Train Sim World 5 - что ты такое?
Поиграв 500+ часов в Snowrunner, притащив все грузы, потушив все пожары, доставая себя из дерьма в очередной раз я понял, что нужно что то более жесткое и душное. И тут товарищ делится скриншотами из TSW 5. Сердце ёкнуло. С детства люблю поезда, играл в Train Simulator 2012 (ныне зовётся Train Sim Classic) и душа просит вернуться. Казалось бы, что может быть душнее, чем банально ехать по рельсам и менять на направление можно только стрелкой или вперёд назад? И вот, спустя 350 часов в игре, я могу уверенно сказать, что игра совсем не то, чем кажется.
Изначально игра закидывает тебя в учебный центр, который, желательно, пройти, чтобы получить какие то базовые знания как управлять этими железными монстрами. Чтобы пройти все учебные модули, где рассказывается о том как начинать движение, как тормозить, где что включается и как использовать некоторые системы безопасности, нужно около 6 часов и тебя игра отправляет в свободное плавание. В принципе, этого хватает, чтобы начать банально кататься и выполнять некоторые сценарии. Игра достаточно дружелюбна для новичков. Но рано или поздно, устав от надписей "включите AWS и DSD для получения дополнительных очков" ты их включаешь и открываешь ящик Пандоры. Кстати, сразу хочу предупредить, что в игра достаточно жёстко относится к попыткам устроить крушение. Проезд на красный - завершение сценария. Столкновение - аналогично. Хотя устроить столкновение не так и просто. Либо вытащить вагоны на стрелку при маневровых работах, либо какой то баг в игре, но за все время такой баг я встречал один раз и это достаточно крипово, когда в темноте, едешь под зелёный сигнал в габарите твоего пути торчит вагон другого поезда и ты не успеваешь затормозить.
И так, вернёмся к свободной игре. База игры это, фактически, три региона: ЖД Великобритании, ЖД Германии и ЖД США. У каждого региона есть свои особенности, свои правила и своя атмосфера. Новичкам я бы рекомендовал начинать с Великобритании. Лёгкие в освоении поезда, простой рельеф дороги и относительно высокие скорости.
Великобритания
Множество маршрутов на любой вкус. Атмосферные пейзажи заставляют вспомнить Forza horizon 4. Перечислять все маршруты я не буду, скажу лишь только, что на них есть как и пригородные поезда, так и экспрессы дальнего следования и грузовые перевозки. Выбор между дизельной тягой и электрической всегда есть, в отличие от той же Германии. Поезда достаточно простые для освоения, системы безопасности AWS, DSD, TWPS (можно не включать, но теряется погружение) тоже просты как 3 копейки. Несколько часов ты просто едешь. Жмешь кнопку сброса DSD и просто кайфуешь. Отдельное развлечение это старт в депо. Деталей тут, конечно, море. Особенно какой-нибудь древний локомотив при холодном старте: на улице замкни главный выключатель аккумуляторной батареи, потом беги на другую сторону и включи такой же для второго двигателя. Включи тумблер массы. Включи насос такой то, включи эту херню, кнопку запуска зажми до запуска. Завел? Возьми с полки пирожок. Беги в машинное отделение - включи тумблер одной системы безопасности. Другую систему безопасности включишь над головой/под ногами/засунуто в жопу (привет AWS на Class 52). Ой, над головой/под ногами/в жопе ничего нет? Беги во вторую кабину. Ах да, не забудь в той кабине поставить в правильное положение рукоятки тормозов, иначе их не отпустит. И ручник в той кабине открути. Возвращайся в правильную кабину. Ключ разблокировки поверни, фары включи, кнопка где то в кабине, ты что не знаешь расположения? На улице ночь и темно? Чувак, свет в кабине включается там же где и огни... Там ещё и подсветка приборов есть. Нашел? Возьми с полки второй пирожок. Ты уже далеко зашёл, проверь режим тормозов, отпускай тормоза и добавляй тяги. Игра в сценариях даёт подсказки, что и как сделать, а вот в расписаниях уже может и не дать. Как бы страшно это не звучало и по первости не вводило в ступор в расписаниях без подсказок, после некоторого времени начинаешь замечать закономерности и в другой локомотив/поезд залетаешь с двух ног, просто на памяти и опыте все находишь легко и быстро, даже если первый раз сел, потому что знаешь что искать и есть алгоритмы включения и работы систем, которые ты уже такие же или похожие уже проделывал. Все делается на автомате. Как уже говорил, игра новичков ведёт за ручку, а потом если интересно уже сам все находишь. Плюс многое усложняющее жизнь тупо выключено по умолчанию и надо включить ручками. И никакого отдельного сложного режима с выдуманными трудностями - все в рамках одного сценария. Хочешь погружения, хочешь катай на чиле, иногда вообще половину сценария нужно на чиле, вторую половину уже все включил - вариативность.
Но, игра же про боль и страдания, поэтому после лайтовой Великобритании хочется чего-то посложнее и побыстрее. И так, отправляемся в Германию.
Германия
Сразу хочу уточнить, что в немецкий регион я включаю и Австрию с парой маршрутов. Да у них есть свои локомотивы/поезда, но это модификации немцев и системы безопасности как в остальных поездах Германии. Ein Volk, ein Reich... кхм, кхм, но да ладно отвлеклись. Царство электрической тяги. Небо почти всегда будет затянуто проводами. Огромный выбор электровозов и прочего электрического подвижного состава, в отличие от Великобритании. Зеркально, выбор дизелей ограничен. 4 маневровых, 1 магистральный (BR252, он же советский ТЭ109 обещают уже несколько лет как и работа, вроде бы, идёт, но конца не видно) и 3 дизель поезда. Появляются скоростные линии с максимальной скоростью в 280км/ч, шикарные поезда ICE 1 и 3. Поезда IC и пригородные электрички. Грузовые перевозки тоже не забыты, да ещё и в больших количествах на некоторых маршрутах.
Но вишенка на торте, что отличает Германию от той же Великобритании и добавляет тонны экспириенса - немецкие системы безопасности. PZB и LZB сразу наводят страх и желание разбить клавиатуру, потому что пришел страшный и ужасный Zwangsbremsung (экстренное торможение). Говорят, что если поездить часов 50, то он будет сниться в ночных кошмарах. Будешь просыпаться и кричать Zwangsbremsung! Zwangsbremsung! Zwangsbremsung!
Тут, конечно, всплывает качество обучения в учебном центре. Когда я пришел на немецкие маршруты я уже ничего не помнил и вообще не помнил было ли обучение по работе PZB. Пришлось курить мануалы и смотреть видео, как это работает. И все получилось. Злой Zwangsbremsung больше меня почти не посещает, я спокойно могу подъехать близко к красному сигналу, на перегоне не ловлю внезапную остановку, а если она и случается от того, что недостаточно затормозил и восстановить работоспособность локомотива я могу легко и непринужденно. Опять достигнут дзен. Куча переключателей в кабине уже тебя не пугают. Сраные экраны и куча подменю будь они неладны, но ты в них легко ориентируешься. Включить AFB или поменять режим PZB? Тут у нас часть в меню экрана, а может быть и на тумблерах/кнопках. Побегай поищи, но ты знаешь расположение или предполагаешь где они есть. Всё настроил и поехал. На маршруте Кассель - Вюрцбург вообще весь маршрут можно проехать на автопилоте (LZB с круиз контролем AFB ведут поезд, нужно лишь изредка помогать). Скучно ехать на автопилоте? Есть маршруты с большим количеством трафика и только успевай работать с PZB. Хочется усложнить для ещё большей душности? Добро пожаловать на локомотив BR 101 Expert. Я его не катал в силу совсем сильного задротства. Как минимум, там нужно с помощью специального калькулятора считать тормозное усилие, вводить массу поезда в компьютер и т.д. Также, там есть неисправности. Лучше всего описывает творящийся ужас отзыв одного человека с реддита:
Обычная поездка на поезде с BR101 Expert. По крайней мере, я так думал. За 12 км до Шлюхтерна был штрафной тормоз. Причина: Sifa (педаль бдительности, которая нужно раз в минуту отпускать и нажимать заново, показывая, что с тобой все в порядке и тебе не стало плохо или ты положил на нее кирпич) вышла из строя. Поэтому мы отправились в машинное отделение в надежде снова запустить его. Но эта надежда быстро рухнула. Sifa полностью умерла. Это означало: закрыть запорный кран и продолжать движение с максимальной скоростью 50 км/ч. Во время поездки было много других неисправностей, полагаю, это то, что получается, когда устанавливаешь фактор хаоса на 13. Кроме того, было несколько остановок, так как давление в магистрали главного резервуара регулярно опускалось ниже 7 бар. И, наконец, полный хаос во Франкфурте. Один поезд ехал с открытыми дверями, другой преграждал мне путь. Результат: задержка почти на 85 минут. В общем, это путешествие, которое я бы не хотел повторить так скоро.
Типичный день на настоящих немецких железных дорогах. После этого когда выбираешься в Голландию на Siemens Vectron и сценарий начинается на немецких настройках и поезд никуда ехать не собирается? Учи матчасть как менять напряжение и какое напряжение контактной сети на маршруте в Голландии (их 2 в меню). Да вообще легко, за минуту все настрою...
Также, есть 3 маршрута стоящие особняком: Niddertalbahn, Mittenwaldbahn и Maintalbahn.
Niddertalbahn - очень живописная однопутная ветка, которая по замыслу авторов отправляет нас в 90-е годы, ещё до модернизации линии.
Леса, поля, спокойная сельская жизнь и ты едешь на маленьком дизель-поезде. Либо везёшь на маневровом тепловозе BR365 вагоны с сахарной свеклой. Не быстро, но очень душевно и атмосферно. В качестве перчинки: на BR365 стоит старая система безопасности Indusi. Логика работы ее отличается от более современной PZB и добавляет своего рода экспириенс с обязательным чтением мануала по ней и запоминанием правил.
Mittenwaldbahn - австро-немецкий маршрут про 80-е. Живописность Альп просто выкручена на максимум.
Подвижной состав великолепен. Австрийский вариант немецкого DRG E 94 под названием ÖBB 1020. Страшно милый "крокодил" который весь аналоговый и по которому можно погулять и потыкать множество кнопок. Он сильный, но он уже старый, поэтому на грузовом поезде смешной массы на длительном подъеме можно словить перегрев трансформатора. Управление своеобразное, но к этому привыкаешь. 10 альпийских коров из 10.
Maintalbahn. А вот это уже про современность, но необычно для Германии, что это маршрут без контактной сети, соответственно, дизельный подвижной состав.
Ветка однопутная, с разъездами, но в отличие от двух предыдущих ограничения скорости 120 км/ч и до них вполне успеваешь разогнаться. Пригородная линия с пассажирскими перевозками и с короткими перевозками грузов. Двухэтажные вагоны под дизельной тягой смотрятся очень даже к месту и везти их в режиме "электрички" с частыми остановками под дизельным BR218 очень интересно. Однако, хоть и в Германии есть грузовые поезда, местами, достаточно тяжёлые, но редко, а возить пассажиров я не очень люблю да и душа требует тарахтения дизеля, то значит нам нужно переместиться за океан.
США
На первый взгляд, все очень похоже на Великобританию. Только поезда кажутся огромными (в Европе поезда имеют меньший габарит, несмотря на такую же ширину колеи, а в Великобритании ещё меньше из за древних тоннелей времён первых паровозов).
Системы безопасности такие же простые, а в большинстве своем ничего кроме педали бдительности нет. Да в США есть пассажирские перевозки, но они мне лично, как то не очень зашли. А вот грузовые... Это царство очень тяжёлых поездов длинною уходящие за горизонт. И горы...
Маршруты, обычно, всегда имеют равнинный участок и подъем в гору/спуск с горы. И в этом главный интерес данных маршрутов. Но, опять же, вопросы к качеству обучения. Что нам нужно чтобы заехать в гору? Уметь стартовать в гору и много тяги. Стартовать в гору нас научат, а вот с тягой уже могут возникнуть проблемы. Тепловозов в составе редко когда один, обычно 2 и более.
Они могут быть разбросаны по составу. И вот, ты начинаешь сценарий, а у тебя не отпускают тормоза. И что делать? В обучении вообще не помнишь такого, там мы отпустили тормоза и поехали. Почему не едет? Это какой то баг? Но нет, это объяснялось в обучении по другому локомотиву! В американцах все плюс минус стандартизировано, поэтому идёшь в бортовой компьютер, залетаешь в меню по тормозам, automatic brake меняешь с Cut out на Cut in, individual brake с Trail на Lead. А если внимательно приглядеться, то на пульте даже есть памятка настройки с любовью воссозданная разработчиком. В старичках все тоже самое, только рукоятками и ключами. Ладно, тормоза отпущены, едем. Начинается горка и поезд не едет. Вообще в гору не тянет. Разрабы негодяи? Нет, про Locotrol (управление подталкивающими локомотивами с помощью радиоуправления) вообще упомянули вскользь. Перед отправлением проверь настройки и что все работает, а потом уже начинай езду. Ок, освоились с запуском, заезжаем в гору. Небольшой ровный участок и спуск с горы. И вот тут начинаются проблемы. Как я уже говорил, обучение так себе. Про езжу на спуске нет ничего в учебном центре. Для тебя каждый спуск как очень потная катка. Работа тормозов на американцах это вам не Европа. И это страшно, учитывая древность американских тормозных систем. Будешь пялится в мониторы давления в тормозной магистрали в обоих концах состава. На длинном поезде с локомотивами в голове - крайне долго срабатывают тормоза на задних вагонах. А у тебя за спиной 100 груженных вагонов и общая масса состава 15 тыс тонн. Ты уже катал на паре Siemens Vectron через перевал поезда по 3 тысячи тонн. Что вверх, что вниз - настроил круиз контроль и дальше только переключай разрешенный скоростной режим. В Америке такое не прокатит. Умного круиза у тебя. Поезд в 5 раз тяжелее и его конец не видно за горизонтом. Ты начинаешь спуск, включаешь динамический тормоз и через некоторое время понимаешь, что в отличие от Германии у тебя динамический тормоз тупо не справляется... Ну да ладно, есть же пневматический на весь состав. Затягиваешь, вроде начинает тормозить (а ты уже разогнался пока разбирался чё за херня), но у тебя отключается динамический тормоз на локомотивах. Ой вей, скорость падает крайне медленно, состав полностью затягивает на спуск и ты решаешь, что можно тормоза слегка отпустить (у американцев нельзя снизить тормозное усилие, только полностью отпустить) и отпускаешь. Скорость опять растёт и ты снова их применяешь, но эффект все хуже. Матерясь на все подряд ты смотришь на спидометр и манометры давления, которые предательски медленно набирают давление, а скорость растет крайне быстро. В какой то момент она начинает падать, повторяем все что было, когда скорость упадет ниже снова отпускаем и ты теряешь свой последний шанс на поддержание скорости и тупо летишь с горы без тормозов до ближайшей кривой. Сход с рельсов, сценарий провален. И ты идёшь читать мануалы как тормозить и не разъебаться оставшись без тормозов. И там в мануале написано, как играть на этом тормозном "пианино" (скорее органе, воздух же) из всех трёх видов тормозов. И после прочтения снова загружаешь сохранение и погнал. Вот снова в пятый раз тот самый спуск. Ты уже готов. Ты знаешь, что у тебя одна попытка и нет права на ошибку. Заранее подготавливаешь динамический тормоз и катишься на его нуле, чтобы в любой момент его применить. Ты легко чувствуешь момент начала неудержимого набора скорости. Динамический тормоз на максимуме, рука уверенно тянется к тормозному крану автоматического тормоза всего состава. Торможение на 50%. В прошлый раз ты на 100% летел с горы и нифига не работало. Но сейчас ты знаешь что делаешь. Динамический тормоз отключается точно также? Не проблема. Рукоятка тормоза локомотива имеет волшебное положение "отпуск только на локомотиве" после которого динамический тормоз снова доступен и все 7 локомотивов тормозят под адское завывание вентиляторов охлаждения тормозных реостатов. Контроллер динамического тормоза на максимальной 8-ой позиции и есть долгожданное торможение. Снижаем до 3-ей и скорость медленно растет, добавляем до 5-ой и все, едем на одной скорости. Мы нашли дзен. Впереди 20 миль спуска. Ты уже не паникуешь, а просто кайфуешь поигрывая динамическим тормозом для поддержания скорости. Фух, спуск заканчивается, вот подъезжаем к станции. Помним про тормоза, что отпускать их опасно. Но ты все знаешь. Остановка на станции будет полностью безопасной - ты все делал по учебнику. Ты не разряжал магистраль полностью, тормозная магистраль успела перезарядится с момента отпуска. Вот тут надо тормозить. Безопасно останавливаем 15 тысяч тонн. Смахиваем пот со лба, идут титры, что поездка на платину и выходим из игры с чувством глубокого удовлетворения. 5 часов попыток прохождения 90-то минутного сценария.
Поездки в США длинные. Скорости, относительно Европы, низкие, а расстояния на маршрутах такие же. Ну и дурацкие имперские системы изменения. Да, можно поменять на привычные километры, но спидометр в локомотиве показывает в милях. Точка остановки в показывает через 2 мили, подъехал ближе и уже, допустим, 7200 ярдов. А это сколько? Узнаем, что в одной миле 5280 ярдов... Однако атмосфера суровых условий подкупает и просто фантастические звуки от почти 200 литровых дизелей GEVO или двухтактные EMD с компрессором...
Пока в американских маршрутах задержался дольше всего.
Остальные регионы
Есть в игре узкоколейные дороги Швейцарии, есть один скоростной маршрут во Франции и обычный в Голландии. Играл только пару сценариев грузовых перевозок в Голландии, поэтому особо ничего сказать про нее не могу, как и про остальное.
Про оптимизацию и баги
А теперь к самому неприятному. Как можно почитать в отзывах Стима, есть две основных беды: баги и оптимизация. Начнем с багов. Да, они есть и, бывает, что правят их долго. Не всегда понятно какие "баги" имеют в виду конкретные юзеры. В ветке на том же реддите неоднократно встречал, якобы, баги, когда человек просто не разобрался как локомотив/поезд работает и словил блокировку тяги, соответственно никуда не едет. И я тоже самое ловил когда первый раз, ещё в обучении, не смог вернуть американский локомотив в рабочее состояние после экстренного торможения (это было в сценарии обучения) игра тупо предлагала отпустить тормоза и поехать дальше, но они не отпускали. Плюнув на это дело, я не завершил обучение, подумав что дурацкий баг. Уже позже читая официальный мануал, я понял, что это криво сделанное обучение. После экстренного торможения нужно выждать 60 секунд и только тогда отпускать тормоза. Сделал как в мануале и все поехало, обучение завершено. Бывают реальные баги, например когда при смене кабины ты уже не можешь тронутся. Это правят. На некоторых маршрутах пропадают текстуры и пассажиры бросаются под поезд с платформы. Правят, не всегда быстро. А могут и тупо забыть, как например подсчет очков для SD70-ACE на Перевале Кахон, где на нем физически нельзя набрать платину, предлагает включить системы безопасности, которых у него нет и было даже обновление, где это дело поправили для 4-х из 5-ти доступных локомотивов, а этот тупо забыли или что. Учитывая, что он продается отдельно, не самое свежее дополнение - ну что же, подождем, катать его это не мешает.
А вот оптимизация это боль, дырка задница. Игра на сделана на сильно переработанном движке UE4 и менять его разрабы не спешат. Ещё бы спешили, ведь есть обратная совместимость дополнений от всех предыдущих версий игры
Купил ты TSW 3, получил маршруты, какие нибудь докупил. Сейчас TSW 5, в августе выходит шестая часть, а маршруты из третьей и более ранних будут работать в самой последней версии. Старые маршруты даже могут обновить. Различия, как правило, в освещении, траве и прочем. Свежее выглядит лучше. Но, однако, имеет очень часто проблемы с производительностью. Разрабы пытаются это дело править, иногда даже получается, но на моей балалайке (i5 13400F 32gb DDR 4, RX6700XT) я не всегда получаю даже 60FPS, особенно в районе крупных вокзалов с большим количеством поездов или где много растительности (возможно не хватает видеопамяти, потребление улетает за 10гб из моих 12). Какое то время назад была проблема с дождем, который вызывал статоры, но поправили. Может быть с шестой версией станет ещё лучше, а может и нет. Если вы пека-боярин, то есть мануалы по настройке производительности и включению режима DX12, который тоже лечит часть проблем (игра по умолчанию идёт в DX11, в настройках его не включить, только дописываением параметров запуска в Стиме). И ответов почему не используется DX12 по умолчанию нет, только блеяния разрабов, что мы не тестировали этот режим. Фиг с ними.
Также, если вы играете на ПК - есть куча модов. Я юзаю моды на графику для старых маршрутов, где модеры прикрутили современную траву и освещение. Вид поменялся. Моды на оптимизацию и неофициальное патчи на старые маршруты + изменные звуки для некоторых локомотивов. Сообщество модеров огромное, есть куча всего на любой вкус.
Подытоживая все вышесказанное. Данная игра это большая песочница. Да, ты загнан в рамки некоторых правил, но если ты любишь поезда - тебе все это очень понравится. Хочешь водить - води поезда. Хочешь погружения - езди с включенными системам безопасности. Не хочешь водить поезда - езди пассажиром в поезде, а можешь и в кабине на месте помощника машиниста. Хочешь езди кондуктором и проверяй билеты, выгоняя зайцев. Да даже пешком можешь ходить вдоль дорог или ездить на джипе (нужен мод на режим бога). Все возможно. Проникнуть в этот мир легко, но надо учитывать, что может затянуть... Кстати, анонсировано, что TSW 6 будет бесплатной на старте (как и пятая часть), так что легко можно добавить ее в библиотеку и самому попробовать что это такое.