[Лонг] Прошёл дилогию Метро-2, чтобы тебе не пришлось

Детальный разбор игр от Orion Games в советском сеттинге и инсайды о несостоявшейся третьей части!

Видеоверсия для ленивых

Фанаты серии Metro 2033, наверняка, часто задаются вопросом: а где ещё 2032 части этой фундаментальной франшизы? Ну, как минимум, две игры из 2033 мне удалось найти. Это Метро-2 и Метро-2: Смерть Вождя, также известные как The Stalin Subway и The Stalin Subway: Red Veil.

На первый взгляд, оба проекта — чистокровный трэш первого сорта от отечественных разработчиков, до скрипа в зубах стандартный шутер от первого лица, который не предлагает ничего нового, кроме необычного сеттинга. Что говорить, разработчики крайне редко берут СССР 1950-х годов и закручивают вокруг этого свои проекты. Но, кроме атмосферы, в Метро-2 больше ничего и нет... хотя на деле — не совсем так.

Метро-2 — проект невероятно тяжёлой творческой судьбы. Изначально игру всеми правдами и неправдами пыталась делать студия G5 Software, которая до этого ничем особенно значимым не отличалась. Тем не менее, издатель в лице «Буки» отчего-то верил в игру, поэтому, посмотрев на потуги первой студии, решил передать проект в руки воронежской Orion Games. Та уже отметилась омерзительным до дрожи «Чистильщиком», в котором, кажется, плохо буквально всё. Кстати, возможно, эта игра тоже попадёт в следующие лонги — отпишитесь в комментариях на эту тему. Общество должно знать о ветхозаветном трэше!

Судя по всему, передача игры была неожиданной даже для самих Орионовцев. Алексей Гельман, сценарист игры, честно признавался, что издатель просто прислал в компанию диски со всеми наработками и строго заявил: игра должна быть готова через девять месяцев. Orion Games, словно беременная женщина, вынашивала проект и в сентябре 2005-го выплюнула его на прилавки. Что иронично, сам Алексей считает результат вполне достойным.

Вот он, человек, причинивший боль множеству игроков
Вот он, человек, причинивший боль множеству игроков

Мой первый контакт с игрой

Я познакомился с Метро-2 ещё в год релиза. Мой отец — большой фанат военной тематики и Великой Отечественной, а потому на домашнем компьютере нередко запускались Return to Castle Wolfenstein, Call of Duty, и даже Medal of Honor: Pacific Assault проскакивал. Правда, в Wolfenstein отец играл ровно до появления зомби — считал, что эта вся мистика игре не идёт.

Метро-2 же активно форсилась. Бука не поскупилась: заказные упоминания в новостях по Rambler TV, целая программа на MTV, реклама в Игроманских Навигаторах, да и просто во всех попроще журналах.

Рекламная кампания сработала — и уже через пару недель после релиза игра оказалась у нас дома. Причём ради неё пришлось обновить компьютер. На стареньком Pentium 4 шедевр Орионовской инженерии работал так же, как и сейчас, поэтому полное прохождение пришлось отложить до появления полноценного двухядерника.

Но даже обновление железа не помогло. Ведь Метро-2 не только плоха технически — она отвратительна концептуально. Отец тогда смирился с поражением на одном из уровней, а игру пришлось проходить мне.

Возвращение в з...в Сталинскую подземку

Видимо, пережитой детской травмы мне не хватило — недавно я решил перепройти всю дилогию Метро-2, испытать ужасы советского левел-дизайна и докопаться до истины. Почему игра стала такой, какой стала? И как нам с этим жить?

Иногда создаётся ощущение, что современные издатели читают мои лонги: стоило пошутить про шутер с Михаилом Пареченковым — и вот он, пожалуйста, прямо в Steam. Упомянул Патриот: Демократизация — получи. Даже «Лара Крофт у нас дома» – экшен «Скалолазка» и тот недавно выпустился в магазине от Valve и продался тиражом около двух копий

О технических проблемах

Метро-2 есть в Steam, и несмотря на наличие диска, я решил попробовать именно эту версию. 200 последних пенсионных рублей ушли в купюроприемник, установка пошла... и выяснилось, что версия не работает. Вообще. Совместимость, права администратора — всё рекомендации из руководств не имели смысла.

Но я не был бы собой, если бы не нашёл на богом забытом форуме разработчиков патч, который таки позволил запустить игру.

Сюжет «Метро-2»

Герой вместе со своим отцом
Герой вместе со своим отцом

Мы же играем за лейтенанта МГБ Глеба Суворова. Юному «метрогаю» всего 25 лет. Герой встречается со своим отцом, ученым, перед работой, а после заступает на пост. Далее в его кабинет поступает звонок: отец заявляет, что сослуживцы протагониста арестовывают всех работников ЛИПАН. Глеб решает разобраться в происходящем, а игрок, если не решит после этого удалить игру с винчестера, погружается в череду приключений аж на 13 уровней.

Игровой «процесс»

Напомню, что годом ранее та же студия выпустила игру Чистильщик. Проект, который, как бы это помягче… ругали за всё, но одной знаковой претензией был чудовищный левел-дизайн.

Ведь знаменитый «куда здесь, черт возьми, идти»-фактор не только превалировал на большинстве уровней, но, видимо, был выведен разработчиками в геймплейную фишку — ведь без пары рюмок ориентироваться на локациях просто невозможно.

На Windows 10 у игры еще и текстуры отвалились. Полечилось фиксом, но узнать о нем предстояло лишь в будущем
На Windows 10 у игры еще и текстуры отвалились. Полечилось фиксом, но узнать о нем предстояло лишь в будущем

Что ж, спустя год, разработчики из Orion не только не учли ошибки молодости, но сделали Метро-2 еще более запутанной. Для примера: обычно в играх ты четко знаешь, какая дверь на локации интерактивна — активные проходы отличаются по текстурам, отмечены специальными символами, знаменитой желтой краской, наконец. По версии Orion Games, игроку не нужна никакая навигация. Все двери на уровнях одинаковы, проходы максимально неочевидны, а о некоторых возможностях игры ты узнаешь только благодаря криво сработавшей физике. Более того, даже когда каждая дверная ручка подергана, а каждый косяк изучен вдоль и поперек, и ты уже четко знаешь путь, далеко не факт, что разработчики позволят тебе по нему пройти. Ведь в дело вступает его величество AI и оголтелый респавн.

Даже на самом легком уровне сложности местные враги народа целят в голову без промаха, кидают гранаты через полкарты, словно Майкл Джордан в свои лучшие годы, и блокируют тебе двери к концовке уровня. Без шуток: местный рандом может закинуть противника за следующую дверь аккурат по пути её открытия, в результате чего главный герой не сможет пройти дальше, ведь она просто не открывается.

Далее стоит отметить, что правила игры меняются от уровня к уровню по воле левой пятки Константина Гуленко, дизайнера этих самых уровней.

Вот из-за кого игра растянулась на 4 часа вместо двух
Вот из-за кого игра растянулась на 4 часа вместо двух

В итоге, решетки, которые еще уровень назад не открывались, на новой локации вполне могут быть активны; бетонные двери, что казались непроходимыми еще 10 минут назад, внезапно вполне функционируют; а кнопки, что кажутся частью блеклой и серой текстуры, вдруг могут открыть дорогу к концовке того или иного уровня.

В дело ужасного левел-дизайна вмешивается и геймдизайн: ведь помимо банального отстрела целых орд противников, герою изредка нужно будет искать ключи и дергать интерактивные рычаги.

Вдохновившись лучшими представителями жанра в лице Doom и Blood, разработчики решили, что они тоже так могут, и сделали всё в лучших традициях Джона Ромеро. Но там, где Ромеро еще в 1993 году предлагал игрокам карту, разработчики Метро-2 предлагают пойти в пешее эротическое и зарисовывать локации на листочек, чтобы не запутаться. Благо, хотя бы маркер для дверей с ключами догадались сделать, но и это не сильно спасает ситуацию.

Пара красивых локаций за игру все же встречается.
Пара красивых локаций за игру все же встречается.

Плюс ко всему, в игре есть явная проблема с логикой. Некоторые уровни достаточно длинные и запутанные, при этом другие обрываются без всякой причины, не успев начаться. А уж местный уровень с подземельем и факелом я проклинал еще на релизе.

Ведь там игроков ждет квинтэссенция кривой отечественной акробатики. Более того, на этом уровне для прохождения требуется натурально вычесывать носом каждую стенку. Иногда задаешься вопросом: то, что я сейчас застрял в текстурах и из них куда-то выпрыгнул — это баг или так и задумывалось?

Ну ладно, о негативных моментах поговорили, пора и что-то позитивное затронуть. Это довольно сложно, но так и быть.

Во-первых, в Метро-2 весьма проработанные модели оружия. Все эти ППШ, пулемет «Стен» и многие другие сделаны весьма прилично для 2005 года.

Только кто-нибудь может мне объяснить, что в трусах Глеба Суворова делает противотанковое ружье? Ведь танков в игре нет, а для того чтобы выстрелить, нужно замереть на месте, что для любого уровня сложности в Метро-2 равносильно смерти.

Еще те локации, в которых игрок посещает реальные станции метрополитена, сделаны весьма хорошо. Правда, повторяются они раз за разом, а геймплейная задача там сводится до «пробегись-ка через всю станцию и сядь в другой поезд».

Но модельки персонажей — это просто ужас
Но модельки персонажей — это просто ужас

Искусственный интеллект и стрельба не выдерживают никакой критики даже на момент 2005 года. Пока западные разработчики ваяли F.E.A.R. с умными ботами, а Doom 3 получал аддон, воронежские умы из Orion настругали на своем движке «Буратино» с лицом главного сценариста проекта, все тактические маневры которого ломаются, стоит Глебу лишь высунуть свой ствол из-за угла и методично отстреливать врагов, прячась за стеночкой. Никто никогда в жизни не додумается бросить туда гранату или уж тем более сменить позицию.

Самым больным в этом смысле является второй уровень на стройке рядом с МГУ. Противников много, и, кажется, будто они стреляют буквально отовсюду: с каждой вышки, между вагонами, в сортирах и домах — обязательно кто-нибудь решит угостить господина Суворова свинцом. Забавно, но о возможности прицеливаться более точно разработчики, конечно же, не сообщают, но в игре она есть. Правда, если вы ждали удобств уровня Call of Duty 2 того же года разлива, то расслабьтесь: камера просто подъедет чуть ближе.

Ладно, стрельба и геймплей выполнены на не очень высоком уровне, но, может быть, сюжет в игре достоин того, чтобы её стоически осилить?

По сути, истории в Метро-2 фактически нет. Есть антураж, некоторые интересные локации, но стройного сценария буквально не существует. Вот вам ролик в начале, который знакомит с главным героем и его отцом. Далее, если подобные ролики и встречаются, то в них в основном фигурируют Сталин и Берия. Оба озвучены до омерзения карикатурно, да и вся игра звучит голосами, натурально, шести актеров.

[Лонг] Прошёл дилогию Метро-2, чтобы тебе не пришлось

Так вот, Сталин тут выполняет роль местного тролля и периодически подкалывает Берию на тему его вселенских заговоров и невидимой борьбы с вождем. Все эти заставки можно было бы выкинуть из игры, и она ничего бы от этого не потеряла. Как развивается личность главного героя на протяжении всего *Метро-2*? Правильно, никак. Кто такая Лена Лапина и какие отношения связывают персонажей, кроме того, что нам в начале сказали о том, что она девушка главного героя? Правильно, об этом мы не узнаем, потому что… зачем?

Зато «орионовцы» введут в игру еще одного персонажа — майора ГРУ Наталью Михалёву. И у меня сразу несколько вопросов: во-первых, почему майор такой организации одет, как заправская профессиональная разведчица из анекдотов про Петьку.

Обычный наряд майора при исполнении
Обычный наряд майора при исполнении
[Лонг] Прошёл дилогию Метро-2, чтобы тебе не пришлось

Во-вторых, после того, как она делится с Глебом своей историей, буквально через несколько минут герои решают незатейливо заняться любовью прямо в вагоне холодного мотовоза, словно это какой-то сериал с Дэвидом Духовны. Но до абсурда всё доходит лишь в следующей сцене. Наш герой видит впереди закрытые гермоворота и отправляется их открывать, затем Наташа, как ни в чем не бывало, предает Глеба без всякой на то причины, и он сдается в плен.

То есть человек, который в прошлых уровнях перебил население маленькой страны, просто сдался в плен. А майор ГРУ, которая во флэшбеке стреляла в заговорщиков, внезапно оказывается на стороне этих самых заговорщиков. Ну, сценаристы, ух, завернули!

Что ж, на коробке с игрой не предупредили, что вместо триллера и залихватского боевика в советской атмосфере нам продают самые смелые сексуальные фантазии одного из разработчиков. Глядишь, и продажи были бы куда выше 50 тысяч копий!

В Метро-2 игроков ждет набор самых популярных клише всех мастей: герой сдается, но в следующей сцене выбирается; общается с предателем и в той же сцене догадывается, что он предатель, только положив трубку. Развязки как таковой нет в принципе: последних злодеев побеждает отряд боевых баб, где сначала Наталья, предавшая главного героя, убивает главгада, затем Глеб спрашивает про тот случай в мотовозе, тут подбегает Лена и убивает Наташу. А бомбу вообще взрывают в финальном ролике, не показывая сам взрыв.

Итоги по первой игре

Что это было, зачем и для кого — решительно неясно. В 2005 году рынок шутеров уже заполнился довольно мощными проектами, даже на территории России. Через несколько дней после выхода Метро-2 появился Вивисектор от Action Forms, годом ранее вышел Half-Life 2, с которым разработчики не стесняются сравнивать свой шедевр прямо в передаче от MTV, да и про всякие Condemned и Brothers in Arms забывать не стоит.

Тем не менее, «Буке» показатели продаж показались весьма внушительными, поэтому в производство тут же был пущен сиквел — Метро-2: Смерть Вождя.

Арты на коробках — то немногое, что у игры однозначно хорошо. Правда, с сами продуктом рисунок не имеет ничего общего...
Арты на коробках — то немногое, что у игры однозначно хорошо. Правда, с сами продуктом рисунок не имеет ничего общего...

Фейковый сиквел

Ну, во-первых, Смерть Вождя — это фейковый сиквел. Никто на коробке с игрой об этом, конечно же, не заявляет, а сама игра распространялась на полноформатном DVD, половину места которого занимают файлы-пустышки, и продавалась по полной стоимости в 350–450 рублей. По факту — это дополнение, DLC, аддон, если угодно. Его продолжительность вдвое короче оригинала, сюжет еще более маразматичен, а заставки еще более бессмысленны.

«Сюжет»

Итак, завязка. Прошел годик с момента окончания Метро-2: Глеб и Лена поженились, несмотря на мотовозные приключения последнего; Сталин почил, а Берия решает отомстить. Естественно, силами Наташи Михалёвой, которая оказывается жива. Как, каким образом и почему — не спрашивайте, сценаристы Orion вам не ответят. Женская месть страшна, а потому Наташа берет в плен Глеба Суворова, который, видимо, за годик совершенно растерял всю боевую подготовку, и пытается поймать Елену. Именно за неё нам и предстоит играть.

Супруга Суворова
Супруга Суворова

Как сделать самый худший сиквел в истории

Обычно, когда студия берется за сиквел, то старается учесть все ошибки оригинала и сделать продолжение лучше и глубже. Ну, вот, к примеру, в Death Stranding 2 доставка грузов стала проще, добавились животные, транспорт стал более живуч и доступен игроку с самого начала. Да, в игре нет радикального развития геймплея, но значительные улучшения и упрощения присутствуют и делают пребывание игрока в проекте более удобным и приятным.

Смерть Вождя идет в строго обратном направлении. Всё, что вас бесило в оригинале, будет с ядерной силой бесить и в продолжении. Неочевидный левел-дизайн с полным непониманием, куда нужно идти? Встречайте! В Смерти Вождя вам необходимо прыгать на трубу, что кажется лишь частью декорации уровня, а люк, заваленный на одной из локаций, оказывается, может быть путем к прохождению.

Враги, которые стреляют с расстояния футбольного поля? Пожалуйста, во второй части их мало того, что больше, так и к активному респавну разработчики прибегают чаще.

А еще иногда складывается впечатление, будто разработчики прочитали трактат «Как сделать видеоигру и заставить игроков тебя ненавидеть». За примерами далеко ходить не нужно. Первые несколько локаций — квартира Елены и крыши — играются еще относительно неплохо, тут даже котеек завезли и птичек, а враги срываются с крыши и скриптово падают. В общем, живенько и креативно.

Но креатив быстро сменяется привычным для разработчиков форматом, ведь игроков ждет миссия на автомобиле. Во-первых, всё начинается с максимально нетолерантной заставки, в которой Лена прыгает в автомобиль с приезжим водителем, и тут же сценаристы начинают упражняться в наиглупейшем юморе в духе «все приезжие обязательно тупые, плохо говорят по-русски и вообще». Честно говоря, лучше бы в Orion с подобной прытью работали над геймплеем и логикой, ведь суть уровня заключается в том, что героиня должна, отстреливаясь с заднего сиденья, сделать круг почета по Красной площади. Что мешало Елене сразу уехать куда нужно? Почему мы как минимум дважды проезжаем Мавзолей и Кремль? Какой в этом нарративный смысл? Баланс летит в трубу вслед за наитупейшей постановкой задания.

[Лонг] Прошёл дилогию Метро-2, чтобы тебе не пришлось

Сразу после загрузки уровня Елену, будто Александру Серую, обстреливают в три ствола, а AI водителя настолько умен, что прицелиться и уж в кого-нибудь попасть становится равносильно олимпийскому рекорду на Олимпиаде-80. Непроходимо, скажете вы? Выход есть, отвечу вам я.

После примерно 10 загрузок быстрого сохранения может произойти ситуация, при которой автомобили противников просто не загрузятся. А значит, вас ждет около 5 минут увлекательной поездки по кругу под песню про Октябрь и загрузка следующей локации.

Знаменитые «Невидимые колеса Кремля»
Знаменитые «Невидимые колеса Кремля»

Сопроводительные миссии как основа геймплея

Но и это еще не всё. Эмоциональный финиш случается после спасения Глеба на одной из локаций, ведь теперь нас ждет несколько сопроводительных миссий до самого финала в самом худшем их проявлении. Итак, бравый герой советов Глеб «Красный Терминатор» Суворов превратился в бесполезного хлюпика, прихрамывающего на обе ноги. У него, так же как и у Лены, есть полоска здоровья, и нам необходимо его защищать. Глеб умеет прятаться, чтобы мы расправились с врагами, и даже умеет следовать за Леной след в след, но стоит игроку отойти хоть немного дальше от бывшего героя первой части, как разработчики тут же респавнят Глебу личного расстрельного, который на перевес с автоматом уже бежит делать свое грязное дело.

Типичная картина в продолжении Метро-2
Типичная картина в продолжении Метро-2

В результате ты вынужден медленно и максимально монотонно ползти по локации в ожидании, пока NPC соизволит дойти до следующего отрезка уровня, и молиться, чтобы он ненароком не застрял, запутавшись в подножном мусоре или декорациях.

Причем в финальном уровне Глеб уже в полной боевой готовности и даже может отстреливаться. Правда, из-за бага оружие персонажа куда-то пропадает, и он пытается убить противников добром прямо из пальца, иногда даже эффективно — вот на что способна советская школа!

Секретная техника МГБ!
Секретная техника МГБ!

Помните, я говорил о бесполезных заставках в Метро-2? На фоне Смерти Вождя первая игра кажется шедевром сценарной мысли и постановки. Ведь здесь вся игра состоит из бессмысленных сцен. Вот Глеб и Лена лежат на солнышке и… всё. Ну, а что вы хотели? Узнать бэкграунд персонажей? Вот они просто любят друг друга, и всё тут. Сидят, греются.

Loveboy, прямо как у Доры
Loveboy, прямо как у Доры

Такое ощущение, что продолжение либо было отрезано от оригинала, либо издатель заказал что-то еще, а у разработчиков не оказалось никаких идей. Ведь Смерть Вождя — это не продолжение. Персонажи не получают никакого развития, все они остаются такими же, как и были. Да, боже, Глебу даже модель решили не менять, хотя с момента первой части год прошел. Зато игра о традиционных семейных ценностях — жена за мужа, всё как нужно, и даже в VK Play игру разместили.

На данный момент снята с продажи, но рейтинг от игроков «впечатляет»
На данный момент снята с продажи, но рейтинг от игроков «впечатляет»

Orion Games заявляли, что Смерть Вождя получила обновленный движок с новомодными эффектами и всеми самыми крутыми технологиями. Я помню игру на релизе и могу сказать так: в 2006 году Метро-2-2 тормозила изо всех сил, а в 2025-м разработчики уже просто неприкрыто стегают игрока в глаза постоянными засветами, пересветами и прочими прелестями самописного моторчика.

Итоги по сиквелу

В общем, играть в Смерть Вождя натурально больно, и если первую часть еще можно условно обозвать «нашим ответом Call of Duty по-домашнему», то продолжение можно использовать в качестве пыточного инструмента для инагентов. Как иначе оправдать существование этого продолжения, я просто не знаю.

О несостоявшемся триквеле

В ходе работы над этим роликом вскрылись другие неожиданные подробности. Во-первых, в передаче «Икона» на MTV ведущий создатель серии заикался, что разработчики хотят сделать трилогию, и героиней третьей части должна была стать Наталья. Никто бы не обратил на это внимание, если бы не тот факт, что третья часть действительно создавалась. Правда, называлась она уже не *Метро-2*, а аж Метро 3: Плесень. Разработку отдали некоей B-Cool Interactive. Действие игры разворачивается через 25 лет, в 1978 году, и, судя по сохранившимся футажам, проект вообще был совершенно иным, больше похожим на Метро 2033, так что шутка в начале вовсе и не шутка.

Очень мутные сохранившиеся кадры
Очень мутные сохранившиеся кадры

От игры сохранилось очень мало: известно, что герой должен был противостоять ученым и их экспериментам. Судя по найденной информации, в момент финансового кризиса 2008 года разработку пришлось отменить. Как создатели планировали привязать игру к серии Метро, представить трудно, но этого мы с вами уже не узнаем.

Финальная оценка дилогии

В итоге, не состоявшуюся трилогию Метро можно советовать лишь особым ценителям. Как шутер — игра не работает; как исторический экспонат с различными локациями Москвы — возможно, но для того чтобы их оценить, устанавливать игру необязательно. В остальном, всех причастных здесь ждет идиотский сюжет, куча неуместного юмора про приезжих, тупые эротические сцены и всё худшее, чем поражали отечественные шутеры нулевых.

Посмотреть мои видеообзоры и трансляции можно на Twitch и YouTube. Поддержать финансово можно прямо на DTF или Boosty. Увидимся!

35
2
1
16 комментариев