ТЫ (НЕ) ШЕОГОРАТ, или в чем гениальность Shivering Isles?

ТЫ (НЕ) ШЕОГОРАТ, или в чем гениальность Shivering Isles?

Друзья, думаю, что многие из нас уже успели прокатиться на волне хайпа вокруг ремастера Обливиона. Надо признать, что над визуальной частью игры поработали отлично, но содержание осталось прежним. Основной сюжет по банальности и безыдейности не ругал только ленивый; нередко, даже в среде фанатов, можно услышать согласие с плохой нарративной работой над главным конфликтным звеном четвертой части Свитков.

Однако, в этой куче дженерикового сюжета есть один яркий и хорошо отполированный бриллиант, который не способен испортить ни ужасный баланс, ни отвратительная графика (к счастью, исправленная ремастером), ни даже скудный геймплей.

Сегодня я затрону тему о главном сюжете DLC к Обливиону под названием Shivering Isles. Попробуем разобраться, что придает глубину этой истории, делает ее такой заманчивой, как сценаристы играют с восприятием игрока, а в конце попытаемся остановить Серый Марш. Всем сыру!

О чем был сюжет Дрожащих островов?

Давайте для начала вспомним основную сюжетную линию.

Если вы досконально помните каждый квест и их последовательность, то можете пропустить этот блок.

ТЫ (НЕ) ШЕОГОРАТ, или в чем гениальность Shivering Isles?

Начало

Мы входим через Странную дверь в заливе Нибен, за которой находится царство Шеогората. По дороге находим местный городок Пасваль, а также узнаем, что какая-то группа приключенцев идет сражаться местным Стражем. На наших глазах подготовленных авантюристов разносит в два счета огромное чудовище, сшитое из частей тела, намекая, что бросаться в открытый бой глупо. Впрочем, хорошенько подготовившись, игрок побеждает первую преграду в виде этого самого Стража и наконец попадает в Манию и Деменцию – две совершенно противоположные части одного королевства.

Тут же нас отправляют к самому богу Безумия, ведь он ждет нас. Прибыв во дворец в Нью-Шеот, мы знакомимся с правителем этих земель. Он тут же, с порога, говорит нам, что мы должны остановить Серый Марш. На попытки узнать больше, он отмахивается, что не стоит пока что забивать голову всякой ерундой и отправляет нас в Зедилиан – древние руины, куда попадают различные искатели приключений, оказавшиеся в его царстве, и где им предстоит пройти комнаты с испытаниями. Благодаря ним отбираются лучшие из лучших.

В первую очередь по прибытии нам необходимо вернуть это место к жизни, а именно активировать три фокусирующих кристалла и с помощью аттенюатора, выданного Шеогоратом, включить некий Судный резонатор – большой кристалл, который питает Зедилиан. После этого нас встречает местный управляющий и предлагает посмотреть на то, как сюда прибыли первые авантюристы, мы можем самостоятельно выбрать их судьбу – свети с ума или убить.

ТЫ (НЕ) ШЕОГОРАТ, или в чем гениальность Shivering Isles?

Мания и Деменция

Дальнейшие квесты Шеогората заключаются в том, чтобы мы больше узнали о местном мире, выполнив по одному квесту у местных герцогов, далее приносим некое пламя Агнона в часовню Арден-Сула, а после и сами становимся герцогом, совершив на выбор один из ритуалов. Здесь мы получаем больше знаний о разнице между Манией и Деменции, об их правителях, об Арден-Суле и противостоянии темных соблазнителей (мазкен) с золотыми святыми (аурил). Кроме того, Шеогорат уже прямо говорит, что скоро нам предстоит занять его место.

ТЫ (НЕ) ШЕОГОРАТ, или в чем гениальность Shivering Isles?

Серый марш

Эта часть сюжета начинает активную борьбу с принцем Порядка – Джиггалагом и его армией. Мы и раньше встречаем рыцарей Порядка, однако, до этого это всего лишь небольшие обелиски. Теперь наш враг напал на Предел и кошмарит местных жителей. Отвоевав деревушку и близлежащие территории обратно, мы должны восстановить Стража, который бы смог охранять царство от посягательств посторонних. В другом квесте, в зависимости от выбранного ранее герцогства, нас просят помочь темные соблазнители или золотые святые – спасти их святыню и обитель от нападения рыцарей Порядка.

По итогу, закончив со всем, мы в последний раз говорим с принцем Безумия, который начинает исчезать, уступая место Джиггалагу, что уже знаменует скорейшее начало Серого марша, после которого уже надежды нет. Чтобы успеть принять бой, нам надо воссоздать посох Шеогората – главный символ власти Дрожащих островов. Для этого нужно получить древко в Роще отражений, победив собственную спектральную копию, а также добыв глаз Сирты – единственного человека, который видел предыдущий Серый Марш. И как только мы собираем основу посоха, нам остается лишь окунуть его в купель Безумия, но и тут беда – подлый герцог Мании или Деменции (опять же, зависит от выбора ранее) закрыл ее кристаллами Порядка. И только спустившись в корни дерева, за троном и убив его, мы наконец создаем посох Безумного бога.

Вот тут-то и наступает финал. Нам сообщают, что снаружи дворца вырастают кристаллы и обелиски, которые мы успешно закрываем, а в конце появляется и сам Джиггалаг. Победив его, мы слушаем последнюю речь принца Порядка, после чего тот прощается. Теперь мы официально правитель Дрожащих островов.

Кто такой Шеогорат?

Теперь же предлагаю разобраться, кто такой Шеогорат? И для этого будет недостаточно простой цитаты с какой-нибудь Википедии, поскольку я не открою ни для кого Акавир, написав, что он Бог безумия, покровитель того, этого и третьего. Давайте попробуем охарактеризовать его, копнуть глубже, чтобы разобраться в его мотивах.

ТЫ (НЕ) ШЕОГОРАТ, или в чем гениальность Shivering Isles?

Пожалуй, самым ярким произведением, отлично демонстрирующим характер Шеогората является серия книг «16 аккордов безумия». В этих книгах мы прекрасно видим, как наш любимый принц даэдра предстает хитроумным лжецом, воссоздающим ситуации, где каждый из его противников остается в дураках. Говоря проще, договариваясь с другими князьями, он устанавливает такие правила и условия, нарушив или, обойдя которые, он остается победителем и пожинает плоды обмана. Тем самым, читатель, ознакомившись со всеми тремя произведениями может сделать простой, но немаловажный вывод – Шео всегда врет и верить ему нельзя.

Помимо этого, надо не забыть упомянуть любовь Бога безумия к представлениям. В The Elder Scrolls Online есть хороший пример сюжета Гильдии Магов. Например, там есть квест «Цирк Радостной Резни (Circus of Cheerful Slaughter)». Игрок участвует в пьесе, написанной самим принцем, По сюжету лидеры трех альянсов выступают против Гильдии магов, осуждая их за нейтральность и занимаясь охотой на магов. Действие происходит в вымышленных городах – Хартхолдхельм (Эбонхарт – Морнхолд – Виндхельм), Скайрут-Харте (Скайвотч – Элден-Рут – Вудхарт) и Даггервэймор (Даггерфолл – Вэйрест – Эвермор). Также, что не менее важно, рассказывается история о том, как Шалидор создал таинственный остров Айвея, а потом Шеогорат обманом украл его у мага, в обмен на ценную книгу. Этот сюжет и прочие схожие квесты характеризуют принца как лжеца с пристрастием и вкусом, который любит театральность, драму, заканчивающиеся катарсисом с привкусом сумасшествия. Помните, как веселили Бога безумия, убивая гигантского нетча несчастной вилкой, или как воссоздавали пророчество об апокалипсисе в глухой сиродиильской деревне, быть может на ум пришло участие в постановке, отсылающей на чаепитие из «Алисы в стране Чудес»?

Но что заставляет его так истово сводить с ума людей? Какова цель? В чем мотивация? Тут определенного ответа нет, но есть цитата из Мономифа, которая раскрывает суть всех даэдра и их любовь к смертным:

Так Даэдрические Лорды создали Даэдрические Измерения, и все виды Меньших Даэдра, больших и маленьких. И, в большинстве своем, Даэдрические Лорды были довольны этим, поскольку у них всегда под рукой были и последователи, и слуги, и игрушки. Но, в то же самое время, они иногда с завистью смотрели на Измерения Смертных, ведь хотя смертные были глупыми, и хилыми, и презренными, но их страсти и амбиции были более увлекательными и удивительными, чем кривляние Младших Даэдра. Поэтому Даэдрические Лорды соблазняют особо увлекательных особей из Смертных Рас, особенно страстных и могучих. Красть у Шезарра и Аэдра самых великих и амбициозных смертных доставляет Даэдрическим Лордам особое удовольствие. «Вы, дураки, не только искалечили себя,» злорадствовали Даэдрические Лорды, «Вы даже не можете сохранить лучшие куски, которые предпочитают силу и славу Даэрических Лордов ничтожной вульгарности тупоголовых Аэдра.»

Мономиф

Как видим, эта черта присуща всем принцам. И мы знаем немало примеров таких смертных. Их немало, но самые яркие встречаются нам как антагонисты в DLC к разным частям серии: Умарил – Меридия, Мираак – Хермеус Мора и т.д.

Если уж начали речь о героях, то давайте вспомним о том, кто такой герой и какие герои пали жертвой Шеогората?

Главный герой

«Время и место каждого Подвига определяются Судьбой. Но если не придет Герой, не будет и Подвига» (Зурин Арктус, подземный король).
«Время и место каждого Подвига определяются Судьбой. Но если не придет Герой, не будет и Подвига» (Зурин Арктус, подземный король).

В предыдущей статье я анализировал главный сюжет Морровинда, где исследовалась природа главного героя и его влияние на сюжет, и то, как игра очень умело дает нам самостоятельно творить историю и определять судьбу.

Любой сюжет художественного произведения строится вокруг конфликта. Как правило за экспозицией следует завязка, в которой рождается конфликт, который вынуждает протагониста начать действие.

Основной сюжет Обливиона в целом следует этой структуре, задавая конфликт, который толкает нашего персонажа к приключениям и борьбе. Правда с одним нюансом: впоследствии выясняется, что не мы протагонист этой истории, а Мартин – незаконнорожденный потомок императора, которому предстоит остановить Кризис Обливиона.

И большая часть сюжетов в игре построена аналогичным образом. Мы являемся катализатором начала истории, помогаем разным людям из разных группировок решить конфликт сюжета, но по итогу, ничего не решаем, являясь лишь читателем, которому в награду даруется титул Архимага, Грандмастера, Слышащего или Серого лиса, порой с подвохом, а порой просто потому, что больше некому.

Мотивация нашего персонажа обусловлена мотивацией самого игрока – пройти и познакомиться сюжетом. То есть, наш персонаж – Герой, который вечно ищет приключения и испытания на свою пятую точку, потому что игрок желает пройти игру. В этом виден почерк Бесезды, которая после глубокого сюжета Морровинда решила перенести нарратив Обливиона на новые рельсы свободного приключения без каких-либо обязательств. Иди куда хочешь, делай что хочешь и будь тем, кем хочешь.

Потому удивительно, когда немалая доля фанатов серии воспринимает Героя Кватча одновременно и Архимагом, и Слышащим и чемпионом арены. В этом нет никакой логики, ведь нет никаких намеков на то, что через все эти истории прошел один и тот же персонаж. Скорее наоборот, в каждой из них появился некий безликий герой, который выполнив сюжет, также бесследно исчез.

Возвращаясь к Дрожащим островам, можно сделать вывод, что таким же является наш персонаж. Обнаружив путь туда, он начинает приключения в царстве Обливиона с той же целью, что и раньше – прийти в этот мир и покорить его. С маленькой разницей, в отличие от оригинальной игры – Бог безумия почему-то питает глубокий интерес к его персоне.

Главный конфликт сюжета - Серый марш

О Сером марше нам говорит сам принц даэдра. После победы над Стражем, мешающим войти в Манию и Деменцию, мы, по намеку Хаскилла мигом бежим к нему. Но стоит попросить подробностей, он отмахивается, в шуточной форме говоря, что наш мозг слишком маловат для понимания. Тут же, с порога он дает нам первое задание – отправиться в Зедилиан.

ТЫ (НЕ) ШЕОГОРАТ, или в чем гениальность Shivering Isles?

О Сером марше нам говорит сам принц даэдра. После победы над Стражем, мешающим войти в Манию и Деменцию, мы, по намеку Хаскилла мигом бежим к нему. Но стоит попросить подробностей, он отмахивается, в шуточной форме говоря, что наш мозг слишком маловат для понимания. Тут же, с порога он дает нам первое задание – отправиться в Зедилиан.

Давайте вспомним основные положения Серого марша? Со слов Шео, когда-то давно жил да был сильнейший из всех даэдра – Джиггалаг. Был он настолько силен и с такой простотой захватывал все новые территории, что навлек опасения на остальных принцев. Тайно сговорившись, они прокляли его, превратив в безумного Шеогората. И с тех самых пор, раз в тысячу лет, Джиггалаг, пробуждаясь вновь и вновь, устраивает Серый марш – он со своей большой армией рыцарей уничтожает Дрожащие острова, выливая всю скопившуюся боль и ненависть. Но сразу после этого возвращается Шеогорат, который заново их отстраивает. Нам прямо говорят, что тысячелетие за тысячелетием история повторяется по кругу. В игре можно найти даже книгу одного исследователя, который изучает руины на Островах, определяя по внешним факторам их возраст и отмечая, что разница между ними – всего одна тысяча лет.

ТЫ (НЕ) ШЕОГОРАТ, или в чем гениальность Shivering Isles?

Если Серый марш цикличен и повторяется по одному и тому же сценарию уже много раз, то в чем смысл нашему герою противостоять ему? Не легче ли покинуть царство, пока не поздно? Тут то Бог безумия рассказывает, что в этот раз у него есть прекрасная идея. Поскольку скоро он исчезнет и превратится в принца Порядка, то почему бы игроку не стать Шеогоратом вместо него и победить Джиггалага? Потому первая часть сюжета посвящена знакомству с местным миром, становлению герцогом Мании или Деменции, а вторая уже непосредственно с Серым маршем.

Дав отпор рыцарям Порядка на разных фронтах, прикончив предателя в лице герцога Мании или Деменции и воссоздав посох, мы наконец встречаем нашего врага в лице Джиггалага, победив которого становимся правителем Дрожащих островов.

История окончена? И это был весь конфликт? Не совсем. Главный сюжет этого дополнения уникален тем, что имеет очень много непримечательный подтекст, кучу скрытых деталей и достаточно открытый конец. Вспоминая лживую и притворную природу Шеогората появляются сомнения, которые подкрепляются некоторыми соображениями…

Ты (не) Шеогорат

Надо признать, рядовой игрок наверняка воспринял сюжет слишком прямо. В то время как он пестрит незаметными деталями, которые дают очень жирный намек на истину.

ТЫ (НЕ) ШЕОГОРАТ, или в чем гениальность Shivering Isles?

Арден-Сул

На поверхности у нас лежит Арден-Сул. Арден-Сул – пророк, некогда правитель Дрожащих островов, легендарный герцог, о котором сложено немало противоречивых легенд, в зависимости от того, к какому из его служителей вы обратитесь.

В Мании вам расскажут о нем, как о жизнерадостном красноречивом покровителе музыкантов и художников, а в Деменции как о мрачном, коварном и параноидальном тиране.

ТЫ (НЕ) ШЕОГОРАТ, или в чем гениальность Shivering Isles?

В то же время в открытом мире мы можем встретить Зелотов, которые и вовсе считают, что Арден-Сул – это настоящее воплощение Шеогората. Цитата из книги «Зелоты»:

Самопровозглашённые зелоты Шеогората убеждены, что наш повелитель— не просто человек, обладающий таинственными и чудесными силами, но живой бог. По их учению, сама земля поддерживается по его воле, а всё сущее подчинено его желаниям. Они верят, что Арден-Сул, Читающий Извивы Наших Потрохов, был смертным воплощением лорда Шеогората и придёт вновь, дабы очистить царство.

Зелоты

Во-первых, прошу обратить внимание, на то, что, похоже, мы имеем дело с персонажем, тоже становившимся Шеогоратом, а вторая часть последнего предложения и вовсе, скорее всего, намекает на Серый марш.

Также, стоит ознакомиться со второй стороной, а именно с противниками зелотов – еретиками. Текст из книги «Еретические мысли»:

Наш господин, Шеогорат — всего лишь человек. Он состоит из плоти и крови, он вовсе не бог и тем более не принц даэдра. В царствах даэдра нет принцев, там есть только отвратительные прислужники, такие как алчущие, которых мы призываем, чтобы они исполняли наши приказы.


Лжешеогорат — безумный деспот. Годы занятий нечистой магией и общения с даэдра свели его с ума. Он попросту плохой правитель, уже не говоря о том, что никакой он не бог. Он извратил учение Арден-Сула, Того, Кто Отдал Кровь Своего Сердца.

Еретические мысли

Однозначно, верить книгам обитателей Дрожащих островов, глупое занятие. Но вы начинаете улавливать общую в них мысль? Арден-Сул некогда «мантлировал» Шеогората, став им. Что такое мантлинг?

Есть отличная статья на эту тему. Если же говорить вкратце, то мантлинг – это становление кем-то из прошлого за счет точного повторения всех действий этой персоны. Что отличает мантлинг от условной реинкарнации? А то, что реинкарнация происходит через перерождение в новом обличье, мантлинг же совершает уже сформировавшаяся личность. В нашем случае Арден-Сул, который, если верить учению этих безумцев, мантлировал Шеогората, то есть, сам стал им.

Опять же, верить словам психопатов – ненаучный подход. Но есть кое-кто еще, кто тоже пытался провернуть это.

Хаскилл

ТЫ (НЕ) ШЕОГОРАТ, или в чем гениальность Shivering Isles?

Вторым смертным, кто пытался стать Шеогоратом является личный камердинер Бога безумия – Хаскилл. Откуда это известно? Из «Архива Хранителя Мудрости Выпуск 28: Интервью с Хаскиллом». Там отвечая на один из вопросов, он во всем сознается:

Вопрос:

Приветствую, Хаскилл, камердинер Безумного Бога.


О деяниях вашего господина ходит множество слухов и басен, но есть более потаённые вещи, о которых я посмею спросить.


Во-первых, я слышал шёпоты о Даэдрическом Принце Порядка, давно забытом. Поскольку сия сущность должна считаться воплощением всего, что презираемо вашим лордом, я хочу спросить, какими знаниями вы обладаете об этом «Джиггалаге»? Он был изгнан Шеогоратом? Или его просто не заботят беспорядки, которыми полнится Тамриэль?


Во-вторых, я хочу спросить о вашем собственном происхождении. В царстве, которое является синонимом всего безумного, вы кажетесь наиболее здравомыслящим существом. Вы даже кажетесь, скорее, противоположностью вашего лорда. Кто вы или что вы? Я слышал мнения, что вы являетесь, по сути, проявлением Безумного Бога, как Барбас у Клавикуса Вайла. Лично я считаю, что вы, скорее всего, обычный (если это слово применимо к чему-либо, что связано с Шеогоратом) распорядитель Дрожащих островов. Но всё же, эти слухи интересны.


Искренне ваш, насколько это возможно при обсуждении Безумного Бога, Такриос Неукротимый.


Камердинер Хаскилл говорит:

Подобные вопросы о моём «происхождении» я получил также от Алессандры, Леголесса и некоего Безымянного, так что, похоже, я должен на них ответить. Я — Отпечаток, всё, что осталось от смертного из вашего мира, который «замантлил» Шеогората во время некоего события в прошлом. Поскольку остался лишь отпечаток, отрывок, то мои воспоминания об этом событии… отрывочны. Я смутно понимаю саму концепцию «мантлинга», но происходившее было связано с Лордом Шеогоратом, мной и этим Джиггалагом, о котором вы говорите. Я обращался к Безумному Богу за пояснениями, но он лишь рассмеялся и сказал, что, может быть, расскажет мне об этом «в следующем году», что бы это ни значило.


Иногда Господин раздражает даже меня. Я не помню ни одной причины, почему я это выношу, на самом деле.

«Архива Хранителя Мудрости Выпуск 28: Интервью с Хаскиллом»

Изучив историю этих двух персонажей, напрашиваются интересные размышления. Если у нас есть два случая, когда смертные становились Шеогоратом, а во втором буквально подтверждается, что ранее такая попытка была. Почему тогда случай нашего героя должен отличаться? И почему Бог безумия презентует нам свой способ победить Серый марш как новую идею, которую раньше не пробовал? Что если наш герой никогда не становился Шеогоратом, а стал лишь очередной душой, обманутой и похищенной принцем даэдра? И почему Джиггалаг сдается после обычного боя на мечах? Он ведь проклят, обычное поражение от рук смертного заставило проклятье исчезнуть? Если это так, то почему он не сделал этого раньше?

Ну если вы прям так хотите…

И в конце концов нам на помощь приходит сам Майкл Киркбрайд, который в одной из переписок на Редитте четко заверил всех, что разработчики никогда и не планировали делать нашего героя Шеогоратом. Свои слова он подкрепил тем, что видел диздок.

"Решайте сами. НИ-КО-ГДА не задумывалось, что ЧС становится Шеогоратом", "С чего ты взял?", "Потому что я читал дизайн-документ."
"Решайте сами. НИ-КО-ГДА не задумывалось, что ЧС становится Шеогоратом", "С чего ты взял?", "Потому что я читал дизайн-документ."

Именно после этого мы уже начинаем видеть, как рушится образ главного героя Обливиона, примерившего мантию Шео. Начиная анализировать все доводы, описанные выше, мы приходим к тому, что большая часть сказанного Богом безумия – чистейшая ложь. И вообще, так ли опасен Серый марш?

На последний вопрос у меня есть ответ.

Величайший обман

Но для этого необходимо будет вернуться к началу этой истории. Вопрос на засыпку, уважаемый читатель: где завязка сюжета Дрожащих островов? Скорее даже так, с какого момент начинается главный конфликт этой истории?

Кто-то скажет, что со входа в таинственный портал и встречи с Хаскиллом. И это неправильный ответ, так как последний самостоятельно дает нам выбор просто развернуться и уйти. На то же намекает и стражник у входа в план, говоря, что никто не выбрался из него, не потеряв рассудка.

Быть может, когда мы наконец победили Стража в Пределе и открыли себе путь в Манию и Деменцию? Тоже не верно, поскольку ничто не мешает нам погулять там и вернуться обратно в Сиродиил.

ТЫ (НЕ) ШЕОГОРАТ, или в чем гениальность Shivering Isles?

Нет, начало этой истории начинается с главного обмана Шеогората. Как отмечалось выше, когда мы говорим с ним впервые, он сразу говорит о Сером марше, но при этом не дает никаких подробностей, все откладывает на потом. Тут же нам назначают задание – восстановить Зедилиан. Напомню, что это место, где испытываются искатели приключений, вполне похожие на нас и отбираются лучшие. Нам вручают аттенюатор и говорят – восстанови три фокусирующих кристалла, а после включи Судный резонатор. Именно он активирует Зедилиан и приводит его в работу. За обычным квестом в духе «сходи туда – принеси это» как раз и скрывается завязка. Вы помните, как выглядит этот Судный резонатор? Полагаю, стоит напомнить.

Судный резонатор
Судный резонатор

Вот, именно тут мы и начинаем сюжет Дрожащих островов. Это буквально тот самый кристалл или обелиск Порядка. Абсолютно никто не обращал на это внимание. Следом за его активацией нас еще немного отвлекают знакомством с местным управителем Килибаном Нирандилом, который доверяет нам повеселиться с забредшими в Зедилиан искателями приключений, а в конце еще и дает крутой меч. Но что происходит, когда мы пытаемся покинуть это место? Бинго! На нас впервые нападают рыцари Порядка. Килибан тут же комментирует это и предлагает предупредить Шеогората, между делом буквально подтверждая, что активация Судного резонатора, похоже, привлекла их, потому что они любят подобные кристаллы.

ТЫ (НЕ) ШЕОГОРАТ, или в чем гениальность Shivering Isles?

Что же говорит Шеогорат? Он подозрительно удивляется нападению рыцарей, проговариваясь о том, что ожидал их немножечко позже.

ТЫ (НЕ) ШЕОГОРАТ, или в чем гениальность Shivering Isles?

В этом месте читатель, наверное, уже посчитает меня безумцем, пытающимся натянуть сову на глобус и пытающимся найти скрытый смысл там, где его нет, а все произошедшее с Резонатором вполне себе спишет на совпадение.

Но! Вы часто обращаете внимание на названия квестов? А я вам скажу так, что квест с походом в Зедилиан называется Лучшая ловушка, и именно после активации Резонатора появляется новое название – Ловушка в действии. Тут надо бы еще раз напомнить о важности игры на оригинальном языке произведения, потому что в русской локализации упустили важную для сюжета деталь. Оригинальные названия этих квестов – «A Better Mousetrap» и «Baiting the Trap», что переводится примерно как «Лучшая мышеловка» и «Мышеловка сработала».

ТЫ (НЕ) ШЕОГОРАТ, или в чем гениальность Shivering Isles?

Подумайте, на кого была настроена мышеловка? Нас троих приключенцев, судьбу которых мы так жестоко оборвали или на нас?

Я думаю, многие из вас помнят знаменитую фразу Шеогората «Всем сыру!», она достаточно мемная и все ее используют в контексте обсуждения принца Безумия. Вот только никто не обращает внимания на следующее за ней предложение:

ТЫ (НЕ) ШЕОГОРАТ, или в чем гениальность Shivering Isles?

Нас называют крысой. Бинго! Буквально вся эта завязка намекает нам на то, что все было подстроено и придумано заранее. Начальником Серого марша является не Джиггалаг, а именно мы, когда включаем Судный резонатор. Поэтому Шеогорат так активно ждал нашего прибытия и поэтому он так неохотно делится с нами подробностями о грядущих событиях.

Дальнейшая игра – это буквально беготня под дудочку Безумного бога, с целью вначале влюбить героя в Дрожащие острова, дать титул герцога, тем самым дав и причину защищать их, а после искусственно настроить нашего персонажа против Джиггалага (про которого мы так-то очень мало знаем), а в конце бросить на произвол судьбы, назвав новым Шеогоратом и с попкорном досмотреть трагическое кино, под названием «главный сюжет Дрожащих островов». Вы же не забыли любовь принца к театральной постановке?

Тут же назревает вопрос. А зачем тогда весь этот цирк?

Умер король, да здравствует король!

На самом деле, если вы дочитали статью до этого предложения, то вы уже должны понимать основные причины.

ТЫ (НЕ) ШЕОГОРАТ, или в чем гениальность Shivering Isles?

Наш персонаж – это типичный протагонист, ищущий приключения. Когда он входит в план Обливиона, Бог безумия тут же чувствует в нем небывалую силу, способную сворачивать горы. Если бы главный сюжет дополнения был написан бездарным сценаристом, то это была бы просто история о том, как оказавшись в плане даэдра, Герой, подобно тому же Джиггалагу, демонстрирует невероятную силу, пробиваясь через орды врагов, собирает союзников, находит слабые места злодея и побеждает его.

Это уже было и в главном сюжете Обливиона, и в онлайновых Свитках, и в каком-нибудь Баттлспайре, где все вертится вокруг того, что нужно остановить нашего антагониста. А в конце еще и бой с главным боссом, пока не уменьшим его полоску ХП.

Нет, Шеогорат сварен из другого теста. Он, во-первых, чувствует потенциал Героя, во-вторых, соблазняется и решает забрать его душу. Для этого он устраивает маскарад под названием Серый марш и Джиггалаг, заставляет Героя сражаться с аккуратно подвешенным для него соломенным чучелом или, если выражаться более поэтично «мельницами», внушая веру в свою силу и исключительность. А в конце с радостью надевает на его голову корону, даруя целое царство в его руки.

Сюжет дополнения – это буквально история про исключительного Героя, обманутого принцем – очень хорошим обманщиком и сказочником, и доведенного до безумия. Это, кстати, подтверждают и ачивки, которые мы получаем, пока проходим игру:

Турист (Tourist)

Претендент (Aspirant)

Гражданин (Citizen)

Безумец (Madman)

Почётный Безумец (Honored Madman)

Герцог Деменции (Duke Dementia) / Герцог Мании Дрожащих островов (Duke Mania)

Регент (Regent)

Защитник (Defender)

Безумный Бог (Madgod)

Читатель наверно тут же возразит, что это лишь ачивки, Герой не сходил с ума, они были добавлены ради веселья.

ТЫ (НЕ) ШЕОГОРАТ, или в чем гениальность Shivering Isles?

Что же, раз уж мы так глубоко рассмотрели завязку сюжета, то стоит найти и кульминацию? Дело в том, что именно в ней мы найдем ответ на наш вопрос.

Когда принц Безумия окончательно исчезает мы уже не знаем, что делать дальше, ведь Серый марш уже на пороге. Хаскилл намекает нам на воссоздание посоха Шеогората, чтобы это сделать мы отправляемся в древние руины, где находим древнего библиотекаря самого Джиггалага. Он то нам и дает наводку, сообщая, что чтобы создать древко посоха надо два предмета – глаз Сирты, видевший то, что не видели другие, и ветвь Древа Образов, растущего в залах Милькара. И если первое мы получаем, просто убив владелицу глаза, то чтобы получить второе нам предстоит пройти испытание. А испытание заключается в том, что, прибыв в Милькар и спустившись к корням Древа Образов, в Рощу Отражения, нам предстоит бой с самим собой. Едва коснувшись воды пруда в этом месте, мы увидим нашего двойника, с которым предстоит бой не на жизнь, а на смерть.

Для справки: моего персонажа звали Elzar
Для справки: моего персонажа звали Elzar

Именно здесь наш Герой окончательно и сходит с ума. Бой с двойником – это прекрасная метафора на уничтожение остатков рассудка и главный кульминационный момент. Ведь сражаемся с собой мы с одной целью – получить посох Шеогората и стать новым владельцем трона Дрожащих островов. Если в самом начале в это место спускалась личность, то она оттуда не вышла больше никогда, лишь ее отпечаток, искренне верящий в то, что станет новым богом Безумия.

Финита ля комедия?

Теперь, когда у Вас есть все карты на руках, думаю, вы не станете отрицать, что главный сюжет дополнения Дрожащие острова – это драма о том, как сильный и волевой Герой, оказавшись в царстве Бога безумия сошел с ума и стал его ручной собачонкой. В чем-то он и сам напоминает Джиггалага безуспешно пытающегося победить Шеогората внутри себя, но снова и снова терпящий крах. И так каждую тысячу лет.

ТЫ (НЕ) ШЕОГОРАТ, или в чем гениальность Shivering Isles?

Особенно это ярко выражено в следующей игре – Скайриме, где старый знакомый нам Шеогорат веселится в гостях у Пелагиуса Безумного и рассказывает, что целых 200 лет был в отпуске, скорее всего оставив нашего персонажа царствовать на Островах.

Впрочем, будем надеяться, что он счастлив, преисполнившись глубинами безумия.

Нарратив этого дополнения – лучшее доказательство, что в твоей игре может быть самая ужасная графика, отвратительный геймплей, иллюзия живого мира, но, если у тебя есть проработанный и продуманный сюжет, все минусы тут же отойдут на второй план. Даже самые ярые ненавистники Обливиона со мной согласятся, что Дрожащие острова – это лучшее, что могло случиться с игрой и, быть может, такого уровня сюжета ждали фанаты Морровинда в новой части Свитков, но не дождались.

А что думаете вы? Поделитесь вашим мнением в комментариях.

Ваш покорный камердинер- Moran Remar

Оригинал статьи:

13
27 комментариев