Прошёл Riven и перепрошёл The Witness
Островные головоломки разной степени умности и заумности.
В 1997 году я познакомился с игрой Myst на 3DO. Очень она мне понравилась, но я играл, пока был в гостях, а себе купить так и не удалось. В общем, игра осталась не пройденной из-за дурацкой ракеты, где я не мог сопоставить ноты, как ни старался. Потом были трёхмерные ремейки Миста, и их я уже проходил. И злополучная ракета заводилась с первой же попытки.
Разумеется, я знал о следующих частях Миста: Riven, Exile и так далее. Но так в них и не поиграл. В прошлом же году вышел ремейк Ривена, так что я решил всё-таки проникнуться шедевром, пусть и с почти тридцатилетним опозданием. А так как недавно я перепрошёл The Witness - было с чем сравнить.
К обеим играм есть претензии, и обе игры есть за что любить. Если в The Witness полно простеньких задач, которые ощущаются или как обучающие, или как филлеры, то Riven, наоборот, удивляет своей пустотой. Казалось бы, вторая часть Миста должна быть больше и в размере мира, и в количестве головоломок. Но выглядит это так, что мир стал размашистее, а интересные задачи в нём затерялись.
Приходится постоянно куда-то бегать, летать, перемещаться между пространствами ради того, чтобы посмотреть какую-то пустячную ерунду, которую забыл заскринить. В какой-то момент это начинает здорово утомлять. Банальность задач маскируется размерами игрового мира, через какое-то время просто устаёшь, и тебе всё это надоедает.
Не знаю, насколько разумно добавлять в Riven быстрое перемещение, поскольку, мне кажется, игра тогда сожмётся и в пространстве, и в затраченном времени. Игре радикально не хватает плотности. Задач можно было сделать в разы больше, чтобы игрок не скучал.
Riven страдает от большого количества текста, который можно было заменить повествованием через игру. У The Witness похожая проблема с аудиозаписями, но там они хотя бы не влияют на прохождение. Также в Ривене много моментов, когда ты просто не замечаешь поворота, кнопки или рычага, а потом ходишь повсюду, не понимая, что дальше делать надо. В принципе, это наследие Миста, но очень уж раздражает.
The Witness частично вдохновлялся Мистом и Ривеном, хоть и основной геймплей там иначе построен. И, по большей части, геймдизайнерские ошибки старых игр исправил. Тем не менее, местами он пытается быть ещё более душным. Одна часовая лекция с солнечным затмением чего стоит. Тем не менее, вся духота в игре необязательна для прохождения.
Что хорошо в обеих играх - это визуал и атмосфера. The Witness местами сложный, Riven местами нудный. Головоломки в The Witness интереснее и логичнее, да и, в целом, игра лучше сделана именно с точки зрения геймдизайна. Почти 20 лет даром не прошли.
Но если представить себе идеальную игру в этом жанре, то я бы предпочёл реалистичный визуал, разносторонние задачи вместо какой-то одной механики, убрал бы сюжет, разговоры и тексты. Механизмы, архитектура, игровой мир меня и в этих играх устраивают. Было бы здорово увидеть действительно сложные задачи, чья сложность естественна, как у кубика Рубика. Все мои затупы в Ривене случались из-за какой-то ерунды.
В общем, Myst мне нравится больше Ривена, потому что компактнее, плотнее, плюс ностальгия. The Witness объективно лучше как игра, но он иногда создаёт ощущение, будто это пазл для мобилок, где 500 уровней, которые ты шаг за шагом проходишь. И весь этот трёхмерный остров как будто бы необязателен. Играть уютно во всё упомянутое, а если игра не нравится - вы быстро это поймёте.