Заглядываем в душу Minecraft — или какая у игры музыка?

Автор статьи: Вадим Русланович

Любое художественное произведение, будь-то фильм или книга, стремящееся погрузить в свой уникальный, неизведанный мир, состоит из числа факторов, влияющих на восприятие человеком этого самого мира и происходящих в нем событий.

Всем нам привычно обозначать это восприятие или, можно сказать, настроение — атмосферой, являющейся совокупностью различных элементов, по типу окружения, звука и т.д., которые создают контекст происходящего и, соответственно, погружают.

Заглядываем в душу Minecraft — или какая у игры музыка?

Стоит отметить, что каждый такой элемент должен работать на благо поставленной задачи и обычно не призван оставаться чем-то большим, а в нашем случае — культурно значимым. Но то и дело выстреливают проекты, впечатляющие революцией в определенных жанрах или банально отлично сделанным саундтреком. О саундтреке, как о самостоятельной единице, и пойдет наша сегодняшняя речь.

Создание шедевра на грани невозможного

Minecraft… Сколько же в этом слове истории и самобытности. Маркус Перссон, создатель знаменитой песочницы, и подумать в свое время не мог, до каких коммерческих и не только масштабов вырастит его простенькое творение, созданное на таком же невзрачном игровом движке под названием Lightweight Java Game Library (LWJGL).

Java сосет. Не создавайте игры на Java

Композитор и саунд-дизайнер Minecraft Даниэль Розенфельд

С Розенфельдом (он же С418) Перссон познакомился в далеком 2008 году на сайте TIGSource, который и сейчас является новостным блогом и интернет-сообществом, популяризующим инди-игры. Будущие коллеги заметили друг друга, быстро нашли контакт и принялись за тяжелейшую работу.

Заглядываем в душу Minecraft — или какая у игры музыка?

Розенфельда ожидали десятки бессонных ночей, поиски выходов из различных ловушек и сюрпризов горе-движка, буквально не позволявшего сотворить игру мечты. Да и недостаток подобного опыта с неровным финансовым положением стабильно напоминали о себе, убеждая юного музыканта, что жизнь ему ничего хорошего не преподнесет.

Если говорить о движке, можно описать одну из проблем, с которой столкнулись Перссон и Розенфельд: LWJGL не давал накладывать два отдельных звука одновременно. К примеру, игрок находился около реки, что подразумевает наличие водных саунд-эффектов, а неподалеку от реки мог простираться лес, отзвуки которого тоже должны были быть слышны. Но этого не происходило, так как синхронный запуск дорожек реки и леса просто-напросто «крашил» весь звук в игре.

Маркус Перссон
Маркус Перссон

Схожая ситуация была с огромным стадом животных, скажем, коров, чей раздражающий «му-у» мог превратиться в обрывистый и еще более ужасный «м». И таких моментов было много, но какой наши герои нашли выход?

Подавленный всеми обстоятельствами Розенфельд, рассуждая на эту тему с Перссоном, пришел к простому и судьбоносному решению не только для Minecraft и эмбиент-сцены, но и для всей игровой индустрии в целом...

А кто такой С418?

И все же немного отойдем от кульминации и поговорим о самом С418, с головой окунувшись в его историю.

— Как ты сочиняешь мелодию?

— Я не знаю, я просто делаю это.

Родился будущий звукорежиссер в 1989 году в Германской Демократической Республике (ныне Германия). Я неспроста упомянул год и место его рождения, дабы лучше обрисовать картину относительно бедного уклада Розенфельда.

Даниэль Розенфельд
Даниэль Розенфельд

Он с детства любил видеоигры и особо не блистал креативностью, в отличие от своего старшего брата, снимавшего stop-motion фильмы и копошившегося в различных программах для написания музыки. Брат и подтолкнул еще маленького Розенфельда днями и ночами просиживать за компьютером в местном аналоге синтезатора Impulse Tracker, на чем тот не остановился, постигая как и легкие в усвоении программы, так и тяжелые. И, наконец, в 2005 году Розенфельд, взяв псевдоним С418 (схожий был у его старшего брата, но с числом 818), начал карьеру в качестве эмбиент-артиста и композитора.

Оглядываясь назад, Розенфельд в шутку называет свою тогдашнюю музыку «отвратительной» и дальнейшее знакомство с Маркусом Перссоном «встречей двух людей с посредственными поделками», которыми они оба делились на форумах, чтобы привлечь внимание.

Музыкальная революция в кубическом мире

Возвращаясь к тому самому судьбоносному решению, стоит упомянуть, что С418 горел желанием написать не просто типичный и, казалось бы, идеально подходящий для такой кубической инди пикселизированный чип-тюн, а придать некой коллизии, чтобы на слух и глаз все выглядело диаметрально противоположно. Игрок слушал бы ласкательное пианино с примесью электронных и акустических инструментов, наблюдая неряшливый, забавный и иногда пугающий мир, где его обязательно ждали необъятные просторы и затягивающие приключения.

Мне нравится этот контраст, что-то вроде шока: «Ох, это не очень приятная глазу игра, но музыка… Это… Что?! Что вообще происходит?» И это как бы захватывает людей в плен.

Даниэль Розенфельд

Перссон и Розенфельд прекрасно понимали суть своей игры — полная и вечная свобода; никакой предсказуемости. Был необходим такой саундтрек, который бы не стал надоедать или раздражать, который бы преследовал игроков повсюду, и в то же время был бы внезапным, еще сильнее укореняя в памяти всевозможные моменты грандиозных путешествий или скучного быта. Саундтреку нужно было «дружелюбие» (даже в других, более мрачных мирах), а в каком-то смысле и меланхоличность, при этом ничего решительно в себе не неся.

Заглядываем в душу Minecraft — или какая у игры музыка?

Вот оно и решение! Вынужденная мера, переросшая в целую жанровую революцию. Саундтрек настолько сильно выстрелил, настолько поднял эмбиентную сцену вверх, что по-прежнему чарует слушателей и игроков по всему земному шару, не давая ни малейшего представления о том, как музыке в Minecraft звучать иначе (а с недавних пор включен в Национальный реестр аудиозаписей Библиотеки конгресса США).

Чего уж говорить об игровой индустрии, если достаточно упомянуть гигантское число продаж, которых бы не было без этого саундтрека. То, что сотворил Розенфельд, идеально раскрыло всю незамысловатую идею проекта, ее структурно-нелинейную атмосферу, и осталось таким же минималистичным, как и задумывалось.

Но почему эта музыка так откликается в людях?

Дело в том, что Розенфельд перестарался. Саундтрек работает не только в кубической реальности, но и в нашей с вами обыденной, идеально заполняя серую повседневность. Людям нравится засыпать под нее и заниматься делами. Она не шумная, что отлично отвлекает от нависших проблем и погружает в желанное умиротворение.

С418 по праву владеет статусом Великого Творца, даруя нам все те драгоценные эмоции, пережитые в окружении его замечательной музыки.

Заглядываем в душу Minecraft — или какая у игры музыка?

Не принуждайте себя делать что-то, а просто получайте удовольствие от создания музыки или другого занятия! Игнорируйте то, что говорят о вас вокруг!

Даниэль Розенфельд
5
2 комментария