Silent Hill F не так хорош, как его описывают
Лонг о том, как новая часть серии пытается усидеть на всех стульях одновременно, но проваливается в самых важных аспектах!
Серию Silent Hill знатно помотало на медиа-пространстве. Еще в 2004 году, после выхода Silent Hill 4: The Room, Konami отчего-то решила, что оригинальные разработчики исписались, утратили былой задор и вообще серии крайне необходим свежий взгляд и новая формула.
С того момента Silent Hill натурально угодила в тот самый персональный ад, о котором Team Silent рассказывали нам в своих играх. Издатель не только не стал привлекать дополнительные средства и дорогие студии с широким послужным списком проектов, чтобы выпускать качественные проекты по одной из своих флагманских серий, но скорее даже наоборот. К работе над Silent Hill, кажется, прикладывала руку любая студия, которой можно было заказать игру за пачку чипсов и банку колы.
Результатом столь крутых управленческих решений стало то, что Silent Hill из главной хоррор-серии буквально скатился до трешевого ужастика на вечерок для старшей школьной аудитории.
При этом нельзя уж совсем откровенно называть выпущенные игры однозначно плохими. Все-таки иногда в западную эпоху Silent Hill в серии выходили неплохие проекты — взять тот же Shattered Memories. Да, там были довольно странные геймплейные решения, но, в общем и целом, это едва ли не единственная достойная современная репрезентация серии до недавнего времени. И что говорить, даже Homecoming кому-то нравится — в основном тем, для кого это была первая часть из серии.
Новый виток развития серии
Доподлинно неизвестно, что именно сподвигло Konami взяться за голову и начать вновь восстанавливать имидж — может, это ссора с Хидео Кодзимой и его последующий успех с Death Stranding, а может, мобильные игры и японские автоматы стали приносить меньше, — но факт остается фактом: в 2022 году компания провела первую презентацию, полностью посвященную новым играм серии, и тут кран снова прорвало.
За ближайшие несколько лет мы увидели довольно неплохую для бесплатного проекта Silent Hill: Short Massage, сомнительный интерактивный сериал Silent Hill: Ascension и, внезапно, прорывной ремейк Silent Hill 2 от Bloober Team, которые до этого несколько лет во всех своих играх расписывались в нежной любви к игре от Team Silent и, кажется, выпускали свои игры только ради того, чтобы Konami заметила их и дала проявить себя.
К ремейку можно испытывать противоречивые эмоции, но спорить с тем, что он буквально вытащил серию со дна забвения и стал одной из лучших игр прошлого года, — нельзя. Но Konami не были бы контрой оптимистов, если бы на одно очень положительное действие не нашлось с десяток отрицательных.
Издатель снова положился на уже опробованную ранее тактику: взять права на серию и заказать пачку игр у нескольких разных студий. По такой схеме как раз и вышел проект от Bloober Team и Short Massage. Теперь настала очередь новой части с говорящим названием Silent Hill F. Случился ли тот самый Press F to pay Respect или все-таки новая игра способна зацепить давних фанатов сериала — разберемся прямо сейчас!
Кто ответственен за Silent Hill F?
Silent Hill F — это первая самостоятельная игра от студии Neobards Entertainment. Она до этого отметилась лишь многочисленным аутсорсом проектов разной степени качества и работала с японскими студиями. Именно их можно винить за кривые порты многих японских проектов.
В общем, опыта создания полноценного проекта с нуля у студии нет, и это ощущается. Silent Hill F вообще будто бы пытается максимально дистанцироваться от всех прошлых героев и прочего. Здесь вы не найдете отсылок на прошлые части, референсов и прочего, но при этом игра всячески пытается ввести игрока в ощущение, что он переместился в 2003 год и сейчас запускает очередную часть серии на своей PlayStation 2 или родительском ПК.
Сюжетно события Silent Hill F происходят в 1960-х годах в достаточно маленькой деревне Эбисугаока. А нашей героиней выступает молодая девушка Хинако. По традиции Silent Hill у девушки не ладится с семьей — папа жесток, побивает маму и грубо относится к дочери, а мать, в свою очередь, во всем потакает отцу и не желает что-либо менять в своей жизни.
В итоге, в результате очередного конфликта между родителями, Хинако сбегает из дома и отправляется к своим друзьям. Конечно, простой побег в жанре survival horror не может закончиться так просто. Уже скоро на улицах маленького городка начинают появляться монстры, а героиня начинает погружаться в свое темное прошлое.
Silent Hill F — очень прогрессивная игра. Здесь исследуются вопросы гендерных ролей, консервативных семейных устоев — в духе «жена должна подчиняться мужу, а сами женщины не имеют права даже рта раскрыть без разрешения мужчины» — и другие «твиттерные» темы. В целом сюжет подан неплохо, а концовка даже порадует относительно неожиданным твистом и неоднозначностью трактовок. К слову, концовок в игре несколько, и чтобы добраться до истинной, игрокам придется проходить игру несколько раз, выполняя определенные условия. В этом плане разработчики снова жестко следуют формуле классических Silent Hill.
И тема места женщины в мире и буллинга поднималась в серии неоднократно. Уже в Silent Hill 3 культ планировал с помощью Хизер вырастить нового бога, а её саму использовать в качестве инкубатора.
В Silent Hill: Short Massage юная Миа Халифа и вовсе подвергалась буллингу, испытывала зависть к своей более успешной подруге и вообще сталкивалась с насилием в семье.
В общем, тема, лежащая в основе Silent Hill F, для серии не нова. Поэтому не торопитесь рваться и писать о повестке в комментариях. Тем не менее, какой-то уникальной и цепляющей истории в новой игре, к сожалению, не вышло. Все сказанное и показанное в Silent Hill F вы уже наверняка не раз видели в других произведениях. Все злые отцы, сомнительные мужья и прочие вопросы семейных отношений затрагиваются во франшизе, начиная с 2002 года, и там выглядят куда свежее, чем в очередном пересказе от «известного сценариста».
Более того, для неподготовленного игрока развязка Silent Hill F может быть вообще не особо понятной и заставит заглянуть в гайд для прояснения. Так что если есть желание проникнуться, пусть и банальной, но любопытной историей, — записки лучше не пропускать, а еще стоит обращать внимание на окружение. В визуале тоже есть несколько подсказок на тему происходящего.
Новые механики, старые болячки
Теперь о слоне в комнате, точнее о самом неоднозначном элементе Silent Hill F — геймплее. Честно говоря, геймплей в общем-то никогда не был в серии каким-то невероятным, удобным и выдающимся. Отними у Джеймса Сандерленда трубу — и получишь эталонный современный симулятор ходьбы с перебивками на головоломки.
Тем не менее, классические части серии никогда не вызывали раздражения, а вот Silent Hill F вызывает. И дело вовсе не в том, что игра предлагает какой-то экстраординарный игровой процесс. Вовсе нет — тут по-прежнему есть исследовательские сегменты, боевые, перебивки на головоломки, и даже запутанные локации в нескольких реальностях тоже остались. Тут создатели следуют букве оригинала удивительно точно.
Вопрос в том, как это реализовано. В Silent Hill F удивительно дубовая, даже с учетом жанра, боевка. Каждая стычка с монстром — настоящее испытание, и это отнюдь не испытание способностей игрока и его навыков, а испытание посредственным геймдизайном. В боевых сценах главная героиня должна точно рассчитывать тайминги для уклонений, следить за состоянием своего оружия и подлавливать врага в нужный момент. Обойдемся без пошлых сравнений с Dark Souls — все-таки Silent Hill F далек от той игры, — но суть в том, что ощущения импакта совершенно нет. Иногда вовсе становится неясно, прошел ли по противнику урон или нет, стоит ли нажать кнопку уворота сейчас или секундой позже, и многие другие вещи.
Многое оружие просто не рассчитано на местные локации: трудно представить, сколько замахов топором приходилось в стенку вместо того, чтобы нанести удар по противнику. Самой героине не хватает ловкости, и на начальных этапах множество битв на уровне сложности выше «Сюжетной» могут обернуться смертью не из-за навыка игрока, а из-за кривой реализации боевой системы.
Плюс есть ощущение, будто Konami пришла к разработчикам и буквально заставила напихать в игру побольше нового, но совершенно не удосужилась проверить, как получившийся гомункул будет функционировать в итоге.
На местные точки сохранения добавили магазин с прокачкой способностей и покупкой медальонов, которые дают бафы на здоровье, выносливость, владение оружием и другие вещи. В качестве валюты выступает «Вера», и продавая специальные предметы, игрок получает те самые очки, на которые может совершать покупки.
Звучит по-новому и свежо для серии, но и здесь все упирается в продолжительность. За 9–15 часов игрок не сможет полностью ощутить все плюшки прокачки, потому что, как только тот разживется достаточным количеством здоровья и выносливости, игра покажет финальные титры, а желания тут же пройти Silent Hill F на «НГ+» как-то не возникает.
Вносит свою лепту и отсутствие чувства меры у разработчиков. Во второй половине игры на бедную больную голову главной героини сваливаются десятки монстров, и если в классических играх их можно оббежать, не вступая в открытый бой, то в новой части есть секции, где сражения строго обязательны, и без них пройти дальше просто невозможно.
Плюсом к этому иногда создатели позволяют себе ожесточенный респавн противников в духе лучших представителей шутеров от Orion Games. И ладно бы, если это было бы для нагнетания атмосферы, но нет — в Silent Hill F есть секции и некоторые головоломки, которые нужно решить, пока монстр не успел отреспавниться. И это не самый хороший признак для хоррора.
К примеру, в школе на клумбе тебе нужно найти ключ. Вокруг шастают монстры. В оригинале нам бы позволили сначала зачистить локацию, а потом приступить к её исследованию, но в новой игре изволь уклоняться от бесконечных атак жертвы нежной любви Пирамидхэда и биомассы, судорожно пытаясь найти заветный предмет.
И ладно бы, если монстры выглядели интересно или были уникальными. Но нет — местный зоопарк кончается довольно быстро, а многие противники — это просто куча кожи, кое-как слепленная в монстра с ножками. Это не выглядит отталкивающе, не пугает и не несет особого иносказательного смысла, поэтому до работ Масахиро Ито местным художникам очень далеко.
Загадки, к слову, в игре вполне соответствуют духу серии — никто, конечно, не просит игроков знать Шекспира, но в паре мест геймерам предстоит плотно подумать.
Вообще, по духу новый Silent Hill, внезапно, куда ближе к Siren или более близкой для нашего игрока Fatal Frame. Что иронично — первая была сделана одним из бывших создателей оригинальной SH и создана как ответ на творческие разногласия. Вот такой забавный поворот судьбы спустя почти 27 лет.
Атмосфера работает лучше, чем игровой процесс
Silent Hill F был бы куда лучше, откажись её создатели от боевки вовсе. В моменты, когда игра не душит одинаковыми монстрами в коридорах дома Нэда Фландерса, у проекта все отлично получается — здесь хороший сеттинг, таинственная атмосфера, любопытный эксплоринг, великолепная работа со звуком и эмбиентом.
Даже оптимизация, традиционно хромающая на Unreal Engine 5, здесь относительно в порядке. Игра предлагает широкий спектр настроек и держит 60 FPS даже на не самом мощном железе. Статтеры, конечно, случаются, но, учитывая жанр, не доставляют слишком много дискомфорта.
Вердикт
Тут и наступает самый сложный этап — однозначно посоветовать новую Silent Hill кому-то довольно сложно. Фанатам старых частей в новом проекте делать практически нечего, ведь проект максимально дистанцируется от прошлого, предлагая новую самостоятельную историю без участия туманного городка. При этом некоторые черты классики в тайтле присутствуют, порой создатели напирают на них даже слишком рьяно.
Новые же игроки останутся явно не в восторге от метафорического сюжета и наверняка нарекут местную историю «шизой ради шизы». А геймплей и вовсе может вызвать острое чувство фрустрации.
Тем не менее, Silent Hill F — отличный шаг для нового направления развития серии, ведь последняя по-настоящему новая часть выходила много лет назад. Возможно, стартовый трамплин даст возможность франшизе вновь привлечь аудиторию, но, к сожалению, однозначного успеха, о котором писали игрожуры в своих рецензиях, тут не получилось.
Видно, что студии явно не хватает опыта, заметно, что издатель вмешивался в творческий процесс, и почти наверняка новомодные фишечки, щедро показанные в Silent Hill F, появились там не по воле самих разработчиков.
Остается только надеяться, что новые Silent Hill Townfall и ремейк первой части Silent Hill хотя бы не уронят планку качества, заданную в Silent Hill F. Ведь зная Konami, загубить серию во второй раз им не составит никакого труда.