Письмо Кодзиме
Вот ты жалуешься, что у тебя плохие продажи игр, что люди тебя называют гением, что ты предсказываешь будущее, но сам ты, по твоим же словам, если бы и мог предсказывать будущее, то мог бы повлиять хоть как-то на продажи.
Окей, давай посмотрим, что у тебя там по продажам по основным франшизам.
Согласись, это неплохо.
Ты можешь сказать, что глупо смотреть на цифры по всей франшизе, мол, давай посмотрим, что там по каждой части.
Окей, давай смотреть:
С цифрами по каждой части плюс-минус хорошо. Ты выпускал почти каждую из них на супер-популярную (сейчас - суперспецифическую) платформу, в итоге, лутал продажи там, где сидела целевая аудитория - на японской платформе в Японии. И мы закроем глаза на то, сейчас твои игры без танцев с бубном не запустить.
Идем дальше. Ты поссорился с Konami, ушел делать свой авторский проект. Давай посмотрим, что там у тебя по продажам.
Тут без гадалки не разобрать что кому и сколько продал: с одной стороны, нигде нет цифр о миллионах копий в первую неделю, зато в сети есть цифры про десятки миллионов игроков: тут и подписка тебе, и бандлы с игрой, и скидки. И вообще, отличная видимость того, что игра востребованна и в нее все еще играют.
Окей, с цифрами немного разобрались. Давай теперь посмотрим, ЧТО конкретно ты делал, чтобы получить такие продажи в двух разных франшизах. Знакомьтесь, вот они:
Вот они:
Вот они:
Казалось бы, целевая аудитория понятна: японские меха*бы. То, что поверх мехов наслаивалась для серьезности политика, социальная реклама, внутренний посыл автора - это дело второе. Первое, что увидит японский школьник на обложке:
Его реакция понятна:
- ого, там есть роботы.
В итоге, когда ты начинал задвигать какие-то серьезные темы в том же MGS2, ты не забывал время от времени напомнить, во что мы играем. Когда могло показаться, что это реалистичное произведение, подаваемое на серьезных щах, ты делал что? Правильно. Ты закидывал игру роботами. Чтобы не забывались. Авторское решение или совет маркетологов -- неважно. Ведь продажи шли.
И все же, не смотря на абсолютное величие двойки, то ли боссы сверху тебе приказали, то ли тебе в кошмарах приснилось, но ты посчитал, что этих продаж недостаточно.
Знакомьтесь, первая любовь и главный хейтер Хидео.
Про ваши отношения с Хейтером можно писать романы специфической направленности. То ты зовешь его в каждую часть, делая фактически лицом серии, то заставляешь проходить прослушки, чтобы получить свою же роль, которую он озвучивает десятки лет - абьюз как он есть.
Начиная с третьей части, ты думаешь, что, возможно, секрет недостаточных продаж - это актер озвучки.
Давайте немного теории:
Это у нас Бурунов на Дикаприо получил мемную огласку и закроил подозрение в сознании масс, что актер озвучки - это, оказывается, профессия. На востоке существуют целые культы конкретных актеров озвучки, которых буквально преследуют из проекта в проект. Голос Микасы-2B не даст соврать. В сознании японца настолько укоренилось, что голос актера озвучки - это живое воплощение персонажа, что сами актеры озвучки выпускают песни от лица персонажей проекта - чтобы порадовать фанов.
Поэтому, когда ты думал менять Хейтера, но не думал менять актера японской озвучки Снейка - это, как минимум, заявление. Когда актер озвучивает 7 из 8 частей серии, а потом ты его вдруг меняешь -- наверное, должны появиться вопросы. У всех.
Но тебя ведь это не смутило.
И что ты сделал? Видимо, продаж четверки MGS тебе было недостаточно, поэтому в MGS V ты решил позвать Голливуд.
Знакомьтесь: наносек.
Мне сложно судить, что выиграл проект, когда ты выгнал Хейтера. Закорешился с Голливудом? Окей. Заменил актера? Твое право. Пожертвовал игрой, актером, фанатами, всей серией, чтобы пробиться наверх? Ну, дарвинисты, наверное, тебя не осудят.
Окей, забудем про МГС. Как никак, даже пятерка неплохо продалась. Даже в ТАКОМ виде. Ты мог бы ее выпустить, как это сделал, а потом сказать, что разбил ее на Part I, Part 2, Part 3. Почему нет? Одному чувачку такое разрешили, почему тебе нельзя?
Ладно, все. Теперь об МГС точно все, больше ни слова про него не напишу. Ты решил пойти дальше, окей. Давай посмотрим, куда ты пошел.
Ты ушел из Конами, ты порвал с прошлым, тебя знает весь мир, все актеры Голливуда хотят ходить в твою студию, делать с тобой фоточки и смотреть с тобой совместно фильмы. Какой урок ты вынес? Еще раз, секрет популярности МГС: мехи (японская аудитория) + кино (кто кинцо не любит) + оригинальный жанр (кто играл в первый мгс?) + американцы на главных ролях (куда без них?).
Что ты вынес: популярные актеры на передних планах делают кассу.
И тут тебе сорвало крышу:
Признаюсь честно, когда я увидел, кого ты наприглашал в свой проект -- я уронил челюсть. Когда я увидел игру... я понял, что это не работает. Это поразительно: ты пожертвовал японской конъюнктурой ради... западного мейнстрима. Ты отказался от мехов, которые продавались на востоке хорошо, в пользу западных актеров, которые тоже должны... продаваться хорошо?
Еще раз: у тебя продавались мехи и были НАСТОЯЩИЕ актеры озвучки, но ты решил, что секрет продаж - это второе (без слова настоящие), а не удачный сеттинг.
Ты прям молодец: позвал актеров кино и сериалов, режиссеров, телеведущих и может быть, даже певцов, но, видимо, у тебя настолько разношерстный каст, что мне не хватает культурного образования, чтобы выкупить кто есть кто.
В итоге, ты собрал легендарный каст, мои поздравления, но забыл разработать интересный продукт, в который могла бы вписаться вся твоя братва. У тебя не получился интересный сеттинг, потому что он весь состоит из отсылок на МГС. Сюжет твоей игры - это безумный пролог MGS V, когда тебе кажется, что это сон в температуру 39. В твоей игре у тебя был настоящий актер озвучки - Трой Бейкер. И я уверен, он мог бы озвучить всех персонажей вообще ВЕЗДЕ, но даже он бы не вытянул то, что у тебя творится.
Восточной аудитории с DS-ом ты не особо интересен из-за всех твоих десятилетних попыток от нее откреститься. Западная аудитория твоих анимешных сюжетных закосов тоже не понимает и никогда не понимала. У них возникает закономерный диссонанс: вроде вот наш Мадс, вот наш этот, как его, на главной роли, но... гранаты из кала? гранаты из мочи? Говяные пули? Это какой-то постироничный стеб, мол, смотрите, моя игра (получается, метафизический кал), и в ней вы убиваете врагов калом. В МГС'е тебе это прощали - японцы. Ладно. Но американцы? Это другие ребята, Хидео, ты с ними не знаком. Ты пытался изображать их в играх, ты общался с ними с помощью переводчика, ты рос в японской деревушке, в которой крутили американские фильмы, но ты их так и не понял своим японским гением.
Закономерный итог: Сони оплатила весь банкет, кусая локти от убытков, но зато ты наконец закорешился с теми, к кому ты так стремился.
Собственно, вопрос, Хидео: Для чего все это? К чему ты пришел? Доволен ли ты тем, что закономерно растерял одну аудиторию, но не завоевал другую? Ведь вполне очевидно, что MGS -- это дело всей твоей жизни, ты работал над ним чуть более 20 лет. Ты доволен тем, как ты попрощался со своим детищем? А со своими товарищами, которые шли с тобой бок о бок? Ведь речь не только про Хейтера.
Молчунья пыталась пробиться в твой каст. Блин, она даже выучила японский, чтобы с тобой поговорить! Но и тут ты заигнорировал того, с кем шел из-за недостаточной звездности (!), опять же, бедного актера озвучки.
Опять же, Хидео, для чего? Ради чего? Ради посиделок в студии с известными личностями? Стать мемом - это все, к чему ты стремился?
Что я хотел сказать? Надеюсь, у тебя там все хорошо, Хидео. Надеюсь, в самом конце истории, ты в каком-нибудь финальном проекте соберешь всех актеров, с которыми когда-либо работал, попросишь прощения у тех, кого незаслуженно обидел, выпустишь какой-нибудь проект, где каждому найдется свое место, и с чистой совестью уйдешь на покой.
А до тех пор -- мне больно следить за твоим творчеством. Больно наблюдать в запрещенной социальной сети за очередными звездами Голливуда, которые заглядывают к тебе на огонек. Надеюсь, ты знаешь, что делаешь. Я в тебя все еще верю, Хидео. Еще есть время.