Mafia: The Old Country — Кровь за честь, душа за семью
В Сицилии 1905-го семья значит больше, чем жизнь. Энцо Фавара понял это слишком поздно. А на DTF игру уже поливают помоями: как третью часть — за песочницу и иммерсив, так и эту, уже за коридорность и "кинцо". Так приблизимся ли мы когда-либо к величию Mafia II? Ой, а ведь и её критиковали на релизе…
1905-й, Сицилия. Время, когда слово mafia даже не шептали на рынках и в трактирах, а код omertà был крепче каменных стен. Мафия ещё не в Нью-Йорке и не на экране в Голливуде — она здесь, в деревнях, на цитрусовых плантациях и серных шахтах. Эти шахты — адская работа, где горбатились даже дети, и где мафия контролировала всё: от найма людей до вывоза руды. В The Old Country это не декорация, а живая часть сюжета — в которой герой вырос, и которая определила его путь.
Сценаристы и художники Hangar 13 ухватили этот тонкий момент, в котором мафия была не столько о дорогих костюмах и сигарах, сколько о земле, семье и жестокости. Здесь показывают не глянцевых крёстных с плакатов, а людей, чья власть строится на рабстве и страхе. Шахты, где дети гнут спины в серной пыли, — не фон для антуража, а часть суровой реальности. Работяги живут с осознанием, что завтра их могут убить за слово, взгляд или просто за то, что они оказались на пути.
Мафия в The Old Country — ублюдки с обеих сторон фронта: и те, кто давит чужие семьи ради своей власти, и те, кто готов на любую подлость ради выживания. На свадьбах здесь решают судьбы людей, на похоронах несут не только цветы, но и предупреждения, а на деревенских праздниках за улыбками соседей часто скрываются ножи. Это не романтическая легенда — это грязь и кровь, из которой выросла Коза Ностра.
Даже исторические детали работают на атмосферу. На улицах — первые автомобили, ещё редкие и капризные, лошади всё ещё тянут телеги, а власть принадлежит не карабинерам, а тем, кто сидит в тени и одним кивком меняет судьбы.
И здесь хочется подушнить и упомянуть, что внимание к деталям в геймплейном аспекте здесь ниже плинтуса (вплоть до отсутствия многих анимаций).
А вот сюжетно The Old Country в этом смысле берёт лучшее из аналов истории: зарождающуюся Коза Ностру, которая крышует цитрусовые плантации и серные шахты за процент от дохода, и погружает нас в мир, где закон — это фамилия, а отказ платить может обернуться сожжённым урожаем или сломанными пальцами. Здесь предательство карают быстро и в назидание — так, чтобы все запомнили, как дорого стоит слово omertà.
Не все фанаты мафии и крёстного отца оценят отход к приквелу с её Сицилийскими красотами и едва пердящими телегами-уазиками. Динамика всё же просела: оружие медленное, транспорт ещё медленнее. Но есть минимум две погони, которые компенсируют всё, особенно гонка на турнире (и в этот раз всё очень казуально, но как же бодрит!)
Коридорность зашкаливает. Один вход, один выход. Зашёл-вышел, катсцена. Зашёл -вышел, катсцена. На машине даже нельзя проехать сквозь кусты. Впрочем, многие поездки можно и пропустить. За это спасибо. Стелс чисто декоративный: враг может не заметить тебя в четырёх метрах, плюс зрение сквозь стены в духе The Last of Us. Но странным образом всё это работает. Игра ощущается как 13-часовой сериал. Хороший сериал.
Система прокачки и амулеты — будто для маркетингового отчёта: они есть, но на геймплей влияют так же сильно, как новый галстук на перестрелку (У*ЛЮДКИ ХРЕНОВЫ, Я ПРИШЁЛ НА ПЕРЕСТРЕЛКУ!) Езда на лошади — топорная, почти как в Ведьмаке 3… только с тех пор прошло десять лет. Часть механик запороли, часть так и осталась в блокнотах системных геймдизайнеров, а кое-что явно не довели до ума. Всё это создаёт ощущение, что инвесторы уже постукивали по часам и требовали выпускать, а не шлифовать.
Лут — вообще отдельный сюр. Ты мчишь спасать женщину или догонять предателя, но игра позволяет остановиться и полутать труп ради патронов и валюты, которую тратить толком некуда. Оружие, одежда, машины — всё сюжетно выдают бесплатно. Это бьёт по темпу и выдаёт спешку в разработке, особенно если столкнуть в лоб Rockstar и её внимание к мелочам в RDR2. Но это уже удар ниже пояса, не будем его использовать.
Оптимизация?
На релизе её не завезли. У меня железо, как в рекомендованных, но на релизе постоянные статтеры и очень рваный фпс даже с dlls на качество. Это на момент написания статьи. Думаю, в будущем поправят патчами. А теперь вернёмся к хорошему... (или не очень?)
Саундтрек — красивый и органичный, работает на атмосферу. Но вот с дуэлями на ножах разработчики явно переборщили, и на этом стоит заострить внимание. За 13 часов — пятнадцать схваток, причём абсолютно одинаковых. Будь то случайный бандюган на задворках деревни или важная сюжетная фигура, от которой ждёшь драматичной сцены, — результат один: та же анимация, те же движения, тот же финальный пинок в сторону. Вместо нарастающего напряжения получаешь дежавю и лёгкий смех, когда уважаемый мафиозо валится от приёма, которым ты вчера уложил подвыпившего конюха. Но и здесь я бы начал душнить, какого хрена старый босс Мафиози сражается так же рьяно, как бугай шестерка из окружения Мафии? Ну да ладно.
Таким образом, накал страстей и саспенс от таких схваток тают на глазах. Погружение рассеивается, и вместо цельной истории ты видишь только геймплейные огрехи. Ещё меньше сомнений в том, что инвесторы торопили разработчиков релизнуть игру (да, я вновь говорю об этом), но именно чрезмерное использование одной механики портит погружение. Но больше, чем форс нелепых схваток на ножах, игру подпортил разве что финал. Игра могла бы встать в один ряд с Mafia II, но в итоге осталась просто хорошей.
По ощущениям, The Old Country — это не «Крёстный отец» в чистом виде, а смесь криминальной драмы с духом Индианы Джонса. Визуально романтизированная Сицилия, за которой приятно наблюдать, даже если сюжет не двигает франшизу вперёд. Но старые знакомые здесь есть: Лео Галантэ (фулл в сделку не входил), Сэм Трапани — фанаты оценят.
Финал запороли
Без спойлеров: попытались выжать пиковый накал и сделать финальный махач на ножах, но сломали гангстерскую честь, да и логику впридачу. Просто знайте, кринжа будет не меньше, чем саспенса. 50 на 50.
И всё же
У игры действительно есть изъяны. Плохая оптимизация на релизе, довольно мало контента (12 часов сюжета), отсутствие условно открытого мира, ряд недоделанных игровых механик. Сценарно не проработанный финал. И всё же, у игры есть душа.
Mafia: The Old Country — это не только история про перестрелки, погони и закат Сицилии начала века. Это история о том, что за блеском семейных традиций всегда прячется кровь и страх. История об искуплении и цене.
Серия Mafia продолжает развенчивать романтизированные мифы о благородных гангстерах. Под слоями шелковых фраков и бокалов дорогого виски здесь показаны жестокость, убийства, подкупы, грабежи и предательства. В этом мире нет хороших людей — только те, кто умело прячет свою подлость. Энцо проходит путь от мальчишки из шахты до человека, который убивает без колебаний во имя семьи. Мафия — не про человечность. Мафия — про цену. Цену, которую ты платишь не только жизнью, но и душой.
Продал ли Энцо свою? Вопрос, на который у игры нет ответа. А у тебя, дорогой читатель этих строк?