Пройденные игры в июне: Бог из машины
Долго размышляя над тем, за что мне взяться дальше, я порылся в своей библиотеке и наткнулся на то, что давным-давно откладывал до лучших времен. Лучшие времена не настали, но лучшие игры остаются лучшими в любое время.
Deus Ex
Моя история знакомства с этой серией начинается еще не совсем в далеком детстве. Не помню, сколько мне было лет, могло быть равно как 16, так и 22 (я это все в детство записываю). Но примерно тогда я впервые попробовал Deus Ex и восхитился. Ну как попробовал... Я прошел обучение и первый уровень, но уже на втором (спасение заложников в метро) сильно затупил и никак не мог найти мирное решение. Этим, к слову, игра и подкупила в свое время: поиск альтернатив и нелетальных способов. В итоге на какое-то время я отложил игру, не в силах с ней справиться.
Затем в 2014-м году в день, когда защитил диплом и стал, наконец, специалистом (в области, которая никому не нужна), весь вечер, пока мои одногруппники отмечали окончание учебы в клубе или еще где (меня даже позвали, да), я решил тряхнуть стариной и отрывался в Deus Ex, и это было прекрасно.
Ну, до уровня с заложниками в метро. Его я снова не прошел.
Итак прошло 11 лет. Я набрался игрового опыта (а скажу честно, в быту юности я играл куда меньше, чем сейчас) и с новыми силами решил наконец закрыть свой гештальт и спасти этих чертовых заложников.
Что оказалось весьма...
...несложно. На удивление. Я очень быстро нашел вход в вентиляцию, обошел полуслепых террористов, подошел к заложникам, которые были практически на виду, но все террористы стояли к ним спиной и как бы всем видом выражали свое презрение. Открыл заложникам вагон, и они уехали. И я вместе с ними. Ну, знаете, террористы захватили станцию метро, но поезда ходят исправно. Никто даже глазом не повел.
Но это все лирика.
По сюжету мы играем за киберпротезированного оперативника ДжейСи Дентона в мире насквозь корпоративного недалекого (уже) будущего, который оказывается на моральном перепутье и должен решить для себя, каким он хочет видеть мир.
По сути своей Deus Ex — это то, что принято называть иммерсив-сим. Игроку дают свободу действий и массу возможностей, условную задачу и минимум ограничений на ее выполнение. Более того, здесь есть даже система диалогов, и в какой-то момент можно даже определить судьбу героя, да и не раз.
Игра состоит из множества многоступенчатых уровней, некоторые плавно перетекают между собой, как, например, городские локации-хабы, где создается настоящая иллюзия открытого мира. Вы можете изучать город, исследовать его места, общаться с кем угодно, выполнять дополнительные задания, что-то взламывать, красть, случайно открыть возможность безопасно проникнуть на военную базу (например, пообщавшись в баре с неким военным, который тоже не рад сложившимся положением и готов пойти навстречу).
Локации сами по себе просто огромные, а возможностей уйма. Честно говоря, экшен я даже не исследовал, по возможности максимально избегая прямых стычек. К слову, если вы не любитель летальных исходов, то и здесь можно не слишком легко, но все же оставлять всех (почти) в живых.
Большим игровым возможностям способствует прокачка, которая и позволяет вам определять стиль игры: боевой или стелс-режим. Абсолютно все прокачать не получится, поэтому стоит подбирать навыки с умом, а также не чураться любой возможности подобрать опыта. Инвентарь также богат как на оружие, так и на альтернативные орудия: отмычки или взломщики электронных устройств, ЭМ-гранаты и прочее. Инвентарь тоже ограничен, а раскидано по игре всего хоть и немало, но выискивать придется.
Опыт дают взломы, чтения писем, которые могут дать нужные коды к дверям или сейфам, исследование новых мест, выполнения побочных заданий, в общем, практически все как в полноценной RPG.
Так о чем игра?
А здесь как раз самое сложное. Сюжет в Deus Ex можно назвать настолько запутанным и грузным, что разобраться в нем кажется той еще задачей. На нас просто наваливают и персонажей, и условия мира, и тайные ордены, и заговоры, а места и задачи так часто сменяют друг друга, что в какой-то момент я поймал себя на мысли, что просто не понимаю, что и зачем делаю, а когда с главным героям связывались какие-то персонажи, я не мог вспомнить, кто они. И все что-то хотят от ДжейСи, рассказывая, как прекрасен ИМЕННО ИХ ВАРИАНТ будущего. В итоге нам предстоит сделать выбор, прислушавшись к их аргументам или устроить свой финал.
***
Что ни говори, но Deus Ex — это легенда киберпанка и иммерсив-сима (что бы это ни значило), которая дает в достаточной мере свободу игрокам, что больше погружает в эту сложную и путанную, но интересную историю и ее холодный и мрачный мир в атмосфере вечной ночи и неоновых вывесок. Та игра, которую вы либо полюбите, либо пройдете мимо. Если вы готовы ползать по вентиляциям, идти за спиной охранника, надеясь, что он не обернется, прятаться от камер и постоянно ныкаться по углам, то вы получите свое удовольствие сполна.
10/10
Ушло порядка 32 часов.
Deus Ex: Invisible War
С этой игрой все непросто. Отзывы у нее противоречивые, и большинство фанатов считают продолжение культовой игры полным мусором. Что отчасти правда, но со своими нюансами.
Если абстрагироваться от того, какой великолепной была первая часть, то Invisible War кажется просто неплохой консольной версией Deus Ex, во многом упрощенной и аркадной, но вполне играбельной. Внешне стала чуть приятнее, графика — это то немногое, что скакнуло вперед, первая часть сейчас выглядит очень неприглядно.
Да, сиквел в остальном сильно уступает оригиналу. Стало больше акцента на экшен, хотя все так же можно попробовать пройти нелетальным способом. Локации сократились до каких-то крохотных коридоров с постоянными загрузками при переходе на другой уровень. И разнообразия теперь тоже не хватает, все выглядит одинаково, кроме, разве что, уровня в Антарктиде.
Отдельно про локации: если в Deus Ex игра требовала внимания, вдумчивости и терпения от игрока в плане исследования локаций, то в Invisible War в силу малых размеров найти точки хода стало проще. Однако и заблудиться в одинаковых коридорах тоже можно, особенно когда ищешь ход, которого игра просто не предусмотрела. Но в целом с поправкой на уменьшенный масштаб и малое количество терминалов исследовать окружение все же интересно.
Еще изменилась прокачка. Теперь здесь НЕТ ОПЫТА, есть просто специальные модули, с помощью которых можно прокачивать свои навыки, которые ты выбираешь: есть синие, официально одобренные, и есть красные, модули для которых можно приобрести на черном рынке. Сразу скажу, что навыки не все полезны и интересны, и я довольно быстро прокачал все необходимое, и оставшиеся модули висели у меня бесполезным грузом. Из-за чего нет смысла выполнять дополнительные задания: за них дают либо модули, либо примочки к оружию (что не особо нужно). Ну, либо деньги, которые вы потратите либо на модули, либо на примочки к оружию.
Сюжетно примитивнее, хотя все так же пытается выдать сложные интриги и затронуть сложные моральные дилеммы, но тут авторы вступили на очень опасную дорожку и сделали главного героя оригинальной Deus Ex... злодеем. Ладно, это не совсем так, но образ его переработали под свое видение, несмотря на то, что его поведение в первой части зависело от игрока, а здесь нам представляют совершенно незнакомый образ с таким же именем и очень сомнительными идеями. Можно встать на его сторону, а можно пойти против него. Нас все так же пичкают ВЫБОРОМ, но в этой истории выбор кажется еще хуже: лично мне не нравилась вообще ни одна сторона. И поэтому игра предлагает... всех убить. Решение тоже так себе, если честно, но зато самый интересный исход.
Самое смешное, что, когда начинается финальный уровень, прямо в разгар экшена с нами связываются ВСЕ СТОРОНЫ и пытаются убедить в своем варианте, но мне ТУПО НЕКОГДА их слушать, я пытаюсь выжить, вокруг стрельба, солдаты, роботы.
Кстати, в своей мании в игре НИКОГО НЕ УБИВАТЬ я дошел до смешного. В какой-то момент меня стали атаковать враги с гранатомётами. Проблема в том, что рядом валялись оглушенные тела других врагов, которых я аккуратно вырубил, и гранатометные выстрелы их убивали, а мне приходилось таскать их обездвиженные тела в сторону, чтобы спасти. В общем, потом я просто плюнул и положился на судьбу. В конце концов, все они же злодеи. Ну, или работают на злодеев. Так что их выбор.
***
Особо расписывать сиквел желания нет: он не так плох, как его хают, играть в него можно, но рассматривать стоит как ответвление. Портит тот факт, что историю авторы продолжили по-своему, сводя на нет решение игрока в конце Deus Ex, но это было ожидаемо. Игра маленькая, локации маленькие, квесты простые, проходится легко и непринужденно. Но не думаю, что она чем-то запомнится.
6/10
Ушло порядка 12 часов.
***
Вот так я наконец ознакомился с оригинальной частью культовой серии Deus Ex. Играли ли вы в нее и с какой части начали?