Silent Hill 1 — интересности

Сегодня моя любимая игрофраншиза справляет 20-летний юбилей. Я вкратце расскажу историю игры и проведу за ручку по первым её локациям, указывая на интересные маленькие детали, коими Silent Hill славен. И в конце расскажу, как можно ознакомиться с игрой сегодня.

Страшные игры всегда имели свою нишу, но из поколения в поколение менялись тренды самого жанра. С приходом пятого поколения консолей — 32 бита, 3D, вот это всё — стартовали трёхмерные сурвайвл хорроры. Тренд был сформирован Alone in the Dark (в 1992 г. на MS DOS, в 1994 г. на 3DO с апгрейдами музыки и озвучки) и окончательно утверждён вышедшей в 1996м Resident Evil. С целью урвать кусок пирога в этой нише, Konami выделили в том же 1996м средства на создание Silent Hill. Три года спустя и ровно 20 лет назад, 31 января 1999го игра увидела свет в США. На родине в Японии она была выпущена уже после релизов в США и Европе, потому что с самого начала была ориентирована на западный рынок.

Слева направо: Акира Ямаока (звукорежиссёр и композитор), Кеичиро Тояма (сценарист и режиссёр), Такаёши Сато (дизайнер персонажей и автор CGI-роликов)
Слева направо: Акира Ямаока (звукорежиссёр и композитор), Кеичиро Тояма (сценарист и режиссёр), Такаёши Сато (дизайнер персонажей и автор CGI-роликов)

Срежиссировал игру Кеичиро Тояма, до этого отличившийся в роли дизайнера игры от Гения Snatcher. После релиза Silent Hill он вместе с дизайнершей монстров Наоко Сато ушёл в Sony делать сначала духовный наследник сайлент хилла Siren, а потом игру своей мечты Gravity Rush. В связи со сменой режиссёра дебютный Silent Hill выделяется не только среди сверстников по жанру, но и внутри самой франшизы. Масахиро Ито, тоже дизайнер монстров и один из самых известных разработчиков серии, рассказал в своём твиттере, что Silent Hill 2 в своё время огрёб резкой критики в японском интернете за непохожесть на оригинал.

"Продажи Silent Hill 2 в Японии поначалу были далеки от успешности. В интернете многие оскорбляли игру, потому что она не была полноценным сиквелом, и дизайн монстров сильно отличался от оригинала."

По словам Тоямы, игра воссоздаёт атмосферу хоррор-новелл 80х-90х, включая, конечно, Кинга — истории про обычных людей, реальный мир вокруг которых даёт трещину, обнажая таившуюся в нём кошмарную сторону. При этом источниками вдохновения послужили в первую очередь культовые фильмы 70х-80х, в том числе работы Кубрика, Линча и Кроненберга, а также научно-фантастические фильмы начиная с 50х. Это объясняет, откуда в игре берутся противоречивые элементы, к примеру, ставшая традицией НЛО концовка.

Silent Hill 1 — интересности

Вопреки появившемуся после экранизации расхожему мнению, образ города был вдохновлён отнюдь не злополучным пенсильванским городком-призраком Централия. Карта города составлялась на основе нескольких реальных японских захолустий, расположенных рядом с озёрами или морем — например, Атами и Товадако. Американские декорации был воссозданы по фильмам и материалам, собранным во время поездки в Чикаго — тоже находящемся на берегу озера. Само название Silent Hill идёт от названия префектуры Шизуока (静岡 можно буквально перевести как Тихий Холм), в которой и расположен городок Атами. На родине Шизуока — прозвище игровой серии. А Централия была удачной находкой режиссёра фильма, но Team Silent про неё скорее всего и не знали тогда, ни в одном из интервью это название не фигурирует.

Silent Hill 1 и Silent Hill 2 примечательны своими интро, содержащими нарезку из CG-роликов. Часть этих роликов есть в игре, а часть показана только в интро и будоражит фантазию дотошного фаната.

В самом начале игроку не дают особой свободы передвижения. Можно вернуться к разбитой машине и обваленному автомобильному тоннелю.

Silent Hill 1 — интересности

Отсюда можно прогуляться по Бахман Роуд к Convenience Store 8 — он открыт, но при попытке зайти внутрь включается катсцена. Другой триггер этой катсцены находится в двух шагах от старта, сразу после знака пешеходного перехода. В катсцене Гарри преследует убегающую от него в переулок Шерил. От входа в переулок нам уже никуда уйти не дадут, насильно возвращая к его началу.

Когда Гарри идёт дальше по тесному переулку, освещение постепенно тускнеет. Но если вернуться назад, то можно убедиться, что на улице всё ещё светло. Вероятно, свет не проникает в узкий проём между домами?

Так или иначе, после того как Гарри проходит очередную калитку, вокруг становится совершенно темно, а падающие снежинки превращаются в капли дождя. При попытке вернуться назад Гарри натыкается на тупик.

В конце переулка Гарри обнаруживает фрагменты тел, и на него нападают детишки-монстры. От них можно без особых проблем удрать. Смысла правда в этом нет никакого, сбежать из переулка нельзя.

Наслаждаемся катсценой с типичной для пятого поколения консолей озвучкой. Короткие фразы и неловкие паузы между ними — это не от того, что авторы игры смутно представляют себе человеческую речь. Из-за ограничений железа аудиофайлы с репликами приходилось делать достаточно маленькими и оставлять время на их подгрузку.

Можно осмотреть кафе. Все знают о плакатах со Стивеном Кингом и Портисхедом, а вот весьма пророческую икону с плачущей кровавыми слезами девой Марией порой упускают из виду.

Точки для сохранения оформлены в виде блокнота — в этом ничего инновационного нет, в том же Resident Evil мы сохраняемся с помощью пишущей машинки. Интересно то, что записки Гарри кто-то действительно найдёт много лет спустя.

Дальше можно полноценно исследовать район города, в котором оказался Гарри. Он называется Old Silent Hill и отличается внушительными размерами, тут есть где погулять. Изначально разработчики планировали сделать остальные открытые части города столь же обширными, но из-за поджимавших сроков уровни пришлось урезать.

Первое, что предлагается посетить после кафе — аллею, куда убегала Шерил. В её конце тупик, образованный странно обвалившейся, словно размякшей и просевшей, стеной дома. Там лежит записка "To School", металлическая труба и альбом для рисования, который Шерил держала во вступительном ролике. На его обложке — карикатура на Гарри и загадочная надпись COOWIGR DINOK.

В игре альбом почему-то отзеркален. Надпись там конечно должна быть Drawing Block, как в артбуке Silent Hill 3.

Silent Hill 1 — интересности

Можно посмотреть на этот тупик с обратной стороны.

К магазину Convenience Store 8 стоит вернуться, чтобы полюбоваться на кормящегося из мусорки птеродактиля и полутать внутри немного целительных бутылочек.

Дизайн этих бутылочек навеян популярными среди японских работяг аптечными энергетическими напитками. В Silent Hill 1 бутылочки напоминают Yunker Kotei DCF. А в Silent Hill 2 — Lipovitan.

Слева у входа в магазин стоит газетный автомат. На первой полосе газеты написано BILL SKINS FIFTH — это отсылка к "Молчанию Ягнят". В городе вообще хватает отсылок к западным фильмам и писателям — в виде названий улиц и местных заведений, а так же плакатов: Sematary, к примеру, отсылает к “Кладбищу Домашних Животных” Кинга, Algernon — к "Цветы для Элджернона" Киза.

Любопытен тормозной след на скриншоте с полицейской машиной — водитель успел затормозить за сантиметры до пропасти. Это не машина Сибил — она во вступительном ролике движется на мотоцикле, который дальше в том же ролике виден брошенным у обочины.

Silent Hill 1 — интересности

Дом на Левин стрит, через который можно попасть на улицу к школе, выглядит вполне мирно и уютно, если не считать разбитой тарелки на кухне. Жильцы будто испарились в одночасье. В официальной новелле (она до сих пор не переведена до конца с японского) Гарри угостился здесь пивком из холодильника.

Silent Hill 1 — интересности

Чтобы открыть дверь, Гарри дожен собрать три Ключа Затмения, названных по именам персонажей Страны Оз — Пугало, Лев, Железный Дровосек. Небезызвестный альбом Пинк Флойд The Dark Side Of The Moon удивительным образом хорошо накладывается на экранизацию "Волшебника Страны Оз" 1939го года. Последний трек этого альбома называется Eclipse.

Silent Hill 1 — интересности

После открытия двери наступает ночь. Игра с этого момента становится по-настоящему страшной. В своё первое — кооперативное! — прохождение с соседским пацаном на его плейстейшене 18 лет назад я, сжимая потными ладошками геймпад, бежал куда глаза глядят, пока не оказался в школе, пропустив таким образом кое-какие детали.

Можно вернуться назад и погулять по ночному району города. Ничего нового тут, впрочем, не появляется.

В северном конце улицы Мидвич есть обвалившийся мост, где можно полутать патроны. Можно пробежаться на восток от школы к дому мистера K Gordon, куда нам по-хорошему пока нельзя, на что намекает целая стая птеродактилей, охраняющая переулок.

Стоящий на дороге школьный автобус бесследно исчезнет после прохождения школы, когда на улице города вновь станет светло.

Примечательно, что гараж у дома K Gordon вымазан кровищей точно так же, как и у дома на Левин стрит. Это скорее всего ничего не означает.

Школа смоделирована по фильму со Шварцнеггером "Детсадовский полицейский". Нетрудно угадать причины, по которым японцы не пошли за материалами в настоящую школу во время поездки в США, а предпочли обратиться к кино.

Silent Hill 1 — интересности

Игру чрезвычайно упрощает трюк с выключением фонарика. Монстры не замечают Гарри, пока буквально не врежутся в него, но реагируют на размахивание оружием и топот при беге. Если хотя бы на секунду включить фонарик, монстры уверенно преследуют Гарри, даже если он перебежит в другое место, но, нанеся один удар, могут отстать. Возможно, сам Гарри их не интересует, им просто не по душе свет?

Раз уж заговорили о механиках. В игре нет перекатов (они появятся в Silent Hill Homecoming), зато если зажать кнопку бега и потянуть вниз стик или нажать кнопку "вниз" на паде, то Гарри отпрыгнет назад.

Многие считают нож слабеньким оружием, но против некоторых одиночных монстров он работает лучше трубы благодаря быстрой анимации. Главное — в тайминг попасть. Против летающих тварей и тем более групп монстров лучше не выпендриваться и доставать огнестрел.

Отсылка к Sonic Youth, ради которой не поленились целый экран нарисовать
Отсылка к Sonic Youth, ради которой не поленились целый экран нарисовать
NOTICE: HELL IS COMING ставит игрока в известность надпись на шкафчике с лекарствами в школьном медпункте
NOTICE: HELL IS COMING ставит игрока в известность надпись на шкафчике с лекарствами в школьном медпункте

В мужском туалете можно услышать плач как будто бы девочки.

Есть не подкреплённое ничем кроме домыслов мнение, что это отсылка к Миртл из второй книжки про Гарри Поттера, вышедшей в 1998м году — за год до релиза игры. Миртл была травима одноклассниками, убита василиском (почти ящер), и туалет, где она обитала, вёл в Тайную Комнату. А сам василиск перемещался по трубам. В Making of Silent Hill 3 Масахиро Ито рассказывал:

Вода течёт по трубам. Вентили регулируют этот поток. В Silent Hill 3 игрок путешествует между реальным и параллельным мирами. Вентили, которые открывает и закрывает Валтиэль, символизируют переход между двумя мирами.

В Silent Hill 1 вода и трубы тоже играют немалую роль, например, здесь же в школе есть головоломка со смываемым через водосток ключом, и Гарри попадает к ящеру через бойлерную, покрутив вентили на трубах. Очень много совпадений получается.

А вот попробовать залезть рукой в унитаз в этой игре нельзя, технология для такого интерактива появится только на PlayStation 2.

В кошмарной версии школы женский туалет работает как эдакий лифт-телепорт между первым и вторым этажом. А в мужском туалете можно встретить труп, рядом с которым кровью выписана странная надпись.

Её смысл становится понятным после посещения библиотеки на втором этаже — это имя автора и название книги. В книге описывается феномен полтергейста, и отмечено, что этот феномен часто связан с маленькими девочками.

Чтобы открыть дверцу под башней с часами во дворе школы, ведущей в кошмарный мир, нужно добыть медальоны солнца и луны. Эти медальоны повторяют мотив с ключами затмения, отпиравшими дверь в доме на Левин стрит.

Разработчики не поленились наполнить игру деталями, разъясняющими, где школьница Алесса могла насмотреться ужасных и не очень вещей, воплотившихся в кошмарном мире. Развешенные по этому миру завёрнутые в саван тела берут начало вот в этой непонятно что делающей в школе жуткой картине.

Босс школы — тварь, убиваемая меткой пулей в развёрстую пасть — это из мрачноватой сказки, которую приходилось читать и Гарри. Кстати, этот мотив повторяется и в первом боссе Silent Hill 3, а дизайн босса — в собаках из трёшки. Но это несложно, а вот где же маленькая девочка могла видеть изуродованное тело вроде того, что мы видим в конце аллеи в самом начале игры? Вот возможный ответ: в школьной кладовой на стене висит нечто, напоминающее фотографию аутопсии.

Silent Hill 1 — интересности

Некоторые противопоставляют Silent Hill современным хоррорам, говоря, что в правильном хорроре игрока пугают за счёт нагнетания атмосферы, а не дешёвых бу-пугалок. Однако, каждая игра оригинальной тетралогии содержала хотя бы одну бу-пугалку. Вот вполне канонический пример.

Я даже не начал перечислять интересности, но надо знать меру. Если хотите больше, то они перечислены тут: http://silenthillpa.narod.ru/SH1_observations.rar

Настройка эмулятора

Надеюсь, что сумел разжечь в вас желание почтить юбиляра и самостоятельно поисследовать его мрачный мир. Самый простой и при этом самый легальный способ поиграть сегодня в Silent Hill 1 доступен легитимным владельцам PS3, которые могут купить за небольшую сумму игру в PSN. Остальные могут воспользоваться эмуляторами: лучший эмулятор PS1 для Windows и Linux на сегодня — RetroArch с ядром Retroarch's Beetle PSX HW Core.

Вам понадобятся файлы BIOS. Их не разрешается распространять. Это проблема. Но говорят, что если вбить в гугл строчку

gametechwiki emulator files

то проблема каким-то образом решается. Также вам понадобится цифровой образ вашей легальной физической копии Silent Hill 1. Если так вышло, что ваш дисковод барахлит, и вы боитесь поцарапать драгоценный диск, то можете вбить в гугл строчку

gametechwiki rom iso files

и эта проблема опять же каким-то образом решается. Удивительное место этот ваш гугл.

Файлов BIOS много, вам достаточно по одному для японских (NTSC-J), американских (NTSC-U/C) и европейских (PAL-E) игр. RetroArch самостоятельно загрузит нужный BIOS-файл в зависимости от региона игры. Найдите следующие файлы в архиве, переименуйте их и положите в папку %appdata%\RetroArch\system

  • ps-30j.bin переименуйте в scph5500.bin
  • ps-30a.bin переименуйте в scph5501.bin
  • ps-30e.bin переименуйте в scph5502.bin

RetroArch представляет собой эдакий хаб множества различных эмуляторов, называемых ядрами — Core. Ядро эмуляции PlayStation 1 — Sony - PlayStation (Beetle PSX HW) — считается одним из лучших на сегодня.

Запускайте RetroArch. Он приветствует вас множеством менюшек. Название текущего меню отображается вверху слева.

Первым делом выберите в Main Menu пункт Load Core, выберите Download Core и найдите в открывшемся огромном списке Sony - PlayStation (Beetle PSX HW). Снова откройте это меню и выберите установленное ядро. Выбранное ядро будет отображаться внизу слева.

Silent Hill 1 — интересности

Перейдите в следующее меню Settings, выберите пункт Driver и установите vulkan как Video Driver.

Silent Hill 1 — интересности

Выйдите обратно в меню Settings и выберите пункт Input, затем Input User 1 Binds. В этом меню можно настроить бинды, которые потом будут использоваться во всех ядрах-эмуляторах. Игнорируйте User 1 Device Type. Настройте бинды под ваш геймпад или клавиатуру. Если геймпада нет — не переживайте, с клавиатуры Silent Hill 1 управляется вполне сносно благодаря его "тракторности" и тому, что у базового геймпада PlayStation 1 не было аналоговых стиков.

В общем-то готово. Можно вернуться в Main Menu, выбрать пункт Load Content, проследовать до цифрового образа игры и запустить её. Если вас приветствует жизнерадостный и молчаливый чёрный экран — вызовите меню эмулятора клавишей F1 и выберите пункт Run. Клавиша F по умолчанию переключает полноэкранный режим.

Однако с настройками графики по умолчанию игра может выглядеть ну очень уж страшненько. Это поправимо. Нажмите в F1 и в Quick Menu выберите пункт Options. Выставьте следующие настройки:

  • Renderer (restart) - hardware
  • Software framebuffer - ON
  • Adaptive smoothing - ON
  • Super sampling - OFF
  • MSAA - 2x
  • MDEC YUV Chroma Filter - ON (улучшает FMV видео)
  • Internal GPU resolution - 4x
  • Internal color depth - 32bpp
  • Wireframe mode - OFF
  • PGXP operation mode - memory only
  • PGXP vertex cache - OFF
  • PGXP perspective correct texturing - ON
  • Widescreen mode hack - если выставить в ON, то игра будет рендериться в полноценном 16:9. Но игра на такое не рассчитана, и вы часто будете наблюдать глюки по краям экрана, что рушит атмосферу. Рекомендую оставить в OFF
  • Dithering pattern - OFF

Нажмите F1, чтобы применить настройки и вернуться в игру.

Красота-то какая.

Silent Hill 1 — интересности
1010 показов
7.3K7.3K открытий
55 комментариев

Блин... вот насколько же годно пугала серия (атмосферой) , что даже сейчас, глядя на это пиксельное безумие где-то внутри муражки готовятся к своему забегу по спине... и это при том, что ни одну часть я так и не осилил до конца, из-за абсолютно (простите фанаты) абсурдных местами загадок. "Ну каким боком я должен был догадаться, что "где-то" надо выкинуть "что-то" "куда-то", что бы в мусорку упал ключ, о котором ты даже не знаешь)" (привет вторая часть)

Ответить

Хм, играл в далёком детстве, но чёт не помню сложностей с загадками)

Ответить

Вторая и the room были топ. Очень жаль, что конами все похерили, в том числе и отмененный silent hills.

Ответить

Первая часть до сих пор нравится больше остальных. Очень нравилась вот эта взаимосвязь "кошмара" с жизнью Алессы. И вообще, когда не давит "наследие" в лице прошлых игр серии, это лучше сказывается на результате. В следующих частях уже видно, как авторы начали "стараться", "углублять", ретконить, "расширять вселенную". Хотя и они неплохие. Кроме "The Room", конечно :)

Ответить

SH4 хорошая игра

Ответить

 Только вот автобус у школы никуда не исчезает после того как проходит ночь.

Ответить

После того, как мне об этом отписал товарищ, я проверил наличие автобуса после школы в нескольких версий СХ1 (не во всех, т.к. их довольно много - 7 штук, не считая промо/демоверсий). Автобус исчезает в оригинальной американке SLUS-00707 (именно в неё я переигрывал, когда писал статью) и в оригинальной японке SLPM-86192. В Greatest Hits американке  SLUS-00707 17037 он действительно остаётся, полагаю, в остальных версиях 2000-го года этот баг тоже исправлен.

Ответить