Dark Earth. На стыке жанров и эпох.
С этой игрой, как и с многими в то время, я познакомился совершенно случайно, во время одной из поездок на ВДНХ. Это были те самые годы, когда на территории выставки, как и почти в любом более-менее крупном культурном объекте Москвы, бурлила стихийная торговля.
Слева от главного павильона стояли столы с дисковыми развалами, большие коробки, до краёв набитые дисками: музыка вперемешку с играми, без коробочек, просто в мягких пакетах, с распечатанными обложками, а то и вовсе без них. Ориентироваться приходилось на интуицию, на редкое описание на обороте или просто на название, зацепившее взгляд.
И вот тогда, наугад, я выбрал Dark Earth. Домой я возвращался с чувством предвкушения.
Сюжет игры погружал в постапокалиптический мир, переживший падение загадочных чёрных метеоритов. Они не только разрушили большинство городов, но и окутали планету плотной завесой Чёрной Пыли, почти полностью отрезав человечество от солнечного света. С метеоритами пришла и новая напасть - Болезнь Гниения, превращающая людей в чудовищных тварей.
Так закончилась золотая эра и начался новый каменный век. Человечество выживало среди руин, цепляясь за остатки утраченной цивилизации. Мир погрузился во тьму, где каждый день был борьбой за выживание. Свет стал святыней, Солнце - богом, а власть в уцелевших городах перешла к Жрецам Огня - хранителям пламени, последнему барьеру между человечеством и тьмой.
Мы играем за Аркана, Стража Огня из города Спарта. Его размеренная жизнь меняется, когда в город проникают конкалиты - слуги Тьмы. Во время нападения Аркана заражают Чёрной Гнилью, болезнью, что медленно стирает в нём всё человеческое, превращая в нечто иное, чуждое свету. Пытаясь защитить город и победить болезнь, Аркан сам становится изгоем. Те, кого он хочет спасти, больше не видят в нём человека, а лишь угрозу.
Отнести Dark Earth к какому-то одному жанру непросто. Это, прежде всего, приключенческая игра, щедро приправленная ролевыми элементами и экшеном. RPG-составляющая проявляется в системе настроений героя, наличии инвентаря и живом, насыщенном мире, полном персонажей и выборов. Здесь можно вступать в диалоги, действовать по-разному, и каждый выбор действительно влияет на развитие событий - игра нередко предлагает несколько путей к одной цели, позволяя проходить её по-своему. Можно при желании даже убивать НПЦ.
Вместо привычных характеристик используется система настроений (Mood), отражающая как игровые механики, так и внутреннее состояние героя. В Light Mood Аркан действует спокойно и рассудительно — может аккуратно открыть дверь или спокойно осмотреть комнату. В Dark Mood он становится жёстким и агрессивным: выбивает двери с ноги, рабрасывает вещи. В бою активируется отдельное, боевое настроение. Вообще все это одновременно весьма интересная игровая система и грамотное отражение внутренней борьбы героя с нарастающей тьмой.
В игре тоже есть своего рода «очки опыта», но не в привычном, положительном смысле. Поскольку Аркан заражён тьмой, по мере прохождения в его душе накапливается мрак. Помимо шкалы здоровья на экране так же есть индикатор внутренней порчи. Чем дольше Аркан бродит по Спарте, принимает жестокие решения или совершает сомнительные поступки, тем сильнее тьма проникает в его кровь. К определенному моменту в игре он уже начинает выглядеть как монстр, меняется голос, внешность и стиль боя героя. Его облик становится прямым отражением решений игрока. Тьме можно сопротивляться, и в финале всё зависит от того, каким путём шёл игрок: главный герой либо полностью поддастся мраку, став тем, с чем боролся, либо сумеет сохранить остатки человечности и сдержит тьму.
Ну и, разумеется, экшен занимает в Dark Earth далеко не последнее место. Сражаться придётся часто, с разными врагами - но грубая сила не всегда ключ к победе. Так как боевка довольно простецкая и в некотором роде деревянная, я порой предпочитал вообще ее избегать.
И вот так, с головой погрузившись в атмосферу игры, я провёл несколько завораживающих часов… ровно до того момента, когда при переходе на новую локацию на экране появилось:
"Please insert Disc 2." И тут до меня дошло, в чём была моя роковая ошибка. У меня был только ОДИН диск... из ДВУХ. Половина игры. Половина истории.
Надо признать, возможности покупать новые диски в те времена у меня были весьма скромные. Поэтому эта досадная ситуация надолго отложила моё знакомство с Dark Earth. И всё же, спустя какое-то время, я вернулся и прошел ее до конца.
В Dark Earth есть какая-то особая, трудноуловимая ностальгическая нотка. Она будто пропитана духом своего времени - эпохи экспериментов, когда жанры ещё не были чётко разграничены. Это и не совсем RPG, и не полноценный экшн, и вроде бы не классический point-and-click, но при этом всё понемногу. И именно в этой странной, на первый взгляд, смеси рождается её особая атмосфера, мрачная и цепляющая. До сих пор очень хотел бы поиграть в продолжение, но увы его нет. И, вероятно, никогда не будет.
Из архива Горбушки. | Подготовил спецкор MSK