[ЛОНГ] Бумер: Сорванные Башни – игра по фильму, в которую никто не должен играть
Статья об одной из первых игр по отечественному блокбастеру: трэш, Гоблин, высокоинтеллектуальный юмор — все это в «Бумер: Сорванные Башни»!
Игры по фильмам всегда были делом прибыльным. Что нужно для типичного посетителя кинотеатра? Узнаваемое лицо на обложке и в игре, сюжет, худо-бедно прилепленный к событиям картины, и, возможно, узнаваемые голоса на озвучке.
Аудитория подобных видеоигровых опусов редко интересуется такими вещами, как увлекательный игровой процесс, художественная ценность и прочими высокими категориями. Особенно это касается продуктов по лицензии, ориентированных на детскую аудиторию. Вы сами наверняка можете вспомнить немало таких: тут и «Хроники Нарнии», «Ледниковый период», «Мадагаскар», «Хроники Спайдервика» и другие.
Тем не менее, иногда подобные произведения получаются отличными и даже занимают свое место в видеоигровом пантеоне — к примеру, «Кинг-Конг», ставший одной из первых игр без интерфейса в привычном смысле этого слова, а также «Хроники Риддика». Из недавнего на ум приходит «Индиана Джонс», кстати, практически от тех же людей.
В России тоже делают игры по фильмам
Отечественные разработчики еще в нулевых почесали в затылке и подумали, а чем мы хуже. Первыми в деле окучивания недальновидных кинотеатральных пешеходов преуспел «Руссобит-М» со своей игрой «Брат-2: оБРАТно в Америку». Продукт тот был совершенно феерическим — разработчики слепили тактический стелс-экшен, смешав не то Ghost Recon, не то Rainbow Six с корявым движком и кое-как присобачив к этому события второго фильма. Причем сюжет берет начало ПОСЛЕ событий картины, но в игре используются отрывки ИЗ НЕЁ. Такой временной петле и сам Сэм Лейк со своей вселенной Remedy может позавидовать.
Конечно, при работе над игрой никто из картины не привлекался. Создатели без всяческих угрызений вырезали три с половиной фразы из фильма и, склеив их в Windows Movie Maker, вставили в финал. Приглашаем к столу, дорогой геймер.
Несмотря на всю омерзительность игры, низкие оценки в прессе и повсеместные жалобы игроков на вылеты, слеты сохранений и прочее, она окупилась, и с тех пор снежный ком буквально покатился на геймеров.
В прошлый раз на этом канале мы с вами разбирали дилогию «Метро-2», нр, но сегодня у нас на столе особенный пациент. Игра, продолжающая славную традицию «Брата». «Бумер: Сорванные Башни», созданная при участии Дмитрия «Гоблина» Пучкова.
О фильме
К отечественным криминальным фильмам можно относиться по-разному: кто-то считает их маргинальными и внушающими неверные ценности, кто-то же, наоборот, считает, что это такая же часть истории, как и многое другое.
«Бумер» 2003 года выпуска определенно вызвал фурор: зрители толпами ходили в кинотеатры, переписывали фильм на болванки и передавали из рук в руки, а само название картины стало нарицательным для автомобилей марки BMW. Несмотря на то что это тяжелая картина от первого до последнего кадра — фурор народной любви было не остановить, и игроделы тут же решили примазаться к успеху.
Первые упоминания
Примазывались с самого релиза: первые упоминания об игре появились в журнале сразу после выхода картины. Тогда игра называлась просто «Бумер» и никаких вам «Сорванных Башен»; разрабатывалась силами молодой Gaijin Entertainment, и уже тогда разработчики хвалились, что у них реалистичная модель поведения автомобиля, планировалось появление ключевых актеров игры и вообще в качестве игрового мира — Криминальная Россия. Игра, к слову, также планировала строго следовать событиям фильма Буслова.
Ближе к релизу все поменялось кардинально. Сеттинг остался неизменным, молодых звезд кинематографа попросили на мороз, а в кресло театрального актера присел сам Дмитрий «Гоблин» Пучков. Оригинальный сюжет тоже был выброшен, а сценаристы наверняка получили примерно такой ответ:
Причем тут Гоблин?
Как так вышло, сказать сложно, но у меня есть пара зацепок. До того как стать главой Apple и популярным блогером, в нулевых Дмитрий Юрьевич прославился в первую очередь как переводчик. У него была студия «Божья Искра», на которой производились Правильные и Смешные переводы фильмов. В случае с первыми сам автор заявлял, что кинокартина переведена на русский максимально близко к оригиналу и содержит все матюки и голые сиськи. Во втором же варианте Гоблин порол свой сюжет, гэги и превращал оригинальное художественное произведение в полный сюр, фарс и иногда невероятно тупую комедию.
Впрочем, народ в то время был довольно неразборчив, поэтому даже самые сомнительные переводы заходили, что и дало Гоблину первоначальный скачок популярности в массах.
Именно тогда компания СТВ, дистрибьюторы оригинальной картины, решили, что делать очередной серьезный продукт не стоит, из фильма были выжаты все соки, а потому позвали Гоблина, который просто наговорил заготовленные реплики с листа и ретировался в неизвестном направлении.
Позднее та же студия заказала у Дмитрия смешную версию «Бумера». Кому в голову пришла идея из криминального роуд-муви сделать пародию, абсолютно неизвестно, но Гоблин, согласно контракту, быстро сварганил пародию. Согласно сюжету этого фильма, четверо друзей мечтают попасть на Евро-2004 на BMW с движком от «Запорожца». И нет, это не синопсис Lada Racing Club.
Несмотря на чудовищно низкие оценки получившегося произведения и рецензии, продажи были весьма высоки, как у фильма, так и у игры.
Как я познакомился с Бумером
Мое первое знакомство с «Сорванными Башнями», как и с «Метро-2», произошло в глубоком детстве. Тогда папа принес диск домой, но я не смог осилить и половину игры в тот раз; теперь же, учитывая такой теплый прием прошлого ролика, было принято решение во что бы то ни стало осилить игру до конца – получилось… с переменным успехом.
Во-первых, нужно отдать разработчикам «Бумера» должное: их Dagor Engine — отлично масштабируемый движок, который, кстати, до сих пор выступает моторчиком для множества современных проектов Gaijin Entertainment.
Игра запустилась на современных системах без особых проблем; пару строчек в конфиге — и вот уже почетный переводчик без знания языка в фирменной манере вещает с экрана.
Помня о своей детской травме (будто один уже факт запуска подобного продукта не является таковым), я выставил легкий режим сложности и стал погружаться в тернии.
Вспомните какую-нибудь игру по фильму. Наверняка вам на память придет что-то, что тесно связано с картиной. То есть разработчики хотя бы вводят игрока в курс дела, знакомят с персонажами и происходящими событиями на случай, если пользователь вдруг пропустил фильм и вообще не в курсе, что тут творится. Иногда и вовсе от фильмов берется только персонаж, а вокруг него накручивается какая-нибудь самостоятельная история — вот, к примеру, скоро выходящий «007: First Light» построен по похожему примеру.
Введение игрока в курс дела является первым же правилом продукта по лицензии, но «Бумер» не таков. Игра сразу, без заставок и объяснения хоть какой-то мотивации, бросает игрока в геймплей.
В большинстве рецензий авторы сходятся во мнении, что в «Сорванных Башнях» сюжета нет. Но я снова не был бы собой, если бы не провел маленькое расследование.
Итак, игра вышла в декабре 2003 года и была эдаким подарком к Новому году неразборчивому геймеру. Фильм «Антибумер» появился на следующий год, в 2004-ом. Изначально я подумал, что Дмитрий Юрьевич взял свои наработки для еще не вышедшего «Антибумера» и озвучил ими игру, но эта версия завела меня в тупик. Одни и те же сцены в игре и в пародии озвучены по-разному. В «Антибумере» у Пучкова вообще целая мультивселенная с Федором Сумкиным из «Братвы и кольца» и другие отсылки на его творчество, коими в игре даже и не пахнет. Зато вот современные технические тренды затронуты.
Следующей опорной точкой для меня стал сам фильм. Я почему-то решил, что Гоблин решил обогнать гений Сэма Лейка и Кодзимы и расположить игру сюжетно сразу после событий еще не вышедшей на тот момент анти-картины.
Правда оказалась посередине, точнее, её почти не оказалось. Согласно Википедии, а я как большой фанат старого игрожура прохожу игры только на этом сайте, выяснилось, что события «Сорванных Башен» разворачиваются после ключевого сюжетного поворота фильма, когда герои вынуждены бежать из города. Только если в оригинальном фильме их это завело в еще больший мрак, а в пародии они вообще собрались на чемпионат мира по футболу, в игре же четверо друзей решают, словно в какой-то мобильной игре про бандитов, добраться до босса бандитов и разобраться с ним. И это вся история.
Причем в самой игре о развитии сюжета нужно догадываться. Пока FromSoftware вместе с Миядзаки еще даже в планах не держали свой Demon's Souls, ДимЮрич уже изобрел сюжетные гадания по ухабам на проселочной дороге и картинкам между миссиями.
Ролики же, взятые из фильма и озвученные Гоблином, — это шутка ради шутки и КВН ради КВНа. Тут не знакомят с персонажами, не рассказывают их, даже пусть и «смешную», историю, не дают никакого сетапа, ничего. Зато сотрудник офиса разработки делится тяжелыми буднями на производстве игры:
Понять происходящее, не посмотрев оригинальный фильм, решительно невозможно, а даже если перед прохождением нахвататься таки криминальной драмы, мотивация героев, если таковая вообще есть в «Сорванных Башнях», вряд ли станет понятной.
Более того, обычно игры по мотивам подобных произведений существуют по двум причинам. Во-первых, разработчики и владельцы кинофраншизы хотят выехать на известном бренде; это всем понятно и очевидно. Но иногда игра может выйти раньше фильма, или разницы между её выходом и появлением фильма вообще нет. Тогда подобный продукт призван побудить пользователя посмотреть оригинальную картину и, возможно, открыть для себя что-то новое. Подобное работает и в обратном порядке.
Так вот, «Бумер: Сорванные башни» не только не делает этого, а скорее даже наоборот — вызывает искреннее отвращение к фильму, персонажам, разработчикам, издателям, компьютеру, операционной системе и всему тому, что позволило этой игре выйти и запуститься. А ведь это мы еще не дошли до геймплея. Кстати, о нем.
Перед тем как перейти к игровому процессу, давайте вернемся к первоисточнику. Какого жанра может быть игра по фильму «Бумер»? Ведь картина Петра Буслова – она вовсе не про экшен. В ней стреляют от силы раза полтора, а все остальное время герои бегут — от бандитов, закона, совести, спокойной жизни и всего прочего. Тут вчерашние друзья становятся врагами, а глупые поступки приводят к отнюдь не глупым последствиям. В общем, такое поучительное и в чем-то глубокое кино, являющееся зеркалом времени. Боевик из «Бумера» — такой себе, а вот роуд-муви и какая-никакая драма — вполне.
Кстати, о роуд-муви: видимо, разработчики так или иначе ознакамливались с жанром картины и решили выдать нам на прилавок первую российскую роуд-гейм. Без всяких шуток.
Дело в том, что 99 процентов игрового процесса «Бумера» завязано на нем. В этой несчастной машине игроки будут соревноваться в гонках с бандитами (???), уходить от преследования, отстреливаться от бесконечных врагов, переворачиваться, пытаться выстроить цепочки комбо и заниматься другими вещами. При этом на коробке игра, конечно же, зовется шутером с элементами автосимулятора. Правда, почему-то никто не говорит, что игра предлагает тебе роль автомобиля-трансформера, ведь это буквально голова с пистолетом, привинченная к крыше авто.
Все, что в плане геймплея предлагает игра, это – гонки, длинные поездки в никуда, рельсовый, прошу прощения, колесовый, тир и две короткие вылазки из автомобиля в самом конце.
То, что в той же «Метро-2: Смерть вождя» было единожды, в «Бумере» бодрым слоем размазано на 90 процентов экранного времени. Причем, ладно, если бы этот бесконечный отстрел бандитов всех мастей был хоть как-то оправдан, а в конце уровня герои хоть куда-то приезжали — нет, машина буквально падает на карту из воздуха, а в финале растворяется в чем-то белом.
Помните о тех особенностях игры, которые разработчики заявляли в начале? Ну, вот, к примеру: реалистичная модель поведения автомобиля.
Местный Need for Speed дома просто неуправляем. Причин этому несколько; главная — это то, что у авто нет средней скорости. «Бумер» либо едет очень резво со старта и крайне резко поворачивает, что в условиях местных гоночных трасс равносильно проигрышу, либо еле плетется без помощи педали газа. Это порождает ситуации, когда в гоночных сегментах нужно быть не скилловым игроком, трижды прошедшим Gran Turismo, а надеяться на то, что искусственный идиот сам не впишется в ближайший поворот. К счастью, такое случается регулярно, поэтому особого раздражения подобные эпизоды не вызывают.
А вот что точно вызывает, так это так называемое преследование — создатель подобной геймплейной механики заслуживает «теплую шапку» Гоблина.
Пожалуй, лучше, чем сами разработчики, об этих сегментах не расскажет никто: это самая настоящая:
В течение увлекательных десяти минут мы должны ехать в неизвестном направлении, пока наши очень интеллектуальные и одухотворенные друзья будут отстреливаться от преследователей. Напряжение в такие моменты роднит игру с такими шедеврами своего времени, как Grand Theft Auto и Driver.
Следующей геймплейной механикой идет тот самый тир, вокруг которого разработчики и намешали всех сопутствующих механик, и сделали самое большое количество подобных уровней в игре.
На первый взгляд, все предельно просто: главный герой в люке отстреливается от бандитов, пока друзья гонят вперед в светлое завтра. Но...
На этих уровнях автомобиль практически невозможно контролировать: игрок может с помощью стрелок направления приказать товарищам немного свернуть, притормозить или, наоборот, притопить, но эти приказы работают в течение пары секунд, и чтобы добиться чего-то внятного от сокомандников, клавишу натурально приходится долбить.
Из-за того что автомобиль несется словно бешеный, прицелиться точно практически нереально, а противники, конечно, такой проблемы не испытывают. На любом уровне сложности они стреляют без промаха и строго по голове, а игроку лишь остается натурально бороться с дерганным управлением и совершенно неадекватной чувствительностью мыши.
Думаете, это все? Нет. В игре представлена система комбо и бонусов. За эффектное уничтожение компьютерных противников игрок получает оружие, здоровье, патроны, броню, способность дезинтегрировать одним своим присутствием супостатов и другие фишки. Казалось бы, круто!
Но игра бы не была русским трэшем, если бы не подкинула свиней в самых неожиданных местах.
Для начала, даже на легком уровне сложности количество quicksave’ов ограничено. Да, я знаю, что их можно ломануть и сделать бесконечными, но по умолчанию на таких сейвов всего четыре, и потратить их проще простого.
Далее, у разработчиков возникла прекрасная идея разнообразить геймплей и вместо того чтобы сделать больше исконно-шутерных уровней, они решили завязать прогрессию на комбо.
Итак, в «Бумер: Сорванные Башни» есть два уровня, в которых необходимо выполнить ряд условий по уничтожению врагов – это хедшоты, уничтожение двух противников разом, трех бандитов разом и массовое уничтожение неприятелей и их автомобилей. И если с первыми тремя челленджами проблем нет, то уничтожение автомобилей и пяти врагов за раз — настоящий хардкор в духе лучших представителей шутеров.
И видно, что таким образом разработчики пытались как-то разнообразить геймплей, но наверняка в офисе один спросил другого: «А на куда тебе совесть?» — и потому все сколько-нибудь рабочие идеи пошли в игру как есть, без всякой тестировки.
Кстати, насчет тестировщиков я вообще не уверен. Дело в чем: в игре есть плеер, который содержит лицензированную музыку из игры и некоторые другие примечательные композиции. Чем дольше он звучит, тем больше переменных вносится в отведенное для них пространство в коде игры, а оно ограничено. Рано или поздно это ведет к переполнению и закономерному вылету на рабочий стол. Угадайте, в какие моменты игра чаще всего вылетает?
Это проблема известная, но с момента выхода игра не получила ни одного патча или какого-нибудь хотфикса. Есть лишь фанатская работа, но даже она не спасает положение.
Перед выходом также активно пиарился необычный сеттинг — Россия 90-х и 00-х. В игре-то оно есть, но и тут разработчики не гнушаются использовать одни и те же участки трассы раз за разом, создавая эффект бесконечной дороги, а полный реюз локаций тоже имеет место быть. И это очень сильно влияет на темп игры. Круто видеть саратовские дачи, но когда видишь очередной холмик или халупу уже десятый раз, ощущение прогресса абсолютно теряется, будто игрок застревает во временной петле.
Сюда же можно отнести респавн врагов на уровнях. Те секции с набором счета и комбо проходились бы значительно быстрее, если бы новые противники не появлялись из воздуха раз в полчаса. Геймплей бы ощущался в разы динамичнее, а основную идею, если она вообще была, «Бумер» бы от этого не потерял.
Что парадоксально, в «Сорванных Башнях» достаточно хорошо выполнена стрельба. В моменты, когда ИИ не ведет себя как типичный посетитель тупичка Гоблина, а звезды над Рязанью складываются в логотип студии, от местного шутинга можно получить специфическое удовольствие.
Пистолет, обрез, двухстволка и два вида автоматов ощущаются очень по-разному и пригодятся для особых ситуаций. Пушки звучат как нужно, перезарядка выполняется по-честному, а элементы арсенала хорошо анимированы – в общем, одно удовольствие.
Шутер от первого яйца
В конце игры геймера ждет то, чего он больше всего ждал — секции на своих двоих. Таких уровней всего два, и они, буквально, квинтэссенция всего плохого, что есть в этой игре.
Тут есть все: оголтелый респавн прямо в попу главного героя, враги, ставящие хэдшоты сквозь стены, наиглупейшие задачи, ничтожная мотивация и улиточная походка. Адекватно управлять персонажем можно лишь с ускорением, но по умолчанию он двигается очень медленно и неторопливо; враги такое, конечно, не прощают.
Финальная разборка — вообще нечто. Игрока запирают на крохотной арене с бесконечным количеством фанатов Гоблина и заставляют отбиваться до скриптовой отмашки. Выжить там без применения читов практически невозможно, а все дополнительные бонусы оказываются бесполезны.
Главгад в итоге оказывается обычной моделькой противника, но в броне. Ковырять его предстоит на протяжении нескольких минут точными попаданиями. После протагонист прыгает в машину и все…Стрелки часов совершают круг, и игроков снова бросает в начальную заставку даже без титров.
Все, что игрок получает в награду за свои страдания, это дополнительный режим «Сорванные Башни»: в нем персонаж появляется на маленькой арене с бесконечным спавном врагов.
Задача прежняя — уничтожать противников добра как можно изощреннее. Никакой таблицы лидеров или рекордов тут нет. После гибели необходимо записывать свой результат на листочек.
Видимо, в Gaijin посчитали, что кто-то всерьез будет соревноваться с друзьями в этом режиме, но я почти уверен, что если бы мои одноклассники узнали о том, что я играю в «Бумер», я вряд ли бы получил респект.
Итоги
Что по итогу можно сказать про «Бумер: Сорванные Башни»? Ну, кроме очевидного «потраченного времени жаль», из игры мог бы получиться достойный продукт по лицензии. Не будь СТВ, 1С и Gaijin такими ушлыми дельцами, игра могла бы познакомить большее количество людей с фильмом или даже перенести её в разряд франшиз. Но, как известно, методика trash’n’cash родилась не на пустом месте, и если бы не было спроса на подобную продукцию, то и не было бы предложения. Неразборчивый отечественный пользователь готов потреблять все, что покрыто обложкой с его любимым фильмом — таких примеров в индустрии множество, и их обязательно коснемся.
«Бумер» же – это интерактивный плеер с возможностью визуализации и тира. Тут неплохой подбор песен, но и это заслуга отнюдь не создателей, а тех, кто отвечал за OST в фильме.
Да, от игры можно поймать сюрреалистичную ностальгию по былому, но есть множество других проектов, которые отрабатывают эту программу если не лучше, то как минимум куда более изобретательнее. В этом же продукте нет ничего, кроме тотального неуважения ко времени игрока и первоисточнику.