Почему золотая эпоха Halo прошли мимо и возможно никогда не вернётся в СНГ

Почему золотая эпоха Halo прошли мимо и возможно никогда не вернётся в СНГ

Предисловие

Любой материал об истории Halo начинается со слов "Невозможно переоценить вклад серии Halo в развитие игровой индустрии и жанра FPS в частности". Это действительно так, но сегодня мы обсудим причины непопулярности данной серии на территории нашего бывшего некогда нерушимым Союзом республик народных.

Xbox: only in America

В начале 2000-х Microsoft решила ворваться на рынок игровых приставок, опасаясь того, что в сфере цифровых интерактивных развлечений персональные компьютеры могут не выдержать конкуренции с игровыми приставками, особенно с Play Station 2. Для решения данной проблемы комплектующие обычного ПК были втиснуты в корпус консоли, что обуславливало её немаленькие размеры (из личного опыта помню, что будучи ребёнком было непросто управляться с огромными геймпадами).

Внутреннее строение Xbox
Внутреннее строение Xbox

В качестве операционной системы была модифицированная Windows, дополненная жёстким диском в комплекте с каждой консолью (новшество, ведь консоли тех лет использовали карты памяти) что в купе с поддержкой Ethernet давало возможность скачивать из интернета обновления и маленькие аркадки, чего с использованием карт памяти было невозможно добиться.

Однако релиз консоли от Microsoft состоялся только в Америке, для всего остального мира Xbox появился на прилавках лишь спустя год. До России первый Xbox официально так никогда и не добрался. Цены двух конкурирующих консолей были одинаковыми и составляли 300 долларов США. Учитывая, что для приобретения Xbox приходилось переплачивать за неофициальный импорт из Европы его фактическая стоимость для жителей постсоветского пространства была гораздо выше, что явно не способствовало популярности консоли. Продажи Xbox за всё время составили 24 миллиона штук, из которых 16 миллионов пришлось на Америку. До СНГ нелегально дошла лишь малая часть.

Знаменитый анонс Xbox с участием Дуэйна "Скалы" Джонсона
Знаменитый анонс Xbox с участием Дуэйна "Скалы" Джонсона

За всю историю оригинальный Xbox продался тиражом

Halo: Combat Evolved - спаситель Xbox

Для успешного старта продаж необходимо было чем-то завлечь пользователей, чтобы переманить их с конкурентной консоли от Sony, которая уже как год была на прилавках американских магазинов. И систем-селлером первого Xbox должна была стать Halo.

Сказать, что в США анонс Halo вызвал бурную реакцию - значит ничего не сказать. Трейлер обещал кинематографичный шутер про войну с инопланетянами, с динамичным геймплеем и солидными на тот момент катсценами на движке самой игры. Вышедшая в октябре 2001-го года полностью оправдала все ожидания

Обложка игры
Обложка игры

Halo: Combat Evolved прошла долгий путь разработки от стратегии в реальном времени (Студия-разработчик Bungie раньше выпускала RTS под названием Myth, поэтому и Halo делалась по образу и подобию). Спустя год игра разрабатывалась уже как шутер от третьего лица для компьютеров Macintosh. В 2000-м году Microsoft приобретает Bungie, после чего Halo начинает приобретать вид шутера от первого лица, который серия имеет по сей день.

В связи с непопулярностью консоли от Microsoft, на просторах СНГ многие смогли опробовать Halo: Combat Elolved лишь спустя два года, когда вышла на персональных компьютерах. К сожалению, порт с консолей оставлял желать лучшего. Плохая оптимизация, которая плохо влияла на управлением, консольная графика и отсутствие официальной локализации не способствовали проявлению интереса к игре. К тому же Halo к моменту выхода на ПК пришлось конкурировать с уже устоявшимися игроками игрового рынка шутеров (Counter-Strike, Call of Duty, BattleField 1942, Half-Life). Во времена комьютерных клубов, в моём городе о Halo слышали "не только лишь все, мало кто слышал" о ней. В то время как ранее перечисленные игры были у всех на слуху. Как было упомянуто ранее, русской локализации не было, из-за чего познать сюжет могли только избранные знатоки английского языка (Будучи ребёнком я даже не понимал, что главный герой это человек в броне, а не робот).

Увы, но первая часть легендарной серии прошла мимо рускоязычных геймеров даже после её выхода на ПК.

Halo 2 - достойный сиквел.

Halo 2 вышла в тоже поколение, что и первая часть. Однако сиквел был сделан по всем правилам отличных сиквелов: Хорошее из оригинала преумножаем, плохое убираем. Вторая часть похождений Мастера Чифа стала одной из первых игр-блогбастеров, предлагавших не только отличный геймплей, но и великолепный сюжет, раскрытый, в том числе, в отличный на тот момент кат-сценах на движке самой игры. Halo 2 стала бестселлером оригинального Xbox.

Как и первая часть, вторая вышла эксклюзивно для Xbox, так же не имела русской локализации. Учитывая её привязку к консоли Microsoft, причины, по которой многие рускоговорящие геймеры так же пропустили эту игру остаются аналогичными, что и у оригинала.

Промо-арт Halo 2
Промо-арт Halo 2

Игра всё же вышла на ПК, незадолго до выхода Halo 3 в 2007-м году, однако оставалась эксклюзивной для Windows Vista. Кроме этого, проблемой было то, что игра требовала стабильного подключения к интернету для работы сервиса проверки лицензии Games For Windows Live, который то и дело терял соединение и выбрасывал пользователя из игры (лично помню эту проблему и танцы с бубном).

К сожалению, неудачное время выхода Halo 2 на ПК, отсутствие локализации, эксклюзивность для Vista и проблемы с антипиратской защитой не позволили игре привлечь заслуженное внимание геймеров на постсоветском пространстве.

Немного личных воспоминаний. Именно с этой частью я впервые познакомился, ещё на оригинальном Xbox. К моему товарищу попала европейская версия консоли, и пара дисков, среди которых была Halo 2. Даже на уровне обложки игра не смогла завлечь нас, а потому была отложена как потенциально неинтересная. Когда игр не осталось, нам пришлось опробовать и Halo 2, которая несмотря на наше предвзятое отношение к ней поглотила нас на долгие часы ПВП битв и прохождение сюжета в кооперативе на разделённом экране.

Полная обложка физического издания игры для Xbox
Полная обложка физического издания игры для Xbox

Halo для ПК - всё

После неубедительных цифр продаж Halo Combat Evolved и Halo 2 на ПК Microsoft решили полностью отказаться от выпуска игр серии на персональных компьютерах.

Однако следующая консоль от Microsoft, названная Xbox 360 уже официально продавалась в России, а значит у Halo появился шанс привлечь новую базу фанатов. Однако всё не так то просто.

Полная обложка физического издания Halo 3 для Xbox 360
Полная обложка физического издания Halo 3 для Xbox 360

Несмотря на то, что игра является лучшей в серии (на мой субъективный взгляд) игра всё так же не имела русской локализации, что напрочь лишало удовольствия от прохождения сюжета. Сделаю смелое предположение, что большинство пользователей в России пользовались прошитыми версиями консолей, а потому были лишены возможности опробовать мультиплеер Halo 3. Без мультиплеера, и непонятным сюжетом на заморском языке, люди быстро теряли интерес, который итак был несильно выражен. Последующие спин-оффы Halo 3: ODST и Halo: Reach так не снискали особой популярности у российских игроков.

После ухода Bungie из под крыла Microsoft серия Halo была передана в руки новоиспечённой студии 343 Industries. К сожалению, популярноcть всей серии пошла на спад во всём мире, чего уж говорить и о немногочисленных фанатах с постсоветского пространства. Несмотря на полную и официальную локализацию Halo 4 и Halo 5, они даже по меркам третьей части были не так популярны, что на фоне падения интереса к консолям Microsoft так же послужило падению интереса среди постсоветских геймеров. Остальные спин-оффы дилогии Halo: Wars и Spartan Assault были непопулярны даже среди фанатов, хотя несомненно, так же снискали свою аудиторию.

Нынешнее положение дел

Чудо свершилось в 2019-м году, когда в Steam вышел сборник Halo: The Master Chief Collection (Первые две части включены в издании Anniversary с обновлённой графикой). На данный момент все желающие могут ознакомиться и приобщиться к сборнику всех игры связанных с Мастером Чифом, а именно от Combat Evolved до четвёртой, включая два спин-оффа. Локализация на многие из них по прежнему недоступна официально, однако энтузиасты уже сделали русификаторы для все игр со сборника. Со сборников руссификаторов можно ознакомиться ниже:

https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?l=russian&id=1934951923

Руссификаторы для Halo: The Master Chief Collection

Хотя на данный момент, приобрести сборник легально не представляется возможным

Почему золотая эпоха Halo прошли мимо и возможно никогда не вернётся в СНГ

А как же книги?

Помимо серии игр, вселенная Halo богата и бумажными произведениями. Романы повествуют о различных событиях, которые выходят за сюжеты игр, так же серия не обошла стороной и комиксы.

На данной картинке представлены не все существующие на данный момент произведения
На данной картинке представлены не все существующие на данный момент произведения

Но есть одно существенное "НО". Из более чем 40 романов переведено всего около десятка. Учитывая непопулярность серии в России, а так же проблемы с лицензированием перевода можно предположить, что новые романы ещё долгое время останутся недоступными для русских читателей.

Что в итоге?

Золотая эпоха Halo под крылом своих создателей прошла для СНГ по большей части незаметно, и многие геймеры так и не прикоснулись к культовой серии игр. К сожалению, Halo просто стала заложником Xbox и была нацелена на американский рынок, а потому не получила свою значительную часть фанатов.

На данный момент дела у серии в целом достаточно сомнительны, в Steam Halo: TMCC стабильно набирает 6 тысяч игроков в пиковом онлайне.

Статистика онлайн Halo: TMCC на сайте Steam.DB
Статистика онлайн Halo: TMCC на сайте Steam.DB

Дела у последней части серии обстоят ещё хуже, и в пике она набирает лишь 3 тысячи игроков.

Статистика онлайн Halo Infinite на сайте Steam.DB
Статистика онлайн Halo Infinite на сайте Steam.DB

Несомненно, часть аудитории остаётся верна традициям и покоряет Halo на Xbox, к тому же там игра занимает стабильное место в Game Pass, что даёт небольшой приток игроков. Однако в данный момент серия переживает свои не самые лучшие времена, что не способствует увеличению её популярности на территории СНГ.

К сожалению, учитывая внешнеполитическую ситуацию и официальное прекращение деятельности Microsoft на территории России неизвестно, будет ли официально выпущена следующая часть серии. В итоге можно сказать точно, что Halo собрала свою малочисленную группу фанатов на постсоветском пространстве, но так и не смогла тут полноценно прижиться.

8
2
16 комментариев