Silent Hill F не так хорош, как его описывают

Лонг о том, как новая часть серии пытается усидеть на всех стульях одновременно, но проваливается в самых важных аспектах!

Видеоверсия для тех, кому лень.

Серию Silent Hill знатно помотало на медиа-пространстве. Еще в 2004 году, после выхода Silent Hill 4: The Room, Konami отчего-то решила, что оригинальные разработчики исписались, утратили былой задор и вообще серии крайне необходим свежий взгляд и новая формула.

С того момента Silent Hill натурально угодила в тот самый персональный ад, о котором Team Silent рассказывали нам в своих играх. Издатель не только не стал привлекать дополнительные средства и дорогие студии с широким послужным списком проектов, чтобы выпускать качественные проекты по одной из своих флагманских серий, но скорее даже наоборот. К работе над Silent Hill, кажется, прикладывала руку любая студия, которой можно было заказать игру за пачку чипсов и банку колы.

Результатом столь крутых управленческих решений стало то, что Silent Hill из главной хоррор-серии буквально скатился до трешевого ужастика на вечерок для старшей школьной аудитории.

При этом нельзя уж совсем откровенно называть выпущенные игры однозначно плохими. Все-таки иногда в западную эпоху Silent Hill в серии выходили неплохие проекты — взять тот же Shattered Memories. Да, там были довольно странные геймплейные решения, но, в общем и целом, это едва ли не единственная достойная современная репрезентация серии до недавнего времени. И что говорить, даже Homecoming кому-то нравится — в основном тем, для кого это была первая часть из серии.

Новый виток развития серии

Доподлинно неизвестно, что именно сподвигло Konami взяться за голову и начать вновь восстанавливать имидж — может, это ссора с Хидео Кодзимой и его последующий успех с Death Stranding, а может, мобильные игры и японские автоматы стали приносить меньше, — но факт остается фактом: в 2022 году компания провела первую презентацию, полностью посвященную новым играм серии, и тут кран снова прорвало.

За ближайшие несколько лет мы увидели довольно неплохую для бесплатного проекта Silent Hill: Short Massage, сомнительный интерактивный сериал Silent Hill: Ascension и, внезапно, прорывной ремейк Silent Hill 2 от Bloober Team, которые до этого несколько лет во всех своих играх расписывались в нежной любви к игре от Team Silent и, кажется, выпускали свои игры только ради того, чтобы Konami заметила их и дала проявить себя.

К ремейку можно испытывать противоречивые эмоции, но спорить с тем, что он буквально вытащил серию со дна забвения и стал одной из лучших игр прошлого года, — нельзя. Но Konami не были бы контрой оптимистов, если бы на одно очень положительное действие не нашлось с десяток отрицательных.

Издатель снова положился на уже опробованную ранее тактику: взять права на серию и заказать пачку игр у нескольких разных студий. По такой схеме как раз и вышел проект от Bloober Team и Short Massage. Теперь настала очередь новой части с говорящим названием Silent Hill F. Случился ли тот самый Press F to pay Respect или все-таки новая игра способна зацепить давних фанатов сериала — разберемся прямо сейчас!

Кто ответственен за Silent Hill F?

Silent Hill F — это первая самостоятельная игра от студии Neobards Entertainment. Она до этого отметилась лишь многочисленным аутсорсом проектов разной степени качества и работала с японскими студиями. Именно их можно винить за кривые порты многих японских проектов.

В общем, опыта создания полноценного проекта с нуля у студии нет, и это ощущается. Silent Hill F вообще будто бы пытается максимально дистанцироваться от всех прошлых героев и прочего. Здесь вы не найдете отсылок на прошлые части, референсов и прочего, но при этом игра всячески пытается ввести игрока в ощущение, что он переместился в 2003 год и сейчас запускает очередную часть серии на своей PlayStation 2 или родительском ПК.

Сюжетно события Silent Hill F происходят в 1960-х годах в достаточно маленькой деревне Эбисугаока. А нашей героиней выступает молодая девушка Хинако. По традиции Silent Hill у девушки не ладится с семьей — папа жесток, побивает маму и грубо относится к дочери, а мать, в свою очередь, во всем потакает отцу и не желает что-либо менять в своей жизни.

В итоге, в результате очередного конфликта между родителями, Хинако сбегает из дома и отправляется к своим друзьям. Конечно, простой побег в жанре survival horror не может закончиться так просто. Уже скоро на улицах маленького городка начинают появляться монстры, а героиня начинает погружаться в свое темное прошлое.

Silent Hill F не так хорош, как его описывают

Silent Hill F — очень прогрессивная игра. Здесь исследуются вопросы гендерных ролей, консервативных семейных устоев — в духе «жена должна подчиняться мужу, а сами женщины не имеют права даже рта раскрыть без разрешения мужчины» — и другие «твиттерные» темы. В целом сюжет подан неплохо, а концовка даже порадует относительно неожиданным твистом и неоднозначностью трактовок. К слову, концовок в игре несколько, и чтобы добраться до истинной, игрокам придется проходить игру несколько раз, выполняя определенные условия. В этом плане разработчики снова жестко следуют формуле классических Silent Hill.

И тема места женщины в мире и буллинга поднималась в серии неоднократно. Уже в Silent Hill 3 культ планировал с помощью Хизер вырастить нового бога, а её саму использовать в качестве инкубатора.

В Silent Hill: Short Massage юная Миа Халифа и вовсе подвергалась буллингу, испытывала зависть к своей более успешной подруге и вообще сталкивалась с насилием в семье.

В общем, тема, лежащая в основе Silent Hill F, для серии не нова. Поэтому не торопитесь рваться и писать о повестке в комментариях. Тем не менее, какой-то уникальной и цепляющей истории в новой игре, к сожалению, не вышло. Все сказанное и показанное в Silent Hill F вы уже наверняка не раз видели в других произведениях. Все злые отцы, сомнительные мужья и прочие вопросы семейных отношений затрагиваются во франшизе, начиная с 2002 года, и там выглядят куда свежее, чем в очередном пересказе от «известного сценариста».

Silent Hill F не так хорош, как его описывают

Более того, для неподготовленного игрока развязка Silent Hill F может быть вообще не особо понятной и заставит заглянуть в гайд для прояснения. Так что если есть желание проникнуться, пусть и банальной, но любопытной историей, — записки лучше не пропускать, а еще стоит обращать внимание на окружение. В визуале тоже есть несколько подсказок на тему происходящего.

Новые механики, старые болячки

Теперь о слоне в комнате, точнее о самом неоднозначном элементе Silent Hill F — геймплее. Честно говоря, геймплей в общем-то никогда не был в серии каким-то невероятным, удобным и выдающимся. Отними у Джеймса Сандерленда трубу — и получишь эталонный современный симулятор ходьбы с перебивками на головоломки.

Тем не менее, классические части серии никогда не вызывали раздражения, а вот Silent Hill F вызывает. И дело вовсе не в том, что игра предлагает какой-то экстраординарный игровой процесс. Вовсе нет — тут по-прежнему есть исследовательские сегменты, боевые, перебивки на головоломки, и даже запутанные локации в нескольких реальностях тоже остались. Тут создатели следуют букве оригинала удивительно точно.

Вопрос в том, как это реализовано. В Silent Hill F удивительно дубовая, даже с учетом жанра, боевка. Каждая стычка с монстром — настоящее испытание, и это отнюдь не испытание способностей игрока и его навыков, а испытание посредственным геймдизайном. В боевых сценах главная героиня должна точно рассчитывать тайминги для уклонений, следить за состоянием своего оружия и подлавливать врага в нужный момент. Обойдемся без пошлых сравнений с Dark Souls — все-таки Silent Hill F далек от той игры, — но суть в том, что ощущения импакта совершенно нет. Иногда вовсе становится неясно, прошел ли по противнику урон или нет, стоит ли нажать кнопку уворота сейчас или секундой позже, и многие другие вещи.

Еще в игре есть секции побега от цветущей сакуры — в них дорогу по локации важно запоминать, а иначе придется переигрывать один и тот же сегмент раз за разом.
Еще в игре есть секции побега от цветущей сакуры — в них дорогу по локации важно запоминать, а иначе придется переигрывать один и тот же сегмент раз за разом.

Многое оружие просто не рассчитано на местные локации: трудно представить, сколько замахов топором приходилось в стенку вместо того, чтобы нанести удар по противнику. Самой героине не хватает ловкости, и на начальных этапах множество битв на уровне сложности выше «Сюжетной» могут обернуться смертью не из-за навыка игрока, а из-за кривой реализации боевой системы.

Плюс есть ощущение, будто Konami пришла к разработчикам и буквально заставила напихать в игру побольше нового, но совершенно не удосужилась проверить, как получившийся гомункул будет функционировать в итоге.

На местные точки сохранения добавили магазин с прокачкой способностей и покупкой медальонов, которые дают бафы на здоровье, выносливость, владение оружием и другие вещи. В качестве валюты выступает «Вера», и продавая специальные предметы, игрок получает те самые очки, на которые может совершать покупки.

Звучит по-новому и свежо для серии, но и здесь все упирается в продолжительность. За 9–15 часов игрок не сможет полностью ощутить все плюшки прокачки, потому что, как только тот разживется достаточным количеством здоровья и выносливости, игра покажет финальные титры, а желания тут же пройти Silent Hill F на «НГ+» как-то не возникает.

Вносит свою лепту и отсутствие чувства меры у разработчиков. Во второй половине игры на бедную больную голову главной героини сваливаются десятки монстров, и если в классических играх их можно оббежать, не вступая в открытый бой, то в новой части есть секции, где сражения строго обязательны, и без них пройти дальше просто невозможно.

Плюсом к этому иногда создатели позволяют себе ожесточенный респавн противников в духе лучших представителей шутеров от Orion Games. И ладно бы, если это было бы для нагнетания атмосферы, но нет — в Silent Hill F есть секции и некоторые головоломки, которые нужно решить, пока монстр не успел отреспавниться. И это не самый хороший признак для хоррора.

К примеру, в школе на клумбе тебе нужно найти ключ. Вокруг шастают монстры. В оригинале нам бы позволили сначала зачистить локацию, а потом приступить к её исследованию, но в новой игре изволь уклоняться от бесконечных атак жертвы нежной любви Пирамидхэда и биомассы, судорожно пытаясь найти заветный предмет.

И ладно бы, если монстры выглядели интересно или были уникальными. Но нет — местный зоопарк кончается довольно быстро, а многие противники — это просто куча кожи, кое-как слепленная в монстра с ножками. Это не выглядит отталкивающе, не пугает и не несет особого иносказательного смысла, поэтому до работ Масахиро Ито местным художникам очень далеко.

Типичный монстр в игре
Типичный монстр в игре

Загадки, к слову, в игре вполне соответствуют духу серии — никто, конечно, не просит игроков знать Шекспира, но в паре мест геймерам предстоит плотно подумать.

Теперь все подсказки к загадкам записываются в дневнике.
Теперь все подсказки к загадкам записываются в дневнике.

Вообще, по духу новый Silent Hill, внезапно, куда ближе к Siren или более близкой для нашего игрока Fatal Frame. Что иронично — первая была сделана одним из бывших создателей оригинальной SH и создана как ответ на творческие разногласия. Вот такой забавный поворот судьбы спустя почти 27 лет.

Атмосфера работает лучше, чем игровой процесс

Silent Hill F был бы куда лучше, откажись её создатели от боевки вовсе. В моменты, когда игра не душит одинаковыми монстрами в коридорах дома Нэда Фландерса, у проекта все отлично получается — здесь хороший сеттинг, таинственная атмосфера, любопытный эксплоринг, великолепная работа со звуком и эмбиентом.

Даже оптимизация, традиционно хромающая на Unreal Engine 5, здесь относительно в порядке. Игра предлагает широкий спектр настроек и держит 60 FPS даже на не самом мощном железе. Статтеры, конечно, случаются, но, учитывая жанр, не доставляют слишком много дискомфорта.

Моментами игра выдает очень приятную картинку.
Моментами игра выдает очень приятную картинку.

Вердикт

Тут и наступает самый сложный этап — однозначно посоветовать новую Silent Hill кому-то довольно сложно. Фанатам старых частей в новом проекте делать практически нечего, ведь проект максимально дистанцируется от прошлого, предлагая новую самостоятельную историю без участия туманного городка. При этом некоторые черты классики в тайтле присутствуют, порой создатели напирают на них даже слишком рьяно.

Новые же игроки останутся явно не в восторге от метафорического сюжета и наверняка нарекут местную историю «шизой ради шизы». А геймплей и вовсе может вызвать острое чувство фрустрации.

Тем не менее, Silent Hill F — отличный шаг для нового направления развития серии, ведь последняя по-настоящему новая часть выходила много лет назад. Возможно, стартовый трамплин даст возможность франшизе вновь привлечь аудиторию, но, к сожалению, однозначного успеха, о котором писали игрожуры в своих рецензиях, тут не получилось.

Видно, что студии явно не хватает опыта, заметно, что издатель вмешивался в творческий процесс, и почти наверняка новомодные фишечки, щедро показанные в Silent Hill F, появились там не по воле самих разработчиков.

Остается только надеяться, что новые Silent Hill Townfall и ремейк первой части Silent Hill хотя бы не уронят планку качества, заданную в Silent Hill F. Ведь зная Konami, загубить серию во второй раз им не составит никакого труда.

Посмотреть мои видеообзоры и трансляции можно на Twitch и YouTube. Поддержать финансово можно прямо на DTF или Boosty. Увидимся!

36
32
3
1
1
1
81 комментарий