Проиграла дружба: обзор 11-11 Memories Retold

Служили два товарища и чуть не убили друг друга.

Проиграла дружба: обзор 11-11 Memories Retold

Есть много причин, по которым Вторая мировая война гораздо шире представлена в культуре, чем Первая. Но почти у любого произведения о Второй мировой есть также и фундаментальный изъян — строго бинарная мораль.

И с ней не получается спорить, ведь с одной стороны фронта — инициаторы самого масштабного геноцида в истории. Война против них несёт смысл, потому что поражение сулит неизбежную смерть.

Великая война же так и осталась эталоном бессмысленной бойни, истощающей саму землю, сжирающей юное поколение, которому следовало строить, любить, хулиганить, просто жить. Вместо этого миллионы людей гибли за клочок суши — безрезультатно, глупо, ради амбиций правителей и их генералов.

Проиграла дружба: обзор 11-11 Memories Retold

Наконец, произведения о Первой мировой обладают моральным правом ставить наравне персонажей с любой стороны фронта. Да, Германия и Австро-Венгрия развязали войну, но не осквернили себя зверствами, выходящими за пределы привычных для любой армии действий. Да и Антанта совершила немало ужасающих глупостей вроде Галлиполи или битвы на Сомме.

Благодаря этому солдат-немец виноват не больше солдата-француза или русского, и о нём можно говорить в том же тоне. Так и происходит в адвенчуре 11-11: Memories Retold.

Наивность и печаль

История начинается в 1916 году, в середине войны, когда два очень разных героя решают отправиться на фронт.

Молодой канадец Гарри работает в фотоателье. Его с лёгкостью вербует майор Баррет, пообещав непыльную службу личным фотографом, скорое возвращение и шикарную униформу, от которой любимая парнем Джулия сама бросится в объятия. Для Гарри далёкая война в Европе — это приключение, аттракцион за счёт государства. Но эта иллюзия однажды разобьётся.

Гарри служит в отделении, куда набрали призывников и добровольцев со всех уголков Британской империи
Гарри служит в отделении, куда набрали призывников и добровольцев со всех уголков Британской империи

Стареющий немец Курт — полная противоположность Гарри. Сын героя отправился на фронт, а недавно его полк понёс огромные потери. Курт оставляет работу на заводе дирижаблей, жену с маленькой дочерью и вступает в армию, чтобы узнать судьбу своего ребёнка.

Он не понимает, зачем развязали войну, ему неинтересны её итоги, и лишь нестерпимое неведение гонит Курта вперёд, хотя его пессимистичная натура уже почти смирилась с потерей.

Курт — инженер, и его навыки не раз выручали сослуживцев
Курт — инженер, и его навыки не раз выручали сослуживцев

Судьба сводит героев в самом разгаре битвы за хребет Вими: Гарри падает в один из тоннелей, вырытых немцами, где встречает Курта, который тут же наводит винтовку на солдата во вражеской форме. И опускает её, потому что не видит в парне врага. Спустя секунды тоннель рушится, и Гарри толкает Курта в сторону, спасая того от падающей глыбы. Так и начинается эта странная дружба, парадоксальная связь чужих людей.

Гарри и Курт проводят взаперти под землёй несколько дней, но так и не знакомятся толком, не понимая чужого языка. Memories Retold не делает их закадычными друзьями, игра оставляет встречу странным сюрреалистичным событием, рвущим представление героев о войне и о том, кто живёт в окопе напротив.

Несмотря на демонизацию противника силами пропаганды, солдаты нередко бросали оружие, чтобы отметить Рождество или погонять мяч вместе с товарищами по несчастью
Несмотря на демонизацию противника силами пропаганды, солдаты нередко бросали оружие, чтобы отметить Рождество или погонять мяч вместе с товарищами по несчастью

Тяготы службы

Memories Retold — это простенький симулятор ходьбы с двумя главными героями, между которыми можно переключаться самому. Но чаще игра сама выбирает, чьими глазами показывать события.

Большую часть времени вы прогуливаетесь по локациям, смотрите скриптовые сценки или беседуете с NPC, но игра старается разбавлять такие эпизоды чем-нибудь свежим. Редкие и медленные QTE, примитивная игра в карты, прослушивание стен, пробежки под вражеским огнём, пару раз даже крадёшься за спинами противников — все эти занятия достаточно просты, чтобы игрок не застрял. Но они же помогают раскрыть историю.

Кроме того, каждому из героев приписали свою уникальную механику, к которой игра регулярно возвращается. Канадец делает фотографии, иногда по сюжету, но чаще по своей воле. Многие объекты на уровнях или даже на фоне отмечены точками интереса: они активируются, когда вы поймаете одну такую в объектив и сделаете снимок. Фотографии Гарри отправляет своей пассии Джулии, чем влияет на её мнение о событиях на фронте и о самом герое.

Каждый снимок проходит цензуру и получает зелёный штампик, если достаточно патриотичен. Этот, как вы можно догадаться, одобрения не получил
Каждый снимок проходит цензуру и получает зелёный штампик, если достаточно патриотичен. Этот, как вы можно догадаться, одобрения не получил

Игра завлекает шансом открыть кусочек истории, а может и получить награду за удачные снимки. Но всё это уловка, если не считать парочки фото для достижений. На развязку 11-11 снимки тоже не влияют, кроме тех, что сделаны по указке сюжета.

Memories Retold пользуется нашей привычкой тыкать во все кнопки, которые можно нажать, даже если это маркер для фотоаппарата. И в итоге мы отыгрываем роль фотографа и исследуем уровни, хотя нам за это ничего и не дадут.

Курт снимков не делает, но регулярно пишет жене и дочери. Содержание письма выбирает игрок, определяя тему и настроение. Обычно герой выбирает лишь из двух вариантов: например, написать правду о неудачных поисках или соврать.

Третий вариант может проявиться, если найти в локации что-нибудь любопытное или услышать какой-то факт из уст статистов. Так Memories Retold вновь стимулирует обходить все уголки местных карт, но письма, как и фотографии, почти не влияют на историю.

Написать домой дают всего раза три за игру
Написать домой дают всего раза три за игру

А когда Гарри и Курт оказываются вместе, игра подкидывает элементарные загадки на координацию действий: поднять бревно, чтобы пролез напарник, держать рукоятку подъёмника, пока товарищ что-то перетаскивает. По правде говоря, я бы не отказался и от более серьёзных испытаний, но Memories Retold не решилась отойти от формата повествовательной игры.

Война в мягких цветах

Отношения Гарри и Курта, на самом деле, проработаны скупо. Они много раз помогали друг другу, и рассказ вроде как клонит к тому, что Курт видит в Гарри отражение своего родного сына, следы которого никак не может отыскать.

Увы, языковой барьер не даёт столкнуть лбами мировоззрения героев и мешает хоть какому-нибудь развитию этой странной дружбы. Только в кульминации её испытывают на прочность, что приводит к одной из двух развязок.

В последние часы войны Гарри должен решить, поступить ли ему как романтическому герою или как герою постмодернистскому
В последние часы войны Гарри должен решить, поступить ли ему как романтическому герою или как герою постмодернистскому

Memories Retold предлагает любопытный взгляд на само понятие дружбы. Только вот ей не удаётся подготовить почву для резкого сюжетного поворота, нужного для раскрытия мысли.

Гарри и Курт сближаются не сильнее, чем соседи по купе в поезде, уровень доверия не растёт и не падает, и от этого кульминация выбивается из остального сюжета. При этом сама по себе развязка впечатляет — она жестокая и логичная, независимо от финального решения. Но эмоционально опустошить концовка не в силах, как это однажды удалось Valiant Hearts: The Great War.

Зато за пределами совместной сюжетной линии Memories Retold чувствует себя куда увереннее. Гарри следует за майором Барретом и наблюдает в нём растущий конфликт тщеславия, толкающего майора на рискованные поступки ради славы, и грызущего чувства вины. Ведь по вине Баррета погиб далеко не один фотограф, не говоря уже о простых солдатах.

Газовая атака? Отличный фон для героического портрета!
Газовая атака? Отличный фон для героического портрета!

Глазами Курта же мы наблюдаем медленное крушение военной машины Германии и самой страны. Растут кладбища, полные молодых немцев, больная дочь Курта не получает лечения, в каждом доме уже потеряли кого-нибудь на войне, а продукты выдаются по талонам. Впрочем, игра не акцентирует внимание на гибели государства и даже избегает о ней заговаривать, если этого можно избежать.

Немцы угрюмо бредут восвояси, чуя близкое поражение
Немцы угрюмо бредут восвояси, чуя близкое поражение

Memories Retold не чурается крови, она без стеснения показывает ковёр из трупов на подступах к окопам, резко обрывает жизни персонажей, даёт посмотреть на отравленных газом солдат, бьющихся в агонии. Но последствия затяжной войны игра почему-то не рисует, а ведь именно они вынудили Германию сдаться. Упадок морали, дефицит боеприпасов, пищи, призывников, утрата веры и падение нравов.

Настроение игры в принципе немного наивное и легкомысленное. Memories Retold атмосферой напоминает скорее сказочное приключение и лишь иногда сменяет пасторальные тёплые пейзажи на гнилую нейтральную полосу или пылающие руины. Персонажам здесь присуща детская непосредственность.

Но главные нарушители «режима» — это спутники главных героев, голубь и кошка, символизирующие судьбы Гарри и Курта. Птица иногда помогает хозяину кого-то отвлечь или сбросить предмет из недоступного места, а кошкой можно изредка управлять самому, прыгать по крышам, ластиться к людям и роняя, опять же, вещи.

Роль животных важна для истории, и пару раз они сами сдвигают рассказ с мёртвой точки, но я просто не могу поверить в ручного голубя, ворующего документы по указке хозяина, или кошку, выжившую в траншее.

Вмешательство животных добавляют рассказу мистический оттенок
Вмешательство животных добавляют рассказу мистический оттенок

Я не очень лестно высказался о сюжетной эволюции главный героев, но не могу сказать того же о постановке. Memories Retold показывает события от лица обоих протагонистов, и чередует их порой очень впечатляюще.

Вот Курт ползёт по тоннелю, слушая стетоскопом стены. Он ловит разговор, камера поднимается вверх и прыгает за плечо Гарри, который наблюдает за подготовкой к атаке. Канадцы бросаются в бой, Гарри отважно следует за всеми под пулемётный огонь, как вдруг пулемёт замолкает.

Камера кидается на другую сторону фронта, мы видим стрелка, у которого раскалился пулемёт, а затем в роли Курта бежим за водой. Особенно драматично сменяется точка зрения в последние минуты игры — и последние же минуты войны. Но их пересказывать не стоит, чтобы не испортить впечатление.

Я неслучайно отложил разговор про визуальный стиль до финала, потому что это и есть самый большой недостаток игры — хотя позиционировался он как достижение. Картинка стилизована под масляную живопись и напоминает произведения Ван Гога.

Все контуры и силуэты размазаны, источники света окружены ореолами, краски яркие и порой невероятные. Да, есть много сцен, где подобный стиль выглядит бесподобно — например, буря в самом конце, или одинокое дерево посреди нейтральной полосы, обросшей маками.

В лучшие моменты игра полна символизма
В лучшие моменты игра полна символизма

Только вот играть такой стиль мешает. Прячет важные детали, маскирует лица и объекты, заставляя по несколько секунд отгадывать, что же перед тобой. Даже глаза слезятся.

Живописный фильтр скрывает не лучшую графику, но ему не спрятать кривую анимацию и грубейшую мимику, которые превращают в фарс многие эмоциональные сцены. А скучная серая грязь, прикрытая фильтром, краше не становится.

Проиграла дружба: обзор 11-11 Memories Retold

Но если вы готовы капельку потерпеть, то 11-11: Memories Retold подарит несколько приятных часов. Это лёгкое и короткое приключение, неспешный рассказ о странной дружбе, военных грехах, трагедиях и глупостях. Игра не развивает ни одну из тем на полную, что несколько умаляет её ценность. Но даже в таком виде она наталкивает на размышления.

7373
4 комментария

Комментарий недоступен

6
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Valiant Hearts дал начало тренда на WW1

1
Ответить

начало тренда на WW1 дало ее столетие

Ответить