Громоздкие, неудобные и странные игровые гаджеты из прошлого [Лонг]

Громоздкие, неудобные и странные игровые гаджеты из прошлого [Лонг]

Шлем виртуальной реальности, который стоит на подставке. Геймпад в виде бензопилы. Катана с кнопками в рукояти. Контроллер с инструкцией на 92 страницы, 40 кнопками, тремя педалями и двумя рычагами. В этой подборке — гаджеты, которые сложно назвать удобными или нужными, но забываются они с трудом.

Введение

С момента появления видеоигр рядом с ними начали возникать всевозможные гаджеты — от простых дополнений до смелых попыток переосмыслить сам процесс игры. О некоторых из них — тех, что стремились шагнуть в будущее и создать принципиально новый уровень гейминга, — я уже рассказывал в рубрике #ретроистории

Но сегодня речь пойдёт о другой категории. О девайсах, которые были громоздкими, неудобными, местами нелепыми и не слишком нужными большинству игроков. При этом далеко не все они претендовали на звание инновационных или футуристичных — некоторые просто хотели предложить необычный, запоминающийся игровой опыт. О нескольких таких устройствах я расскажу в этой статье.

1. Virtual Boy (Nintendo, 1995)

Virtual Boy — пятая по счёту игровая консоль от Nintendo и одна из немногих, провалившихся в продажах. Она вышла в 1995 году и позиционировалась как революционная система с поддержкой псевдо-3D.

Рекламу то какую придумали!

Консоль использовала два монохромных дисплея (только красный и чёрный цвет), которые проецировались на глаза игрока через колеблющиеся зеркала.

Разработка велась под руководством Гумпэя Ёкоя — создателя Game Boy. Virtual Boy задумывался как временная замена в ожидании Nintendo 64 и стал последним проектом Ёкоя в компании.

Гумпэй Ёкои

Проблемы Virtual Boy

Играть в Virtual Boy было физически тяжело. Консоль крепилась на штатив, а игрок должен был наклоняться к окулярам — держать в руках её было нельзя. Это официальная позиция Nintendo из инструкции. Да и весила она 760 грамм, что также доставило бы много дискомфорта при попытках ручного использования.

Громоздкие, неудобные и странные игровые гаджеты из прошлого [Лонг]

Изображение было красно-чёрным, вызывало быструю усталость глаз и даже риск повреждений, особенно у детей (Nintendo официально запрещала использовать устройство детям младше 7 лет). Встроенная система делала автопаузу каждые 20-30 минут, чтобы не переутомлять зрение.

Громоздкие, неудобные и странные игровые гаджеты из прошлого [Лонг]

Управление осуществлялось через уникальный контроллер с двумя крестовинами (единственный такой в истории Nintendo).

Громоздкие, неудобные и странные игровые гаджеты из прошлого [Лонг]

Работала система от шести батареек AA (до 4 часов) или от внешнего адаптера. Цена на старте — $179,95. Из-за низкого спроса продажи были ограничены Японией и США (в Европу и Австралию система не попала). Выпущено было 22 игры в Японии и всего 14 в США. Всего продано около 770 000 единиц — по меркам Nintendo это провал.

Уже через год после релиза Virtual Boy был снят с производства, а мультиплеерный режим так и не был реализован — кабель для него просто не успели выпустить.

Blockbuster сдавал Virtual Boy в аренду за $9.99 в защитном кейсе — такие комплекты сегодня ценятся коллекционерами.

Громоздкие, неудобные и странные игровые гаджеты из прошлого [Лонг]

Устройство продвигалось под лозунгами вроде

A 3D game for a 3D world

3D-игра для 3D-мира

New Low Fare to the Third Dimension

Новый низкий тариф на билеты в третье измерение

Но маркетинг не спас ситуацию: людям было сложно понять, как работает консоль, пока они не увидят её вживую.

Тем не менее, Virtual Boy оставил след в истории: он упоминается в Super Smash Bros. Melee, WarioWare и Super Paper Mario, а фанаты до сих пор создают для него homebrew-игры.

Virtual Boy стал неудачным, но важным шагом на пути к 3DS — первой успешной портативной консоли с полноценным 3D-без-очков.

2. Steel Battalion Controller (Capcom, 2002)

Capcom решила зайти в жанр симуляторов боевых мехов с максимальной серьёзностью и в 2002 году выпустила Steel Battalion — эксклюзив для Xbox с действительно уникальным контроллером.

Громоздкие, неудобные и странные игровые гаджеты из прошлого [Лонг]

Вместо обычного геймпада в комплекте шёл гигантский пульт из трёх частей: два рычага управления, три педали и более 40 кнопок.

Каждая из них отвечала за отдельную функцию — от очистки лобового стекла меха до включения рации или переключения режимов прицела. Игра была построена вокруг контроллера: даже запуск меха требовал включения систем по определённой последовательности.

Проблемы Steel Battalion Controller

Контроллер весил более 7 кг и занимал полстола.

Громоздкие, неудобные и странные игровые гаджеты из прошлого [Лонг]

Чтобы освоить его, нужно было реально изучать инструкцию в 92 страницы. Простого «сел и поехал» не было. Игра наказывала за ошибки: если не успеть вовремя катапультироваться из горящего меха, прогресс персонажа удалялся навсегда.

Стоил весь комплект $200. За $300 в 2001 году можно было купить PS2, а игры стоили $20–50. Чтобы лучше представить себе, насколько дорогим был такой комплект, я спросил в чате с Алисой, каков эквивалент $200 из 2002 года по сегодняшним меркам.

Громоздкие, неудобные и странные игровые гаджеты из прошлого [Лонг]

Сумма приличная. В целом, если немного добавить, то сейчас можно было бы взять Steam Deck или Switch 1/2. Стоило ли оно того? Думаю, многие задавали себе тот же вопрос, глядя на этот комплект и его ценник.

Цена, ограниченный функционал и внушительные габариты выглядели для многих как неоправданно дорогая покупка. Всё это сильно уменьшило аудиторию — несмотря на культовый статус, это было скорее техническое шоу, чем массовый продукт.

Громоздкие, неудобные и странные игровые гаджеты из прошлого [Лонг]

Официального названия у контроллера не было, но в фанатской среде прижилось имя Mega Jockey 9000 — изначально это была шутка, подброшенная фанатами.

Всего было выпущено около 500 000 таких контроллеров — часть с зелёными кнопками, другая — с синими, для второй части игры Steel Battalion: Line of Contact.

Громоздкие, неудобные и странные игровые гаджеты из прошлого [Лонг]

Сегодня контроллер стал коллекционным объектом и нередко используется энтузиастами для моддинга или в выставочных проектах, посвящённых истории консольного гейминга.

3. Resident Evil Chainsaw Controller (NubyTech, 2005)

В 2005 году компания NubyTech выпустила официальную линейку контроллеров в виде бензопилы специально для Resident Evil 4. Существовало две версии: жёлтая — для Nintendo GameCube

и красная (иногда описывается как оранжевая) — для PlayStation 2.

Устройство продавалось в стилизованной упаковке в виде окна заброшенной хижины, из которой прямо наружу торчало лезвие — обильно запачканное кровью.

Громоздкие, неудобные и странные игровые гаджеты из прошлого [Лонг]

Проблемы Resident Evil Chainsaw Controller

Играть с этим контроллером было крайне неудобно. Кнопки, стики и курки были размещены в непривычных местах: аналоговые триггеры находились под разными углами на рукоятках, кнопка Z — спрятана в углублении на корпусе, а остальные кнопки были мелкими и неинтуитивно расположены.

Всё выглядело эффектно, но управлять было сложно даже в Resident Evil 4, не говоря уже об экшенах. Но некоторые и в CoD BO 2 умудряются играть на нем.

Внутри изначально планировался звуковой чип с ревом бензопилы, но от него отказались, чтобы не мешать игровому процессу. В целом, это был скорее коллекционный объект, чем рабочий инструмент.

Всего было произведено 50 000 экземпляров контроллера — каждый со своим уникальным серийным номером. Несмотря на неудобство, со временем устройство также стало желанным предметом среди коллекционеров. А среди фанатов он получил статус одного из безумных, но запоминающихся периферийных устройств в истории видеоигр.

4. Onimusha 3 Katana Controller (Hori, 2004)

В 2004 году японская компания Hori выпустила официальный контроллер в форме катаны для игры Onimusha 3: Demon Siege.

Громоздкие, неудобные и странные игровые гаджеты из прошлого [Лонг]

Устройство под названием Soul Controller представляло собой беспроводной меч длиной почти метр (96,5 см) с золотыми вставками и поставлялось вместе с декоративной подставкой.

Катана была оснащена сенсорами движения: игрок мог махать ею в воздухе, имитируя удары как в самой игре. При этом в рукояти находились все стандартные кнопки DualShock 2, чтобы можно было переключиться на обычное управление, если устанешь размахивать мечом и если посчитаешь кнопки удобными.

Проблемы Onimusha 3 Katana Controlle

Контроллер выглядел эффектно, но играть с ним было все также крайне неудобно. Сенсоры движения работали не всегда точно, а кнопки на рукояти были мелкими и тесно расположены. Держать катану и нажимать нужные кнопки в нужный момент было тяжело, особенно в динамичных сценах. Но это не мешает некоторым пробовать играть на катане в CoD и другие игры.

Работал контроллер от трёх батареек AA — хватало примерно на 5 часов. Цена на старте была внушительной — $150, что в 2004 году было дороже большинства игр и даже некоторых консолей. Выпуск в США оказался ограниченным, и массового успеха не случилось.

Громоздкие, неудобные и странные игровые гаджеты из прошлого [Лонг]

Это был первый продукт Hori, официально выпущенный на американский рынок. Сегодня Katana Controller стал редким коллекционным экспонатом: на аукционах его продают за $300–1200, в зависимости от состояния. Некоторые экземпляры до сих пор находятся в оригинальной упаковке с подставкой — и выглядят не как геймпад, а как трофей из музейной витрины.

Вывод

Странных игровых гаджетов за всю историю вышло немало — громоздких, неудобных и не всегда оправданных. Многие из них проваливались в продаже, быстро забывались, но со временем становились желанными предметами коллекционеров и интересных воспоминаний.

С практической точки зрения такие устройства редко выдерживали критику, но всё равно вызывали улыбку — хотя бы своей смелостью, нелепостью или просто фактом существования.

А какие странные, футуристичные и необычные игровые гаджеты помните вы? Возможно, какие-то из них даже были у вас.

59
5
2
19 комментариев