Биография Малика Хатажаева

Пресс-служба «Леста Игры»
Пресс-служба «Леста Игры»

Малик Хатажаев начинал карьеру на военных подлодках и научных судах, но в 90-е круто изменил жизнь — ушел с флота и основал Lesta Studio. Сегодня компания «Леста Игры» известна миллионам игроков, но путь к успеху был непростым.

Малик Атхамович Хатажаев родился в 1963 году в семье офицера ВДВ, проходившего службу в составе Северной группы войск ВС СССР в г. Легница, Польша.

Окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова (ЛВИМУ), ныне Государственная морская академия имени адмирала С. О. Макарова. В этом учебном заведении готовят гражданских специалистов для морского флота, однако по советской традиции каждый выпускник получал также сильную экспертизу в военной сфере и имел военно-морскую специальность. Кроме того, уникальной спецификой ЛВИМУ были повышенные требования к знанию смежных специальностей, для чего использовалась обширная материальная база: четыре учебных городка и собственный флот для подготовки курсантов.

Личный архив Малика Хатажаева
Личный архив Малика Хатажаева

«Макаровка» сформировала у меня отношение к работе, которое я и сам от других требую: нужно вникать во все смежные процессы. Нельзя говорить, мол, «это без меня, на это свои специалисты есть». Да, специалисты есть и получше, но понимать происходящее во всей компании ты обязан. Работа топ-менеджера должна быть именно такой».

Хатажаев о требованиях к сотрудникам

Военно-морской специальностью М.А. Хатажаева стала «командир БЧ-3 (минно-торпедной боевой части) дизель-электрических ПЛ 641Б проекта». Подводные лодки проекта 641Б более известны как «Сом». Всего было построено 18 таких кораблей, ныне все они выведены из боевого состава ВМФ. Два корабля сохранены в России в качестве музейных экспонатов. Увидеть их можно в Музее ВМФ в Москве и в техническом музее «АвтоВАЗа» в Тольятти.

После окончания ЛВИМУ Хатажаев как молодой специалист был распределен на научно-исследовательские и экспедиционные суда. Первым судном, на котором он проходил службу, стал научно-экспедиционный дизель-электроход «Михаил Сомов». «Михаил Сомов» уже тогда был легендарным кораблем, он только вернулся со знаменитого антарктического дрейфа, события которого легли в основу фильма «Ледокол» (2016 год). Судно продолжает выполнение задач по снабжению полярных станций и по сей день.

Личный архив Малика Хатажаева
Личный архив Малика Хатажаева

«На этот корабль никто не стремился попасть. Это был настоящий ломовой конь, трудяга. Вахты были запредельно тяжелыми. Когда проходишь тропики, то температура в машинном отделении +60 градусов, а за сутки у тебя две четырехчасовые вахты».

Хатажаев о своем первом корабле

С IT-технологиями Хатажаев впервые столкнулся также во время службы на флоте. Тогда он проходил службу на научно-исследовательском судне «Академик Фёдоров», которое было оборудовано наиболее современными для того времени ЭВМ для управления единой энергоустановкой корабля. По признанию Хатажаева, система поразила его воображение. После этого он понял, что именно за информационными технологиями будущее не только науки, но и всех отраслей экономики.

К этому моменту по стране уже шла «перестройка», и непосредственно научно-исследовательских задач на флоте становилось всё меньше. В условиях сокращения финансирования научные суда начали сдавать в аренду кооператорам для перевозки товаров массового потребления (вроде джинсов и кока-колы), и Хатажаев принял решение покинуть флот. Вторым определяющим фактором при решении уйти в отставку стало рождение дочери.

«Если ты посвятил свою жизнь морю, то ты в любом случае теряешь связь с семьей как минимум на полгода. Возвращаешься домой – а там уже всё поменялось. Например, ребенок раньше ползал, а теперь уже бегает и тебя не узнает. Да и сам себя перестаёшь узнавать в этом доме, в этом городе, как будто сам себе чужой. И это перестало меня устраивать».

Хатажаев о жизни моряков

За свою морскую карьеру Хатажаев принял участие в четырех экспедициях в Антарктиду.

Личный архив Малика Хатажаева
Личный архив Малика Хатажаева

После отставки Хатажаев осел в ставшим для него родным Санкт-Петербурге. Сначала он с несколькими своими друзьями-сослуживцами брались за любую работу: занимались стройкой, прокладкой кабельных сетей, изготовлением инструментов. Очень выручало инженерное образование, которое позволяло браться за задачи более сложные, чем в среднем по рынку. Однако Хатажаев не оставлял своей мысли войти на рынок информационных технологий. Он чувствовал перспективу и точно был уверен в успехе. Рынок в России только формировался, возможностей было много, а определенности – мало.

Как всегда, поворотные моменты в нашей жизни, определяющие судьбу на десятилетия вперед, происходят случайно. Именно так и произошло в 1990 году, когда в руках Хатажаева оказались два устройства: графический процессор AT&T Truevision Targa 32 и анимационный контроллер. Diaquest 422. Тогда только появлялись первые пакеты 3D-графики и анимации для персональных компьютеров: Topaz и 3d Studio.

«Вообще возможность компьютерной визуализации казалась нам волшебством. Да, тогда компьютеры выдавали только 256 цветов, но поймите правильно, мы такого вообще никогда не видели! Это было настоящее волшебство. Оборотной стороной было то, что нам приходилось буквально с боем доказывать, что мы можем быть полезны, рынок создавали с нуля и под себя. Брались вообще за любые проекты, даже за самые смешные деньги, только бы сохранить компетенции и коллектив».

Хатажаев о первых шагах в индустрии

Именно отсюда начинается история компании, получившей название Lesta Studio.

Пресс-служба «Леста Игры»
Пресс-служба «Леста Игры»

Интересный факт: компания была названа в честь оперы «Леста, или Днепровская русалка» русских драматургов кн. А.А. Шаховского и Н.С. Краснопольского. Опера имела настолько большой успех в первой половине XIX века, что строка из нее цитируется в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина. Во второй главе романа в стихах описываются попытки дочерей соседей-помещиков обольстить Ленского исполнением романса под гитарный аккомпанемент: «И запищит она (Бог мой!): Приди в чертог ко мне златой!..». Сами слова «Приди в чертог ко мне златой!» принадлежат королеве русалок Лесте, главной героине оперы. Полностью фраза звучит так: «Приди в чертог ко мне златой! Приди, о князь мой дорогой! Там наслажденье обретёшь, невесту милую найдешь».

Как корабль назовешь, так он и поплывет. Уже спустя десятилетие основной «фишкой» компании Хатажаева стала прорисовка и проработка физики водных пространств.

А тогда, в начале 90-х годов, у Хатажаева появилась идея интегрировать компьютерную графику в вещательное телевидение. Первым серьезным успехом Lesta Studio стал контракт с петербургским «Пятым каналом» на интеграцию компьютерной графики в эфиры. Запись ролика длилась несколько часов, однако, по словам Хатажаева, посмотреть на процесс приходило всё техническое руководство телеканала, настолько в новинку были технологии для того времени.

«Мы вкладывали все свои средства в закупку оборудования и найм людей, продавали даже личные вещи, жили впроголодь. Готовых кадров в стране не было, а оборудование было только заграничное, так что мы были сами себе инвесторы. Но нас грело то, что мы всё же заняты созидательным трудом, а не просто паразитируем на перекосах экономики или утилизации советского наследия. Хотелось сложных, незаурядных задач. Что ж, мы своего добились. Правда, первые 11 лет в индустрии прошли без выходных и отпусков».

Хатажаев о мотивации

Первоначальный состав компании включал Хатажаева и еще троих бывших флотских инженеров, однако дальше штат Lesta Studio начал расширяться. В компанию набирали всё новых сотрудников, имевших компетенции в телевещании и компьютерной визуализации. К 1998 году Lesta Studio стала известна на федеральном уровне в среде телевизионного вещания. Тогда же Хатажаев принял решение сделать шаг в сторону большого экрана. Работа с кинематографом притягивала стабильностью в рамках продолжительного проекта, без изнурительной гонки за мелкими заказами и подрядами.

На этом пути Lesta Studio сумела добиться больших успехов. Компания разработала и реализовала компьютерную графику для таких фильмов и сериалов, как «Ночной дозор» (2004), «Бедная Настя» (2003-2004), «Мастер и Маргарита» (2005), «Меченосец» (2006), «Хоттабыч» (2006), «Стритрейсеры» (2008) и других проектов.

Личный архив Малика Хатажаева
Личный архив Малика Хатажаева

В начале нулевых начал изменяться медиарынок: произошла централизация заказов в Москве, туда же начали переезжать творческие кадры и компетентные технические специалисты в данной отрасли. Концентрироваться начало не только кинопроизводство, но и рынок ТВ-рекламы. Возник вопрос о поисках новых рынков, открытых и не столь зависимых от географии заказчиков.

«Я просто не захотел уезжать из Петербурга, здесь мой дом. Команда тоже захотела остаться. Здесь наши семьи, наши дети. Можно пойти на поводу у рынка, но это всегда успеется, а можно создать рынок под себя. К тому моменту я успел уже поиграть в Age of Empires, и меня захватила идея создать целый визуальный мир с нуля. Рынок видеоигр был открыт, компетенции в арт-составляющей и 3D-графике у нас были. Почему было не попробовать?»

Хатажаев о первых идеях создать компьютерную игру

Первой игрой «Лесты» стала «Антанта» (2003 год), посвященная событиям Первой мировой войны. Это была попытка создать «игру игр», где были бы стратегический и тактический уровень, экономика и военные действия, и были все рода войск с проработанным взаимодействием. Создание игры заняло всего 11 месяцев, а ее успех позволил финансировать дальнейшие игровые проекты.

Личный архив Малика Хатажаева
Личный архив Малика Хатажаева

В 2005 году компания выпустила игру, которая стала определяющей для дальнейшего пути компании в игровой индустрии. «Стальные монстры», выпущенная так же, как и «Антанта», при поддержке издательства Buka Entertainment, отображала события Второй мировой войны. На этот раз Lesta Studio приняла решение сосредоточиться на морских сражениях. В игре была детально проработана физика движения кораблей, тактика и стратегия морских боев с опорой на береговую линию, и даже работа морской авиации. В «Стальных монстрах» игрок мог также летать на истребителях, оказывая поддержку своим судам, с видом от первого лица, при этом продолжая руководить морским боем. Глобальная морская карта Тихоокеанского региона тоже требовала внимания игрока, поскольку экономическая и логистическая составляющая военных действий была не менее важна, чем боевая.

«Для меня сделать проект про войну — это не самоцель, я ведь всё-таки гражданский инженер и в целом человек мирный. Здесь, наверное, сказался интерес к истории нашей страны и любовь к литературе. Всё это было заложено еще родителями. Для меня аксиома то, что те времена – Великая Отечественная и, шире, Вторая мировая война – это время настоящих героев. Соответственно, если делать что-то большое и значимое, то в первую очередь о них, о тех людях».

Хатажаев о Великой Отечественной войне

К 2006 году игровое подразделение Lesta Studio составило практически половину бизнеса компании и сравнялось по прибыльности с видеопроизводством.

В 2011 году компания Lesta Studio получила предложение от белорусской Wargaming стать производственной площадкой для разработки игры World of Warships, посвященной морским сражениям Второй мировой войны, и вошла в состав холдинга. Релиз World of Warships состоялся в сентябре 2015 года. Игра встала в одну линейку с World of Tanks и уже к конце того же 2015 года онлайн игроков (количество одновременно играющих людей) пробил отметку в 100 тысяч человек. Накопленные компетенции по отрисовке водных пространств и проработке физики воды и кораблей позволили создать уникальный продукт, который пользуется спросом игроков как в России, так и за рубежом. В 2018 году оборот «Лесты» составил 1 миллиард рублей, а аудитория достигла миллиона человек.

«Когда ты накапливаешь определенный уровень компетенций, то становишься неуязвимым в плане конкуренции. Много кто пытался повторить наш путь, но безуспешно. Аудитория чувствует, когда у создателей продукта интерес к тематике фальшивый, и когда он реальный».

Хатажаев об успехе World of Warships

В 2022 году, после начала СВО, Wargaming решила покинуть территорию России и Беларуси – как и практически все ведущие игровые компании. Видеоигровая индустрия страны подошла к краю бездны: уходили зарубежные издатели и разработчики, закрывались отделения европейских и американских игровых компаний, программисты массово уезжали за рубеж, и многим казалось, что на этом история видеоигр в России закончилась. Хатажаев решил остаться на родине, а вместе с ним – множество сотрудников из Санкт-Петербурга, Москвы и Минска. Они остались, понимая, что их будущее выглядит крайне туманным.

Пресс-служба «Леста Игры»
Пресс-служба «Леста Игры»

Покинув рынок России и Беларуси, Wargaming хотела продолжать работать с тремя основными продуктами (трилогия World of Tanks, World of Warships и World of Tanks Blitz), однако отказ Хатажаева переезжать стал серьезным препятствием. Основным держателем компетенций по World of Warships была именно его команда, и «забрать» с собой игру про корабли у Wargaming возможности не было, ею просто не получилось бы управлять. В свою очередь, Хатажаев прекрасно понимал, что наиболее популярной игрой трилогии на территории России и Беларуси была именно World of Tanks. Договорились так: Россия и Беларусь остаются за «Лестой», а весь остальной мир пользуется продуктами Wargaming. Чтобы было понятно, что это разные версии игр, в России их переименовали – так в октябре 2022 года появились «Мир кораблей», «Мир танков» и Tanks Blitz.

Каково это – из внутренней студии разработки вновь превратиться в самостоятельный бизнес? Обрасти компетенциями, которых в компании не было просто по факту того, что она последние 10 лет занималась исключительно разработкой? Работать в условиях страшной нехватки кадров и непонимания перспектив? В несколько раз меньшей командой производить с нуля все то, к чему привыкла аудитория – выпускать новые танки и корабли, проводить ивенты, запускать коллаборации? Каково быть руководителем, на которого смотрит вся команда с надеждой, что он-то уж точно знает, что нужно делать? Хатажаев в своих интервью признавался – это было безумно сложное время.

«Российский бизнес был разрезан по-живому, как бензопилой, а отрезанным частям всегда трудно снова стать единым организмом. Шансов выжить у нас было не так много».

Хатажаев о процессе разделения компаний

Разделение происходило сложно не только в части разработки, но и юридически, и финансово. Финансовые подразделения «Лесты» полностью обособились от Wargaming, а отношения между компаниями приобрели характер долговых обязательств еще в апреле 2022 года: «Леста» взяла на себя обязанность оплатить всю текущую задолженность, которая имелась у Wargaming перед своими контрагентами в России и Беларуси на момент ухода в связи с невозможностью для них проведения этих платежей, устроить к себе решивших остаться сотрудников и выкупить офисы. Но взаимозачеты между компаниями были завершены только в октябре 2022 года.

Личный архив Малика Хатажаева
Личный архив Малика Хатажаева

Юридические процедуры длились еще дольше. Чтобы процесс разделения с Wargaming прошел контролируемо, в гонконгской юрисдикции была выпущена одна блокирующая акция в дополнение к тысяче акций «Лесты», которой владел Хатажаев. Эта одна акция была передана одному из собственников Wargaming и не давала права на получение выплат или участие в контроле над Lesta Games. Единственной ее функцией был возврат к исходной точке в случае, если бы Wargaming посчитала какие-то действия нарушающими изначальные условия разделения компаний. Как только все условия разрыва отношений с Wargaming были выполнены, акция была передана Хатажаеву, который снова стал единственным собственником Lesta Games. Позже «Леста» окончательно вернулась в российскую юрисдикцию. В 2024 году в рамках ребрендинга Хатажаев переименовал свою компанию в «Леста Игры».

«Леста» уже значительно больше, чем просто игровая студия, а следовательно, нам требуются существенные изменения как в архитектуре, так и в позиционировании компании. Обновленный бренд решает эти задачи. Мы — российская компания, поэтому логично, что название и логотип должны быть русскоязычными».

Хатажаев о ребрендинге компании
Пресс-служба «Леста Игры»
Пресс-служба «Леста Игры»

В играх «Лесты», которые сегодня объединяют миллионы человек по всей территории России и Беларуси, Хатажаев видит мощный инструмент патриотического воспитания. Эти проекты не просто развлекают — они знакомят молодое поколение с нашим героическим прошлым, воспитывают уважение к подвигам предков и укрепляют связь между эпохами. Игры, фильмы, виртуальные парады и другие инициативы «Лесты» помогают сохранять историческую память, наше общее наследие и культуру.

Ныне Хатажаев проживает всё так же в Санкт-Петербурге, где находится штаб-квартира компании с самого момента её основания. Он женат, трое из четверых его детей уже повзрослели, один из них стал профессиональным военным.

23
2
2
1
50 комментариев