Tainted Grail: Fall of Avalon - скайримлайк в сеттинге соулспанка

Девушка для привлечения внимания 
Девушка для привлечения внимания 

Тихо и незаметно вышла игра, которая оставляет совершенно противоречивые впечатления: одни кричат, что это унылая гриндилка, другие - что это чуть ли не шедевр десять из десяти на кончиках пальцев. Истина, как всегда, где-то посередине.

Сеттинг и сюжет

Сеттинг Tainted Grail очень молод и малоизвестен широкой публике. Выйдя в 2019 как настолка, он вскоре обзавелся целыми двумя игровыми адаптациями: сначала карточный рогалик Tainted Grail: Conquest, а затем и Tainted Grail: Fall of Avalon. Итак, на дворе средневековое фэнтези. Король Артур со своей свитой и людьми внезапно столкнулся с чумой, названной Красная Смерть, и был вынужден переселиться с континента на остров Авалон. Но остров уже был населен некоей расой четырехруких существ, которых прозвали предтечами, и они не желали делиться своими землями. В ходе долгой и кровавой войны Артуру удается победить ценой серьезных жертв, но даже с победой легче не стало: остров окутывает древняя сила Марь (Wyrdness), способная сводить людей с ума и превращать в монстров. Чума также никуда не ушла и способов вылечиться так никто и не нашел. Волшебник Мерлин установил волшебные обелиски-менгиры, которые отталкивали Марь и не давали ей поглотить города, но всё это было за 600 лет до начала игры и с тех пор магия менгиров постепенно ослабевает. Миру остаётся только медленно сдавать позиции под натиском мари и вымирать, и только один человек способен его спасти, почти как в серии souls.

Но вернёмся к самой игре. В ходе побега из тюрьмы для заражённых чумой наш безымянный герой (или героиня) находит портал, переносящий его в огромную комнату, явно вдохновенную работами Ганса Руди Гигера, в которой находит частицу души короля Артура.

Что-то напоминает, правда?
Что-то напоминает, правда?

Эта душа спасает его от чумы и просит разыскать оставшиеся частицы, спрятанные в легендарных артефактах, чтобы возродить самого короля. В принципе, это практически полное описание происходящего глобального сюжета: дальнейшие события вертятся вокруг поиска этих самых артефактов с частицами души Артура по принципу "сделай для меня цепочку квестов, а я помогу тебе достать реликвию", но пересказывать особо смысла нет, как нет и каких-то невероятных поворотов (за исключением секретной концовки), всё вполне ожидаемо.

Немного о графике

Графика выглядит как нечто эдак десятилетней давности, но стоит признать - разработчики умеют в стилизацию и даже с такой основой способны выдавать весьма симпатичную картинку.

Сюрреалистические уровни получились особенно хорошо
Сюрреалистические уровни получились особенно хорошо

Но вот подходишь близко и сразу бросаются в глаза пластиковые лица персонажей и корявая лицевая анимация, порой доходящая до уровня зловещей долины.

Потрясающая анимация

Акт первый, в котором знакомимся с игрой и получаем хорошие впечатления

А начинается игра в островной лечебнице - тюрьме для заражённых чумой. Жители окружающего мира уверены, что там лечат чуму, но на деле орден красных монахов проводит там всякого рода эксперименты над больными в бесплодных попытках найти лекарство. После выбора пола, внешности и комплекции (ни на что, конечно же, это не повлияет), в ходе небольшого диалога со стражником можно в стиле TES: Morrowind рассказать ему, чем ты занимался до попадания в тюрьму - это влияет на начальные навыки. Например, "крался в ночи, чтобы кое-что продать" - получи бонус к скрытности и одноручному оружию.

Список расширили в последнем патче - раньше бонусов было меньше
Список расширили в последнем патче - раньше бонусов было меньше

Влияние это небольшое, впрочем, и раскачаться потом в нужную сторону, если изначальная не понравилась, не составляет большого труда. Никто даже не упоминает твои склонности в диалогах.

Прямо в конце диалога стражнику прилетает стрела в... нет, не в колено, а в голову, а затем нашу камеру открывает таинственный стрелок в красной броне, который просит найти его дальше у выхода из лечебницы. С этого момента и начинается геймплей: бродим по тюрьме, взламываем редкие сундуки и общаемся с немногочисленными оставшимися в живых заключёнными, а также сражаемся с монахами. Всё это до тех пор, пока не находим нашего спасителя и лодку, на которой и добираемся до первого акта и открытого мира.

Богатый выбор для отыгрыша (шутка, это один такой диалог)
Богатый выбор для отыгрыша (шутка, это один такой диалог)

Боевая система довольно проста: обычный удар, сильный удар, блок, практически бесполезное и странное отталкивание врага, мощный удар с разбега. Для защиты есть блок и отскок в сторону. Ах да, ну и как же в современной игре без парирования - выставленный в последний момент блок убирает урон по тебе и часть выносливости у врага, хотя позже найдутся щиты, которые при парировании накладывают отравление, заморозку или другие эффекты. При желании можно пользоваться луком и магией, но сильной магии в лечебнице нет, а для лука слишком мало стрел. Позже по мере прокачки и нахождения заклинаний магия становится гораздо мощнее, а для лука можно обзавестись стрелами с разными эффектами, но до этого момента ещё надо дойти. Кроме этого есть ещё слоумо - ультимативная способность Артура, которая по мере нахождения сюжетных артефактов тоже обрастает новыми эффектами.

Боссов здесь действительно много
Боссов здесь действительно много

Есть интересные находки вроде возможности взять в обе руки по щиту и бить врагов ими, а один из скиллов в соответствующей ветке повышает такой урон аж в три раза. Каждое оружие или элемент брони можно улучшить в кузнице много раз, сильно подняв его характеристики, хотя стоимость апгрейдов растет по экспоненте. Кроме этого можно приделать два слота для навесных украшений, которые дают дополнительные эффекты: восстановление жизни при убийстве, отравление/поджог/заморозка противника и так далее. У каждого элемента брони есть свой вес, и это влияет на уровень нагрузки - чем меньше нагрузка, тем быстрее восстанавливается затрачиваемая на удары выносливость и тем дальше отскок.

Посиделки у костра (баг с двойной репликой уже починили)
Посиделки у костра (баг с двойной репликой уже починили)

Помимо всего этого есть ещё целых шесть характеристик, и каждая увеличивает сразу несколько показателей: например, сила увеличивает урон в ближнем бою в процентах, а также уменьшает влияние веса брони, уменьшая тем самым нагрузку. Ну а прокачка скиллов тоже очень разнообразна: в каждом разделе, связанном с одной из характеристик, есть по две-три ветки с несколькими скиллами от почти бесполезных вроде "бонус к урону, если жизнь меньше 30%" до невероятно полезных вроде увеличения максимального здоровья или шанса крита. А ещё есть

аж целый секретный раздел скиллов, которые получаешь после выполнения одной цепочки квестов во втором акте! С очень полезными эффектами, которые резко снижают максимальный урон по игроку, не позволяя особо сильным боссам выносить игрока одним ударом.

В общем, игра очень гибкая в плане настройки своего билда, и это большой плюс.

Можно нацепить на себя довольно много разных вещей
Можно нацепить на себя довольно много разных вещей

А вот большой минус - за стелс. Игра абсолютно не приспособлена к нему: у врагов нет какого-то фиксированного распорядка дня и патрулей, в большинстве случаев они просто случайно поворачиваются и прогуливаются по небольшому радиусу либо стоят на месте, а поэтому и стелс билд смысла практически не имеет, несмотря на гигантские бонусы к урону из стелса. Бесшумных убийств тоже нет, враги оборачиваются на шум, но на труп своего товарища им совершенно плевать. Почти все из многочисленных боссов игры стоят лицом к тебе и подкрасться возможности просто нет, а периодически разработчики ещё и включают катсценку с разговором прямо перед боссом, чтобы у стелса шансов вообще не было. Нет даже ни одного квеста, в котором нужно было бы действовать тихо. Так зачем тогда этот стелс вообще нужен? А ведь у него есть целая ветка в навыках, из которой только один навык можно назвать полезным - невидимость с большим кулдауном вместо смерти от фатального урона.

Если что-то пошло не так, можно найти несколько зелий, позволяющих полностью скинуть все атрибуты и скиллы. Варить их самому нельзя (или я не нашел рецепт), но уже ко второму акту у меня скопилось таких штук 7, то есть вполне достаточно для проверки разных билдов и комфортной игры.

Игра условно разделена на три акта, каждый со своим небольшим подсюжетом, который обычно состоит в том, что локальная фракция плохо относится к Камелоту как центральной власти и хочет порвать с ним связи либо оспорить его решения. В принципе, за исключением второго акта этот подсюжет можно практически полностью игнорировать, и это можно записать в плюс как небольшую вариативность. Небольшая - потому что в глобальном смысле неважно, какие именно выборы сделаешь и будешь ли вообще выполнять большую часть квестов, максимум - покажут слайд в конце игры. Есть только одно исключение из этого правила - одна цепочка неочевидных побочных квестов открывает секретную концовку.

Диалог Платона и Сократа
Диалог Платона и Сократа

Первый акт самый проработанный из всех - есть интригующие и забавные квесты и даже возможность романса. Нередко бывает, что квесты складываются в целые цепочки и завалив один из них, фактически заваливаешь всю оставшуюся цепочку тоже. Но есть и проблемы: иногда не дают вообще никаких подсказок о том, где искать конкретную вещь. Например, чтобы найти тыквенные семечки, нужно

подождать поздней ночи, когда все вокруг окутает марь, и где-то в центральной части карты в домике появляются скелеты-фермеры, у одного из которых и нужно купить эти самые семечки. Вот как я должен был догадаться об этом? И это не единственный случай, когда выполнить квест может только экстрасенс, очень удачливый игрок или просто читатель гайдов.

Ночь тоже сделана довольно атмосферно, особенно вне поселений 
Ночь тоже сделана довольно атмосферно, особенно вне поселений 

Радует, что иногда игра поощряет нестандартные решения: например,

в первом акте нужно достать частицу души из меча, но этот процесс быстро наносит урон и убивает героя. Что делать? Либо проходить длинную цепочку квестов, либо... вообще ни к кому не обращаться за помощью и просто вытащить частицу из меча самому, активировав слоумо и глотая сильные лечебные зелья. За это даже предусмотрена ачивка!

Что однозначно удалось - так это локации. В них часто можно встретить различные секреты и неочевидные награды, хотя порой авторы перебарщивают, когда засовывают действительно хороший элемент магического доспеха или полезное заклинание в какой-нибудь деревянный ящик на отшибе, из тех ящиков, где обычно хранят еду, и поэтому ты просто пройдешь мимо и даже не заметишь. Но главное - исследовать мир действительно интересно.

О персонажах же сказать особо нечего: к сожалению, каких-то интересных или хотя бы харизматичных персонажей в игре можно пересчитать по пальцам одной руки. И за всю игру с большинством из них будет буквально два-три диалога.

Также в первом акте можно найти лошадь, но она абсолютно бесполезна, более медленной лошади я ещё не видел. Пешком пробежаться будет быстрее, особенно с вещами на ускорение бега, тем более, что на бег выносливость почему-то не тратится - даже в бою.

Из возможностей есть и покупка дома - ещё одно абсолютно бесполезное приобретение, которое только высасывает деньги. Любыми алхимическими столами и кузницами можно свободно пользоваться, и они есть почти в каждом поселении. Аналогично и с личным сундуком, где можно хранить сколько угодно вещей из инвентаря, от оружия с доспехами до алхимических ингредиентов.

Игра позволяет присоединиться к четырем разным гильдиям: гномьих кузнецов камнесловов, королевских географов, алхимиков и к "детям Морриган", местному темному братству. У каждой из этих гильдий есть своя цепочка квестов, которая закончится только в третьем акте, а в первом они лишь наводят туман и интригу.

Из медведей почему-то падает оленина
Из медведей почему-то падает оленина

Акт второй, в котором недостатки начинают раздражать, а рефандить уже поздно

И вот открывается второй регион Кунахт, примерно равный по площади первому. К сожалению, наполнение его заметно хуже - меньше интересных мест, порой встречаются полупустые пространства вроде верхней части карты, а дизайн города и других мест хоть и стал сложнее и лучше, но при этом производительность заметно падает. Не знаю, как этого добились разработчики, но скорость сохранения игры и FPS порой настолько замедляется, что в продолжительных сессиях играть становится совершенно некомфортно. К счастью, после нескольких патчей ситуация улучшилась, но работы по полировке ещё много.

До патча это прогружалось заметно дольше

Но в целом хотя бы квесты починили: по состоянию на сейчас за всю игру я встретил только один нерабочий квест, когда персонаж не активировал диалог, и это решилось тем, что я обошел его и заговорил сбоку, а я видел почти все квесты, какие вообще есть в игре. Перфекционисты будут расстроены ещё и тем, что выбить все достижения невозможно: достижение на рыбалку, где надо поймать 6 видов рыб, просто сломано.

Но первое, что замечаешь при переходе в Кунахт - это резко растолстевшие мобы. Если раньше красношапки и утопцы, похожие на своих коллег из Ведьмака, помирали за один удар, то теперь те же монстры во втором регионе - даже не перекрашенные в другой цвет! - выдерживают по 3-5 ударов. А каких-нибудь камелотских дезертиров приходится натурально ковырять лучшим топором, который я вообще смог найти в первом регионе, и даже улучшил в кузнице. Поначалу возникает желание на этом игру и забросить, но не надо спешить - при дальнейшей прокачке можно превратиться в практически непобедимого терминатора. Например, некоторые вещи дают бонусы к шансу критического удара в 10-15%, а улучшениями в кузнице этот процент можно даже повысить, и с прокачкой восприятия вполне реально разогнать этот шанс до 70%, а то и больше, сделав критом почти каждый удар. Отдельно восприятие также увеличивает и процент критического урона. Если затем взять скилл на получение 2%-4% от урона критом в качестве лечения, то уже к третьему акту главного героя становится практически невозможно убить и в боях можно чуть ли не кататься лицом по клавиатуре. Всё это на нормальной сложности, но на форуме Стима есть жалобы на слишком лёгкую игру даже на максимальной.

В этот же момент начинаешь замечать некоторые странные и неприятные особенности: мир игры по сути мертв. У половины персонажей нет режима дня, они просто стоят или сидят на одном месте (как продавщица в книжной лавке Кунахта, например) даже глубокой ночью, а вторая половина с наступлением ночи просто идет домой и ложится спать. Поработал, поспал - на этом всё. Маловато будет, даже в первой Готике 24 года назад персонажи умели умываться, есть, добывать руду и жарить мясо. Никто не ходит по дорогам и вообще за пределами поселений почти никого нет кроме разбойников и монстров, а редкие дружественные NPC в глуши прикованы к своему месту и не отходят от него ни на шаг.

Также местные "именные" NPC начинают просто заваливать квестами разного качества, которые можно условно разделить на два типа: "почтовые" со стандартным убей-принеси-подай-поди прочь-не мешай, и "с вотэтоповоротом", когда у тебя просят то же самое, но потом оказывается, что твой квестодатель тоже плохой человек со слов твоей цели, и таких квестов довольно много. Прячущийся в бочке паломник обвиняет ведьму в том, что она его околдовала, а она обвиняет его в изнасиловании; женщина просит сходить к другой ведьме и расколдовать мужика, а ведьма говорит, что женщина сама пожелала, чтобы мужик стал таким; мужик просит убить разумного монстра "для исследований", а потом разумный монстр рассказывает, что мужик когда-то продал душу этому монстру и хочет избавиться от долга, ну и так далее и тому подобное. Вот только если ты так и не можешь докопаться в итоге до правды, то квестовый "вотэтоповорот" не имеет ценности, это просто слова одного персонажа против слов другого.

Акт третий, в котором выдыхаешься вместе с авторами

Третий акт наиболее похож на тот самый Скайрим: заснеженные пустыни, поселения местных викингов из дерева и камня, подозрительно похожие на рьеклингов мелкие гоблиноподобные существа, нежить, даже великаны есть. И все они стали ЕЩЁ ЖИРНЕЕ, чем их монстроколлеги во втором акте. Такая вот балансировка игры.

Несмотря на многочисленные сообщения о недоделанном третьем акте, сейчас в нем нет каких-то критичных багов и его можно пройти от начала и до конца без проблем. Как я упоминал, только в одном побочном квесте были проблемы и как раз в этом акте, но никаких софтлоков или тому подобных бед.

У региона Забытых Мечей есть другая проблема: разработчики явно выдохлись и спешили доделать его, поэтому в дизайне он самый скучный: однообразные ледяные поля на большей части и редкие поселения. Здесь уже начинаешь замечать и насколько местные пещеры похожи друг на друга, и как враги в гробнице из финального сюжетного квеста третьего акта выглядят как нагромождение минибоссов без какого-либо смысла и обоснования. В этот момент от игры устаешь и хочется ее побыстрее закончить.

К середине третьего акта все бои выглядят примерно так

Вишенка на торте - встречаются либо неозвученные, либо прерывающиеся диалоги, буквально персонаж проговорил первые два-три слова своей реплики и тут же звук пропадает. А дух Артура, который охотно комментировал практически любое событие до середины второго акта, в третьем вообще замолкает и нет ни одного нового диалога с ним. Не знаю, баг это или просто не придумали новые диалоги, но выглядит недоделкой. Ну а в некоторых сюжетных роликах, которые немного приоткрывают прошлое Артура, вообще видео начинает отставать от звука. Халтурка-с.

Ну а если вы любите складывать в сундук на черный день все, до чего можете дотянуться, то готовьтесь к тому, что к концу игры процесс сохранения будет занимать минимум по 12-15 секунд на SSD. И это реально долго.

Задания от гильдий же заканчиваются

полным пшиком - все, кроме одной. Только в гильдии камнесловов есть интересная история с раскрытием лора и даже моральным решением, которое влияет на слайд в концовке. А с другими гильдиями же полный швах:

Географы - посети все гробницы рыцарей и поговори с алхимичкой о сути Артура. Пообещай подумать о том, чтобы прервать цикл. На этом всё, квест гильдии заканчивается. Ну хорошо, нам раскрыли немного лора и из гробниц можно стянуть немало разных сетов доспехов, но как-то ожидаешь большего.

Дети Морриган - сделай выбор между "гильдия остаётся в тайне и манипулирует людьми и политикой" и "гильдия восстаёт в открытую и пытается завоевать Авалон". Сделав выбор, убей одного из двух главарей, который не разделяет твой выбор. Всё, на этом конец - никаких последствий своего выбора не увидишь, только в одном из слайдов упоминается об этом.

Алхимики - после нескольких неплохих квестов тебя приглашают навестить нынешнего главу гильдии, и это оказывается дриада. Она магически привязана к месту своего обитания и проводит эксперименты с энергией для создания подобия человека. С гордостью она показывает тебе жалкое непонятное существо, которое затем приказывает принести в жертву, то есть убить. Согласишься - она говорит, что теперь свободна и пропадает. Откажешься - она нападет на тебя. На этом всё, даже в слайдах концовки никаких упоминаний не будет.

Вот такой третий акт получился.

Присел отдохнуть
Присел отдохнуть
Так спешили, что даже забыли придумать данжену имя
Так спешили, что даже забыли придумать данжену имя
Единственный "диалоговый" квест в игре
Единственный "диалоговый" квест в игре
Что-то знакомое
Что-то знакомое
Тело с отрубленной головой выглядит так, как будто головы никогда и не было
Тело с отрубленной головой выглядит так, как будто головы никогда и не было

Так стоит ли играть?

На мой взгляд - да, но по скидке. Положительных впечатлений игра всё-таки оставляет больше, чем отрицательных. В текущем состоянии игры я бы поставил ей 6/10 - основа крепкая и интересная, исследовать мир интересно, но отсутствие какой-то изюминки, недостаток полировки и масса технических проблем заметно портят впечатление и не дают ей стать чем-то большим.

Причина тряски?
12
1
1
19 комментариев