GTA 4 симулятор меланхолии
Увидел недавно пост о гта 4 о её достоинствах в плане физики и реалистичности, после которого чот захотел раскрыть её другую сторону, хотя раскрытие неверное слово, спустя 17 лет раскрыли уже все что можно, скорее просто хочу поделиться собственным мыслями и отдать свой респект любимой части, не более.
Ну и вот о чем я. Начну с очевидного факта, да четверка пуста на активности этот тейк судя по коментам был основным, но вот дилемма, в отличи от пятерки я в ней не чувствовал скуку.
Сейчас я немного бухчу на ГТА5, но это не значит что я её хейтер или типа того.
В пятерке за всеми этими яркими активностями, возможностями за вот их спинами, пропускает темноту другая часть с самим персонажам что с нами двигаются по всему пути . И вот они, они пусты. К этим персонажам не привязываешь, ни испытываешь к ним чувств потому что ощущаются как ни крути, но где то болванчиками с поверхностными характерами, а где то шутам из какого то нелепого реалити шоу. Да простите я не смог сочувствовать Майклу который терпел все выходки его семьи и переживал кризис возраста, не разделял отмороженность Тревора (хотя он все же был самым "гэтеашным" персонажем) ну и вообще не запомнил о чем была линия Франклина, точнее мне нужно прикладывать усилия, чтобы её вспомнить, а делать этого не хочется. И мне также была безразлична основная линия сюжета, ну вот так вышло, что эта история с неудачными ограблениями и поиском виноватых приелась. Но да я понимаю всех основных персонажей ГТА 5 как они устроены и почему именно так срежиссированы их судьбы. Но они мне не столь как не близки, сколько просто неинтересны. ГТА 5 это все же продукт нового времени, эпохи, амбассадор современности, эта цветастая гама красок, что дает нам ГТА 5 едко въелась в наш быт и стала его частью, та сумбурность и легкость бытия, что царит в игре это теперь наша жизнь или стремление к такой жизни, понятно что без разбоев и ограблений. И в ней все стало пошлее и поверхностей, хотя возможно я не прав. Наверное не прав
Но возвращаясь к началу я спросил себя почему же с таким количеством активностей и возможностей я чувствовал скуку. Ведь в четверке нет такого разнообразия всего, конечно там есть боулинг этого не отнять! Но главное в ней есть другое, а именно главная часть любого произведения, а что же именно? Выпрыгивает из натянутого банера с вопросом - да проработанный сюжет. И сюжет тут главная часть геймплея. В нем гта 4 берет вверх над всем детским беззаботным нутром гта5 и превосходит его на две головы. И на этом я прекращаю возможно унылое и старперские сравнения с пятеркой. И перехожу к основной теме. Все начинается уже.
В четверке все так выстроено, что с самого начала, ты ощущаешь гораздо лучше неудачного ограбления как все пошло по пи*де. Ведь ты прибываешь из одного холодного безразличного океана, в другой холодный и такой же безразличный океан, только бетона и асфальта. И в этом океане ты такой же крохотный и незначительный как и среди той бескрайней глади воды. И вот тут, уже после того как выясняется про яхты и особняки Романа, выйдя на брайтон стоя возле подъезда и видя на карте только одно место, тот самый таксопарк, начинаешь постепенно осознавать жизнь мигранта. Где у тебя в городе есть одна точка взаимодействия и эта точка твои родные и близкие, что есть в новой для тебя среде. От них ты зависишь и они твои проводники в этом мире. И это и берет в оборот весь геймплей игры. Ты понимаешь что тут ты один и все что тебе остается держатся рядом с другими, редкими другими, которые появляются на твоем пути. Браться за любую работу, которую ты можешь выполнить или не можешь. Смотря на это понимаешь , что да Нико делает то что он может, он убийца и этим он себя зарекомендовал. И он двигается с помощью своих скилов по грязным сточным водам этого города прекрасно понимая, что ведут все эти воды в канализацию. Но все же верит как и каждый, что эти грязные воды что будут нести его через несчастные судьбы и поломанные жизни все же выведут его в спокойное озеро умеренной жизни или хотя бы выведут туда где он сможет обрести покой после закрытия гельштата с предавшим его товарищем. Исследуя этот путь ты каждый раз отчетливо видишь визуализированную картину подтверждающую слова Немца о том, что город это страшная сила, и сильный в нем становится слабым, вот и Михаэль пропал. И это и есть та особенность геймплея четверки что недает заскучать. Судьбы среди холодного монолита зданий.
И этот дававший урбан не предполагает, что мигрант будет устраивать шестизвездочные перестрелки с копами. Да и вообще изначально в отличии от других игр серии, тебе и не хочется с самого начала устраивать весь этот хаос. Ты словно понимаешь, что привлекать лишнее внимание будучи мигрантом совсем не резонно. А вот в грязном переулке забить какого нибудь прохожего в надежде срубить немного деньжат это то самое и это с учетом довольно реалистичных драк и очень эффектных добиваний становится гораздо интереснее и дает гораздо больше эмоций хоть и не совсем положительных. Ведь когда ты видишь как добитый бедолага в грязном переулке еле ползет среди уличного мусора, а ты забираешь его деньги и пытаешь в своих окровавленных башмаках по быстрее свалить с этого места. Куда уже выехали копы, но уходишь ты из этого переулка с ощущением грязи перемешанной с кровью не только на твоих ботинках, но и где то в душе, что оставляет отпечаток, отпечаток Либерти сити, или скорее любого другого мегаполиса.
Тоже самое и с бизнесами, что были в других сериях, (ну собственно только в двух), но вот в данной части серии все же пропали. А потому что четверка не про вложение капитала в прожиточный минимум, мороженое с кокаином и магазины игрушек. Тут ты ощущаешь, что главный капитал, что тебе действительно дорог это твои бро, без них в это городе не выжить. Они самое ценное во что тебе нужно вкладываться и выполняя их побочки ты логично вкладываешься в очень ценный ресурс взаимопомощи.
Но признаю реализовано это так себе, все же чтобы это работало как я говорю, отклик от друзей должен быть более увесистым, чем подгон такси или оружия, но все же в сеттинг это вписывается гармонично.Хоть это и не масс эффект.Но ты просто понимаешь чем разработчики мотивировались делая такие ходы, как замену капитализма, коммунизмом. И несмотря на то, что реализация побочек выполнена не совсем с тем потенциалом который мог бы быть. Но ты все таки ощущаешь важность твоих бро. Вот Джейкоб, который реально прошел с тобой многое дерьмо и помогал тебе в сложных замесах, а вот и твой не путевый кузен Роман, а вот качкобас Брюси. Ты притираешься с ним, иной раз и правда чувствуешь себя паршиво отказываясь в очередной раз пойти с ним в бар в боулинг, а иной раз ты наоборот сам ищешь с кем бы потусить в этом пустом городе. И эти активности, реально работают. Накидавшись в баре и угоняя после этого от ментов под владивосток ФМ, экспириенс запоминающиеся.
Тоже самое можно сказать и о других вещах которые скрашивают и делают ярче серии с кастомизация всего и конечно же это не сломает изюминку четверки если в ней будет больше возможностей по созданию уникальных вещей типа оружия и машин, но опять же отсутствие этого не ухудшает игру, а просто не отвлекает от её истории, от её персонажей, от её мрачных улиц и сырых зданий.
И обращаясь к теме персонажей, я не стану разбирать каждого в отдельности, наверняка вы с ними знакомы сами. Я лишь подчерку как гармонично идут в ногу со всей линией и так называемым вайбом от всего окружения до внутреннего "Я" Нико. Которые мы находим и Мише Фаустине, и в сидельце Дуэйне и в тех кто не справился или убежал от себя в другое место, или даже в другой гендер.
Люди которые будут окружать Нико, как я выше говорил с непростыми судьбами, бегущие то от себя, то от самого Нико. И эти люди выглядят настоящими и наверное это и есть главный реализм игры. Мы понимаем что да, такие люди они среди нас или эти люди мы сами, заблудившиеся, борющиеся с зависимостями, с одиночеством, прикрывающие свое уязвленное эго стероидами, мужики которые утратили под собственным чувством мужественности связь с реальностью, ушлые карьеристы и так далее. Все это существенно влияет на игровой процесс, ты уже не ждешь голливудских перестрелок, а скорее наоборот получаешь удовольствие от редких, но правдивых замесов где нибудь на складе. Конечно со временем масштабы вырастут, но перестрелки всегда будут иметь свою магию.
А каждый раз кого то убивая в особенности если это сюжетные персонажи ты будешь чувствуешь вес их жизни и лиричность их судьбы.
Поле этого я снова скажу слово геймплей, но именно так и таким способами игра погружает тебя в себя, делая мир ощутимым. Вся эта увесистость и реалистичность затягивает и не отпускает. Ты ощущаешь себя живым или настоящим, слово уж подберите сами, но суть думаю понятна. ГТА4 это прекрасное в первую очередь произведение, трагичное художественное произведение с уникальной игровой физикой и это казалось бы простой, но чертовски сложный по современным меркам игростроя рецепт, делает четверку культовой уже 17 лет и выделяет её особняком в серии.
Господи боже мой 17 лет, как быстро летит время.
Ну финальное точку в лонге и игре ставлю главным высказыванием, что тянется через весь сюжет, в этом противостояние с городом.
Это осуществление мести Нико своему боевому товарищу, какой бы выбор не был сделан. Нико ощутит пустоту как отражение и итог всех тех, кто так стремительно пытается в большом городе добиться какого то мимолетного успеха. И эта погоня за ним, в надежде обрести удовлетворение, всегда будет оставлять лишь пустоту, которой казалось бы нет места в таких плотно застроенных мегаполисах, но в них то как раз этой пустоты больше всего.
Поэтому лучше гнаться за тем, чтобы быть как можно чаще со своими родными, близкими и братишками, это лучшее стремление, которое не позволяет нашей жизни обрести полное опустошение.