Отцы нашы дны Руматы, моя фотосессия в платье французской горничной готова!

Отцы нашы дны Руматы, моя фотосессия в платье французской горничной готова!

Больше картиночек под катом!

…Но статья будет не об этом

Она будет о последней игре из легендарной и несравненной серии тактических RTS “В тылу врага”, посвященной событиям WWII. Игра была тихо и незаметно выпущена украинской студией “Best Way” в мае 2024 года.

А как вообще называется эта игра?

Хороший вопрос. Проблема с названиями игр у студии началась уже в 2004 после выхода первой игры, в оригинале названной “В тылу врага”. Для англоязычной публики её переименовали в “Soldiers: Heroes of World War II”, положив начало великой путанице. Первая игра получила благосклонные отзывы игроков и заложила основные черты серии:

  • небольшой отряд (1-10 человек) под управлением игрока
  • физика, влияющая на игровой процесс
  • режим прямого управления любой боевой единицей
  • возможность захватывать любую свободную технику
  • реалистичная модель повреждения техники

Под управлением игрока даже такой скромный отряд наносил врагу ущерб, сравнимый с танковой дивизией.

Первая игра серии
Первая игра серии

В серии “ВтВ” участвовали не только “Best Way”, но и другие компании. Это решение оказалось правильным, потому что принесло несколько неплохих игр (и столько же плохих, но в них играть необязательно).

В 2006 году вышла игра “В тылу врага 2”. Помните тот самый вступительный ролик? “-Они ползут как тараканы. - Хотел бы я, чтобы это были тараканы”. Для западной публики игру назвали “Faces of War” (англ. “Лики войны”). ВтВ-2 получила значительное развитие по сравнению с первой игрой - улучшилась графика, изменилось управление. А на самом, я понятия не имею о отличиях первой и второй части, я же не играл в первую игру. Но могу с уверенностью заявить, что ВтВ-2 имеет три замечательные сюжетные кампании, посвященные 1944-45 годам WWII - за Союзников, Трейх и Советы.

В 2007 вышло сюжетное дополнение к ВтВ-2, названное “В тылу врага 2: Братья по оружию”. Оно включает в себя довольно большую компанию за Советы со сквозным сюжетом. Игра получила значительное улучшение игрового процесса - появился кружочек точности наведения орудия и индикатор бронепробития. Впервые появился вызов подкрепления по выбору - в предыдущих играх юниты выдавались только по скрипту.

В 2009 вышло дополнение “Лис пустыни” о сражениях в Северной Африке, получившее название в честь прозвища германского генерала Эрвина Роммеля. Игра имела две интересные, оригинальные и невероятно душные кампании: за Союзников и Германию. Загружаться сотни раз, чтобы пройти миссию “Крепость в пустыне” - это норма.

В 2011 и 2014 году вышли игры “В тылу врага 2: Штурм” (“Men of War: Assault Squad”) и “В тылу врага 2: Штурм 2” (“Men of War: Assault Squad 2”). Главное отличие от прошлых игр - это ориентированность на мультиплеер. Однопользовательские кампании совершенно одинаковы за все пять фракций (Советы, Трейх, США, Британия, Япония) и не имеют ни сюжета, ни смысла. Зато игровой процесс был радикально улучшен - танки стали гораздо опаснее и Королевский Тигр уже нельзя было подбить, подкравшись к нему с гранатой под обстрелом трёх пулеметов. Живучесть пехоты тоже драматически снизилась и с большой натяжкой можно было сказать, что игра стала чуть-чуть реалистичней. Инвентарь, который был у каждого юнита, утратил своё значение. Теперь группа солдат самостоятельно могут делиться патронами с соседями и брать амуницию из грузовика снабжения. Хотя, конечно, возможность ручной манипуляции со снаряжением осталась.

Где-то тут должно быть Call to Arms - Gates of Hell: Ostfront, но я понятия не имею что это за игра.

Но всё-таки, как?..

…Men of War II. Именно так скромно называется эта игра. Конечно, ей бы гораздо больше подошло бы гордое название “В тылу врага 3” - ведь это полноценная сюжетная третья часть! Но, как было выше замечено, названия игр в этой легендарной серии давалось вразнобой и совершенно бессистемно. Однако, не название игры определяет её суть!

Первое что встречает игрока в любой игре (после кнопки “купить” в стим) - это главное меню. И тут оно вызвало некоторое недоумение - столько все там было. Но, я человек опытный и сразу нашёл кнопочьку “Кампания”. Итак сюжетная компания, поехали!

Сюжетные компании

Про сюжет американической кампании сложно сказать что-то определенное. Это обычная история о бравых, но немного недотёпистых американских солдатов, побивающих неприятеля во Франции. Похоже на “Спасти рядового Райане”, но все хорошие игры о Западном фронте неизбежно чем-то копируют этот фильм. Разве что концовка получила чуток оригинальности - танкового аса майора фон Зальца, главного антагониста, после побед над ним взяли в плен, ибо он не состоял в СС, не совершал военных преступлений и сражался честно, как подобает воину. В целом кампания за США имеет некоторую художественную ценность, пускай даже на уровне теплового шума.

Отцы нашы дны Руматы, моя фотосессия в платье французской горничной готова!

Лучшее что есть в игре - это кампания за Германию, названная “На своей земле”. Как понятно из названия, она посвящена последним месяцам Трейха на Западном Фронте. Это трагичная история людей, которые пытаются сохранить человечность в той ситуации, когда их за это не похвалят. Первая миссии (из шести) с названием “Западный вал” встречает нас меланхоличным монологом главного героя - фельдфебеля Людвига Мюллера на фоне зимнего пейзажа. Он прекрасно понимает, что Германия обречена и не испытывает никакой симпатии её политическому строю, но продолжает сражаться, потому что:

  • Его никто не спрашивал
  • Пункта 1 достаточно

Сразу после окончания кат-сцены мы получаем задание - укомплектовать и заправить технику и отправиться на позиции для отражения наступления союзников. Первые пять минут можно ничего не делать (боеприпасы и топливо загружаются автоматически) и просто послушать великолепно озвученные диалоги героев. Они рекут столько дивно, что несмотря на русскую озвучку они кажутса всамделишными германцами.

Отцы нашы дны Руматы, моя фотосессия в платье французской горничной готова!

Мы знакомимся с Готфридом “Готти” Гольманом, Виллибальдом, ефрейтором Гвидо Хорхе, Фогерляйном, лейтенантом Ланге и их предысторией. Она не то чтобы интересна, но они благодаря этому герои не выглядят как безликие статисты. Они все понимают, что обречены на поражение, по продолжают шутить и смеяться над всем творящимся безумием. Первая миссия, как водится, является наполовину обучающей, но даже она не так проста. Игроку дается два “штуга”, самоходная зенитка и десяток пихотов, с которыми надо удержать укрепрайон. Конечно, этого решительно не хватает (удивительно, да?) и после отражения атаки герои ловко отступают.

Иногда игра способна выжавать вполне кинематографическую картинку
Иногда игра способна выжавать вполне кинематографическую картинку

Разработчики старались по-возможности разнообразить миссии: игру придется вести танковые бои в городе, прорывать окружение, подавлять воздушный десант, прикрывать колонну войск… Объединяет эти миссии то, что игрок не может вызывать подкрепления и сражается только начальными войсками. Ну и не надо, нам и так хорошо!

Концовка игры, несмотря на нагнетаемую мрачность, достаточно оптимистичная. Главные герои большей частью выжили и сдались в плен. Из-за того, что они не состояли в СС и не были замешаны в военных преступлениях, к ним достойно относились. Герои наконец сбросили с плеч груз войны и размышляют о том, как воссоединятся с семьей и заново отстроят страну. Только под конец я понял, что мне напоминает игра. Ремарк! Жаль, что я поздно узнал мотивы “На западном фронте без перемен”.

Советская компания “Сорванный блицкриг” посвящена первым месяцам войны на южном фронте. Из всех она самая… странная. Незапоминающиеся герои , скучные миссии, кроме одной - “Огнём и сталью” про танковый бой под Дубно. Это самое динамичное и яркое задание во всех игре, даже с некоторой претензией на массовость. Только там можно увидеть встречный бой десятков танков. Будь она последней - компания завершилась бы на позитивной ноте. Но вместо этого её венчает невероятно унылая миссия “Киевский УР”. Она настолько скучна, что для её создания нужен был некоторый талант. Но, не будет о грустном - в целом советская сюжетная кампания оставила приятное впечатление.

Отцы нашы дны Руматы, моя фотосессия в платье французской горничной готова!

Игровой процесс

Первые впечатления от игрового процесса - это всё тот же “В тылу Врага”, только лучше и добрее. Радикального улучшения не произошло, ну и слава богу. Графоний из движка GEM Engine все так же радует игрока картинкой. Управление отрядами стало немного хуже, чем в ВтВ-2, из-за того, что нельзя просто объединить несколько маленьких в один. К счастью, необходимости в этом практически нет. В целом интерфейс визуально стал менее выразительным, но зато заметно более простым. И это хорошо, потому что игра предоставляет столько возможностей, что даже пройдя всю игру можно часть из них не заметить. Дымовые завесы, создание противотанковых заграждений, фугасы дистанционного подрыва, траншеи, сигнальные ракеты, мины и разминирование… И на всё это нужны кнопки, много кнопок в интерфейсе!

Главное нововведение - это туман войны. Тот самый туман войны, который скрывает Ганса Шмульке с Панцефаустом, который имеет свои счеты с вашим “Шерманом”. Теперь любая атака становится рискованным мероприятием, а сопровождение танка пехотой - необходимостью. Кроме этого в игре появилась система маскировки. При выстреле любое орудие себя демаскирует и становится видно в тумане войны, поэтому будьте осторожны, стреляя из гаубицы - противник тут же это заметит и устроит вам контрбатарейную борьбу… В общем, не забывайте менять позицию каждые несколько выстрелов. Кроме стрельбы технику так же демаскирует звук езды - особенно, если он связан с разрушениями местности при попытке ехать через дом. Так что будьте аккуратны при вождении своего танкуна, если не хотите, что бы о вашим приезде знал весь лес. Некоторые аспекты игры были намеренно упрощены, вроде захвата зданий и пополнения боезапаса.

Отцы нашы дны Руматы, моя фотосессия в платье французской горничной готова!

Тихо, без шума и пыли в игре появилась полоска здоровья у техники. Однако, не спешите обвинять игру в оказуаливании! Полоса здоровья была во всех играх серии, просто раньше она была скрыта. Теперь повреждение танкам определяется по следующему алгоритму:

  • про попадании снаряда в танк определяется вероятность пробития исходя из толщины брони, места попадания, характеристик снаряда и запаса прочности танка
  • Чем меньше у танка прочности - тем больше вероятность пробития
  • В случае пробития - прочность танка уменьшается и с некоторой вероятностью будет сломана часть танка, в которую попал снаряд. Чем меньше прочности, тем больше эта вероятность
  • Если броня не пробита, то танку не наносится никакого ущерба. Соответственно, очень мощная пушка может одним попаданием взорвать цель

Прочность танка нельзя востановить на поле боя, а ремкомплект чинит только сломанные модули. Вместо этого машину можно отправить в тыл и снова вызвал её спустя некоторое время.

Кроме сюжетных компаний в игре есть отельные однопользовательские миссии и режим “Завоевание” на стратегической карте. Он состоит в боях за ключевые точки на карте. Игрок и бот по очереди делают ходы, во время которых могут атаковать противника, что вызовет тактическое сражение - и всё, больше ничего нет. Но главный козырь этого режима - подбор состава батальона для сражения. В этом игра показывает себя на высоте. Игрок может выбрать себе любые доступные юниты и проверить их в сражении. Игра за разные батальоны отличается настолько, что сражение за парашютно-десантный полк и батальон тяжелых гаубиц похожи на разные игры. Но чтобы получить лучшее вооружение надо исследовать его на графе технологий (я не называю его “дерево”, потому что дерево по определению является связным графом, а этому критерию граф технологий не соответствует). До прокачки игроку доступны самые жалкие и убогие юниты своего типа.

Пока я писал, игра успел обновиться и теперь у зенитки отображается радиус действия
Пока я писал, игра успел обновиться и теперь у зенитки отображается радиус действия

В игре представлено столько техники, что в ней немудрено и запутаться. Особенно этому помогает использование официальных названий машин, вроде M4A4T3E1(W105-N). Вероятно, игрок должен догадаться что это обыкновенный “Шерман”. Некоторые образцы техники выглядят очень подозрительно, например, танк ЛТ-666 "Лев Троцкий", доступный за предзаказ. В режиме завоевания (как и в других режимах игры) доступные игроку юниты организованы в т.н. “эшелоны”. Игрок распределяет выбранные юниты между тремя эшелонами, которые в сражении становятся доступны спустя некоторое время. Юниты весьма конечны, в стандартный лимит влезает не больше 3-4 средних танков на эшелон. Это больше, чем может показаться и вполне хватит до конца боя, если не лезть на рожон (как я в свой первый бой в мультиплеере).

Полюбуйтесь этим Сенатским Першингом ^___^
Полюбуйтесь этим Сенатским Першингом ^___^

Мое описание может отпугнуть, но я, начав “Завоевание” от скуки, не смог остановится, пока американическое знамя не возреало над тевтонским штабом. Игра очевидно заточена под мультиплеер, да так сильно, что ошибки сетевой игры проникли даже в синглплеер. Есть следующие режимы сетевой игры:

  • линия фронта
  • захват ключевых точек
  • захват ключевых территорий
  • оборона позиций

Как и в "Завоевании", перед боем можно собрать себе батальон или выбрать уже готовый. К сожалению, поиграть с людьми в мультиплеере не выходит, потому что их практически нет. Но зато, вместо них можно поиграть с ботами! Они, кстати, ничем не уступают человеку. Вы не сможете просто заказать себе пару гаубиц и, сидя в тылу (не-врага), лениво отстреливать набигающего неприятеля - боты тоже умеют это делать. Можно поиграть в танковый тир, расстреливая немецкие панцеры из самоходки с неприличным названием - до первой встречи затаившейся в засаде пушки. В общем, все ваши хитрости будут использованы против вас!

Это лишь малая часть графа технологий
Это лишь малая часть графа технологий

Конечно, игра имеет свои недостатки. Например, я так и не смог запомнить, в каких ситуациях используется ЛКМ, а в каких - ПКМ, а подсказок не дается. Из-за этого я даже думал, что вызов авиации не работает. Иногда в мультиплеере игра заметно лагает. Но эти недочёты воспринимаются словно родинка на лице красавицы, а не уродливая гримаса трупа. Сё доказывает, что легендарная серия игр не просто жива, но и здравствует.

55
44
4 комментария

Жоский байт

4
Ответить

Мда уж, многа букв, ниасилил.

1
Ответить

в платьеБольшакова не переплюнешь

Ответить

У Большакова чит-код в виде супа с копчёностями, там изначально высокая планка.

Ответить