Как французский композитор-самоучка создал один из самых красивых саундтреков года: музыкальный обзор Clair Obscur: Expedition 33
Объясняю, почему эта музыка звучит так хорошо и какую роль занимает в игре.
Один никому ещё неизвестный музыкант-самоучка писал треки и публиковал их на SoundCloud. Он выпускал по одной композиции в неделю на протяжении года, а затем решил поделиться своими творениями на форуме инди-разработчиков.
Так началась история французского композитора Лориана Тестарда — автора саундтрека к игре Clair Obscur: Expedition 33. Талант к музыке и удачное стечение обстоятельств позволили молодому человеку совершить мощный прыжок по карьерной лестнице.
В этой статье вы узнаете анатомию саундтрека «Экспедиции». Я расскажу, что делает её запоминающейся, какие инструменты и музыкальные приёмы в ней используются, и главное — что сам Тестард думает о своём детище.
Я, знаете, тоже своего рода музыкант: пишу музыкальные обзоры и веду рубрику «Музыковеды про игры» для Блога FunPay. Почитайте один из моих недавних разборов саундтрека TES.
Упорство и везение
Музыка привлекала Тестарда с самого детства. Его отец работал продавцом в магазине видеоигр, и у будущего композитора сохранилось много воспоминаний, связанных с играми и игровым саундтреком.
В подростковом возрасте Тестард увлёкся серией The Legend of Zelda. Саундтрек в этих играх, по его словам, обладает невероятной способностью оживлять мир, наполнять его эмоциями и формировать впечатления от путешествия по вымышленной игровой вселенной. Желание создавать нечто подобное побудило Тестарда начать писать собственную музыку. Раз в неделю он публиковал новую композицию на SoundCloud, а спустя год поделился одним из своих треков на форуме инди-разработчиков, где его заметил геймдиректор «Экспедиции» Гийом Брош.
В работе Тестарду дали полную свободу: он мог писать ту музыку, которую хотел сам, и Гийом всецело его в этом поддерживал. Так удачно сложилось, что вкусы композитора и геймдиректора прочно совпадали: оба любили слышать в музыке меланхолические и ностальгические настроения.
При написании музыки композитор опирался на концепт-арты и части сценария, которые он получал от разработчиков. Тестард застал «Экспедицию» на ранней стадии разработки, что, по его словам, позволило сделать саундтрек неотъемлемой частью всей игры.
Про французский колорит
Критики сходятся во мнении, что игра вдохновлена периодом «Прекрасной эпохи» (Belle Époque) рубежа 19-20 веков. Однако Тестард не ставил перед собой задачу писать музыку в конкретном старинном стиле: вместо этого он предпочёл сосредоточиться на поиске собственного уникального звучания.
Услышать французский колорит в музыке, конечно, можно, но это всего лишь результат культурной среды, где композитор родился и вырос.
Я был полностью поглощён созданием оригинального саундтрека и не задумывался о французских отсылках. Как француз, я слушаю эту музыку уже двадцать лет, и она стала частью меня. Это произошло не намеренно, а как будто всегда было так.
Виртуальные инструменты
Практически весь саундтрек игры Тестард записывал у себя дома. Единственная живая встреча композитора с музыкантами случилась в Париже в студии Midilive — за три дня до окончания работы над музыкой.
Сочетание живого и электронного звучания — достаточно распространённая практика: работа симфонического оркестра стоит приличных денег, чтобы записывать с его помощью весь саундтрек целиком. При этом полностью заменить живой оркестр виртуальными инструментами тоже никак не получится: некоторые приёмы игры нельзя достичь с помощью MIDI-записи.
Преимущество электроники хорошо раскрывается в использовании фортепиано — этот инструмент есть практически в каждой композиции. Тестард применяет до 12 вариантов звучания клавиш, комбинирует их между собой, добиваясь уникального звука.
Голос инструмента и человека
Кроме фортепиано, в саундтреке есть и другие музыкальные инструменты: композитор подбирал их под конкретного персонажа или локацию, чтобы точнее раскрыть характер и настроение.
Например, с помощью виолончели автор показывает привязанность Гюстава к родному городу Люмьер. А вместе с тем — и собственное отношение к этому персонажу.
Для Моноко Тестард выбрал саксофон. По его мнению, этот музыкальный инструмент хорошо отражает безумие, энергию и живость жестралей.
Некоторые саундтреки Тестард старался разнообразить посторонними звуками. Например, в теме босса Гоблю используются сигналы, издаваемые подводной лодкой.
Но главным стержнем всего саундтрека Clair Obscur: Expedition 33 стал человеческий голос. Автор саундтрека сравнивает значимость вокала в игре с голосом целого мира.
Человеческий голос — это самый мощный и эмоциональный инструмент. Поэтому отсутствие вокала для меня сравнимо с потерей эмоций.
Лейтмотивы и образы персонажей
Сам Тестард подтверждает: музыка в «Экспедиции» — это не просто звуковое сопровождение происходящего на экране, а важная часть повествования. В саундтреке можно встретить лейтмотивы — музыкальные темы, привязанные к определённым персонажам или событиям.
Запоминающаяся мелодия «Dim dim dam dada» из композиции Lumière — это лейтмотив. По словам композитора, трек был написан ещё на ранних стадиях разработки игры и использовался в тестовой сцене с Гюставом. Когда Тестард посмотрел эту сцену вместе с музыкальным сопровождением, он принял решение использовать мелодию из этого трека в других композициях.
Но, пожалуй, самый часто используемый лейтмотив появился в композиции Alicia. Эта мелодия встречается повсеместно, в том числе во всех боевых треках и даже в главном меню.
Тема Маэль стала для автора саундтрека особенной. Это была последняя песня, которую Тестард записал вместе с живым симфоническим оркестром.
Мы снимали сессию с танцовщицей. Когда я увидел танец под всю песню, которую мы записали с потрясающим французским вокалом и оркестром, я осознал, что это было как прощание с Маэль. Я был тронут, наблюдая, как всё подходит к концу.
Сочетание художественного вкуса, технической изобретательности и фокуса на эмоциях делает музыку Clair Obscur: Expedition 33 по-настоящему цепляющей. Каждая композиция держится на ясной мелодической теме — напевной, ритмически чёткой, зачастую построенной на повторяемом мотиве. Именно эта простота и музыкальная цельность делают темы легко узнаваемыми.
Вместо традиционного состава симфонического оркестра Лориен Тестард предпочитает камерный ансамбль, где каждый инструмент работает осмысленно — как голос персонажа или звуковое воплощение пространства. Этот приём не только усиливает визуальное и сюжетное восприятие, но и подчёркивает индивидуальность каждого элемента мира. Для глубинной сцепки звучания с содержанием он прибегает к лейтмотивной системе, в которой тема героя или места развивается в разных музыкальных контекстах.
Смею предположить, что свою роль здесь сыграла творческая свобода. Без давления продюсеров и жёстких рамок Тестард оказался в идеальных условиях: автономия позволила ему раскрыть неординарный талант и написать этот прекрасный саундтрек. Таким условиям труда можно только позавидовать.