Аулитца - напала на Скалицу, убив при этом большую часть местных жителей, включая родителей Индро. Произошло это по большей части из-за жажды лёгкой наживы (градообразующим предприятием Скалицы был серебряный рудник), а прикрыто было непростой политической ситуацией, охватившей Богемию из-за конфликта в верхних эшелонах власти.

Шуток про слетевшего с катушек Бондарчука не будет. Они не смешные.
Шуток про слетевшего с катушек Бондарчука не будет. Они не смешные.

Тогдашний король Вацлав повздорил со своим нахальным братом Сигизмундом, и последний узурпировал власть, похитив легитимного правителя. Кто-то был всеми руками за такое мероприятие, кто-то против. Ну а обычный народ, дело известное, пожинал плоды чьих-то необдуманных решений.

Стоит ли говорить, что геноцид населения какого-нибудь населённого пункта в те годы был делом не то чтобы обычным, но точно не редким.

Доказательства беспощадности той эпохи можно найти по всей карте.
Доказательства беспощадности той эпохи можно найти по всей карте.

Вот и на долю Индро выпала необходимость покинуть родные пенаты, чтобы не стать пищей для ворон и бродячих собак...

Главная мотивация героя вырисовывается практически сразу. То есть, после пролога на пару часов. И имя ей Месть. А вот суждено ли ей свершиться - вопрос другой.

Скакать на коне довольно просто, а вот навернуться с него нужно ещё постараться. Я старался.
Скакать на коне довольно просто, а вот навернуться с него нужно ещё постараться. Я старался.

Давно известно, что KCD претендует на звание интерактивного учебника по истории, поэтому не удивительно, что в ней даже своя постепенно расширяющаяся Википедия имеется. Встретил герой какую-нибудь историческую личность или место - вот вам и новая запись в Кодексе. Вот я, например, узнал, что от кожевников в те времена мочой воняло за километр. Это потому что они кожу для выделки в ссаках вымачивали. А мельники так вообще были криминальными авторитетами с замашками фиксеров из Киберпанка. Полезная игра. Просветительская.

Под опьянение почётно выделили целый навык.
Под опьянение почётно выделили целый навык.

Первое, что бросается в глаза, когда начинаешь месить грязь просёлочных дорог в игре, это вычурная симулятивность, выраженная в возможности взаимодействия с различными мелкими предметами. Для мощного эффекта присутствия этот параметр не просто важен, он, я считаю, обязателен.

Порыться в могилах придётся не раз, но оно, как бы это ни звучало, того стоит.
Порыться в могилах придётся не раз, но оно, как бы это ни звучало, того стоит.

Воровать лук с хреном из мешков в чужих сараях, вскрывать сундуки с вяленым мясом и паутиной (да, она здесь считается отдельным предметом и даже иногда стоит денег), потрёпанными шоссами (аналог современных чулков, только для мужиков), а иногда с десятком другим грошей - всё это довольно увлекательно как на первых порах, так и на более поздних стадиях игры. Иногда в сундуках попадается что-то поистине ценное. Как правило, чем сложнее замок, тем богаче содержимое.

Но вот мини-игра, придуманная для взлома, это прям какое-то издевательство. Пришлось даже отдельно в опциях упрощённый её вариант поставить, чтобы геймпад ненароком не сломать в порыве бешенства. И сам факт наличия такой настройки уже на что-то намекает! В ранних версиях игры, кстати, такой возможности упрощения не было, насколько мне известно. Аминь взломщикам из 2018 года.

Иногда приходится и самому людей о чём-то просить. 
Иногда приходится и самому людей о чём-то просить. 

Продовольствие, необходимое для поддержания сносного уровня сытости Индро (а он и отдыхать должен, и питаться, иначе вырубится где-нибудь по дороге), имеет свойство портиться. Мясо приходит в негодность буквально за сутки внутриигрового времени - холодильников или термосумок, увы, в средние века не было. Единственное, что может продлить срок хранения скоропортящейся провизии, это консервант. Но его ещё найти нужно. А так как игра тут про реализм от слова совсем, то периодически следить за сумой и её содержимым будьте любезны.

Плавать Индро не умеет, но и озёр вокруг особо нет. Равнины да леса.
Плавать Индро не умеет, но и озёр вокруг особо нет. Равнины да леса.

Если грошей совсем жалко и вы тяготеете к зельеварению, то KCD и тут даст развернуться - местный алхимический стол требует концентрации, а также последовательных и не лишённых логики действий.

Например: сначала добавляем основу отвара, затем щепотку того, щепотку другого, раздуваем под чаном огонь, варим несколько оборотов песочных часов, дистиллируем, если нужно, и завершаем зелье переливанием в ёмкость. Залипнуть в процессе можно надолго, а если результат ещё успешный, так вообще приятно.

Можно даже спасительный шнапс сварить. Это зелье позволяет сохраняться. Логично же!
Можно даже спасительный шнапс сварить. Это зелье позволяет сохраняться. Логично же!

Боевая система тут, конечно, противоречивая. С одной стороны, битвы раз на раз заставляют включать голову и проявлять внимательность к действиям оппонента, превращая поединок в настоящий танец двух фехтовальщиков. С другой - если врагов несколько, то исход боя зачастую не в пользу игрока. Когда выносливость на нуле, а по вам наносят серии ударов, ещё и с разных сторон, полоска жизни сокращается семимильными шагами. Защита в таком случае не слишком помогает.

Реализм как он есть. А как ещё человек с тонкой прорезью в шлеме видеть должен?
Реализм как он есть. А как ещё человек с тонкой прорезью в шлеме видеть должен?

Но о своевременном обновлении доспехов и их починке забывать тоже не стоит. Клинки, кстати, можно и самому приводить в порядок. Точильные камни, расположенные у многочисленных кузниц, в помощь.

А ещё эта грязь. Одежда героя имеет свойство со временем покрываться толстым слоем то ли глины, то ли дерьма. И эта механика будет играть свою роль в общении с окружающими. Не все будут в восторге от дурно пахнущего обрыгана, который рыщет по округе в поисках кого-то или чего-то. Так и послать могут.

Нет-нет, вы не подумайте, интеллигентные беседы тоже есть!
Нет-нет, вы не подумайте, интеллигентные беседы тоже есть!

Такое ощущение, что Индро умудряется запачкаться просто разговаривая с людьми. Наверное, так в ту эпоху и было. Зубы-то тоже вряд ли хорошо чистили. Мы там были? Нет? Вот и заткнёмся. Да и вообще, игра позволяет в бадье умыться на крайняк, ну или в бани сходить.

Отдельно хочется отметить сценарий. Диалоги даже со случайными персонажами прописаны живо, интересно, характерно. Система убеждения тоже на месте. Простая, наглядная, не раздражающая. Красноречие (подкреплённое опрятным внешним видом Индро) - навык жизненно необходимый особенно в начале пути.

Кто старой шлюхе не помогал, тот жизни не знает.
Кто старой шлюхе не помогал, тот жизни не знает.

Но дипломатично решать проблемы словами, по правде говоря, не всегда хочется, ведь разбить лицо какому-нибудь гнилозубому быдлу зачастую руки так и чешутся. А вот боёвка без оружия в KCD получилась, надо признать, слабоватой. При должной прокачке силы кулачные поединки сводятся к фактически непарируемому спаму клинча с ударом колена в голову. Оппоненты что-либо противопоставить этому безотказному приёму не в состоянии. Таким нехитрым методом я заработал в начале прохождения немаленькую сумму. Обчищать карманы поверженных в "честном" бою не запрещают. Главное, чтобы свидетелей не было.

Ну а что ещё одинокому крестьянину в лесу делать?
Ну а что ещё одинокому крестьянину в лесу делать?

Побочные задания, впрочем как и сюжетные, организованы тут в большинстве своём образцово-показательно. Они редко ведут вас за ручку по конкретным меткам на карте и "подсвеченным" следам. Пресловутым званием хардкорной РПГ KCD во многом обязана именно этому отказу от привычных одноклеточных решений. Помимо прочего, задания не просто постепенно раскрываются, обрастая множеством задач поменьше, но также имеют свойство пересекаться между собой, что создаёт картину вполне-таки цельного мира.

Жуткие сцены тоже есть, но нужно понимать - за всем ужасом стоят обычные люди. Никаких волколаков, зомби и прочего.
Жуткие сцены тоже есть, но нужно понимать - за всем ужасом стоят обычные люди. Никаких волколаков, зомби и прочего.

Во время непринуждённых бесед с жителями местных деревень и городков можно узнать о происходящих в округе событиях, послушать сплетни и вписаться в очередной блудняк, предвкушая замысловатые перипетии.

Особенно порадовало задание, в котором нужно было найти место сходки еретиков по добытым под пытками показаниям бедолаги, замученного инквизицией.

Разработчики подошли к казалось бы даже крайне тривиальным задачам максимально изобретательно. И это не раз вызывало одобрительную улыбку при прохождении.

Карта в игре как отдельный вид искусства. Художники-гравюристы не зря свой хлеб ели, это точно!
Карта в игре как отдельный вид искусства. Художники-гравюристы не зря свой хлеб ели, это точно!

И от того я могу себе в красках представить, насколько печально было осваивать KCD на старте, учитывая дурную славу критических багов, то тут, то там встречающихся первопроходцам этой замечательной игры. Ведь такую тонкую конструкцию, включающую в себя хотя бы витиевато структурированные квесты и прописанный распорядок дня для каждого жителя виртуальной Богемии, можно легко сломать выбором бестолкового движка или банально сэкономив на тестировщиках.

В случае с KCD, у ребят из Warhorse денег было не много (с миру по нитке собирали), поэтому фальшстарт им простителен.

Что касается актуальной консольной версии для Xbox SS, то она играется стабильно, существенных проблем не встречал. Хотя кто-то скажет, что 30 кадров и 900p - уже проблема. Но такое уж наследство досталось по обратке от Xbox One S, что поделать.

Игра всё равно смотрится симпатично. А растительность в здешних лесах выглядит, на мой взгляд, крайне убедительно.

Такую мелочь можно простить Бореку Тальмбергскому. Всё-таки человек пожилой.
Такую мелочь можно простить Бореку Тальмбергскому. Всё-таки человек пожилой.

К неприятным моментам хочется отнести масштабные сюжетные сражения, где победа зависит не столько от участия игрока, а от тактики союзников. Повлиять на эту так называемую тактику (больше похожую на хаотичное движение то в одну, то в другую сторону), которой придерживаются дружественные воины в пылу битвы, Индро не всегда в силах. Вот и приходится перезагружаться по несколько раз, рассчитывая на успешный расклад искусственного интеллекта. А искусно махать мечом, выдавая красивые, и, самое главное, эффективные комбинации, я так и не научился. Использовал в основном колющий удар, и мне этого хватило до конца игры. С оговоркой на прохождение всех заданий, включая квесты из дополнений.

Издание Royal Edition досталось мне практически за бесценок (пару раз за эти деньги можно в корчме переночевать), поэтому грех было не взять.

Какие-то детали игрового процесса я опустил намерено, дабы окончательно не портить первое впечатление тем, кто планирует его сформировать лично.

Хотя... Хочешь не хочешь, а KCD раскрывается для каждого индивидуально, и сколько о ней не рассказывай, всё равно ведь чем-то удивит, зараза.

Kingdom Come: Deliverance. Лучше поздно, чем никогда
1111
11
19 комментариев

Погоди, в игре можно грабить могилы??? Прикол, не знал!

А вообще, рекомендую тебе скачать моды по нраву с Nexus, я так сделал, в тч на взлом замков и боёвку полегче, играть сразу стало интереснее)

Тебя в самом начале мельник, что бы ты отдал долг отправляет ограбить могилу и добыть кольцо. И там тебя учат что если есть куча земли и лопата ее можно раскопать. Потом дальше будет ещё один квест где перец что то спрятал у себя на огороде, не помню точно что и где.
А если квест мельника не выполнял так и не узнаешь что все мельники торгуют краденым и вообще у них своя организация 😅

2

Пробовал 3 раза и не смог заставить себя пройти. Оно вроде и интересно в целом пока играешь, но выключив возвращаться в нее уже не хочется.

1

Тоже самое, + нравиться такой стиль, средневековье, замки, интриги, но хз...

1

У меня срака сгорела, когда я полгода назад решил пройти игру (первый раз на ПК проходил). Ну короче историю Индржиха я так и не закончил, ибо рот ебал софтлоков. Может через годик еще раз попробую.

Да где вы все эти софтлоки находите, три раза проходил, ни разу не было

МАЙНКРАААААААААААААААААФТ