Добро пожаловать в темный страшный проклятый старый дом — как я прошла Clock Tower Rewind
Или точнее, как я полюбила игру тридцатилетней давности, которая удерживает внимание, погружает в атмосферу, во всех смыслах сводит с ума, пугает и заставляет постоянно находиться в напряжении даже тогда, когда не происходит ничего страшного.
Начну с того, что я глупо полагала, что это весьма легкая старая бродилка, point-and-click дай бог на один вечерок, с одной неизбежной концовкой, ну, может, двумя, и жуткой атмосферой, которая давит, но не убивает. Я еще никогда в жизни не ошибалась так сильно. И не умирала так много раз подряд в самом начале. Хотя потом тоже умирала.
Самым первым удивлением стало то, что это в какой-то степени рогалик. Каких-то предметов может не оказаться на местах, где они были в прошлом ране, весьма значительных предметов может вообще не быть, что полностью перекроет возможность получения определенной концовки. Какие-то события могут произойти, а могут и не произойти, и это тоже напрямую влияет на все дальнейшее развитие. Как я поняла уже позже, появление чего-то может зависеть от того, что пропускаешь или, наоборот, находишь раньше. Приходится обдумывать каждый шаг и строить 5head махинации. Каждую минуту пока я не играла в игру я на самом деле играла в нее, пробегая комнаты в своей голове.
На третьем прохождении игра меня закибербуллила, и в доме изменилось расположение комнат. В этой игре очень легко понять, что такое модный нынче «газлайтинг», потому что вы думаете, что я просто дурочка и плохо запомнила, где и что? Нет, нихрена, я нарисовала карту. Но в какой-то момент она оказалась бесполезна! Бесполезной она оказывалась практически каждый раз, потому что изменения были постоянными. Я пробовала перерисовывать, но в один забег у меня изменилось вообще все. По сути самого особняка я продолжала пользоваться первой картой, но держала в голове, что все комнаты уже не в том порядке.
Достаточно быстро я осознала, что в игре никакая не одна концовка, их даже не две, не три, не четыре, не пять… Их, мать вашу, девять! Точнее, игра предлагает любоваться на экран, где их восемь, но мы не пальцем деланные и в такой момент, с рангами от A до H, осознаем, емое, а ведь по всей логике должна быть и S! S stands for Secret, E stands for ебать (именно такие ощущения были у меня в момент, когда я ее получила, но в целом остальные ушли не дальше).
Некоторые концовки можно получить вместе за один ран, воспользовавшись легитимным продолжением — тридцать лет назад о нашей психике подумали и сделали автосейв на каждом проходе в дверь. Для большей части концовок нужно начинать игру заново с самого начала. Кстати, времечко для прохождения я выбрала самое идеальное, звезды сложились, как надо, и действие в самой игре тоже происходит в сентябре!
Вообще удивительно, как с каждой новой комнатой и каждым новым забегом, с открытием двери, за которой что-то меняется, игра погружает в свой лор. Она не рассказывает практически ничего прямо, просто где-то на полу, например, валяется старый журнал о материнстве, а в детской комнате порезаны обои на стенах и на кроватке какие-то старые пятна. Что называется, попробуйте сложить два плюс два.
В одном тайном месте, если сделать все, как надо, открываются вообще нереальные факты, которые заставили меня откровенно офигеть, сидеть с раскрытым ртом, читать, возможно, самый крупный текст в игре, не считая титров, и еще очень-очень долго обдумывать этот момент, раскручивая, выкручивая, и пытаясь разобраться. Я даже вывела свою небольшую теорию, но не уверена, что она на сто процентов правдивая. Но так можно подумать!
Еще мне искренне до сих пор кажется, что я открыла вообще не все, пропустила какой-то секрет и для чего-то не нашла правильный порядок. Некоторые места до сих пор вызывают у меня сомнения, хотя, может, и нужны только как элемент какого-то устрашения. За 9 дней и 15 (или больше!) часов, за больше, чем 20 (я не считала) забегов, я придумала такое безумное количество последовательностей, у меня есть еще несколько в голове, но я не уверена, изменят ли они что-то. Например, я так и не поняла, может ли не сломаться пол наверху в самой первой комнате и может ли быть та дверь, краешек которой там будто бы видно, срезом куда-то еще. Я не воспользовалась ключом, который можно получить только в определенном случае и после ряда действий, которые скорее всего руинят хорошие концовки… А нужно ли?
В одном прохождении я попыталась собрать максимум предметов — но не всегда это имеет смысл и есть такие последовательности, в которых они бесполезны.
Несколько раз я пыталась заспидранить прохождение, собирая какую-то новую последовательность, чтобы проверить, сработает ли это, но по ощущениям даже при быстром прохождении и игнорировании некоторых комнат у меня выходило 40-60 минут. Совсем за пять минут точно не получится — это все еще про бектреккинг, необходимость прятаться и выживать, и временами дурацкое управление в самые неподходящие моменты. В последнем забеге гомогномик бежал за мной, я пришла в мое любимое проверенное место нычки, а он вместо того, чтобы бежать из-за спины появился сверху! У меня это было впервые!
Мне не хочется в игре вообще ничего ругать, она правда стала одной из моих любимых. Я не побоюсь этих слов! И я даже почему-то хихикательно не удивлена, что Capcom помогли с ремейком, это будто вообще жестко их тема — мрачный особняк, часовая башня, найди предмет в одной комнате, чтобы использовать в другой… А представьте, если бы в резиках комнаты менялись при каждом новом прохождении! И что бы тогда все заучивание!
Когда я только увидела, что у нее будет так много концовок, твердо и четко заявила, что на все проходить не буду, возьму какую получится. Моей самой первой стала самая плохая. Я посидела с лицом лица и пошла перепроходить. Горжусь тем, что все концовки получила сама без просмотра прохождений, но все-таки пару раз попросила помощи: попросила мужа прочитать, что нужно делать, но не говорить ничего мне, а дальше перечисляла свои предположения и шаги, которые вижу. И если совпадало, муж подтверждал, что так можно сделать. Вообще теперь я абсолютно уверена, чтобы лучше понять игру собирать нужно все без исключения.
Короче, никакими словами не передать, насколько сильно эта игра раскрутила мою мозговую активность за эти дни, я реально практически нон-стоп думала, рисовала шаги, ходы и продумывала что, как и куда. Но самое удивительное, что до самого конца мне было страшно, особенно страшно было каждый раз начинать заново. А когда мне казалось, что я в сознании преисполнилась и эта игра стала мне абсолютно понятна, она все равно находила, чем меня удивить!