Мнение о визуальной новелле «Песнь Саи»

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!!!

Мнение о визуальной новелле «Песнь Саи»

Вступление

Обычная картина по возвращению домой: коврик на пороге, аккуратно стоящая обувь, стены с узорами на обоях, уютный двуспальный диван, плотные шторы. Но что если бы в один день дом изменился до неузнаваемости? У входа лежит протоптанная печень, рядом с ней на венозном полу располагаются в ряд селезёнки с отверстиями, в которые можно было бы просунуть ноги. К стенам прилипли ошмётки плоти, повсюду стоит запах гнили, а, дойдя до комнаты, хозяин дома видит диван с обивкой из человеческой кожи, вывернутой наизнанку. Стоило бы проветрить помещение, но ко шторам из плоти прикасаться нет желания.

Неприятная картина складывается, не так ли? Но для её создания были использованы только слова. А ревущая и давящая на уши тяжёлая гитара, омерзительные изображения сумели бы оказать большее воздействие на читателя. Казалось бы, из этого кошмара нет выхода… Однако вы слышите песнь Саи...

Начало игры

Рецензия начинается также резко, как и визуальная новелла. Из мягкого и светлого меню читатель почти сразу же попадает в мир студента Сакисаки Фуминори, но перед этим игроку дают выбор: читать новеллу с затемнением вызывающих изображений или нет. Как же будут удивлены те, кто выберут первый вариант, ведь перед ними всё равно резко возникнет…

Мнение о визуальной новелле «Песнь Саи»

Знакомьтесь, это один из друзей Фуминори. Выглядит он, мягко говоря, странно, но именно так главное действующее лицо воспринимает мир. Зрелище не из приятных, однако такова реальность, в которой Сакисаки пребывает.

Создатели визуальной новеллы довольно правдоподобно демонстрируют поведение человека с такими извращёнными ощущениями. Протагонист испытывает отвращение ко всему, что его окружает. Ему с трудом удаётся держать в голове мысль, что перед ним находится человек, а не чудовище. Авторы игры создают давящую атмосферу, которая отрезает читателя от реального мира, и внезапно бросают находящегося у монитора человека в обычные только для Фуминори будни. Безусловно, с погружением игрока в мир визуальной новеллы игра справляется отлично. И текст, и изображения, и музыка разом набрасываются на читателя, вцепляются в него и стараются не отпускать до самого конца. Игрока силой «затаскивают» в произведение и, чтобы тот не вырвался, как можно скорее объясняют происходящее. Фуминори попал в автокатастрофу, был при смерти, но на нём провели экспериментальную операцию. В итоге врачи спасли ему жизнь. Или же нет?..

Весь окружающий его мир преобразился: повсюду бродят отвратительные мешки с мясом, издающие неразборчивые дьявольские звуки, отдалённо напоминающие человеческую речь. Протагонист за прошедшие три месяца такой жизни перестал испытывать к этим монстрам что-либо, кроме отвращения. Он понимает, что его окружают люди, но органы чувств сообщают об обратном. Всюду одна мерзость, однако стоит только Фуминори войти в дом, как его сразу же встречает ласкающий уши голос, мягкое и тёплое на ощупь тело, которое прикрывает белоснежное простенькое платьице. Пустота внутри несчастного студента заполняется, увиденные ранее ужасы забываются. Перед ним стоит тот, кто удерживает его в этом мире, — Сая.

Мнение о визуальной новелле «Песнь Саи»

Эта встреча отпечатывается в памяти игрока. Её трудно забыть, ведь создатели «атакуют» читателя с трёх сторон. Тот видит красивую девочку на фоне «мясного ада», слышит её голос, поражается тому, как беспощадно налегающая на игрока гитара сменяется нежным голосом и звучанием стекающих с лепестков капель воды.

На этой сцене заканчивается завязка истории и начинается основное действие. Перед тем как приняться за разбор недостатков и достоинств сюжета, сперва стоило бы оценить другие аспекты визуальной новеллы.

То, что читатель видит

Задние фоны

Первым делом хочется рассказать о задних фонах… они сама мерзость. При их создании использовалась компьютерная графика, и это заметно, но, как мне кажется, так натурально изобразить органы живых существ в 2D-измерении было бы довольно трудно. Некоторые 3D-объекты выделяются, но большое количество деталей и сочетание с музыкой и текстом спасают ситуацию. Ах да, очень важно уточнить, что игра вышла в 2003-м году, поэтому на момент релиза визуальной новеллы такое словосочетание, как «низкокачественные фоны», применить к ней было бы неуместно.

Спрайты

Со спрайтами дела обстоят иначе: они редко появляются на экране и мало чем отличаются друг от друга, если говорить о них в рамках одного персонажа. Однако художник постарался и выдал неплохие по качеству изображения. Спрайты сильно не выделяются из общей картины, создавая впечатление, будто этих нарисованных людей можно было бы встретить на улице или на какой-нибудь остановке.

Их наличие на задних фонах, содержащих много мерзости, могло бы навредить тщательно создаваемой разработчиками атмосфере, однако эти приятные на вид спрайты всегда появляются на изображениях, демонстрирующих мир глазами обычных людей.

Только Сая выделяется среди всех спрайтов, ведь её можно увидеть в «мире Фуминори», но, как я писал ранее, она должна создавать контраст, демонстрируя разницу между тьмой в виде отвратительного окружения, по которому бродит множество мерзких монстров, и лучиком света, состоящим из одной лишь Саи.

Мнение о визуальной новелле «Песнь Саи»

CG-изображения

Изображение выше намекает на то, что пора переходить к другом визуальному аспекту игры, который также сильно, как и фоны, влияет на читателя. Речь, конечно же, о CG-картинках. Первым делом нужно написать о преобладании этих изображений над спрайтами. В визуальной новелле им уделено больше внимания. На CG зачастую изображён персонаж на тёмном фоне, на которого падает свет, иногда как будто исходящий от проблескового маячка. Когда такие картинки появляются, читатель мгновенно переходит в режим ожидания и напряжения.

Есть, конечно же, и часть CG, на которых изображены Фуминори или Сая на фоне мерзкого и кошмарного мира, пропахшего гнилью. Но к моменту возникновения таких картинок они отличаются от уже привычных для читателя фонов разве что наличием персонажа в середине кадра. Остальные же изображения выглядят довольно мирно и безобидно.

Также стоит упомянуть, что создатели очень любят заваливать горизонт набок и показывать находящегося на картинке человека снизу вверх, тем самым применяя приём голландского угла, чтобы ярко продемонстрировать нестабильное состояние персонажа. Примеров таких изображений в визуальной новелле множество, и часть из них можно увидеть, посмотрев на CG, расположенные выше.

Дальше перед вами возникнет часть рецензии с оцениванием звучания визуальной новеллы, которое влияет на читателя не меньше, чем ранее описанные и продемонстрированные изображения.

То, что читатель слышит

Музыка

В главном меню игры можно услышать успокаивающую размеренную композицию. Она расслабляет читателя, чтобы его потом резко окунула в кошмарный и мерзкий мир «Schizophrenia» из начала рецензии и, возможно даже, заставила вздрогнуть.

Про композицию, сопровождающую первое и последующие появления Саи, я уже написал, а вот о её противоположности мне только сейчас представился шанс рассказать. «Scream» отражает все те ужасы и мерзость, через которые уже успели пройти глаза, мозг, но не уши читателя в начале игры.

Гитара только и делает, что «кричит» на игрока. К свету от проблескового маячка, который можно было заметить на некоторых CG-изображениях, теперь добавляется и звук сирены. Всё это смешивается, превращаясь в адское празднество, на котором дьявольские отродья хохочут и топочут, ведь скоро подадут главное блюдо — читателя. Тут уже не до напряжения, хочется лишь убежать куда подальше от такой мерзкой компании, однако крики никак не стихают. Сил двигаться дальше уже нет, кажется, будто игрока ожидает печальный конец, но… композиция подходит к концу, как и сцена, которую она сопровождала.

Озвучивание

Озвучены персонажи в игре довольно неплохо. Особенно радуют Мидоракива Хикару и Кавамура Мидори, подарившие свои голоса Фуминори и Сае, соответственно. Несчастный студент, когда его окружают одни монстры, звучит подавлено. При разговоре же с Саей можно услышать радость в его голосе, ведь стоит только маленькой девочке начать говорить, как на душе сразу становится спокойно.

Я совсем забыл рассказать о других персонажах, которые звучат довольно мерзко. Конечно же, речь идёт о друзьях и знакомых Фуминори, предстающих перед бедным студентом в виде противных зловонных мешков с мясом. Их голоса сильно искажены, звуки, исходящие из пасти чудищ, невозможно разобрать. Лишь в моменты, когда Сакисака начинает прислушиваться к ним, можно понять то, о чём они говорят. Однако это не отменят того, что отвратительные создания продолжают звучать как звери, будто пришедшие не из нашего мира.

Звуки

Для новеллы было записано 237 различных звуков. Некоторые из них дают возможность услышать взмахи топора, ножа или движения чего-то дышащего и склизкого. Они звучат вполне реалистично, поэтому в серьёзность происходящих сцен верится ещё охотнее.

На этом подходит к концу разбор аудиосопровождения в визуальной новелле. Теперь я перейду к сюжету, который, к сожалению, полон как достоинств, так и недостатков.

Подвиги и грехи сюжета

Подвиги сюжета

История не стоит на месте и держит читателя в тонусе довольно продолжительное время. Первая половина игры содержит в себе много интересных сцен, которые в основном направлены на то, чтобы продемонстрировать изменения отношения Фуминори к окружающему его миру. Разница между ужасами, в которых он обитает, и реальностью, населённой друзьями жертвы автокатастрофы, велика. Его друзья, включая Ё, которая призналась в любви Сакисаке, волнуются за протагониста, однако никто не решается напрямую спросить, что же с ним происходит, кроме неё. В какой же момент Фуминори переходит черту и теряет связь с человеческим миром? Именно тогда, когда Ё пытается предложить помощь несчастному студенту, сохранить их дружбу. Однако тот кошмар, в котором живёт Фуминори, слишком далёк от нормального мира. Сакисака не просто отказывается от протянутой руки помощи, он решает растоптать любовь Ё. Для него теперь только Сая, в которой Фуминори видит единственный лучик света, не является пустым местом.

Мнение о визуальной новелле «Песнь Саи»

Автор текста в мерзких подробностях описывает творящееся в игре, но его переплетения слов не выделяются на фоне нарисованных изображений или сочинённой музыки. Все эти элементы равны по своей значимости и качеству. Гармония не нарушается, как и общий посыл истории… до одного момента. Однако для начала стоит рассказать о первой концовке визуальной новеллы.

Первая концовка

После того как Фуминори порубил на кусочки Судзуми Ёсукэ, наступил момент признания. Сакисака рассказывает Сае о настоящей причине его хорошего отношения к ней. Дело не только в том, что она была в этом кошмаре единственным существом, похожим на человека. Три месяца, прожитые вместе с ней, укрепили их узы. И Фуминори признаётся, что… он хочет вернуться к прежним временам. Да, игрок, собственноручно выбравший этот вариант, вынуждает несчастного студента произнести столь странные для влюблённого человека слова. Сая объясняет протагонисту, что может излечить Фуминори. Если Сакисака ответит так, как было описано выше, то его ждёт незавидная участь: заключение в психиатрической больнице до конца жизни.

Почему же я считаю этот конец плохим? Всё довольно просто: несмотря на возвращение Фуминори в людской мир, его любовь к Сае не утихает, как и её к нему. В этой концовке он всё равно признаётся в любви своему спасителю из кошмара, в котором оказался после автокатастрофы.

Мнение о визуальной новелле «Песнь Саи»

Но что же получает читатель от этой концовки? Отсутствие какой-либо информации о природе существа под именем Сая, скучных выживших второстепенных персонажей, которых даже нельзя будет в сцене увидеть, и законное для Фуминори наказание за убийство соседа. Концовка меня расстроила, хотя казалась при первом прочтении лучшей в новелле, однако это не так, если опираться на мнение автора. Читатель, выбравший такую участь для ещё более несчастного студента, обрекает его на то же самое одиночество, что преследовало протагониста в «мясном аду». Но если там с ним была Сая, то в этой психбольнице его будут окружать только белые стены.

Мнение о визуальной новелле «Песнь Саи»

Подвиги сюжета, ставшие грехами

С середины игры история начинает больше концентрировать внимание на друге Фуминори, Тоно Кодзи. Сакисака желает избавиться от своего окружения. После того как он сбрасывает Кодзи в колодец, студент возвращается домой и видит подарок от Саи — Ё с промытыми мозгами. Она стала их «питомцем». Вдоволь развлёкшись с ней, протагонист и Сая отходят на второй план, уступая место Кодзи и Тамбо Рёко, лечащему врачу Фуминори.

С «мясным адом» игрок начинает сталкиваться намного реже прежнего. Плотная атмосфера пропадает, будто кто-то решил открыть окно, чтобы проветрить помещение. Глаза не видят заляпанные в крови стены и натянутые между столбами кишечники, уши не слышат дьявольского буйства и хлюпающих звуков, а в мозг уже не поступают описания ярких образов склизких, жирных и протухших мешков с мясом. Остаётся только убранная и проветренная комната. Читателя окружают простенькие фоны и спрайты с неинтересными второстепенными персонажами, которые нужны лишь для того, чтобы воплотить на экране фантазии автора сюжета. Печальная картина, которую ничто не исправило бы, однако перед игроком возникает выбор…

Вторая (или истинная) концовка

Кодзи впервые с момента автокатастрофы попадает в дом Фуминори. Там он видит помещения, измазанные в красках, цвета которых успокаивали протагониста, но обычных людей лишь пугали. Для бывшего друга Сакисаки это стало удивительным открытием, но у читателя, видевшего подобную сцену до этого уже два раза, происходящее на экране никакого интереса не вызывает. Только в конце осмотра дома ожидаемые в холодильнике человеческие части тела могут снова заставить игрока придвинуться к монитору. Но кому же принадлежат эти отрезанные конечности и извлечённые внутренности?

Оми, девушка Кодзи, посетила дом Фуминори с неудачным для неё исходом. Горевал ли из-за её пропажи Тоно? Нет. Он, конечно, волновался, но только на словах. Однако после того, как ему удалось опознать части её тела, он всё-таки пролил слёзы. В любовь между ними не верится. Да и сама Оми первой покинет память игрока.

Читатель лишь желает, чтобы наконец-то наступила первая и последняя битва. Кодзи берёт в руки телефон и… кому же он звонит? Фуминори или Рёко? Чтобы увидеть истинную концовку, необходимо выбрать первый вариант. Тогда Тоно схватит Сая, пока тот занят борьбой с Сакисакой, и убьёт его, ведь Кодзи решил действовать импульсивно и совсем позабыл о Рёко, которая смогла бы ему помочь.

Перед читателем предстаёт правильная по задумке автора концовка: Фуминори и Сая достигают пика своей любви и последняя перед смертью изменяет мир, чтобы они оба были счастливы. Все люди теперь обречены стать теми самыми монстрами, которых после злополучной автокатастрофы ежедневно видел уже счастливый студент.

Мнение о визуальной новелле «Песнь Саи»

Можно сказать, что за три месяца Фуминори и Сая проходят все этапы любовных отношений: они живут вместе как пара влюблённых, занимаются сексом, образуют семью после первого выбора в игре, и в итоге их разделяет смерть. Именно в этой концовке раскрывается вся правда о Сае и её неземном происхождении, а также подходит к завершению путь протагониста и его... нет, не лучика света, а уже солнца, согревающего Фуминори в этом мерзком мире.

Грехи сюжета

В чём же заключаются главные недостатки сценария игры? Как мне кажется, дело не только в том, что визуальная новелла после промывки мозгов Ё начинает навевать скуку. Автор переходит от демонстрации развития отношений между Саей и Фуминори к противостоянию последнего с Кодзи.

История превращается в рассказ о борьбе двух бывших друзей, но за какую сторону болеть? Эмоционально читатель больше привязан к Сакисаке, но тот готов убить всех людей, которые стоят на его с Саей пути. Фуминори, определённо, антигерой, но что же с Кодзи? Он связывается с безумной Рёко, сражается с бывшим другом , потому что ему лишь хочется продолжать жить обычной жизнью. Но его страдания несравнимы с теми, которые испытал Фуминори.

Мнение о визуальной новелле «Песнь Саи»

Если вспомнить мнение автора и обратить внимание на то, что Кодзи выставляется больше положительным персонажам, нежели отрицательным, то можно запутаться. Но всё же Сакисака поступает правильно, на что указывает вторая концовка. Звучит довольно странно, учитывая, что он убийца с извращённой моралью, однако сценарист именно к этому и ведёт. Подкрепляет моё мнение и содержимое последней концовки.

Последняя концовка

Кодзи решает объединиться с Рёко, хоть и понимает, что обращается за помощью к безумцу. После этого первая и последняя в игре битва оканчивается в пользу Кодзи, однако все действующие лица умирают, за исключением Тоно. Автор перед самоубийством Фуминори в очередной раз доказывает, что только Сая может согреть сердце отчаявшегося студента.

Мнение о визуальной новелле «Песнь Саи»

Кодзи начал понимать Рёко, ведь на него теперь грузом давит правда о Сае, которую он открыл для себя. Безумие захватывает его рассудок. С этого момента он хранит пистолет с одной пулей на случай, если объявится ещё какой-либо монстр. Однако одного патрона будет маловато для чудовища… но не для себя самого.

От этой концовки веет безумием, которым автор пытается нагнать страху, однако описания мерзких чудищ, жуткие изображения, тяжёлая музыка и сочетание всего этого впечатляли намного больше. Только после ознакомления с этим исходом истории становится ясно, что по-настоящему радостный, но одновременно и трагичный конец кроется в достижении пика любви между Саей и Фуминори и трансформации человечества. То есть победа антигероя знаменует счастливый (пусть и с ноткой грусти) конец истории. Остальные же исходы оказываются неверными.

Довольно неоднозначным получился посыл истории, из-за которого я до сих пор недоумеваю. Но для вывода необходимо собрать воедино все достоинства и недостатки игры.

Итог

Определённо, атмосфера у визуальной новеллы довольно плотная. Она захватывает читателя с самого начала, однако отпускает после смены главных ролей… В первой половине игры все элементы визуальной новеллы сосуществуют в гармонии. Если бы хоть одни из них подвёл и сдал позиции, то всё разрушилось бы. По моему мнению, именно это и случилось с текстом «Песни Саи».

Сюжет превратился в противостояние двух сторон, каждая из которых не лучше противоположной. Было глупым решением сделать главным действующим лицом уже не Фуминори, а Кодзи, с которым читатель знаком с самого начала, но не заинтересован в нём так сильно, как в Сакисаке. Остальные же персонажи являются всего-навсего инструментами в руках писателя. Как только нужда отпадает, автор сразу же от них избавляется.

Так как же реагировать на историю, в победителях которой находится человек с извращённой моралью? Мне кажется, что остаётся только отчасти согласиться с автором. Единственно верной я считаю только концовку с трансформацией людей. Любовь Саи и Фуминори сильнее, чем скорбь Кодзи и безумство Рёко. Прежним человеком протагонисту не стать, а неземному существу, познавшему любовь, остаётся только ей насладиться и выполнить то, что заложено у него в природе. Вывод таков:

«Песнь Саи» согреет любителя нестандартной романтики своей мерзостью.

Автор статьи — <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fzalivanov&postId=3144993" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Игорь Заливанов</a>
Автор статьи — Игорь Заливанов
Мнение о визуальной новелле «Песнь Саи»
Контент для взрослых
2525
15 комментариев

ГООООООЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ!!!!!!!!!!!!!!!!!

2

Наши слоны в деле

1

Первая и последняя визуальная новелла. Произвела настолько сильное впечатление, что во что-то другое играть уже не хочется, вряд ли получу настолько сильные эмоции.

1

В жанре денпа есть и получше визуальные новеллы, но дело ваше

1

Нихуя тут букв, у меня в дипломной и то меньше.

1

Это на фоне ремейка сх2 решили и эту классику вспомнить?

1