You are Empty - безумие, коммунизм и Half-Life 2

You are Empty - безумие, коммунизм и Half-Life 2

YaE довольно спорный проект. В головах создателей это должен был быть хит, в котором ирония над коммунистическими идеями сочеталась с амбициозными геймплейными решениями и динамикой Half-Life 2; но реальность оказалась суровой.

Потратив три года на движок и дизайн уровней, ребята напрочь забыли про сюжет и оптимизацию. Все бы ничего, но 1С требовала релиз. Сроки стали поджимать. То, что некогда было чинить или дорабатывать было выброшено в мусорную корзину - тут вам и враги, и уровни, и анимации и даже история. В итоге в игре остался лишь голый геймплей и... атмосфера. Зато какая! Впрочем, ни то, ни другое не спасло игру от провала. Насчет продаж ничего сказать не могу, но вот оценки были уничижительными (а в редких случаях и сдержанными). Настолько, что разработчикам пришлось отказаться от планов на продолжение, и разойтись кто куда. Остаток команды позже занялся разработкой "Инстинкта" с Михаилом Пореченковым, а потом и вовсе затерялся в метели истории. Requiescat in pace.

You are Empty - безумие, коммунизм и Half-Life 2

Но неужели YaE настолько ужасная? Нет. Лично я отношусь к ней с теплом, хотя и понимаю её недостатки. Просто проблема в том, что это не игра, а скорее демо-версия или даже альфа-версия. То есть схематичный набор уровней с точкой А и точкой Б, но без интересного наполнения. Но обо всём по-порядку.

***

Как я уже сказал, в YaE практически нет сюжета. Точнее, не так. Здесь есть завязка, пара катсцен в "настоящем времени", концовка - и все. В то время, как за кулисами остались важные для понимания происходящего вещи. В том числе и лор.

Главный герой - безымянный советский офицер - однажды после трудового дня попадает под машину и впадает в кому. Проснувшись в старой больнице, он понимает, что что-то не так. За дверьми закрытых палат раздаются странные хрипы, за окном "чистильщик КГБ" безуспешно отстреливается от безумных пациентов, а по коридорам бегают уродливые медсестры с 5-ым размером груди. Ни врачей, ни простых жителей, никого, кто бы объяснил, что здесь происходит. Придется выяснять самому.

You are Empty - безумие, коммунизм и Half-Life 2

Выписавшись раньше времени, герой угоняет машину и попадает на Колхоз. Там ситуация не лучше: зомби-колхозницы, перепившие деды с обрезами и мутировавшие курицы. Но зато солдат встречает единственного здравомыслящего (относительно других, разумеется) человека, который рассказывает о беде, пришедшей с города, и что если герой хочет понять, что делать, нужно ехать в Горсовет. Дедушка дает ключ, объясняет, как покинуть колхоз и в приступе неукротимой тряски исчезает в неизвестном направлении. Ну а солдат отправляется в город.

You are Empty - безумие, коммунизм и Half-Life 2

Путь туда лежит через старый сталелитейный завод, который, несмотря на отсутствие адекватных сотрудников, продолжает работать (из котлов вьется пар, механизмы протяжно гудят и тд). В самом городе ситуация не лучше - дома опустели, по улицам бегают зомби-собаки, перепившие деды и зомби-красноармейцы в буденовках. А в центре трутся парашютисты, которые выкрикивают бессвязную муть и стреляют во всех подряд. С большим упорством герой пробивается через кордон солдат и попадает в здание Горсовета.

You are Empty - безумие, коммунизм и Half-Life 2

Там его берут в плен и отводят к мужику, похожему на Лаврентия Берию. Председатель, понятное дело, умалчивает о причине творящемся на улице беспредела, но сокрушается, что ничего уже не исправить. Однако, оценив упорство героя, просит его отправиться в кинотеатр и посмотреть пленку, на которой он найдет ответы на все свои вопросы; после чего впадает в апатию и совершает Роскомнадзор. Солдату ничего не остается, кроме как последовать совету.

You are Empty - безумие, коммунизм и Half-Life 2

С трудом герой добирается до кинотеатра и узнает, что всему виной некий аппарат, установленный за пределами города; дескать, его излучения видоизменили горожан с целью сделать из них суперкоммунистов. Но что-то пошло не так, и теперь людьми овладело безумие. Единственный шанс все исправить - отключить это устройство. Солдату ничего не остается, кроме как продолжить своё путешествие.

You are Empty - безумие, коммунизм и Half-Life 2

Пробравшись через метро, театр, крыши и депо герой доходит до некоего здания, похожего на цитадель из Half-Life 2, поднимается на его вершину, и... Здесь следует сделать небольшое отступление. Дело в том, что в течение игры между миссиями нам показывают стильные ролики в которых ретроспективно показана судьба безымянного ученого. Обнаружив в детстве способность влиять на умы живых существ и управлять ими он всю жизнь тратит на разработку плана по созданию Великого Преобразования. Получив добро от т. Сталина, ученый приступает к постройке излучателя и жертвует своим телом ради эксперимента.

You are Empty - безумие, коммунизм и Half-Life 2

Так вот, добравшись до Излучателя, герой встречает этого самого ученого. Тот, еле живой, признает, что эксперимент вышел из под контроля, но отмечает, что кое-какой результат все-таки есть - это главный герой. Оказывается, он единственный, кто сумел пережить Преобразование и в своем несгибаемом упорстве достичь поставленной цели. Теперь же у него два пути - оставить всё, как есть, или попытаться изменить прошлое. На самом деле, вариант всего один, просто разработчики, вырезав вторую концовку, не стали переделывать монолог. Солдату ничего не остается, кроме как сесть в кресло и... Отправиться в прошлое!

Герой возвращается в прошлое, в тот день, когда его сбил грузовик. Вооружившись пистолетом, он отправляется на встречу Сталина с ученым и, недолго думая, убивает последнего. Судьба героя незавидна, но его решение спасло мир. Теперь же вселенная будет идти по пути, известному нам по учебникам истории. Такие дела.

***

Я, конечно, пересказал игру полностью, но, поверьте, я пытался выжать из него крупицу сюжета. На самом деле его нет. Все, что делает герой - это медленно бродит от одной сюжетной катсцены к другой, а игра, тем временем, ставит перед нами максимально туманные цели. Да, понять происходящее можно из контекста, но для проекта, который явно пытался стать приеемником Half-Life 2 это не простительно. И дело не в намеренных авторских решениях, а в сжатых сроках. Разработчики просто не успели толково объяснить происходящее и оставили лишь парочку важных сцен.

You are Empty - безумие, коммунизм и Half-Life 2

В итоге, многие моменты остались за кадром. Куда делись жители города? В чем конечная цель эксперимента? Каковы его последствия для страны в целом? Повлиял ли он только на город или его сигналы дошли и до остальной части СССР? Кто наш главный герой? Какой у него характер? Кто эти люди, которых мы встречаем на нашем пути? Как именно эксперимент повлиял на людей? Изменил ли ментально или физически? Остался ли в них разум или же ими движут животные инстинкты? Игра оставила после себя море вопросов, но не дала ни на один из них хоть какой-нибудь ответ.

Частично, всю эту проблему могли бы решить записки, что мы встречаем по ходу прохождения, но толку от них никакого. Они лишь косвенно касаются происходящего в мире (вроде той, где рабочий сетует на неадекватные требования правительства утроить норму на колхозе), и всё - никакого раскрытия, никаких объяснений - ничего.

You are Empty - безумие, коммунизм и Half-Life 2

You are Empty, извините за каламбур, пуста.

***

И зачем в это играть, спросите вы? А я отвечу - ради атмосферы. О, эта атмосфера. Это вязкое, гнетущее ощущение пустоты, за которой прячутся монстры. Это мнимое чувство одиночества, когда ты один против всего мира без шанса на спасение. Блуждая по мертвым улицам города ты чувствуешь, как на тебя со всех сторон давят бетонные громадины "сталинского ампира"; повсюду стоят брошенные автомобили, а дороги перекрыты сломанными троллейбусами, такими родными и приятными сердцу. А на фоне всего этого висят плакаты, восхвалающие идеи коммунизма, словно в насмешку над творящимся вокруг безумием.

А на фоне играет довольно гнетущий, пугающий эмбиент, лишь усиливающий ужас происходящего. Ты один. В огромном мертвом городе. И никто не тебе не поможет.

Отдельное спасибо художникам и дизайнерам за потрясающую работу над окружением и деталями. Знакомые каждому многоквартирные дома времен царской Руси, маленькие уютные дворики с электрическими будками и прочие остатки былой коммунистической мощи способны вызвать у игрока приятное чувство ностальгии, ведь каждый из нас рос в похожем антураже. Ты с головой погружаешься в этот чуждый, и, в то же время, родной для тебя мир и ловишь себя на мысли, что хочешь просто остановиться и как зачарованный смотреть по сторонам. Вдруг из окна ты услышишь знакомый до боли голос из детства?

You are Empty - безумие, коммунизм и Half-Life 2

А ещё на одном из последних уровней мы окажемся на крышах, где сможем разглядеть город во всей красе.

И речь не только об улицах. Что Театр, что Кинотеатр, что Метро, что Больница выполнены с какой-то искренней, материнской любовью к советской и имперской архитектуре и с явным намерением сделать их узнаваемыми. Повсюду висят агитационные плакаты. Стены покрыты плесенью и трещинами, окна либо разбиты, либо выходят на двор, такой же пустой и безжизненный, как и все остальное.

Более того, эти места пугают. В самом начале, выйдя из палаты, ты слышишь, как за закрытыми дверьми раздаются болезненные стоны, а окромя них и твоих тихих шагов больше то звуков и нет. Пробирает? Ещё как!

Хоть ты и понимаешь, что никаких монстров поблизости нет, ощущения тревоги и неестественной опустошенности не покидают ни на секунду. И так повсюду.

Плюс, у дизайнеров получились очень колоритные противники. Истошно хрипящие пациенты в смирительных рубашках, огромные пожарные с желтыми глазами, безмолвные накачанные рабочие, рычащие собаки Павлова, безумные деды, которые несут бессвязный бред и лупят из обрезов, зомби-колхозницы, КУРИЦЫ, летающие сварщики и даже громилы аля "псевдогигант". Есть и какой-то налет иронии от разработчиков, вроде фигуристых медсестер и скелетообразных красноармейцев. И все они запоминаются. Более того, всегда появляются там, где могли бы появиться.

You are Empty - безумие, коммунизм и Half-Life 2

***

Другое дело, что кроме атмосферы и саундтрека YaE ничем зацепить. Разработчики могли бы усилить пугающую атмосферу за счет коротких скриптовых сценок, но увы. Сценки эти есть только поначалу (например, медсестры, которые издеваются над пациентами), но уже во второй половине игра превращается в нарезку уровней. Сам геймплей примитивен до ужаса: ходим, стреляем, иногда ищем ключи, чтобы открыть дверь - и всё. Дорога здесь всегда одна, так что заблудиться невозможно. Ходит, кстати, герой очень медленно, а враги не всегда нападают большим числом, так что о какой-либо динамике говорить не получится. Ситуацию более-менее скрашивают солдаты с ППШ, в битве с которыми игроку придется судорожно искать укрытие, вот только те не всегда стоят на месте и обычно бегут напролом. И да, кстати, ИИ тут не блещет умом. У врагов только две задачи - бежать к игроку и бить его. Спасибо, что в стенах не застревают.

You are Empty - безумие, коммунизм и Half-Life 2

А вот левел-дизайн впечатляет. В лучших традициях шутеров 90-х годов от какого-нибудь LevelLord'а, маршрут здесь построен таким образом, что уже в самом начале можно увидеть пункт назначения - и наоборот, так что в просходящее веришь. За исключением парочки моментов путь героя кажется вполне логичным: чтобы пройти на другую улицу, нужно пройти через дом, оттуда выйти во двор и обойти его со всех сторон. И так далее.

You are Empty - безумие, коммунизм и Half-Life 2

Да и структурно, геймплейный костяк до боли напоминает Half-Life 2. И там и там герой с боем проходит через город, и там и там следует указаниям случайно встреченных неписей, и там и там в конце добирается до огромного строения, чей силуэт всегда виден вдалеке. Разве что в YaE есть внятный финал.

***

А вот количество всего вырезанного удручает. Видно было, что авторы хотели сделать по-настоящему глобальный амбициозный продукт, но переоценили себя. Даже в релизной версии нет-нет, да встречаются элементы, которые просто не успели починить или довести до кондиции. Например, нередко можно встретить "края карты", а на последнем уровне виден скайбокс с тем же зданием, где мы сейчас и находимся. В конце персонаж недвусмысленно намекает на разные варианты концовок, но выбрать почему-то можно только одну. Ограниченность пути обозначают сваленными в кучу предметами - и не важно, откуда они там оказались и кто их сбросил.

You are Empty - безумие, коммунизм и Half-Life 2

Изредка мы можем увидеть дирижабль, который вроде и должен к чему-то привести, но не приводит. Будучи на "крышах" можно увидеть проезжающую внизу машину - что это, намек на встречу, которой не будет или лишнее свидетельство того, что город не такой уж и безлюдный? Ответа нет.

Более того, здесь нет ни боссов, ни интересных геймплейных ситуаций. Мы просто медленно ходим по красивым уровням и расстреливаем врагов, иногда отвлекаясь на чтение записок. Всё. Ходим, смотрим, как по музею и понимаем, что перед нами не игра, а всего лишь заготовка. Всего-то ничего, добавить неписей, накинуть несколько сценок, разбавить рутинный отстрел - и всё, продукт категории Б готов. Но вместо этого приходится сожалеть об упущенном потенциале.

You are Empty - безумие, коммунизм и Half-Life 2

Да, про YaE не забыли. Фанаты так или иначе пытались восстановить вырезанный контент или перенести игру на новый движок. Можно скачать версию на Unity и пройти первый уровень, но сам билд датируется 2019 годом и новостей о дальнейшей разработки нет. Были ещё попытки сделать подобие шутера на движке BuildEngine, но тоже безрезультатно.

YaE останется лишь на свалке истории как продукт, который хотел взойти на Олимп, но потерялся на полпути, оставив после себя лишь заметный след. Да, у авторов не получился новый "Half-Life", зато они создали уникальную галерею советской архитектуры и быта, а это уже чего-то и стоит.

You are Empty - безумие, коммунизм и Half-Life 2

Спасибо за внимание.

49
29
18
5
2
64 комментария