"Donkey Kong Bananza" - с женщиной на шее
Прожжённые японцы из 任天堂株式会社 уже давно не ходят по минному полю, а гонят конвейер по проверенным лекалам. Не согласны? Проверяем: немой, гукающий главгерой – имеется. Принцесса, которую надо спасти, – одна штука. Стандартные биомы, кочующие из игры в игру, – в наличии. Ну и почему же гонять обезьяну весело? Поговорим о “Донки Конг Бананза”.
Уж больно неровным получился запуск Super Nintendo Switch. Складывается ощущение, что менеджеры Большой Н испугались выкипания фанатов и ждунов новой консоли, ведь крышка на разогретой кастрюле была буквально на капелюшечку от сорванной к концу 2024. Кто-то из руководства перенервничал, какой-то из глав якудза надавил на нужную мозоль и вот мы получаем: нелепый двухминутный ролик в январе 2025 и скомканный старт консоли в марте без особых громких релизов. Полноценный новый бубалех обещается только через полтора месяца после поступления кирпича в продажу. Да, есть сессионная Марио Kart World, пятилетний Киберпанк, апгрейды старых игр (это всё интересно БЕЗУСЛОВНО), но нет её – мякотки, в которую все бы вонзили свои охочие до игрищ зубы. Наконец час Хэ дня Икс настал, она - пришла.
И… Тут, конечно, встаёт вопросик: почему был выбран не самый популярный тайтл для разгона консоли на массовый рынок, как было во времена Сыч Один? Всё стало на места, когда вскрылось, что “Бананария” изначально готовилась завершать цикл первой консоли, но было принято волевое решение сделать её круче, на усиленных мощностях, и старт был перенесен на Сыч Два. Хм, неужто это когда-то уже было? Да вам просто кажется, что торчат уши эльфа.
Среднее время чтения данного текста – 16 минут.
Немного вводных: "Donkey Kong Bananza" представляет собой приключенческий экшн. Релиз состоялся 17 июля 2025. Разработчиком и издателем является Nintendo. Оценки: в Steam – еще не эмулировали, Metacritic – 91 балл. Среднее время прохождения - 30 часов. Игра доступна только в Nintendo eShop. Русский язык полностью в наличии. Играл как обычно - на Свиче, все скриншоты и видео с него.
По традиции начнем с погружения в сюжет, а потом – по самой игре.
Где-то глубоко-глубоко в шахтах Слиткового острова трудится простой пролетарий Ди-Кей. Его отличительные черты: каска с китайским фонарем, галстук (прикинь!) и подтяжки твоего деда. Ди-кей – стахановец, что совсем не трудно, когда твои коллеги сплошь и рядом макаки, а ты – полтора центнера отборной гориллы.
Трудится он, однако, не во благо общей обезьяньей коммуны, а ради своей ежеминутной слабости: банания. Этот минерал в форме банана будоражит низменные нейроны нашей обезьяны достаточно, чтобы покинуть родной остров и приехать на его добычу в шахты. А еще Ди-кей его ест. Минерал.
Так идёт день за днем, смена за сменой. И мы даже погрузимся в это рутинное отчаяние с головой, при прохождении стартового уровня. Всё вокруг темно, цвета … шоколада, фонари тускло светят. Мощными кулаками Ди-Кей пробивает породы в любом направлении от себя по всем осям геометрии (а ты думал она тебе в жизни не пригодится! Тут еще и котангенс спросят по той книжечке). В итоге мы докапываемся до того, что очередной нинтендовский смерч уносит нас в страну Оз - тут всё по Н-методичкам.
Тем не менее, дабы уйти от прям совсем клишированности, торнадо - не торнадо, а огромный метеорит, что смачно ухает в середку Слиткового острова, с натужным чмоканьем засасывая всё за собой. Так мы и рухаем в яму, где на самой глубине находим музыкально вякающий камушек на ножках – нашего будущего напарника. Но ты подумай (!): та глубина оказывается ненастоящей глубиной. Есть еще кучу глубин, которые нам теперь и предстоит достигнуть. Так как же низко может пасть наша обезьяна? Насвистав американский военный марш, мы завоевываем доверие камушка и отправляемся together в наше обезьянье adventure в глубь обезьяньей Earth. Главная мотивация проста: по уши наесться банания.
Что же Большая Н предлагает за 69.99? Сюжет игры весьма прост: Ди-Кей и его новая приятельница Полин (уже не секрет из финального трейлера, кем был камушек) пробиваются к центру земли. Где-то там в ядре есть банановая жила, что может исполнить любое желание нашедшего. Устремления протагонистов тривиальны: вернуться на поверхность и получить все бананы мира. Но вот те раз, не всё так просто. Желающих завладеть жилой больше двух. Еще три гориллы весьма злобного вида (ну ладно, женщина там выглядит весьма недурно, такую с мамой можно познакомить) на огромной буровой машине несутся с нами на перегонки ко дну, периодически кидая банановую кожуру в виде боссов Ди-Кею под лапы.
Пробиваясь от пласта к пласту, мы знакомимся с разными народами и их средами обитания. И если первую половину игры встречаются набившие оскомину пляж, лес, зима, ковбойский каньон из предыдущих игр Н, то во второй половине авторы дадут наконец волю фантазии и смогут предложить более интересные варианты. Для примера, на одном уровне вам придется менять день и ночь, и заманивать врагов в тень или наоборот, чтобы их прикончить или же пройти испытания.
Еще более занимательны будут сами жители и их культуры, а особенно фрактоны – живые камни, которые путешествуют через весь грунт и копируют другие живые формы. Они придают особый шарм игре и с ними связаны многие моменты игры (например, будут выдавать испытания).
Сам игровой процесс на этом и основывается: прорываться вниз мы будем буквально. Каждый из пройденных пластов представляет собой 3D-костяк, облепленный грунтом – теми самыми вокселями, что с маньячным блеском в глазах описывали разработчики игры. Другими словами, это как пластилин, глина или другие мягкие субстанции, налепленные на каркас. Старые пердуны сразу же заскрипят: да мы это в Red Faction еще в 2001 видели. Но на то они и старые, чтобы ворчать и пахнуть. Принципы в основе здесь всё-таки другие.
И наш главный персонаж может всё снести подчистую до скелета уровня. Сами субстанции разные по твердости, а также могут взаимодействовать друг с другом. Так, песок ломается за один удар, а вот бетон придется ковырять. Не можете пройти по лаве – залейте её водой. Механики кочуют из одной игры в другую, но авторы DKB нашли и интересные решения. Что, например, может убить слизь и породивших её слизняков?
Но не стоит беспокоится, что перед вами очередной симулятор копателя. Каждый уровень насыщен десятками активностей, которые скрашивают этот момент. Помимо следования сюжетной ветке вы можете:
А копать вы будете не только лишь кулаками. Над каждым биомом тут главенствует свой великан, которого кличут Наставником. На самом деле они – диджеи и умело крутят вертушки, а следят за регионом для души. Заставив Полин спеть перед своим народом, великан дарует нам возможность принимать их облик и спецспособности. Яростная горилла на раз-два ломает всё вокруг, зебра носится как водители в Казани, а страус откладывает яички (и это еще не все). Всё это еще и можно прокачать, как в этом вашем Диабло с ветками умений. Но, опять же, Наставник не выдаст умение просто так – для начала решите проблему жителей региона.
Донки Конг изначально платформер, но Бананза от корней отошла. Это именно адвенчура с зачатками. Платформинг будет встречаться в испытаниях, но как таковым ведущим элементом не является. Уровни весьма прямолинейны, и вы может просто пробежать игру, особо не налегая на допактивности. Возможно, это будет даже лучше, не успеете устать от постоянного копания.
Однако игра построена именно таким образом: отвлечь ваше внимание от простого следования сюжету. Вы и шага не можете ступить, чтобы не наткнуться на маленький челлендж: тут и избейте врагов на время, и пройдите полосу испытаний, и ответьте на вопросы викторины, и соберите кусочки паззла, и черти что еще. А возможность сканера поможет не только их найти, но и подсветить спрятанные бананы и коллекционные окаменелости. Что опять же отвлекает от прямого маршрута, заставляя свернуть в то ответвление, или прокопать вот ту стену. И вы уже в ловушке Ассасинов и не можете уйти с карты, не собрав всех вещей и не открыв всё. По счастью, прохождение тех же испытаний занимает от силы минуту или две, а в награду вы получаете вожделенный банан. Для суперленивых – покопайте землю чуть, чтобы найти сундук с картой активностей, или же сходите просто в магазин и купите эти карты.
Чтобы вы не заскучали от постоянного копания, каждый мир старается предложить новую механику прохождения. Пласт покрыт водой? Вот вам сёрфинг. Всё значимое висит в воздухе - учитесь управлять радужной рудой. Не видно ни зги – возьмите в руки светящиеся кристаллы. На поверхности нельзя стоять – придумайте способ, как ее пересечь.
Также и с врагами. Если большинству из них можно просто понавешивать обезьяньих хуков, то отдельным нужно изыскать способ изничтожения. Опять же играем рудой и способностями. Конечной точкой каждого мира выступает свой босс, а иногда по ходу даже не один или же не с одной стадией. Однако, как в большинстве игр Нинтендо, пару точных ударов решит всё. Изначально это выглядит чрезвычайно просто и таким и является по сути. Что обидно, ведь интересные кракозябры с намеком на вызов действительно появляются во второй половине игры. Когда отвешиваешь оплеух Цветку, задаешься вопросом, почему нельзя было и остальных продумать чуть побольше, а? Даже привязка прохождения к определенному биому не помогает сделать этих Толстяков относительно интересными.
Подходим к вопросу из начала: ну и почему же гонять обезьяну весело? Так ли это?
Нинтендо превратила свои серии в игры-аттракционы. Буквально. Вы в парке развлечений, где куча активностей и вы вольны идти к любой из них. Вокруг всё пестро, ярко, притягивает внимание и хочется попробовать. И каждая из них не должна отвлекать вас более, чем на пару минут. За примерами не надо далеко ходить: Super Mario Odyssey, Kirby and the Forgotten Land, The Legend of Zelda: Echoes of Wisdom или Mario and Luigi Brothership. Каждая из них эксплуатирует единственную оригинальную идею, но в общем они следуют одним и тем же принципам миро и сюжетопостроения.
В тоже время эти игры – не валенок в подушке, а анатомическая пена, которая говорит вам – просто приляг и отдохни. Вы всегда можете их запустить именно как игру для релакса с любого момента. Здесь не требуется сложных навыков, где надо сидеть на одном куске кода по два-три часа, а то - суток, не надо ломать геймпад в попытках пройти заморочку разработчика. Этим Большая Н и привлекает. Простой, чистый геймплей, где сюжет не должен отвлекать игрока именно от процесса и занимать более, чем того требуется.
Сама игра полна маленьких незаметных моментов, которые делают её просто очень милой. Это и болтовня Полин, когда вы отсыпаетесь в своих апартаментах или находите очередной банан, и прилипчивые музыкальные темы каждой трансформации, и общение с местными жителями или сопутствующими NPС со своим микроюмором. Плюсом есть очень много механик, которые игра просто не раскрывает, давая вам шанс самим опробовать или заметить что-то. (Если в пушку закинуть не себя, а кусок руды – что-то случится? Обидно, что этот момент обыграют только в постгейме). И каждая такая находка дарит немножко дофамина.
Бананза продолжительна и имеет свои недостатки, самый главный из которых – затянутость, в том числе из-за ложных концовок (коих тут немало и это плохо сказывается на восприятии сюжета и темпе). Ей следовало бы закончиться на двух третях минимум. Но ведь тогда бы она не стоила 70$, не так ли? Помимо этого, в игре отсутствует сложность как само понятие; игра проходится на одном дыхании с учетом свободных у вас вечеров. Челлендж начинается только в постгейме, где вас уже принуждают учить механики игры, а не выбирать просто наиболее удобные для ситуации. Именно в постгейме игрок находит то, что он ожидал увидеть, запуская игру впервые. Такой и надо было делать её с самого начала. Это пошло бы только в плюс.
По итогу, Бананза в целом – игра для отдыха. Не шедевр, не системселлер, не прорыв в технологиях. Но в тоже время искать бананы, спидранить испытания, крушить черепа врагов и стены одним-двумя ударами весело. Игра в DKB это как прийти домой и встать перед вопросом: я сегодня хочу потратить два часа на томление рульки или просто отварить пельменей? Пельмени победят.
Умер всё-таки раз 8 за игру. PapaGluck out.
По традиции: поставь эмоцию недообзору, если было интересно.
Можно подписаться на блог DTF - я тут буквы иногда печатаю.