Cyberpunk 2077. Как переписать личность с помощью биочипа Арасаки

В этом киберлонге проведём спекулятивный реверс-инжиниринг биочипа Арасаки, который содержит энграмму Джонни Сильверхенда. Попробуем разобраться в механизмах его работы с научно-популярной точки зрения, как если бы технологии и в самом деле догнали наше воображение. Порассуждаем о том, что такое личность, и как её можно переписать.

Cyberpunk 2077. Как переписать личность с помощью биочипа Арасаки

Кто-то может сказать “пф, да это ж фантастика, там всё что угодно может быть, зачем на серьёзных щах пытаться в ней разобраться и что-то там обосновать?”. Да, но что я могу поделать? Игра ставит интересные вопросы, в которых интересно разбираться. К тому же для меня научно-фантастический сеттинг подразумевает наличие логически и с научной точки зрения обоснованного объяснения того, что там происходит.

Дисклеймер

Прежде чем мы начнем, хочу сразу пояснить: я не нейробиолог, и эта статья - не научный трактат. Это попытка обобщить идеи из мира Cyberpunk 2077 и немного поразмышлять о них с точки зрения доступных знаний о мозге и сознании. Я старался избегать ошибок, но, возможно, не учел каких-то важных нюансов или упростил сложные темы ради понятности.

Если вы специалист в нейробиологии, я предвижу ваш праведный гнев, но надо понимать, это всего лишь попытка сделать научно-популярную статью. Если вы заметите, что где я ошибся, буду рад вашим комментариям.

А для тех, кто только начинает разбираться в этих вопросах, скажу так: не стоит воспринимать каждое слово как истину. Если этот текст вдохновит вас копнуть глубже в тему, вы сможете разобраться в ней до того уровня, который вас устроит. Если же вам будет достаточно того, что здесь (а здесь много всего) - развлекайтесь.

Содержание

Введение. Что составляет человеческую личность, в чём может состоять процесс перезаписывания и как мозг выстраивает иллюзию существования индивидуального "Я".

Инструментарий и основные составляющие процесса - интерфейс, данные, алгоритм, вспомогательные технологии

Пример. Выращиваем военного лётчика в мозгу Ёринобу, где мы рассуждаем как можно записать память и навыки извне, а также касаемся темы нейронного кодирования.

Мёртвый хост - преимущества, в которой мы попытаемся понять логику, почему биочип требует для начала своей работы мёртвое тело.

Мёртвый хост - минусы, в которой будет рассмотрена "обратная сторона" вопроса и возвращение оттуда.

Лабораторные условия Арасаки, где мы сделаем некоторые предположения об экспериментах над биочипом до того как он утёк из лабораторий.

Факторы успеха, в которой мы порассуждаем, почему у Арасаки в лаборатории ничего не получалось, а у Ви получилось "в полевых условиях": повреждение целостности биочипа, приём медикаментов и т.п.

Джонни Сильверхенд и его сосуществование с Ви, где мы рассмотрим сам процесс изменения личности.

Различные варианты извлечения чипа и последствия. Для каждой концовки рассмотрим что в итоге получилось.

Бонус: Исправление личности у Пералесов, хоть и не связанное с биочипом и пересадкой личности, затрагивает тему её изменения.

Вместо заключения, как обычно, лирическое отступление.

Введение. Что составляет человеческую личность и в чём может состоять процесс перезаписывания.

Мозг хранит информацию посредством синаптических связей между нейронами. Каждый нейрон связан с тысячами других нейронов, и когда эта сеть должна быть задействована, она активируется или подавляется с помощью нейромедиаторов. Именно структура этих связей является носителем информации и навыков. Некоторые сети используются так часто, что становятся “проторенными дорожками” и почти не требуют усилий: например когда вы не задумываясь подносите вилку с едой ко рту даже в темноте. Некоторые сети используются реже: например, когда вы пытаетесь вспомнить что-то, но не можете, мозг в это время не может проложить маршрут до нужной нейросетки, хранящей эту информацию.

Каждая личность и воспоминания закодированы в нейронных цепях через электрические и химические сигналы между нейронами. Процесс перезаписывания личности осуществляется через изменение этих нейронных цепей.

То, что принято называть личностью, не локализовано в одной области, а распределено по различным областям мозга, таких как:

  • Префронтальная кора: исполнительные функции, принятие решений и социальное поведение.
  • Миндалевидное тело: обработка эмоций и память.
  • Гиппокамп: формирование памяти и её воспроизведение.
  • Базальные ганглии: формирование привычек и обработка вознаграждений.
  • Сеть пассивного режима работы мозга (Default Mode Network): саморефлексия и внутреннее повествование.

В современной науке нет чёткого определения личности, где она начинается и где она заканчивается, поэтому этот список можно продолжать. Например, можно было добавить моторную кору, где хранятся моторные навыки человека, но я решил воздержаться от полного перечисления областей мозга, для начала оставив лишь ключевые. Просто можете посмотреть на картинку ниже.

Общая схема мозга "по специализациям"
Общая схема мозга "по специализациям"

Что касается ощущения “Я”, то это лишь незначительная часть личности. Наше “Я” - результат работы мозга, который стремится объединить разрозненные потоки информации (переживания, память, ощущения) в единое, непрерывное и осмысленное целое и создаёт всевозможные иллюзии чтобы поддерживать ощущение “Я”:

  • “Я” - это набор ментальных конструкций, которые мозг использует, чтобы организовать опыт и создать ощущение личности. Эти конструкции могут изменяться под влиянием новых знаний или опыта, но мы всё равно ощущаем своё “Я” как постоянное.
  • Консолидация памяти. Мозг постоянно перезаписывает воспоминания: каждый раз, когда мы их вспоминаем, они изменяются. Тем не менее, мы в основном воспринимаем эти воспоминания как стабильные и не подвергаем сомнению их достоверность.
  • Нарративные механизмы. Когда вы вспоминаете что-нибудь из прошлого или думаете о будущем, мозг соединяет это в линейную историю, что позволяет вам воспринимать себя как одного и того же человека на протяжении времени.
  • Сознание часто просто наблюдает и рационализирует наши действия постфактум, создавая иллюзию, что мы сами принимаем решения. Мозг поддерживает эту иллюзию, чтобы наше “Я” думало, что всё под контролем, и оно тут главное, ага.

Вряд ли биочип начинает переписывание с любого произвольного фрагмента - должен же подразумеваться какой-то алгоритм, который начинает свою работу с каких-то базовых вещей. Процесс, вероятно, начинается с создания нескольких новых структур в различных местах сети пассивного режима мозга. И на начальной стадии это должно быть именно создание новых структур параллельно существующим, а не переписывание существующих, потому что если если начать переписывание личности с какого-то произвольного фрагмента (например, воспоминания или поведения), мозг начнет адаптироваться и перестраиваться на основе этой новой информации - а это мешает работе алгоритма. Мы вернёмся к этому вопросу в главе про мёртвый мозг и про сосуществование с личностью Джонни.

И это только по части алгоритма. Но переписывание личности подразумевает ещё поддержку огромной работы на биохимическом уровне. Итак, чтобы перейти от одной личности к другой, нужно всего лишь…

  • Создать новые синаптические связи, имитирующие нейронные паттерны новой личности. Может включать не только создание новых нейронных структур, но и новых нейронов как таковых (в основном, в гиппокампе). Для этого также подразумевается синтез необходимых белков и разрушение ненужных, а также контролируемое высвобождение нейромедиаторов для “прокладки новых маршрутов”, “блокировки” других, и изменения состояний мозга.
  • Скорректировать баланса нейромедиаторов в соответствии с химическим профилем новой личности. Уровень производства дофамина, серотонина, кортизола и тому подобное. Все эти параметры должны быть перестроены.
  • Изменение моделей экспрессии генов, чтобы отразить неврологическую структуру новой личности - предрасположенности, скорость протекания химических реакций и тому подобное, что передаётся с генами и генами кодируется. Это может включать изменения в метилировании ДНК (благодаря которому определённые гены могут “включаться” или “выключаться”) и модификации гистонов. Для определённой личности активируются определённые профили экспрессии генов. Эти изменения могут влиять на предрасположенности, скорость химических реакций и другие аспекты, связанные с личностью.

Итак, чтобы перезаписать личность, нужно переделать всю нейросетевую структуру мозга и его биохимию. Ок, задача ясна. Далее мы рассмотрим инструментарий, который у нас есть в реальном мире и в киберпанковском сеттинге.

Инструментарий и основные составляющие процесса

Не забываем, что мы обсуждаем научную фантастику, и в реальном мире технология, способная переписать личность человека через биочип, пока ещё слишком далеко до каких-то практических результатов.

Рассмотрим основные составляющие этого процесса, основываясь на имеющихся на данный момент знаниях о мозге и нейротехнологиях и поспекулируем на тему, как это может работать:

1 - Интерфейс

На данный момент в реальном мире уже есть технологии, которые позволяет взаимодействовать с мозгом через нейроинтерфейсы (например, Neuralink), поэтому нам есть на что опереться.

Cyberpunk 2077. Как переписать личность с помощью биочипа Арасаки

Основная функция нейроинтерфейсов заключается в том, чтобы регистрировать сигналы мозга и преобразовывать их в управляющие команды или интерпретировать для обработки информации. В этой системе электроды вживляются в мозг и считывают электрическую активность нейронов. Эти электроды могут располагаться в различных зонах мозга, в зависимости от того, какую функцию нужно выполнить (например, двигательная кора для управления протезом или височная доля для обработки памяти).

Электроды — это сенсоры, которые улавливают электрическую активность мозга. Их работа основана на регистрации изменений электрических потенциалов, возникающих в результате возбуждения нейронов. Когда нейрон активируется, между его мембраной и внешней средой возникает разница в электрическом заряде (потенциал действия). Эта разница может быть измерена с помощью электродов. Электроды улавливают эти изменения и передают их на внешний процессор для дальнейшей обработки и анализа.

Эти интерфейсы могут считывать нейронные сигналы, а также передавать информацию обратно в мозг. Студент Нолан Арбо известен как первый человек с вживлённым в мозг нейрочипом от компании Neuralink, который позволяет ему силой мысли выполнять некоторые бытовые задачи. Это базовый вариант интерфейса “машина-мозг”, который на данный момент существует в реальности.

Cyberpunk 2077. Как переписать личность с помощью биочипа Арасаки

В настоящий момент активно проводятся испытания на животных. С 2018 года во время испытаний погибло уже более полутора тысяч обезьян, свиней и овец. Кто-то может считать это платой за прогресс, кто-то - предвестником антиутопического киберпанкового будущего. Судя по тому, что мне известно об Илоне Маске и его планах, он очень сильно спешит. Почему - это тема отдельной статьи.

Но у нас есть не только Neuralink. В Европе тоже есть несколько фирм "наш ответ Илону Маску". Есть и более старые истории. Например, доктор Кевин Варвик (известный как "Доктор Киборг"), который ходит с имплантами ещё с начала 90-х: вначале это был чип, открывающий двери в служебные помещения (чтобы не таскать с собой пропуска), затем импланты для контакта с робо-рукой, затем - для выхода в Интернет в стенах университета, и наконец - для передачи своей супруге эмоций на расстоянии. Ещё известна история о Ниле Харбиссоне, художнике из Испании, который решил свои проблемы с восприятием цвета, вживив себе антенну, которая считывала длины волн, из которых он и делал выводы о цвете окружающих предметов, а также бонусом получил возможность воспринимать инфракрасный и ультрафиолетовый спектр.

В Cyberpunk 2077 мы рассматриваем интерфейс “биочип - мозг”, для получения данных, обмена ими и внесения изменений. В мире Cyberpunk почти у каждого человека есть нейропорт - это один из базовых имплантов в мире киберпанка, включающий в себя биомионитор, дополнительный проекционный дисплей (HUD), нейролинк с несколькими слотами для нейроимплантов и два слота для “щепок”. Собственно, биочип взаимодействует с мозгом посредством этого нейропорта.

Принцип взаимодействия любой "щепки" с мозгом должен быть, по идее, плюс минус таким же как в реальности, разумеется с поправкой на продвинутый технологический сеттинг: считанные с мозга сигналы передаются на чип импланта, который обрабатывает их с помощью алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта, преобразуя их в управляемые данные, которые уже можно как-то интерпретировать и что-то с ними делать.

В биочипе второй версии используются уже более фантастические и более продвинутые методы, даже по меркам Cyberpunk 2077, например, нанотехнологии, которые скорее всего работают по тому же принципу что и электроды: вероятно, множество наносенсор регистрируют активность нейронов на молекулярном уровне, и отправляют информацию в биочип. Разумеется, делают это с высокой точностью, высокой скоростью и способностью считывать информацию с единичных нейронов.

Поэтому биочип - не просто “щепка”, а целая система, которая включает в себя не только электронные компоненты, но и нанотехнологические устройства. Наличие наноботов в биочипе объясняет многие вопросы, на которые иначе не нашлось бы ответа, в частности, не забываем, что биочип, по сути, способен “воскрешать” тело, а я не представляю как это возможно без наноботов, запускаемых в организм.

2 - Цифровые данные на чипе и их конвертация

Для того чтобы данные на биочипе (например, личность Джонни Сильверхенда) были восприняты мозгом Ви, эти данные должны быть конвертированы в форму, которую мозг может понять - электрические и химические сигналы.

В качестве промежуточных данных, или в качестве способа конвертации, цифровые данные чипа могли бы быть преобразованы в импульсы, имитирующие нейронную активность. Это похоже на то, как наши нейроинтерфейсы из реальности стимулируют мозг через электроды, вызывая сенсорные или моторные реакции.

В обратную сторону, соответственно, конвертация сигналов мозга в цифровые данные тоже должна работать, чтобы биочип мог получать актуальную информацию о состоянии мозга в любой момент времени.

Алгоритм работает с цифровыми данными и формирует инструкции для внесения изменений в соответствии с текущим состоянием мозга. Но об этом ниже.

3 - Алгоритм перепрограммирования нейронных сетей мозга

Биочип содержит “энграмму”, иными словами, модель всех нейронных связей и когнитивных функций, которые определяют уникальную личность - её память, мышление, эмоции, характер, убеждения и другие аспекты. Это можно сравнить с полной картой мозга, включающей:

  • Нейронные пути: Структура нейронных связей, которая отвечает за личностные качества и индивидуальный опыт (воспоминания, предпочтения, реакция на внешние стимулы).
  • Когнитивные паттерны: Программы обработки информации, такие как способы принятия решений, реакции на стресс или умение решать задачи.
  • Эмоциональные модели: Специфические пути, которые регулируют эмоциональные состояния, привязанности и мотивацию.

Сенсоры в биочипе постоянно сканируют нейронные сети, извлекая информацию о текущей личности и поведении человека.

Используя эти данные, а также данные энграма на биочипе, алгоритм в биочипе формирует набор инструкций для преобразования мозговой нейросетки от старой к новой.

Этот процесс, скорее всего, итеративный: биочип получает постоянно обновляющиеся данные от мозга (это необходимо делать из-за нейропластичности мозга, чтобы он адекватно развивался в соответствии с новыми условиями). В соответствии с новыми данными и сравнений с “образцом”, набор инструкций также постоянно актуализируется. Это подразумевает непрерывный сбор данных о состоянии носителя и корректирование набора инструкций в режиме реального времени. А мозг изменяет свои связи или создаёт новые в ответ на эти инструкции.

Нейропластичность - способность мозга изменяться под воздействием опыта - то бишь образовывать новые нейронные связи. На хабре есть статья для детей на эту тему - https://habr.com/ru/articles/372639/

4 - Вспомогательные вещества и технологии

Если при переписывании личности опираться только на нейропластичность, то такой процесс может растянуться надолго. Тут чтобы на гитаре научиться нормально аккорды перекладывать, требуются недели и месяцы, чего уж говорить о целой личности. Поэтому технологии Арасаки также подразумевают некоторые вспомогательные технологии, ускоряющие процесс переписывания личности. Мы рассмотрим их ниже, когда будем разбирать внутриигровую техническую спецификацию биочипа и лабораторные условия.

Давайте рассмотрим пример, чтобы стало чутка понятнее.

Пример. Выращиваем военного лётчика в мозгу Ёринобу

Рассмотрим механизм внедрения воспоминаний на примере того, как в мозг Ёринобу записываются воспоминания Сабуро о второй мировой войне, о том как он был лётчиком.

Кабина пилота истребителя Mitsubishi A6M2 "Zero" времён второй мировой
Кабина пилота истребителя Mitsubishi A6M2 "Zero" времён второй мировой

За воспоминания отвечает часть мозга под названием гиппокамп. Чтобы у Ёринобу появились воспоминания о том, как он лично, от первого лица ведёт самолёт, должны образоваться новые связи между сетями нейронов которые Ёринобу понимает как "самолёт", "полёт", ощущение самосознания себя как лётчика в этом самолёте, и всё это соединить.

Нейронные сети, которые кодируют такие концепты, как “самолёт” и “полёт”, находятся не только в гиппокампе, но также распределены по другим областям мозга - например, зрительные образы могут кодироваться в зрительной коре, а моторные навыки - в моторной коре.

То есть мы видим, что сразу задействуется уже обширная сеть. Передача таких сложных воспоминаний и навыков выходит за рамки обычного функционирования гиппокампа - это требует вмешательства в области мозга, отвечающие за моторные навыки (чтобы наш Ёринобу имел реальный опыт пилотирования), визуальные образы (воспоминания и данные о кабине самолёта, вид из иллюминатора, например), ощущения (жёсткость сидения, перегрузки при взлёте), слуховые образы (рёв мотора и звуки его барахления) и даже самосознание (что именно “я” пилотировал самолёт, я помню себя сидящего в кабине от первого лица).

Для этого нужно вносить изменения во все области мозга, которые затрагивают вышеупомянутые концепты, например:

  • Зрительная кора: Визуальная информация обрабатывается в зрительной коре, которая находится в затылочной доле. Здесь анализируются формы, размеры, контуры и цвета объектов, составляющих изображение кабины.
  • Теменная кора: Она помогает мозгу обрабатывать пространственные отношения и положение объектов в пространстве. Это важно для того, чтобы ориентироваться, где что в кабине находится.
  • Память и гиппокамп: Память играет важную роль в том, как мы можем визуализировать знакомые объекты. Гиппокамп, который отвечает за консолидацию воспоминаний, работает с долговременной памятью, чтобы “восстановить” детали кабины самолета, собирая их из разных частей мозга..
  • Префронтальная кора: Когда Ёринобу сознательно попытается представить себе кабину самолета и вспомнить как тут всё работает, именно эта область активируется для удержания образа в его внимании.
  • Сеть пассивного режима работы мозга (Default Mode Network): Ёринобу “понимает”, что это именно он сидел в этой кабине, это часть личной истории его жизни.

Ну как, понятно? Наверное, в целом понятно, но по сути - непонятно. Сложно представить себе и осознать, как информация в мозге может храниться в структуре нейронных связей. Каким образом нейронная структура "конвертируется" в нашем сознании как, например, визуализация кабины пилота?

Я никогда не сидел в реальной кабине истребителя, но я могу представить её визуальный образ, и это представление будет основано на моих стереотипах, из того что я видел в фильмах, играх и т.п. Но как записать в мозг информацию, которой до сих пор там в принципе не существовало? Например, точную визуализацию приборной панели самолёта?

Как вообще возможно создать простое визуальное "воспоминание" в мозге с нуля? Как это будет встраиваться в существующие нейронные структуры? Причём это должна быть вытащенная из памяти энграммы реальное воспоминание вида реальной кабины истребителя, а не её модель, созданная в моём мозге (воображении).

Есть механизм нейронного кодирования. На интуитивном уровне понять его очень сложно, и даже технически до сих пор до конца не понятно, как это происходит. Расшифровка нейронного кода - центральная тема нейронаук, вообще-то.

Нейронное кодирование - это процесс представления информации в мозге с помощью специфических паттернов активности нейронов. Это концепция из области нейробиологии и нейропсихологии, которая изучает, как информация воспринимается, обрабатывается и сохраняется в нейронных сетях.

С учётом этих оговорок, рассмотрим следующий пример:

Когда вы видите кабину самолета, зрительная информация попадает в мозг через глаза и проходит через зрительные пути, где она преобразуется в электрическую активность нейронов. Разные аспекты зрительного образа (формы, цвета, глубина) обрабатываются в специализированных областях мозга, и все эти сигналы интегрируются в единое осознанное восприятие кабины. Если бы Ёринобу воочию увидел кабину самолёта, у него бы всё это записалось в мозг само собой, но так как у нас есть биочип, который вносит изменения в мозг напрямую, у нас нет необходимости показывать Ёринобу картинки. То что кодируется в одну сторону (образ -> нейронные связи), то кодируется и в обратную сторону (нейронные связи -> образ). Если мозг успешно декодирует эту информацию, то Ёринобу сможет “вспомнить” эту картинку, даже если никогда не видел её раньше.

Важно понимать, что эта информация не извлекается из структур мозга напрямую, а декодируется и “пересобирается” каждый раз, когда к ней идёт обращение. Поэтому воспоминания не статичны и могут изменяться со временем.

Как эта информация “переходит” в сознание? На этот вопрос ответа нет, потому что наука до конца так и не выяснила, что это вообще такое, сознание это ваше. Одна из гипотез состоит в следующем: осознанные образы возникают тогда, когда разные области мозга синхронизируют свою активность. Например, когда нейроны в зрительной коре, теменной коре и гиппокампе начинают активничать в унисон друг к другу, это и приводит к появлению осознанного образа.

Если вы дочитали до этого места, поздравляю, вы великолепны! Смотрим Киану Ривза на басу в его банде Dogstar и настраиваемся на следующую главу:

Внутриигровой источник: Спецификация биочипа 2.0

Ниже краткое описание проекта Relic 2.0 в Cyberpunk 2077, найденное на одной из внутриигровых “щепок”. Я взял английскую версию, поскольку в русской версии переводчики оказали медвежью услугу, исказив многие термины.

Я выделил курсивом особенно интересные места, которые будут детально рассмотрены ниже в этой статье. Cчитайте что вводная часть завершена и начинается основная.

Project Summary

Unlike RELIC 1.0, the latest version of the biochip prototype is not only designed to store a digitized engram for basic communication, but also an enhanced personality construct capable of independent function and re-implantation into a new, organic host-body. RELIC 2.0's improved personality construct preserves the vast majority of the primary subject's cognitive and (virtualized) motor functions. Preliminary testing shows emotional output at 75% conformity levels (Note: We are only concerned with the construct's matrix coherence, not with its perceived authenticity), while volition fluctuates at 80-90% conformity. The success of the improved engram is largely owed to the use of experimental polyglycol structures as well as new synthetic granule neuron replicators within pseudomatrices (see Section 8764-03) A precondition of activating the RELIC 2.0 is the ceasing of the host's vital functions (brain death, cardiac arrest). Only complete and irreversible shutdown of neural activity can allow the engram to root itself and take over the body (i.e. reboot). Clinical trials using subjects on the verge of biological death have proven unsuccessful in activating the RELIC 2.0's basic functionality. In cases where subjects underwent biological death, upon taking root the biochip showed promising signs of initial activity prior to lapsing. Identifying the causes of failure despite fulfilling all technical requirements is the first step to achieving a breakthrough (i.e. complete activation of the RELIC 2.0's construct in a suitably prepared, organic host-body).

Ещё одним источником информации мог бы стать разговор с Хелманом. Но разбор диалогов с ним, неожиданно, не дал ничего полезного, и эту часть я убрал из статьи. Из примечательного - Хелман считал, что Сильверхенд влияет на процесс принятия решений Ви, и что неизвестно, кто сейчас сидит перед ним. Как внешний наблюдатель, он не понимает, что происходит в голове у Ви, признаёт, что этот случай требует изучения, и сам задаёт вопросы. Он считает, что процесс перехода одной личности в другую будет постепенным и незаметным для Ви. Но, как показали события самой игры, он ошибался: Ви до конца игры принимает решения самостоятельно. Например, Ви может выбрать концовку Арасаки, которую Джонни не одобряет, что было бы невозможно, если бы Джонни захватывал его так, как представляет себе Хелман.

Мёртвый хост - преимущества

Мне стало интересно, почему биочип сравнительно хорошо работает только с мертвым мозгом. Потому что, насколько мне известно, необратимое отключение нейронной активности нельзя использовать для получения текущего состояния мозга. Даже если мы хотим переписать личность с нуля, не используя никакой информации о мозге получателя.

Так почему биочип работает только на мёртвых телах? На самом деле, это странно - с мёртвым мозгом больше проблем, чем толку, и я дальше опишу, почему. Пока попробуем просто поспекулировать на эту тему:

  • Переписывание личности легче чем сосуществование с ней. Биочип берёт контроль над телом вовсе не для того, чтобы сосуществовать с имеющейся в ней личностью, со своим живым активным мозгом, который будет сопротивляться “захвату”, что неизбежно приведёт к конфликтам между существующей личностью и личностью в энграмме.
  • Нейропластичность в живом мозге. Живой мозг постоянно адаптируется к изменением. Эта пластичность может помешать попыткам энграммы утвердиться, поскольку существующие нервные пути будут находиться в состоянии изменения. Это будет проявляться и на электрохимическом уровне, и на психологическом (смотри предыдущий пункт). И хотя биочип, перезапуская мозг и вновь делая его работоспособным, неизбежно будет иметь дело с нейропластичностью, вероятно подразумевается, что какой-то фундамент личности сможет быть перенесён без лишних препятствий. С другой стороны, нейропластичность может и помогать биочипу делать своё дело (без неё вообще никак), так что тут палка о двух концах. Одно ясно - предсказуемости результата это явно не добавит.
  • Принцип “Чистого листа”. Мёртвый мозг - как чистый лист. Часть личности уже необратимо потеряна, в большей или меньшей степени, в зависимости от времени, прошедшего со смерти мозга. После того как биочип перезапустит мозг, ему будет уже проще перепрофилировать существующие нейронные пути в соответствии с шаблонами энграммы.
  • Излишние биологические и электрохимические процессы в мозге (высвобождение нейромедиаторов, кровоток и т. д.) могут мешать деликатному процессу интеграции энграмм. Они, конечно, могут и помогать, но тут суть в том, что тело, находящееся под наблюдением в лабораторных условиях, избавлено от большого количества внешних ненужных раздражителей, которые сказываются на активности головного мозга.

Выглядит вроде логично, но всё же давайте рассмотрим, почему работа с мёртвым мозгом - это проблема.

Мёртвый хост - минусы

На примере Джеки (если после смерти его везти к Виктору, то его тело заберёт Арасака) мы знаем, что Душегуб, применённый на мёртвое тело, даст результаты гораздо хуже, чем с живым. Во всяком случае Ви, беседуя с энграмой Джеки в Микоши, быстро понимает, что до реальной личности этот образ Джеки сильно не дотягивает.

И вот почему. Ниже я расскажу о смерти мозга.

  • Отсутствие нейронной активности: После смерти прекращается всякая электрическая и химическая активность в нейронах. Это означает, что все сигналы, которые обычно передаются между нейронами, прекращаются, и нейроны перестают функционировать. Как получить информацию о мозге? Никак.
  • Деградация нейронных связей: Если мозг был мёртв более 5 минут, начинаются необратимый процесс деградации нейронов и связей между ними. Это делает невозможным считывание или копирование информации из нейронных сетей, не говоря уже об их создании. Даже если мозг реанимировать, некоторые воспоминания и навыки могут быть стерты или искажены навсегда. И хотя известны случаи, когда в реабилитации после травм мозг может восстанавливать функции, используя обходные нейронные пути, порой даже в других частях мозга, которые заменяют поврежденные области, всё равно работа с повреждённым мозгом - ну это такое себе.
  • Разложение тканей: Продолжительная смерть (от нескольких часов до нескольких дней) приводит к массовым повреждениям тканей мозга, и восстановление полноценной личности становится практически невозможным. То есть по сути, мозг становится обычным куском плоти, из которого сложно восстановить какую-либо информацию.

Но так как у нас есть технологии биочипа, которые способны “перезапустить” мозг, давайте поспекулируем на эту тему. Допустим, мозг мёртв, личность безвозвратно утрачена, но биочип может перезапустить электрохимические процессы и записать новую энграму личности на этот мозг, есть ли какие-то препятствия этому?

  • Длительность смерти мозга имеет значение. Даже если биочип перезапустит электрохимические процессы, физическое разрушение нейронных тканей (нейронов и синапсов) может сделать невозможным полноценное функционирование мозга. Это как попытка записать данные на повреждённый жёсткий диск - никаких гарантий что будет работать. Например, если новая энграмма требует сложных моторных или когнитивных функций, а мозг повреждён или не может поддерживать такие функции, значит у новой личности таких функций попросту не будет.
  • В реальном мозге нет "сброса до заводских настроек", а значит, даже при запуске новых процессов следы старой личности могут быть фрагментарно сохранены, что создаст дополнительные проблемы для стабильной интеграции новой личности. Принцип “чистого листа”, описанный в предыдущей главе, не будет работать в полной мере.
  • Нейропластичность утрачена. Запись новой энграммы может столкнуться с проблемой недостаточной адаптации нейронов для нового паттерна личности. Мозг попросту не сможет образовывать новые связи, что делает весь процесс вообще бессмысленным.

Лабораторные условия Арасаки

Но создатели лора вроде постарались учесть проблемы мёртвого мозга, так что часть сложностей всё же решена с помощью использования полигликолевых структур и нейронных репликаторов, об этом указано в доступной нам спецификации:

The success of the improved engram is largely owed to the use of experimental polyglycol structures as well as new synthetic granule neuron replicators within pseudomatrices (see Section 8764-03)

Полигликолевые структуры

Полигликолевые структуры могут быть использованы как биосовместимые материалы, которые служат основой для создания "мостов" между биологическими нейронами и электронными компонентами биочипа. Они могут помочь в минимизации иммунного ответа организма на инородные материалы, что позволяет улучшить взаимодействие.

Полигликолевые структуры могут быть инъекционно введены в мозг вокруг интересующих нас нейронных сетей. Это создаёт необходимую среду для эффективного подключения нейронов к электронным системам, способствуя интеграции данных с биочипа. Не исключено, что эти структуры могут использоваться в качестве “материала для строительства” и решают проблему ресурсов - нет необходимости в питании, экономится много времени.

Полигликолевые структуры - это не что-то прям из области фантастики. В реальном мире, например, существует полигликолидная нить, используемая для накладывания швов, которые не нужно снимать: шов рассасывается сам, поглощаемый окружающими клетками.

Полигликоидная нить. 5000 рублей такая стоит
Полигликоидная нить. 5000 рублей такая стоит

Синтетические гранулярные репликаторы нейронов в псевдоматрицах

Вот это вообще жесть конечно, с первого раза выглядит максимально непонятно, но давайте разбираться.

Эти устройства, вероятно, служат для воспроизводства нейронных функций, позволяя новым нейронным соединениям формироваться или существовать в новом контексте. Это может означать, что биочип не просто копирует личность, а активно создает новые нейронные связи, которые интегрируют новую личность с существующей.

Термин "псевдоматрицы", вероятно, относится к структурам, используемым для поддержки и регенерации нейронных сетей в мозге. Это что-то вроде шаблона или каркаса, который помогает воспроизвести или восстановить нейронные связи. Они могут быть пространствами, где происходит формирование и интеграция синтетических нейронов с естественными нейронами мозга. Эти псевдоматрицы могли бы обеспечивать правильное расположение, питание или передачу сигналов между синтетическими нейронами и биологической сетью.

“Репликаторы” подразумевает, что здесь используются нанотехнологии. Нейронные репликаторы могут действовать как искусственные нейроны, которые обеспечивают дополнительные возможности для взаимодействия с реальными нейронами. Они могут передавать электрические сигналы или биохимические молекулы, чтобы способствовать образованию новых связей. Таким образом, с помощью нейронных репликаторов может быть создана синтетическая нейронная сеть, которая помогает проводить данные между биочипом и биологической нейронной сетью. Это может улучшить передачу информации и уменьшить вероятность сбоя.

В какой-то степени синтетические гранулярные репликаторы нейронов и полигликолевые структуры решают некоторые проблемы мёртвого мозга, и при этом используют связанные с этим преимущества.

У Ви с Джонни не было ни полигликолевых структур, ни нейронных репликаторов в помощь, поэтому всё переписывание личности производилось за счёт нейропластичности мозга Ви и старых добрых завтраков, обедов и ужинов. Что, собственно, и сделало процесс переписывания личности менее контролируемым и более долгим. Взаимодействие Ви с личностью Джонни происходило через частые конфликты и колебания между различными состояниями сознания. Но несмотря на это, лабораторные эксперименты не привели к успеху, а кейс с Ви и Джонни оказался, наоборот, прорывом. В чём разница, каков ключевой фактор?

Факторы успеха

Исследователи Арасаки, заполучив в концовке “Дьявол” Ви в своё распоряжение, имеют возможность досконально изучить результаты этого “полевого эксперимента”. Ви становится объектом исследования их биоинженеров, задачей которых было найти ответ на их ключевой вопрос - по какой причине биочип всё же сработал, и что явилось ключевым фактором успеха. И как мы знаем, они достигли того прорыва, который искали.

Так что же получилось у Джонни и Ви, что наконец удалось успешно повторить на Сабуро и Ёринобу? Я вижу несколько факторов, создающих значительную разницу между лабораторными условиями (доселе неуспешными) и полевыми (условно успешными, учитывая состояние Ви):

1 - повреждение целостности биочипа.

Cyberpunk 2077. Как переписать личность с помощью биочипа Арасаки

Что могло такого повредиться в биочипе, что оставило его функциональным и даже более успешным, чем в лабораторных условиях? Я думаю, что его повреждение могло привести к отключению определённых протоколов безопасности или ограничений, что позволило бы провести более агрессивную или адаптируемую интеграцию. Я просто не вижу другого правдоподобного объяснения, как повреждение целостности биочипа могло не ухудшить, а даже улучшить его работу. Возможно, ИИ, под управлением которого находятся адаптивные алгоритмы, вышел из-под контроля и начал делать своё дело в условиях полной свободы действий. Этот “сбой” в системе мог быть тем, что позволило добиться успеха там, где контролируемые эксперименты не увенчались успехом.

Основной вывод - повреждение целостности биочипа, скорее всего, вызвало отключение протоколов безопасности, и адаптивные алгоритмы под управлением ИИ биочипа стали ещё более адаптивными, “без тормозов” вообще.

2 - биочип в нейропорте живого человека перед тем как он был применён к мёртвому (вначале Джеки, а потом Ви).

Cyberpunk 2077. Как переписать личность с помощью биочипа Арасаки

Если этот фактор является значимым, это значит, что биочип не полностью инертен, будучи подключён к мозгам живых людей. Насколько мы помним, целостность биочипа была повреждена и постоянно снижалась, пока Джеки не вставил его в свой нейропорт. Этот факт показывает, что биочип в нейропорте живого человека - норма, и какая-то часть его функций связана с тем, что он как-то взаимодействует с живыми людьми.

Возможно биочип записывает и хранит данные о взаимодействии с живым носителем. Это может быть необходимо для обновления инструкций, адаптации к новой личности и потенциальных исправлений, связанных с процессом переписывания личности.

Насколько известно, первая версия биочипа должна обеспечивать общение с энграммами умерших людей. Для этого нужно какое-никакое взаимодействие с мозгом хоста. Вполне возможно, что вторая версия, взаимодействуя с живыми мозгами вначале Джеки, а затем и Ви, возможно, в пассивном режиме собирает данные о нейронных паттернах, химии мозга и когнитивных процессах. Также нельзя забывать о том, что протоколы безопасности больше не действовали (см. пункт 1), и это тоже могло стать фактором того, что какое-то базовое сканирование нейронных путей было проведено, которое в обычном случае могло не быть инициировано.

Это, конечно, не тот уровень сканирования мозга, который осуществляется Душегубом, но всё-таки это хоть что-то, что обеспечивает биочипу информацию на “этапе обучения” или “адаптации” для составления набора инструкций для переписывания личности.

Если это так, то биочип таким образом собрал две версии данных: Ви и Джеки, которые значительно отличаются друг от друга. Алгоритм может интерпретировать эту разницу, как разные личности, зашкаливающая нейропластичность или попросту сбой. Каким образом алгоритм пытается согласовать аномально различные нейронные паттерны, мы можем лишь спекулировать.

Биочип, скорее всего, создаёт версионные копии, и между этими версиями могут сохраняться некоторые остаточные элементы. Алгоритм, очевидно, считает вторую версию основной, но часть версии Джеки могла остаться, особенно если алгоритм предусматривает механизмы для отката на предыдущую версию в случае сбоев.

Это также открывает возможность того, что какие-то фрагменты памяти или поведения Джеки, оставаясь в биочипе, могли "засорять" процесс обновления, что может проявляться через определённые эмоциональные или когнитивные аномалии.

...что создаёт задел для написания отдельного лонгрида по Cyberpunk 2077

Основной вывод: биочип проходит своего рода фазу адаптации на живом мозге, который он в дальнейшем будет переписывать

Второй вывод: сбор данных подразумевает, что какая-то часть кода Душегуба или похожего на него выполняется для сбора данных о мозге хоста.

Третий вывод - аномалия между версиями может быть ещё одной причиной для изменения алгоритма переписывания личности, а также возможность появления дополнительных глитчей и багов.

3 - выстрел в голову, при этом биочип находился в нейропорте Ви.

Cyberpunk 2077. Как переписать личность с помощью биочипа Арасаки

После того как Ви выстрелили в голову, биочип сразу начал свою работу.

Прежде всего, это может означать, что вероятно, мозг Ви не умер необратимо, и после прихода в сознание оказалось, что у Ви сохранилась личность настолько, насколько можно было ожидать, учитывая то, что мы знаем о смерти мозга.

Возможно, в лабораториях Арасаки не было настолько свежих трупов, чтобы можно было проводить на них испытания. Их цель - заставить биочип работать в соответствующим образом подготовленных мёртвых телах. Мне всё же кажется, что вряд ли Арасака не предусмотрела это, но упомянуть об этом стоило.

Возможно, имеет значение то, каким способом умирает тело-хост. Мы не знаем, как умирали люди, чьи тела использовались в экспериментах, мы не знаем деталей подготовки этих тел к работе биочипа, но это всё же не выглядит как выстрел в голову с последующим оживлением.

Неизвестно, послужило ли это каким-то фактором для подготовки тела Ёринобу. Мы помним, что важным условием Ханако было не повреждать его тело.

Сложно делать из этого какие-то выводы, но как отдельный фактор рассмотреть стоило.

4 - Приём псевдоэндотризинов и омега-блокаторов.

Этот фактор я считаю очень важным. А важно здесь то, что Джонни в самом начале попытался убить Ви. Это сильно напоминает мне отрывок из отчёта Хельмана: “In cases where subjects underwent biological death, upon taking root the biochip showed promising signs of initial activity prior to lapsing”. То бишь “после приживления биочип показывал многообещающие признаки начальной активности, прежде чем она исчезла”

Cyberpunk 2077. Как переписать личность с помощью биочипа Арасаки

И только приём омега-блокаторов позволил Ви получить время, необходимое для того, чтобы Джонни успокоился и передумал. Омега-блокаторы, как можно подумать из названия, блокируют или тормозят какие-то процессы в нервной системе, которые способствуют восприятию Джонни, или ограничивают проявление его личности в сознании Ви. Если быть точнее, они блокируют какие-то рецепторы, затрудняя тем самым передачу импульсов между нейронами (по аналогии с бета-блокаторами).

Возможно, всякий раз энграмма пытается убить хоста по какой-то причине. Давайте представим себя на стороне Джонни. В начале, Джонни, возможно, не понимает, что произошло, ощущая себя пленником, запертым в чужом мозгу. Это, блин, жуткое чувство! Скорее всего это вызывает инстинктивную панику, переходящую в агрессию. Его первый порыв - избавиться от этой ситуации, и убийство носителя, Ви, кажется очевидным выходом. Вполне возможно, что любая лабораторная энграмма, в отличие от Джонни, просто не успевает проходить стадии принятия, на стадии гнева инстинктивно убивая своё тело.

Псевдоэндотризины - длинный термин, который всё же хотя бы частично объясняет сам себя. “Псевдо” - означает “ложный или поддельный”; “эндо” - указывает на что-то внутреннее типа “эндогенные процессы”; тризин - антигистаминный препарат. Гистамин участвует в поддержании бодрствования, внимания и когнитивной активности. Гистаминовые рецепторы (H1, H2 и H3) регулируют уровень возбуждения нейронов. Антигистаминные препараты, проникая в мозг, могут вызывать седативный эффект.

Если обобщить, омега-блокаторы и псевдоэндотризины блокируют те или иные рецепторы в частях мозга и способствуют таким образом работе “переключателя” в мозге.

“Но ведь фармакологические вещества действуют на весь мозг целиком, точечное воздействие едва ли осуществимо!” - возмутитесь вы, и будете правы. Но ведь у нас не просто мозг сам по себе, а мозг под управлением биочипа. И здесь на помощь снова приходят наноботы, которые объясняют всё и прикрывают все “дыры” в логике. Наноботы могут быть запрограммированы для доставки активного вещества в строго определённые участки мозга. Сам биочип может направлять молекулы вещества исключительно к "гейтам" или нужным нейронным сетям (например, блокируя одни маршруты и освобождая для воздействия другие). Помимо нанотехнологий, возможно ещё изменение биочипом экспрессии некоторых генов, и тогда возможно, что в результате в некоторых определённых нейронных клетках могут появиться уникальные рецепторы, реагирующие только на конкретное вещество. Эти рецепторы могут быть как “ключи”, которые открывают доступ к нейронам, только если в мозг попало нужное вещество. Других объяснений у меня нет. К механизму “переключения” между личностями мы ещё вернёмся в следующей главе.

Итак, если допустить, что этот фактор важен, то Арасаке будет достаточно прописать пациенту два курса таблеток, либо модифицировать алгоритм биочипа, чтобы он сначала блокировал некоторые процессы в нервной системе, а затем оказывал вспомогательный эффект, схожий по действию с псеводэндотризинами.

Основной вывод в том, что личности Джонни удалось примириться с личностью Ви, в том числе за счёт псевдоэндотризинов и омега-блокаторов. И это может быть основным фактором преодоления проблемы, на которую сетовал Хельман.

Скорее всего, биоинженерам Арасаки даже не пришлось формулировать гипотезы и тестировать их, ведь сам улучшенный алгоритм по сути был уже у них на руках - осталось провести рефакторинг адаптированного алгоритма под лабораторные условия, и они сразу уже могли бы приступить непосредственно к его испытаниям.

Поздравляю, вы прочли уже больше половины статьи и заслужили немного отдыха. Вот вам зрелищная короткометражка с Сильверхендом-протагонистом в Джон-Уик-стиле. Неканон, но лорно.

Здесь тоже, кстати, затрагивается тема оживления персоналий - загрузка цифровой копии в биологический клон, ни много ни мало.

Джонни Сильверхенд и его сосуществование с Ви

Cyberpunk 2077. Как переписать личность с помощью биочипа Арасаки

Борьба за ресурсы мозга

Биочип, переписывая личность Ви на Джонни, по факту не делает это так, что Ви постепенно заменяется личностью Джонни. Наоборот, Джонни и Ви как бы существуют отдельно. Это похоже на ситуацию с виртуальными машинами в компьютерах: одна машина может работать на том же “железе”, что и другая, но процессы между ними разделены, и можно переключаться между ними. То есть это всё ещё отдельные личности, но в одном мозге, и такое положение дел сохраняется вплоть до самого конца сюжетной линии.

Это состояние может быть аналогом реальных диссоциативных расстройств, таких как диссоциативное расстройство идентичности (ранее известное как множественная личность). В этом случае у человека может появляться ощущение "другой" личности, которая обитает в его голове и может быть визуализирована как отдельная сущность, с которой он может вести диалог. В результате происходит конфликт идентичностей, который мозг пытается решить через визуальные и слуховые галлюцинации.

Это означает, что на уровне нейросетей мозга биочип, возможно, добавляет вторую личность (Джонни) в качестве отдельной, параллельной структуры, которая взаимодействует с уже существующей (личностью Ви). На каком-то базовом уровне (древние участки мозга) осуществляется слияние Ви и Джонни (например, Ви начинает курить со временем), но на более высоких уровнях: память, мышление, принятие решений - происходит создание как бы второй, параллельной структуры мозга внутри уже существующего. Ощущение “Я” - последний бастион, который Ви защищает до самого конца.

Процесс "переключения" между Джонни и Ви может быть управляем дополнительными алгоритмами, или медикаментами (псеводэндотризины и омега-блокаторы) которые меняют уровень нейронной активности каждой из личностей и позволяют пользователю переходить от одной к другой.

Нейропластичность мозга Ви также может играть роль в процессе адаптации к двум конкурирующим когнитивным структурам. Важно учитывать, что мозг человека, в отличие от машины, не разделяет когнитивные процессы чётко и линейно. Это может приводить к двум сценариям. В первом случае процесс происходит неосознанно: Ви может даже не догадываться, что некоторые решения в мозгу принимаются Джонни. Если явно (как раз наш случай), то происходит конфликт нейронных сетей, где Ви начинает вести обсуждение со структурами Джонни, как с тульпой, в виде полноценного внутреннего диалога.

Тульпа - это воображаемый разум, развивающийся в сознании человека, способный обладать собственной личностью, мыслями и чувствами, отличными от создателя. В современной культуре она часто ассоциируется с намеренным созданием в сознании "отдельного" существа, которое развивается и взаимодействует с носителем как самостоятельная личность (важно: увлекаться созданием тульпы не рекомендую - можно слететь с катушек). Джонни в голове Ви во многом похож на развитую тульпу - он обладает собственным мнением, характером и даже способностью влиять на поведение Ви.

Получается, что мозг одновременно поддерживает две когнитивные структуры, хотя и с перегрузками и конфликтами. Джонни не переписывает Ви, а скорее конкурирует с ним за ресурсы мозга.

Для алгоритма биочипа создание параллельной структуры в личности, очевидно, менее трудозатратно, чем переписывание изменений и их слияние с существующей структурой. В определённых структурах мозга, отвечающих за личность, создаются дополнительные структуры для личности Джонни. На создание полноценной структуры ушло всё время, что Ви находился без сознания - пока он был в отрубе, биочип работал.

По сути, мы уже сделали допущение, что биочип создает некий контролирующий механизм переключения между структурами, благодаря которым происходит переключение на нейронные пути Джонни, а нейронные пути Ви подавляются, и наоборот. И этот механизм играет ключевую роль в управлении тем, что в дальнейшем станет одной личностью. Но верное ли это допущение?

Попытаемся рассмотреть подобного механизма на биохимическом уровне, если бы он реально мог быть создан. Что это за механизм переключения такой?

Механизм "переключения" между личностями

В реальном мире существуют люди с диссоциативным расстройством идентичности (ДРИ, ранее известным как синдром множественных личностей), попробуем разобраться, как работает “механизм переключения” между личностями у них.

Различные личности демонстрируют различную активность нейромедиаторов (например, серотонин, дофамин, глутамат, ГАМК), а также с разную активность в разных участках мозга (например, гиппокамп, префронтальная кора, миндалина) - которые отвечают за восприятие себя, эмоции, память и восприятие окружающего мира.

Кроме того, личности, как правило, разделяются по памяти: одна личность может не помнить того, что происходило с другой, что также можно объяснить разделением нейронных путей, отвечающих за хранение памяти. Например, для каждой личности может существовать свой собственный “фрагмент” памяти, который недоступен для других состояний.

У таких людей наблюдается нарушение связи между кортикально-лимбической системой мозга, которая включает амигдалу, переднюю поясную кору и префронтальные структуры, что влияет на восприятие боли и принятие решений.

Спусковым механизмом для переключения личностей, как правило, служат стрессовые или эмоциональные ситуации, которые меняют состав “коктейля” нейромедиаторов в мозге, в результате чего активируются другие маршруты.

В мозгу у людей с ДРИ наблюдается:

  • Динамическое взаимодействие нейронных сетей, где активность распределена по многим участкам мозга одновременно
  • Плавные изменения в уровнях нейромедиаторов, которые влияют на общую активность различных областей мозга
  • Сложные обратные связи между разными системами мозга, где изменение в одной части может каскадно влиять на другие
  • Формирование устойчивых паттернов активности, соответствующих разным личностям.

Как мы видим, в реальной нейробиологии нет естественного "переключателя" между личностями, поскольку личность связана с целостной работой множества нейронных сетей в разных областях мозга. Таким образом, вводя в нашу модель “переключатель”, мы чрезмерно всё упрощаем. Переключение между личностями больше похоже на переход между различными устойчивыми состояниями сложной динамической системы, чем на работу простых "переключателей". Это процесс, затрагивающий всю нейронную сеть мозга в целом, а не просто открытие/закрытие определённых путей. Отчасти ещё и поэтому ДРИ очень проблематично вылечить, то есть сделать одну личность основной или осуществить “слияние”.

Тем не менее, это может дать нам некоторое представление о том, как и в каких случаях может происходить “переключение” в Cyberpunk 2077 под управлением биочипа, возможности которого упрощают решение этой задачи.

  • Во-первых, у биочипа уже есть карта мозга, определяющая где какие сети нейронов какую личность представляют.
  • Химическим “коктейлем” в мозге может управлять биочип, к тому же, как мы знаем, омега-блокаторы и псевдоэндотризины могут изменять общую химическую картину и таким образом осуществлять переключение. Технологии биочипа позволяют воздействовать на определённые группы нейронов, локально менять синаптические связи и доставлять необходимые молекулы веществ в те участки, где они нужны.
  • В-третьих, алгоритм действий (набор инструкций) известен - какие нейросети за что отвечают, сколько и куда необходимо “подавать” нейромедиаторов и прочих химических веществ, при каких условиях выполнение алгоритма считается завершённым и т.д.
  • Синапсы (соединения между нейронами) уже имеют встроенные механизмы регулирования сигналов, такие как изменение чувствительности к нейромедиаторам или модуляция активности через ионные каналы, поэтому этими переменными алгоритм биочипа тоже может управлять.

Аналогом стрессовых или эмоциональных ситуаций, которые являются триггером для ДРИ в игре выполняет событие “Relic Malfunction”, который случается с Ви во время важных сюжетных событий - в такие моменты Ви испытывает сильную дезориентацию, частичную потерю контроля над телом или временные провалы в памяти. То есть как и в случае с ДРИ, подобное переключение далеко не всегда происходит контролируемо, а в результате каких-либо эмоциональных потрясений (важных сюжетных событий).

Когда процесс освоения мозга личностью Джонни будет завершён, предполагается, что биочип завершит свою основную задачу: переписать личность Ви на Джонни и интегрировать его в нейронные структуры. Нейронные сети, связанные с личностью Джонни, стабилизируются и станут основными, а нейронные пути Ви будут заблокированы или подавлены. Со временем личность Джонни “захватывает” все нейронные пути. Процесс окончательно завершается.

Различные варианты извлечения чипа и последствия. Обзор концовок

Фоном

Независимо от того, кто осуществляет операцию по превращению двух личностей в одну, Арасака, Альт или Нейронная Матрица (концовка Phantom Liberty), принцип должен быть один и тот же, хотя бы в общих чертах.

Микоши (выбор в сторону Джонни):

Cyberpunk 2077. Как переписать личность с помощью биочипа Арасаки

В Микоши, Альт, по сути, копирует все активные и латентные нейронные связи, связанные с каждой личностью, сохраняя их в цифровой форме. Когда Альт получает все доступы к голове Ви, она получает и карту мозга, и информацию о ДНК, и о биохимии, и об алгоритме в том числе.

Как я понимаю, она использует свою, старую версию Душегуба, которая “убивает” личность, отключая все нейрологические паттерны, но не удаляя их, поскольку нам предлагается сделать выбор - Ви или Джонни.

Когда личности Ви и Джонни находятся цифровой форме, задача определения кто есть кто с последующим отделением их друг от друга намного проще решаемая, чем в электро-химической мясной форме, тем более что для Джонни есть ещё и базовый образец - энграмма.

После извлечения Альт выбирает вернуть только Джонни, по сути "удаляя" Ви из уравнения. Надо понимать, что на этой стадии никакой записи-перезаписи в мозг уже не ведётся. Вся работа на тот момент выполнялась биочипом на протяжении недель и месяцев. С точки зрения мозга это означает, что все нейронные связи, паттерны активности и химические процессы, связанные с личностью Ви, подавляются, при этом активируются нейронные связи, соответствующие Джонни. Мозг теряет доступ к паттернам, которые поддерживали личность Ви. Это может быть достигнуто через блокировку (с дальнейшим переиспользованием в будущем) или разрушение нейронных связей, связанных с воспоминаниями и когнитивными паттернами Ви. Подобный процесс можно сопоставить с нейропластичностью, где мозг может адаптироваться и "перестраиваться", но в данном случае это целенаправленное отключение.

В результате Джонни становится новой доминирующей личностью в теле Ви. В отличие от конфликта между двумя личностями, как это было до вмешательства Альт, теперь в мозге остаётся только Джонни.

Почему это происходит быстро? Потому что основная работа выполняется в цифровом виде на копиях, а в мозгу уже готовы структуры для обоих личностей, вопрос только в отключении\удалении структур одной из них и передаче контроля другой. И разумеется, к Джонни мозг подготовлен уже намного больше, без Джонни мозг уже практически не жизнеспособен.

В конце мы видим Джонни совсем другим человеком. Ви, конечно, повлиял на Джонни. Но с точки зрения мозга, нет никакой разницы, повлиял ли он на него как человек, своими убеждениями, в ходе дискуссий, и Джонни сделал какие-то выводы для себя, или Джонни просто переиспользует оставшиеся после Ви нейронные пути. Вероятно, и то и другое.

Микоши (выбор в сторону Ви):

Когда Ви решает избавиться от Джонни, Альт Каннингем "извлекает" энграммы Ви и Джонни и затем возвращает только энграмму Ви. Механизм работает по тому же принципу, что и описано выше, с той лишь разницей, что остаётся Ви, но всё же жить ему остаётся недолго. Альт не может никак повлиять на ущерб, нанесённый организму Ви за всё время что в нём находился биочип, и этот ущерб нельзя исправить с помощью кода в киберпространстве. Повреждённый выстрелом и подготовленный для другой личности мозг Ви обречён.

Арасака

Cyberpunk 2077. Как переписать личность с помощью биочипа Арасаки

Здесь Ви - объект исследования. Похоже что в ходе реверс-инжиниринга и рефакторинга алгоритма биочипа исследователям Арасаки удалось понять “секрет успеха”, и этого понимания хватило чтобы отделить личность Джонни. Скорее всего, как и в случае с Микоши, делались цифровые копии, чтобы разделить одну личность от другой (Ви даже пришлось подписать бумагу о том, что его цифровая копия останется в Арасаке). Оставшаяся личность Ви была также как и в случае с Микоши, обречена в ставшем чужом для себя теле, более того мозг Ви потерял часть базовых, моторных и когнитивных функций и вынужден был восстанавливаться, проходя реабилитацию.

Возможно, остаётся ещё следующий вопрос: почему бы не записать энграмму Ви на такой же биочип, затем найти для него тело и записать на него Ви точно так же, как энграмма Джонни была записана на тело Ви? Не будем забывать, что биочип до сих пор сработал всего один раз - тут ещё во многом предстоит разобраться. Возможно, они сделают это, рано или поздно, поэтому они и сохранили Ви в Микоши до лучших времён. Возможно, они даже уже сделали это, проводя дополнительные испытания, перед тем, как взяться за Сабуро. Настоящему Ви об этом знать не обязательно.

NUSA. Концовка Phantom Liberty (Нейронная Матрица):

Cyberpunk 2077. Как переписать личность с помощью биочипа Арасаки

Этот вариант - сочетание хирургии с ИИ-инструментарием.

Нейронная Матрица, Майерс, Рид и компания, судя по всему, заморочились над тем, чтобы физическая и химическая основа организма Ви снова стала полностью совместимой с его личностью. Мы можем лишь спекулировать на тему того, как это было сделано, но скорее всего имели место мамбо-джамбо блэквол-технологии Нейронной Матрицы в сочетании с широким набором достижений современной медицины по спасению человека. Как сказал Рид, глубокая инвазивная работа над нервной системой в ходе извлечения энграммы была проведена.

Какие осторожные выводы мы можем сделать из существующих фактов:

  • Процесс длился два года, что позволяет предположить использование постепенного вмешательства, минимизирующего повреждения мозга.
  • Ви был в коме, что предполагает, что мозг не должен был сопротивляться тому, что с ним творили всё это время.
  • В игре упоминается, что устройство, называемое “Нейронная Матрица” может вылечить Ви, но оно одноразовое, в том смысле что его не получится использовать на двух разных людях, только на одном. Если отбросить мысль, что это делает матрицу “макгаффином”, то можно сделать предположение: каким-то образом нейронная матрица персонализируется, в том смысле, что она как будто бы буквально применяется к конкретному мозгу и “остаётся” в нём, в каком то смысле. Нейронная матрица, скорее всего, обеспечивает обратную совместимость нейронных связей Ви с его физическим телом, заново "прошивая" интерфейс между нервной системой и телом. Этот процесс потребовал долгого времени и полной изоляции от внешнего вмешательства.
  • Не забываем что нейронная сеть Ви была в плохом состоянии (если верить Хеллману) и без биочипа нежизнеспособна - и тогда это означает, что Нейронная Матрица всё-таки сделала невозможное: обеспечила, прежде всего, выживание Ви.
  • Ещё мы знаем, что это устройство включает в себя искин, который, при этом находится под контролем, то есть заточено на конкретную цель и работает строго в рамках заданного сценария. Но что конкретно “под капотом”, мы не знаем.

Как итог, Ви будет жить, но его нейроны перестанут работать с большинством имплантов. Мозг сможет справиться с базовым нейропортом и его примочками (HUD, биомонитор), но не более того - больше имплантов убьют Ви.

Потеря способности Ви использовать боевые импланты говорит о том, что нервная система была существенно изменена. Когда в концовке Ви разговаривает с Виктором, HUD биомонитора отображает медицинские показатели Ви, которые по всем общим параметрам организма хорошие (даже с печенью всё в порядке), но когда анализ дошёл до мозговых киберсистем (Motor Cortex System), тут то как раз и оказалось всё плохо.

Cyberpunk 2077. Как переписать личность с помощью биочипа Арасаки

В частности, из того, что мне удалось понять и хоть как-то интерпретировать:

Systems Compatibility: 23%. Совместимость моторной коры с внешними системами (мы подразумеваем импланты, в частности) крайне низкая. Это отражает утрату гибкости и адаптивности мозга после операции. Новая структура мозга не способна эффективно взаимодействовать с интерфейсами имплантов.

CNS/CPU Response time: 230ms. Это близко к пороговому значению для систем реального времени. Но то, что с горем пополам приемлемо для 2024 года в реальном мире, для сеттинга Cyberpunk 2077 это скорее всего просто никуда не годится.

В реальности время отклика нервной системы у человека в среднем составляет около 150–200 мс, хотя оно может варьироваться в зависимости от состояния здоровья и других факторов. Таким образом, это может означать и снижение рефлексов и координации даже относительно обычного человека.

Technosynaptic Plasticity: 11.23 U/t. По этому показателю сложно что-то сказать, но если сделать допущение, что он не выделен как некоторые показатели, то это значит что нейропластичность Ви в норме. Скорее всего, звёзд с неба он хватать не будет, но сохранит способность обучаться новым навыкам.

Pain Editor: ERROR. Как будто бы подсистема подавления болевых сигналов отсутствует или работает некорректно. Ви будет испытывать обычную (не подавленную) боль, что делает его ещё более уязвимым при боевых повреждениях. Например, удар в лицо с последующим падением с лестницы полностью лишат Ви способности продолжать бой. Как и большинство обычных людей.

Neurocybernetic impulse flow: LOW. Скорее всего говорит о едва работающей или неэффективной связи между узлами или компонентами нейронной системы и нейропортом. Когда Виктор высказывает предположение "Maybe switch to binary signalling? Tsk, risk of shock, life-threating kind...", возможно он опасается, что попытки исправить что-то повлияют на этот параметр, и это будет опасно для жизни: например, это может привести к повышенному напряжению в системе, что также может вызвать электрошок.

ESR System: 24.3 T/T. Здесь мало что можно сказать, кроме спекуляций. Возможно, это метрика согласованности электрической активности нейронов (Electro Synaptic Resonance). Тот факт, что это значение в норме, показывает, что система на данный момент в порядке и не перегружена. Но, как и с предыдущим параметром - возможность электрошока при попытке что-то исправить.

Самое главное для понимания концовки - эти показатели в целом объясняют, почему Ви так легко оказывается избит хулиганами. Тормозящий мозг старика в молодом здоровом теле, без механизмов подавления боли.

Пока писал эту главу, переосмыслил для себя концовки: теперь мне кажется, что отдать тело Джонни - самая нормальная концовка. И это не только потому что Ви наконец примиряется со смертью, а Джонни получает шанс на искупление, а ещё и потому что это единственный успешный результат операции без каких-либо очевидных минусов.

Исправление личности у Пералесов

Иногда ты понимаешь, что есть ситуации, когда победить невозможно.

То что происходит у Пералесов, примечательно и тем, что как раз этот способ изменения личности выглядит менее фантастичным и более приближенным к реальности, что делает этот квест даже более тревожным, чем он может показаться поначалу.

Cyberpunk 2077. Как переписать личность с помощью биочипа Арасаки

В то время как Арасака создаёт прототипы устройств для пересадки сознания, Night Corp меняет его прямо у живых людей. Первые звоночки прозвенели ещё во время самого первого квеста, в котором Ви и Джеки, после освобождения Сандры Дорсетт, узнают, что Травма Тим вполне способна вылечить душевную травму, стирая память о событиях. Но никто обычно не рассматривает манипуляции с памятью в контексте изменения личности, и совершенно напрасно.

Если помните, в вводной главе я рассказывал о том, как мозг выстраивает структуры иллюзий в осмысленное целое и создаёт таким образом ощущение “Я”. Одним из таких способов являются нарративные механизмы работы с памятью и способы связывания прошлого с настоящим и мыслями о будущем.

Воспоминания позволяют нам формировать определенную нарративную идентичность, что является ключевым для понимания того, во что мы верим о себе. Исходя из наших прошлых переживаний и воспоминаний о них, мы можем считать себя смелыми или трусливыми, альтруистичными или эгоистичными, щедрыми или скупыми. Мы можем идентифицировать себя с определенными идеологиями, такими как либерализм или консерватизм, эгалитаризм или элитизм, и так далее. То, к какой общности мы относимся, какие истории из детства у нас есть, что мы пережили и во что мы верим. Если наши воспоминания изменятся определённым образом, это может изменить то, что мы считаем правдой о себе.

Таким образом, поскольку воспоминания составляют строительные блоки наших историй, их изменение может сделать нашу нарративную идентичность другой, а следовательно, привести к изменению того, кто мы есть.

И это не то чтоб прям киберпанк. В реальном мире есть такие методы воздействия на мозг, как, например, транскраниальная магнитная стимуляция или оптогенетика.

Особый интерес представляет оптогенетика, с точки зрения успешных примеров использования её в реальности. Это инвазивный подход, но что важно понимать, оптогенетика предоставляет точный и избирательный способ работы с памятью, позволяя работать над конкретными воспоминаниями.

Теперь, если мы добавим всего лишь одно простое допущение - возможность неинвазивно получать информацию с мозга человека и активировать определённые нейроны, всё становится возможным, даже для реального мира, а уж для мира Cyberpunk 2077 и подавно - возможно, будет достаточно взломать некоторые импланты для получения доступа к мозгу.

Вот некоторые эксперименты:

Внедрение ложного воспоминания:

Исследователи, используя оптогенетику, отметили нейроны в гиппокампе, которые активировались, когда мышь находилась в определённой обстановке (контекст A). Затем они активировали эти же нейроны с помощью света, но уже в другой обстановке (контекст B), где мышь подвергалась лёгким электрическим разрядам. Это вызвало ассоциацию между нейтральным контекстом A и неприятным опытом (шоками) из контекста B. Позже, когда мышь вернулась в контекст A, она демонстрировала страх, хотя ничего плохого в этом контексте с ней не происходило, и световое воздействие уже не применялось.

Чтобы убедиться, что память о страхе не стала обобщённой (т.е. мышь не боится любых новых обстановок), её поместили в совершенно новый контекст (контекст C), где она свободно исследовала среду, не проявляя страха.

Это исследование примечательно тем, что впервые ложную память удалось создать путём прямого манипулирования активностью мозга, а не через психологические методы, которые требуют общения с испытуемым. Это, конечно, ещё не Ёринобу лётчиком сделать, но начало положено.

Восстановление утраченных воспоминаний:

В этом эксперименте мышей в раннем возрасте подвергли контекстуальному условному страху, то есть они запомнили, что в определённой обстановке (специальной камере) получали лёгкий электрический разряд. Обычно такие воспоминания исчезают со временем из-за инфантильной амнезии. Однако учёные смогли восстановить эти "утраченные" воспоминания спустя 3 месяца, когда мыши достигли взрослого возраста. Для этого они активировали нейроны гиппокампа, которые отвечали за формирование этих воспоминаний в раннем детстве. Это показало, что воспоминания не стираются полностью, а становятся недоступными из-за проблем с извлечением.

А вот как можно удалить память:

В этом эксперименте мышей обучили ассоциировать звуковой сигнал с электрическим шоком (что формировало страх перед звуком). Через 4 недели, чтобы подавить это воспоминание, исследователи временно ингибировали нейроны CA1 гиппокампа, когда мыши слышали сигнал, и это блокировало воспроизведение памяти. Однако эта интервенция была обратимой: на следующий день без вмешательства воспоминание о страхе вернулось, и мыши снова реагировали на звуковой сигнал. Но суть в целом ясна, принципиальных препятствий к этому вроде как нет. До этого момента вообще не существовало методов, которые позволяли бы целенаправленно “включать” и “выключать” отдельные воспоминания.

Исправление эмоциональной окраски воспоминаний - превращение плохих в хорошие, и наоборот

Исследователи активировали нейроны памяти (энграммы), закодированные клетками зубчатой извилины гиппокампа, и затем изменили эмоциональную реакцию, вызванную этим воспоминанием, связав его с новым стимулом противоположной эмоциональной окраски. Таким образом, отрицательное воспоминание стало ассоциироваться с положительными эмоциями.

У некоторых пациентов, которых лечили от арахнофобии, после лечения развивались необычные склонности, такие как желание подбирать тарантулов или позволять им ползать по руке - действия, которые могли бы вызывать отвращение даже у людей без фобий. Эти исследования сопровождались приёмом пропранолола (https://en.wikipedia.org/wiki/Propranolol ), и такие результаты считались побочными, но чёрт возьми!

Улучшение или ухудшение запоминания

Исследователи продемонстрировали, что с помощью активации или подавления определённых групп нейронов в амигдале можно улучшать или ухудшать сохранение новых воспоминаний. В частности, проводилась терапия людей с ПТСР, которым удавалось ослабить травмирующие воспоминания тем, что в момент активации страха добавляется новая информация, не связанная со страхом. Это позволяет интегрировать новую информацию в старое воспоминание, делая его менее пугающим. Возможны рецидивы, но тут просто нужно продолжать “лечение”, чтобы новое воспоминание “перебороло” старое.

Это простые эксперименты, но если достаточно поупражняться и проявить фантазию, можно добиться чего-то более серьёзного. Возвращаемся к первой главе, где описано, что составляет личность и понимаем, что можно ещё много всего подправить подобным образом.

Когда Ви в конце квеста попадает в фургон, откуда ведётся слежка, мы видим что там есть доступ к информации о том, что происходит в мозге Пералеса. Имея полную информацию о мозге Пералесов, с ним можно делать всё что угодно. Это вам не переписывание личности биочипом - тут всё намного проще! Ирония в том, что если Ви решит рассказать Пералесу о всех этих манипуляциях с мозгом, это ничего не изменит, поскольку Пералес всё равно об этом вскоре забудет.

Вместо заключения

На фон.

Кто мы? Дети своих родителей, родители своих детей, коллеги своих коллег, шитпостеры своих страниц в соцсетях, чиловые чуваки или чувихи, образы закуривающих людей из кинофильмов или скромные тян из анимэ. Мы - набор ролей, которые мы играем, набор масок, которые мы носим в той или иной ситуации. То, кем мы являемся в каждый момент времени определяется активностью определённых сетей нейронов. Сейчас активен один набор сетей, в других обстоятельствах будет активен другой. Но кто же настоящий "Я"? Мы верим, что есть некие "Мы", и эта вера имеет приоритет перед всеми ролями. Мы считаем, что где-то глубоко, есть "настоящие мы": когда мы всерьёз задумываемся о себе, возможно, о смысле своего существования, пытаясь понять, кто же мы такие, чего мы хотим и кем мы хотим стать. Можем ли мы измениться? "Познай себя" - древнегреческий афоризм, популяризированный Сократом. Когда мы задумываемся над этим глубоко, в нашем мозгу активируется ещё один набор сетей нейронов. Но потом нас что-то отвлечёт, и мы вновь переключимся на какой-нибудь другой образец поведения. И это происходит постоянно. Нет смысла искать "настоящего себя": мы и есть мы, уж какие есть. "Найти себя" - значит разблокировать и активировать в своём мозгу ещё одну роль/маску. Любой, кто "ищет себя" или "движется к просветлению", движется к самому большому самообману в своей жизни.

Мы - это процесс. Процесс развития, изменения и деградации, встроенные в тело и контекст. Мозг никогда не находится в статическом состоянии: нейроны постоянно образуют новые связи, старые разрушаются, а когнитивные и эмоциональные процессы адаптируются к новым обстоятельствам. Мы постоянно переписываем себя в течение жизни. Мы - это корабль Тесея, плывущий по волнам хаоса в небытие. Процесс самопознания - это не нахождение фиксированного иллюзорного "Я", скрепляющего этот корабль, а изучения своих реакций, привычек и потенциала для изменений. Можем ли мы делать это "изнутри"? Абсурдная ситуация, когда инструмент используется для проверки самого себя, что порождает слепые зоны. Тогда, возможно, требуется создание полной карты нейронных сетей, энграммы по типу Джонни Сильверхенда? Но даже с полной картой мозга мы не сможем интерпретировать эти данные без вмешательства субъективного опыта.

Наша память ненадёжна. Когда пытаешься вспомнить лицо человека, которого не видел много лет, даже если это близкий человек или первая любовь, его лицо уже не получается визуализировать. Эмоциональная составляющая, связанная с этим человеком, может оставаться, но без визуальной конкретики. Причём, это сложно объяснить словами, черты лица в памяти восстановить невозможно, но при этом нет никакого "заполнителя" лица, но нет и пустоты. Образ лица превращается в обобщённое впечатление, а отсутствие деталей создаёт эффект "не-пустоты", потому что мозг не фиксируется на том, что именно не хватает. Образ становится чем-то вроде "призрака": ты помнишь, что когда-то знал, как этот человек выглядел, но теперь это знание превращается в субъективное ощущение, а не в конкретный визуальный образ. Я смотрю на этого призрака, а призрак смотрит на меня сквозь время своим "не-пустым" выражением, и его лицо со временем будет всё больше и больше превращаться в чистую абстракцию - ни пустоты, ни деталей. Тот, кто когда-то значил для меня так много, постепенно исчезает, оставляя лишь красоту моментов и глубину эмоций, которые тоже блекнут со временем, превращаясь в… послевкусие?.. Когда-нибудь и я сам для кого-то стану такой же абстракцией.

Но что, если это не конец?

Корпорация Арасака предлагает решение. Программа "Спаси свою душу" - это ваш путь к бессмертию. Ваши воспоминания, ваши мысли, ваша личность - всё это можно сохранить в цифровом формате. Технологии Арасаки бережно создают цифровую копию вашего сознания, которая никогда не забудет лица любимых, не потеряет ясности мыслей и не позволит вам исчезнуть. Даже если ваш физический облик когда-нибудь угаснет, ваше "Я" продолжит жить. Ваши близкие никогда не забудут, как звучал ваш смех, как вы смотрели на них, что говорили в самые важные моменты. Даже когда вас больше не будет рядом, ваша сущность будет продолжать жить, сохраняя вашу любовь и ваши самые дорогие воспоминания.

Спаси свою душу. Время бессильно, когда твоя душа жива. Арасака делает это возможным.

158158
88
88
55
33
33
22
52 комментария

Это первый лонгрид из двух, задуманных мной по игре Cyberpunk 2077.
https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC9291322/
https://link.springer.com/article/10.1007/s11569-020-00377-1 вот некоторые ссылки - эти на научные работы по модификации памяти.

5
500 ₽

Я прочитал
Понял что тупой

2

Это мы скипаем

Не читал, это 100% попытка Арасаки оправдать свой новый ужасный чип!
ЕБАТЬ АРАСАКУ!

19
1

Очень интересный материал, мое почтение. Только на днях захотелось углубиться в лор КП, и тут такой подгон. Как будто снова лекции по бихевиористике слушаю.

а ещё и потому что это единственный успешный результат операции без каких-либо очевидных минусов.Ну если не считать смерть Ви минусом, кек

..что создаёт задел для написания отдельного лонгрида по Cyberpunk 2077Очень надеюсь что этот лонгрид состоится.

По поводу части с Пералесами, понимаю что в статье уже приведены примеры экспериментов с мышами, но интереса ради:
Правильно ли я понимаю, что теоретически, уже сейчас мы можем взять условного Пералеса и подменять его сознание, навязывая ему нужные образы его воспоминаний? На примере тех же птср терапий, но в более глобальном масштабе

4