Как No, Im Not a Human играется на постсоветских болячках

Неделю назад релиз увидела No, I'm Not a Human. Хоррор в эстетике старых игр и файлов смерти играется на постсоветских болячках, а стилистически это смесь «Нечто» и «Чужие среди нас». Но данный материал не обзор. Я не буду разбирать механики и рассказывать сюжет, а хочу посмотреть, на каких реальных болях разработчики строят психологический хоррор своего творения.

Если лень читать, то бегом смотреть видео-версию.

В безымянном посёлке безымянный отшельник вынужден принимать домой всех нуждающихся, поскольку днём Землю выжигает Солнце, а ночью по улице шастают Гости, буквально скинволкеры в человеческом теле. Протагонист рад бы один остаться дома, однако Гости чуют одинокую душу, вынуждая людей собираться вместе.

Только двачей на фоне не хватает.
Только двачей на фоне не хватает.

Здесь хочу подчеркнуть, что No, I'm Not a Human не про потусторонние кошмары. Так же, как «Нечто» не про пришельцев, а про паранойю, и как «Чужие среди нас» про общество потребления. Проект Trioskaz использует мистику и апокалиптический сеттинг для раскрытия тем социальной ответственности, гражданского общества, новостей и власти в тяжелые времена. К сожалению, в интернете мало интервью с разработчиками. Однако один из основателей студии Никита Ветер поделился с одним из порталов своими мыслями по поводу главной темы игры.

Как No, Im Not a Human играется на постсоветских болячках

Он рассказал, что история не фокусируется на проблемах конкретной страны. Что её главная тема ясна каждому — страх смерти и неизвестности. И все концовки сходятся именно на этом. По сути, хорошей среди них нет — все они крутятся вокруг страха смерти с разными условиями, будь то в одиночестве, в забвении, взаперти и так далее.

Как No, Im Not a Human играется на постсоветских болячках

Однако культурный код считывается мгновенно. Потому, можно предположить лишь две версии: всё нижеописанное авторы вкладывали или же нет, но будучи взращёнными в определённой среде, отразили близкие себе проблемы в творчестве.

Как No, Im Not a Human играется на постсоветских болячках

Просыпаешься ночью, встречаешь за дверью незнакомцев, решая, пускать их внутрь или нет. Днём просмотр новостей, прослушивание радио, мелкий менеджмент или посасывание пивка для пропуска дня. Люди взывают к жалости, а угроза Гостей и обстановка сподвигает на сборище рандомных людей в разных комнатах дома. Если среди них есть Гость, то во время сна он будет убивать других, пока вы его не вычислите по различным признакам, которые государство передает в новостях.

Для меня очевидно, что это не просто страшилка, а авторское произведение, задевающее множество актуальных проблем. Что-то вскользь, куда-то прям погружается.

Предрассудки

Как No, Im Not a Human играется на постсоветских болячках

Мне кажется, это игра о том, что монстры вовсе не за дверью. Не зря главный герой с ходом дней сам всё больше подаёт признаков Гостя. Красные глаза от недосыпа, грязные руки от работы в подвале. Это история о том, что в критической ситуации главный монстр это человек. Начиная с жалости как двигателя того, кого пускать к себе в дом, со временем люди становятся расходником для Гостей. Людей набираешь для того, чтобы волк в овечьей шкуре сожрал кого-то незначительного или просто не последнего. Если остался один дома - это гейм овер. За тобой придёт жуткий человек, списанный с судьи Холдена.

Как No, Im Not a Human играется на постсоветских болячках

Со временем решать за тебя станут предрассудки. Некоторые гости будут требовать выгнать другого ради своего комфорта. Если это кто-то неприятный, его проще выкинуть за борт. Но лично я с такими требованиями гнал в шею любого. Однако стереотипное мышление всё равно расставляет свои приоритеты: ребенка в беде пустишь быстрее, чем агрессивную хабалку. Вот только шанс быть гостем не зависит от человека, им может быть любой в равной степени. Однако одним всё равно предпочтение отдаёшь больше, чем другим. И разве судить по внешнему облику не так же бесчеловечно?

Та же женщина с котом на вид откровенно криповая, но её питомец даёт большое преимущество по ходу игры.
Та же женщина с котом на вид откровенно криповая, но её питомец даёт большое преимущество по ходу игры.

Ну сами переложите такую ситуацию в реальность. Вот у меня криповые соседи. И случись беда я не знаю, пустил бы их за порог. А что на счёт какой-нибудь безумной бабки, что терроризирует подъезд? Или соседа-алкаша? Авторы наглядно показывают, что даже в виртуальном пространстве тяжело себя переступить, когда речь идет о незнакомцах, хотя номинально они соседи. Это задевает вопрос низкой социальной ответственности и недоверия в обществе, но об этом чуть попозже. Теперь обратно к персонажам.

Магическое сознание

Как No, Im Not a Human играется на постсоветских болячках

К тому же, практически у всех своя печальная история, будь то простая бабушка, нянечка детского сада, подросток или обгорелый пожарный. Помимо нарочито жалостливых персонажей, история предлагает и сатирических героев по типу темщика или астрологини.

Как No, Im Not a Human играется на постсоветских болячках

Но даже тут я вижу не просто шутку, а обращение внимание на обострение магического мышления в тяжелые времена. Как во времена 90-х несли деньги в МММ, а потом заряжали воду у телевизора, так и сейчас несут деньги букмекерам, а потом заказывают расклад на таро. Люди подвержены связывать символические, ритуальные, завязанные на материальном явления с реальностью в моменты кризисов, поскольку иного обоснования происходящего вокруг нет. Это защитный механизм для борьбы со стрессом.

Как No, Im Not a Human играется на постсоветских болячках

Возвращаясь к другим героям, циничное отношение к ним проявляют также силы извне, вроде Комитета Чрезвычайных ситуаций, что забирают людей. Или линчевателя, который крошит всех с первыми признаками Гостя. Так же, как и игрок, кстати. Здесь игра предлагает интересную мысль: если жизни других людей стоят так мало, то почему твоя должна быть дорогой? Это иллюзия собственного эго, а смотря в масштабе социума, ты букашка. Может, гражданин с бумажкой, но не член гражданского общества. А его, оказывается, нет вовсе. Все для всех чужие и разменная монета.

Если ты с ним так, то почему он не должен действовать в обратной ситуации иначе?
Если ты с ним так, то почему он не должен действовать в обратной ситуации иначе?

Кризис гражданского общества

Вот сами подумайте: где начинается ваш дом? Городской житель, скорее всего, скажет вам, что это его квартира. Хотя квартира в доме, а тот в районе, а тот в городе. Домом многими считается порог своей квартиры, а потому в подъезде можно гадить, а во дворе мусорить, ведь это уже чужая территория. Это огромная проблема для СНГ, ведь «моя хата с краю» уменьшает любой шанс на возникновение социально-ответственного общества.

Как No, Im Not a Human играется на постсоветских болячках

В No, I'm Not a Human государство разваливается и в контексте нашего культурного кода показывает, что другого клея в ментальности просто нет. Возьмём радиопередачи и ТВ программы. Не зря можно наткнуться на Лебединое озеро Чайковского во время одного из первых дней.

Как No, Im Not a Human играется на постсоветских болячках

Это советская традиция началась со смерти генсека Брежнева. В этот момент по всем каналам СССР показывали представление и его трансляция стала обозначать политический кризис в стране. Во время событий игры из новостей мы можем узнать признаки проникновения Гостей. Это могут быть идеальные белые зубы, грязь под ногтями, сера в ушах, бритые подмышки и так далее - вот только при осмотре персонажей практически у всех есть один-два признака Гостя.

Доверие к ТВ

Как No, Im Not a Human играется на постсоветских болячках

Хоть героев в игре фиксированное количество, но являются они Гостем или нет раздаётся рандомно. Здесь невозможно быть уверенным наверняка, а потому порой жизнь человека может зависеть от его чистоты ногтей или цвета белка в глазах. Хотя всё можно свалить на стресс или жизненные обстоятельства, не давая полной уверенности в линчевании на дому. В свою очередь, это заставляет усомниться в новостной повестке и всей информации, что тебе подают.

Даже тот же орган власти в силе КЧС не даёт полных гарантий, отбирая людей и предлагая всё больше размытых признаков Гостей.
Даже тот же орган власти в силе КЧС не даёт полных гарантий, отбирая людей и предлагая всё больше размытых признаков Гостей.

Мне кажется, что данный мотив играет на боли отношения общества и новостей. Как старшее поколение безоговорочно верили всему вещанию, поскольку раньше были лишь «честные» советские новости. Потому и воду заряжали, и в МММ несли деньги, и маркетинг старого формата работал — ведь если правда говорили правду, то и сейчас это правда. Оно же по телику. Потому и советам Малышевой следовали, и какой-то «неподкупной» «Контрольной закупке».

Новое поколение уже не верит ТВ от слова совсем. Нам и про ядерный пепел там рассказывали, продавали дешевых поп-звезд и подавали фейковые новости. Здесь No I'm Not a Human встает посередине двух лагерей и спрашивает: а что, если информацию получать больше неоткуда? Что, если единственный шанс на безопасность исходит из небезопасного источника? Это и создаёт дополнительную завесу тревоги, ведь верить тут нельзя никому. Единственный признак того, что вы убили Гостя, а не человека, это скример после выстрела.

Это игра про то, что слушать надо в первую очередь ни КЧС, ни культистов 
Это игра про то, что слушать надо в первую очередь ни КЧС, ни культистов 

Так про что No, I'm Not a Human?

В целом, No I’m not a human для меня это история о раздробленности общества. Насколько хрупко людское в низкой социальной ответственности и костыля в виде сомнительных новостей. Что легко полагаться на веру, на государство, на слухи, а тяжелее всего - на себя.

Проект спрашивает: «Что ты сделаешь для своего ближнего, если началом дома считаешь порог своего дома?» Игровыми механиками нам наглядно разрушают иллюзию цены собственной жизни, когда сам не ценишь других. Что есть не только ты, а люди. И отношение к себе на самом деле измеряется отношением к другим. Но в атмосфере отсутствия гражданского долга тяжело победить недоверие, предрассудки и паранойю.

Ну а если материал понравился, то поддержите версию в формате видео.
12
5 комментариев