Серия Wolfenstein во всём лучше Doom. И вот почему
Краткий анализ двух самых культовых франшиз в жанре.
Сегодня уже мало кто помнит, что у истоков шутеров от 1-го лица стояла компания id Software. Именно два Джона — Кармак и Ромеро — а также Том Холл и другие компьютерные задроты из конца XX века заложили многие основы жанра. А ещё именно они создали технологическую базу для многих современных 3D-движков.
Всё началось с экспериментальной «стрелялки» в сеттинге Второй мировой под названием Wolfenstein 3D. Однако настоящим прорывом стала вышедшая всего через год Doom. И её простой, но увлекательный геймплей по отстрелу демонов, а также некоторое разнообразие в вооружении навсегда сделали шутеры от 1-го лица самой популярной категорией видеоигр.
С тех пор прошло больше 30 лет. И за это время успело выйти множество игр как под брендом Wolfenstein, так и Doom. По какой-то причине сами id Software перестали работать над первой серией, но продолжали поддерживать вторую. Возможно, команда просто выбрала приключения Думгая для демонстрации каждой новой версии своего движка, а на Бласковица не оставалось времени.
Так или иначе, но постоянно находящейся в чужих руках серии Wolfenstein редко везло в финансовом плане. Большинство игр, кроме одиночной трилогии от MachineGames, плохо продались. В то же время франшиза Doom от самой id Software била рекорды с каждым новым выпуском.
Значит ли это, что серия Wolfenstein хуже, чем Doom? Лично мне кажется, что всё совсем наоборот. Далее постараюсь это доказать, разобрав две франшизы по разным аспектам.
Серия Wolfenstein появилась сильно раньше
Это нельзя считать конструктивной причиной превосходства одной франшизы над другой, но просто напомню данный факт. Первая игра в серии появилась ещё в 1981 году и была даже не шутером, а скорее аркадным стелс-приключением.
Главному герою, тому самому Би-Джею Бласковицу, нужно было выкрасть секретные документы из замка Вольфенштейн. Чтобы это сделать, приходилось прятаться, обходить врагов и даже иногда переодеваться в форму офицеров Вермахта.
Графика в Castle Wolfenstein была очень примитивной — из спрайтовых элементов и даже печатных символов на фоне чёрного экрана. Тем не менее игра была очень увлекательной, и в чём-то даже новаторской.
Doom запустил популярность жанра FPS, но так и не нашёл своё лицо
Doom родился на волне успеха Wolfenstein 3D. Разработчики доработали рендеринг псевдотрёхмерных уровней, заменили нацистов на демонов и сильнее разнообразили вооружение. Дробовик был хорош на ближних дистанциях, когда сложно быстро прицелиться. Пулемёт помогал контролировать толпу. Ракетомёт позволял быстро избавляться от особо «толстых» врагов. А бензопила выручала, когда заканчивались все патроны.
Первая Doom получила вирусную популярность в США, а затем и по всему миру. Вышедшая через год Doom 2 лишь закрепила успех, хоть и представляла собой скорее дополнительный набор уровней. Затем была Doom 64, где скорее изменилась лишь графика. И лишь в 2005 году вышла полноценная новая игра с цифрой 3 в названии. А затем в 2016-м случился перезапуск всей серии.
Хотя первые три игры были верны классическим идеям, дальше начались эксперименты. Так Doom 3 больше напоминал какой-то Quake или System Shock и рассказывал про выживание на марсианской базе. Полноценная 3D-графика тогда многих порадовала, но уход в сторону survival horror понравился не всем.
Дальше был очень каноничный Doom 2016 года с настоящей некстген-картинкой для своего времени. Его новые идеи вроде добиваний врукопашную или выпадающих из врагов патронов при распиливании бензопилой были аккуратно вплетены и не раздражали. Кроме того, многим зашёл ускорившийся темп.
Спустя 4 года вышла снова спорная Doom Eternal. Разработчики хотели сделать механику боёв глубже, но перемудрили с балансом и зачем-то добавили паркур. Теперь для каждого типа врага есть предпочтительное оружие, но постоянный дефицит патронов всё равно заставляет использовать что придётся. А понатыканные тут и там шесты для преодоления пропастей а-ля Лара Крофт не критиковал только ленивый.
В мае этого года выходит Doom: The Dark Ages. И, судя по первым отзывам, он тоже получился странноватым. Разработчики снова наэкспериментировали с концепцией и превратили ураганный шутер в позиционный боевик с парированиями и элементами bullet hell.
В трилогии Wolfenstein от MachineGames лучше продуман геймдизайн, чем в актуальных Doom
В отличие от Doom, серия Wolfenstein всегда оставалась верна своим традициям. Во всех играх серии геймплей был приземлённым, без паркура и прочего выпендрёжа. Мы просто крошили нацистов пачками в коридорах замка Вольфенштейн или на немецких улицах. Тем не менее находилось место и свежим идеям, которые не меняли игровой процесс кардинально, а лишь служили дополнением к основному блюду.
Лучше всего реализовать концепцию получилось у студии MachineGames. В первой же своей игре с подзаголовком The New Order они добавили возможность бесшумного прохождения многих уровней. Когда мы попадали в охраняемое помещение, то могли сначала попытаться разыскать офицера с рацией и устранить. Иначе он вызовет подмогу, как только нас заметят враги. Однако провалом это тоже не считалось — просто победить становилось сложнее.
Кроме того, в трилогии от MachineGames чувствовалась разница между видами оружия. Так дробовик хорошо показывал себя в тесных коридорах, штурмовая винтовка была универсальной, а пистолет с глушителем помогал бесшумно устранять охрану.
В серии Doom подобие тактики появилось лишь в последних двух играх
Вплоть до Doom Eternal разработчики не догадывались сделать жонглирование разными видами оружия полноценной игровой механикой. Против большинства врагов можно было эффективно использовать любое, в котором остались патроны. Хотя термин «боевые шахматы» использовался ещё при создании самых первых игр.
В 2020 году тактический элемент наконец-то стал заметным. Одним демонам нужно было бросать гранату в пасть, других ослаблять точными выстрелами по уязвимым местам издалека, третьих сначала избавлять от брони и так далее. Хотя убить любого врага можно было и просто стреляя в него из винтовки или дробовика, обычно это занимало значительно больше времени. Да и других монстров на уровне полно. Поэтому лучше было сначала избавляться от самых опасных, используя их уязвимости, а затем добивать или распиливать мелких демонов ради пополнения здоровья и патронов.
В недавней The Dark Ages всё снова переделали. Как уже говорилось выше, игра превратилась скорее в позиционный экшен, где даже стрельба больше не на первом месте. Чтобы победить, герою нужно успешно контратаковать вражеские снаряды и другие атаки, а также уничтожать разные виды врагов в определённом порядке. В итоге замедлившийся темп боя может понравиться далеко не всем.
Ну и общая проблема геймдизайна последних двух игр — многие уровни завалены всеми видами врагов сразу. И они больше не появляются постепенно, как это было в игре 2016 года.
Нарратив в играх серии Doom противоречит сам себе
Осталось лишь разобрать сценарную работу создателей двух франшиз. Начну с приключений Палача Рока.
Вплоть до Doom 64 главным героем был просто крутой морпех, который сначала избил до полусмерти собственного командира за приказ стрелять по гражданским, а затем в одно лицо остановил демоническое вторжение на Землю. Далее шла Doom 3, где мы играли за совсем другого морпеха Флинна Таггарта. Он просто пытался выжить в лабораторном комплексе на Марсе, захваченном демонами. И сегодня события триквела считаются неканоном.
В 2016 году id Software перезапустили вселенную. Главный герой стал кем-то вроде полубога и космического рыцаря, которому уже несколько тысяч лет. А значит он официально больше не потомок Би-Джея Бласковица, хотя отцы серии и закладывали эту идею изначально. Кроме протагониста, изменилась и история мира. Оказалось, что Ад — это параллельная вселенная, ранее напоминавшая земной мир, но осквернённая идеей бессмертия любой ценой. А во вторжении демонов в Солнечную систему виноваты… ангелы.
Всё это, конечно, очень интересно, но в самих играх подаётся уж очень рвано и чересчур пафосно. Даже между Doom (2016) и Doom Eternal толком нет сюжетной связи. Первая игра закончилась на клиффхэнгере, когда один из главных помощников, Сэмюэл Хайден, оказался одним из главных злодеев и пленил протагониста. Вторая же начинается, когда протагонист уже где-то обзавёлся космической крепостью, а Хайден успел героически погибнуть, пока сдерживал очередное вторжение демонов на Землю.
Однако это ещё не все странности и несостыковки. Так, например, создателем всего сущего в DLC для Doom Eternal оказался не божество Всеотец, а некий древний здоровяк по имени Давот. И что самое «интересное» — у них с Думгаем одно лицо…
Такое ощущение, что сценаристы последних игр не очень заботились о складности истории мира и главного героя. Главное — каждый раз придумывать новые «вот-это-повороты» и создавать впечатление глубокого лора в духе какой-нибудь «Вахи 40K» или Halo.
В Wolfenstein: The New Order — один из лучших сценариев в истории видеоигр
По сюжету трилогия Wolfenstein от MachineGames больше всего напоминает роман «Человек в высоком замке» (во второй половине 2010-х также выходил неплохой сериал по мотивам) и фильм «Железное небо».
После того как самый отчаянный американский солдат Би-Джей Бласковиц получил ранение в голову и впал в вегетативное состояние, Германия всё же смогла победить во Второй мировой. Америка капитулировала после взрыва ядерной бомбы в Нью-Йорке, а все европейские газеты начали благодарить фюрера за освобождение от капитализма и демократии. И даже «Битлз» теперь поют на немецком!
Однако вечно так продолжаться не могло. Спустя 14 лет Би-Джей всё же приходит в себя и устраивает взбучку отряду фашистов, пришедших забрать других пациентов клиники для вивисекции. Затем Бласковиц присоединяется к повстанческой группировке «Круг Крайзау» (кстати, в реальности группировка с таким названием действительно существовала) и вместе с ними реализует планы по освобождению сначала Европы, а затем и родной Америки.
В ходе вылазок Бласковицу приходится внедриться в концентрационный лагерь в Хорватии, разыскать древние хранилища с футуристическими изобретениями вроде экзоскелета и даже побывать на Луне. А в перерывах между миссиями убежище «Круга» служит настоящим домом, в который всегда приятно вернуться и поболтать с товарищами.
Абсолютно все действующие лица истории запоминаются: пугающая ухмылка немецкого генерала Черепа, добрые глаза медсестры Ани, самодовольство учёного Сета Рота и завидная воодушевлённость, не смотря на прикованность к инвалидному креслу, боевой старушки Кэролайн Беккер.
Если повествование напоминает фильмы Гая Ричи, то диалоги иногда заставляют вспомнить работы Квентина Тарантино. В целом, одиночная трилогия Wolfenstein от MachineGames — это до сих пор самые кинематографичные приключенческие шутеры в индустрии.
Споры о том, какая франшиза — Wolfenstein или Doom — достойна звания легенды жанра, будут продолжаться, однако аргументы в пользу первой выглядят убедительнее. Да, Doom стал символом FPS, подарив миру безумный темп, культового героя и технологические инновации. Но позднее серия, пытаясь удивить, потеряла целостность. Эксперименты с паркуром, survival horror и bullet hell размыли её идентичность, а нарратив превратился в хаотичный коллаж из демонов, ангелов и космических рыцарей.
Wolfenstein, напротив, остался верен себе. Даже в руках разных студий франшиза сохранила лицо: приземлённый геймплей, где тактика и выбор оружия имеют значение, и сюжет, который успешно балансирует между абсурдом и драмой. Трилогия от MachineGames доказала, что шутер может быть не только про «крушить и стрелять», но и про живых персонажей, моральные дилеммы и альтернативную историю, где смех соседствует с ужасом. Бласковиц, с его грубым шармом и трагическим прошлым, стал антиподом безликому Думгаю — он человек, а не полубог, и его борьба против нацистской диктатуры эмоционально ближе игроку, чем апокалипсисы из Ада.
Да, игры серии Doom продавались лучше. Но коммерческий успех — не синоним качества. В Wolfenstein было целостное видение, где геймплей, сюжет и атмосфера работали в унисон. Он не гнался за трендами, а совершенствовал проверенную формулу, доказывая, что даже «просто крошить нацистов» можно с душой и стилем. И очень жаль, что серия Wolfenstein сегодня скорее мертва.