Несопливая Persona. Как Кацура Хасино превратил школьную JRPG в драму про пороки взрослого мира

Несопливая Persona. Как Кацура Хасино превратил школьную JRPG в драму про пороки взрослого мира

Серию Persona часто связывают с «соплями для школьников», но Кацура Хасино сделал её гораздо злее, чем многим кажется. Она зеркало мрачной стороны взрослого мира, в который погружаются его молодые герои.

Важный дисклеймер. Я не персонафан и не заехал в жанр JRPG после выхода Persona 5. Моё знакомство с жанром произошло ещё до выхода оригинальной Persona 3. Но Persona 2, 4, 5 – действительно отличные игры в жанре, которые, по моему мнению, стоит пройти тому, кто хотел бы погрузиться в него поглубже.

Немного о Кацуре Хасино

Несопливая Persona. Как Кацура Хасино превратил школьную JRPG в драму про пороки взрослого мира

Первым проектом, над которым будет работать Хасино, станет Shin Megami Tensei If… Спин-офф SMT первой половины 90-х был камерной игрой, события которой не покидали школьных стен. Учебное заведение, провалившееся в мир помутнившегося рассудка Идэо Хадзамы, обращалось к внутренним проблемам своих обитателей, в то время как номерные SMT рассуждали на темы власти, философии и религии.

Начав трудиться планировщиком в этой игре, Хасино проявит себя на этом поприще, и к началу разработки первых проектов для консолей 6-го поколения сядет в режиссёрское кресло.

SMT III и первая часть Digital Devil Saga – одни из лучших игр Atlus именно потому, что их события связаны воедино Кацурой Хасино. Это особенно чувствуется по второй части DDS, которая теряет в напряжённости постановки, но, к счастью, не в сюжете.

Возвращение к Persona и революция P3 и P4

К моменту выхода второй части DDS Хасино уже получил право на создание собственной студии. Atlus переживала турбулентность: долги, текучка персонала, потеря самостоятельности.

По иронии судьбы Хасино возвращался к серии, которая родилась из проекта ставшего для него началом работы в Atlus. Серию Persona он изменит полностью. Сначала распрощается с арт-наследием Кадзумы Канэко и с бывшим его подчинённым Сигэнори Соэдзимой создаст новый бестиарий для Persona 3. Потом объединит механики тайм-менеджмента, графической новеллы и данжен-кроулера с симулятором свиданий. Получится хит.

Persona 3 была довольно однообразной из-за низкого бюджета. Хасино отмечал: провал игры означал бы отсутствие денег на новые проекты, в кубышке Atlus , потерявшей к тому моменту самостоятельность, денег уже не было. Но Persona 3 принесла прибыль, а FES-издание через год добило остатки продаж, став самым продаваемым проектом Atlus.

Persona 4 отполировала третью часть: больше вариативности в данжах, глубже сценарий, добавлены социальные характеристики. Доп-квесты были глуповаты, но в остальном она – одна из лучших ролевых историй PS2.

С Persona 5 «легкий апдейт» Хасино не стал повторять. Вместо этого вышла Catherine, где отрабатывался новый графический движок и сценарная система, ставшие основой Persona 5. Смесь пазла и романтики с отсылками к «Трилогии Крысы» Харуки Мураками стала успешной и обсуждаемой и помогла Хасино нащупать путь, по которому нужно вести основную серию.

Так в игру вернули переговоры с демонами и огнестрельное оружие, а сценарные ветки и герои использовали творческую переработку персонажей игр «дохасиновского» периода серии Persona. Persona 5 станет первой статуэткой The Game Awards (вторая – за Metaphor Re Fantazio) на полке наград создателя игр. Недавно Atlus отчитались о преодолении 10,46 млн проданных копий этой игры. Сумеет ли Persona 6 повторить этот успех – покажет время, но пока компания не стремится выпускать новую номерную часть, а перевыпускает ремастеры и создаёт ремейки наследия серии.

В ходе работы над своими играми Хасино пришёл к очень простому методу оценки эффективности сюжетных сцен – разыгрыванию их по ролям в коллективе. Так, если при мозговом штурме с командой какая-то из сцен признавалась подходящей, то для неё писали мини-сценарий и воспроизводили вживую усилиями сотрудников. Живые ролевые игры для создания ролевой видеоигры позволяли команде понять, какой опыт они хотят (или невольно) донесут до игрока.

Дальше я бы хотел поделиться тремя своими любимыми арками в серии, которые в «школьной» игре очень хорошо отражают талант Хасино и недетскость поднимаемых вопросов.

Арка учителя Камосиды (Persona 5)

Пожалуй, лучшее, что есть в творчестве Хасино. Стартовый месяц Persona 5 ударом между ног врывается с тяжёлой темой домогательств и унижения со стороны педагогического персонала. Болезненная тема, которая вырывается за рамки культурных и национальных границ, рисует нам историю бывшего Олимпийского чемпиона, работающего в престижной школе. Статусный тренер на хорошем счету у руководства, умеет работать на камеру и вообще оптом грузит все возможные социальные очки учебному заведению.

А в своём мирке это типичный голый король с низкой самооценкой, требующей дьявольской подпитки в виде физического доминирования над мальчиками и эмоционального (хотя в игре есть намёк на большее) – над девочками. Камосида – форменный ублюдок, которого нельзя допускать до работы с детьми… Но он очень почётный для общества ублюдок, а блеск его Олимпийских медалей благотворно падает и на образ школы, в которой он работает. Хасино намеренно работает не только с темой домогательства, но и сокрытия такого рода преступлений.

Несмотря на то что последующие арки и игровые «месяцы» тоже отлично поднимают выбранные темы, арка Камосиды – пожалуй, самая жизненная во всех его играх.

Арка Кандзи и подростковая жестокость (Persona 4)

Главный отморозок школы и танк вашей партии Кандзи в своём подавленном внутреннем мире борется и с подростковым пубертатом, и с половым самоопределением, и с вопросами того, что является по-настоящему мужским занятием. Как всегда, Хасино тут не лезет с готовыми ответами, которые некоторые сверхразумы сейчас сочли бы за оправдание экстремизма.

(На всякий случай: ЛГБТ – экстремистское движение, запрещённое в РФ. Порицаем, осуждаем, в мир демонов Макай отправляем.)

Вместо готовых ответов он предлагает полный боли внутренний мир мальчишки, который вырос с любовью к работе с тканями в обществе, где её вряд ли сочтут достаточно мужской. Страх стать изгоем и невозможность открыться, дополненные увесистыми кулаками, сделали из него прекрасное олицетворение многих опасных и при этом глубоко несчастных пацанов. Арка Кандзи не про ориентацию, а про мир рамок – что считать мужским, а что немужским, – и его история проходит по границе установленных в его обществе понятий.

Но Хасино не останавливается на этом, ведь теперь, когда у Кандзи появляется компания сопартийцев, в его жизни возникает и придурок Ёсукэ Ханамура. Богатый сынок владельцев главного торгового заведения городка, в котором и происходит действие Persona 4, живёт с языком без костей. То, что его новоиспечённый товарищ, даже после обретения собственной Персоны, всё ещё проходит непростой период, его никоим образом не смущает. И когда в жизни Кандзи появляется Наото, которая является девочкой с очень андрогинным внешним видом, Ёсукэ не против отпустить в сторону Кандзи колкие шутки по поводу его «гендерных предпочтений» при выборе близких.

Несопливая Persona. Как Кацура Хасино превратил школьную JRPG в драму про пороки взрослого мира

Жестоко, обидно… но жизненно. Ведь умение следить за языком приходит с возрастом, а иногда и с выбитыми зубами. А для школьного периода такое развитие событий и вовсе штатное.

Дополнительный контент Royal (Persona 5)

Это мой любимый bad ending в играх от Atlus, которых я прошёл не так уж много, но 20+ штук. Возможность обретения утопии – застывшего в своём пике счастья и исполнения желаний – на самом деле не такая уж и заманчивая перспектива. Ведь если за неё нужно заплатить ответственностью и правом выбора, то на выходе будет золотая клетка… В которую вас и поместит Кацура Хасино.

Доктор Маруки – это анти-антагонист. Он просто хочет исполнить ваши желания: отношения с отцом без давления, воскрешение умершего товарища или внимание девушки, которая вам нравится. Там, где босс основного сценария – это доминирование и тирания, Маруки – это доведённая до абсурда родительская опека. Возможно, в нашем инфантильном поколении такая позиция и нашла бы отклик, но Хасино намеренно помещает желание остаться взрослым ребёнком в негативный сценарий развития. Твёрдо переносить последствия обстоятельств – вот что есть настоящая взрослая жизнь.

Спасибо за то, что прочитали эту короткую заметку. Можете в комментариях делиться своими любимыми сценами в играх Хасино (и не только). Для мелких постов и частных мыслей у меня есть ТГ-канал.

59
10
6
2
1
41 комментарий