Baldur’s Gate II: Shadws of Amn. Под дождём на променаде Вокина или тень Бехолдера

Baldur’s Gate II: Shadws of Amn. Под дождём на променаде Вокина или тень Бехолдера

"The Lord of Murder shall perish
But in his doom he shall spawn a score of mortal progeny
Chaos will be sown from their passing."
- So sayeth the wise Alaundo.
Личный взгляд на одну из лучших CRPG, к которой я возвращаюсь снова и снова.

Сегодня я начну цикл заметок про одну из моих самых любимых игр на Infinity Engine — Baldur’s Gate II. Да, начну именно со второй части, хотя в моей игровой хронологии первой была всё-таки Baldur’s Gate — та самая игра, которая вообще привела меня в мир CRPG.

Но начать я хочу именно со второй, потому что для меня она во многом затмила первую. Она вывела нарратив и отыгрыш на абсолютно новый уровень. Это была одна из тех игр, после прохождения которых ещё несколько дней невозможно было думать ни о чём другом: ты всё ещё там, среди событий, переживаешь за героев, прокручиваешь в голове ключевые моменты, пытаешься представить, как сложилась их судьба после финала. И это ещё до выхода Throne of Bhaal, где эпилог сделали расширенным.

Впервые в мои руки Baldur’s Gate II попала в версии только на английском языке — ни русификации от «Седьмого Волка», ни тем более от «Фаргуса» тогда ещё не было, и приходилось довольствоваться тем, что есть. Меня это не особо смущало: к тому моменту мои знания английского уже позволяли достаточно комфортно играть в оригинале, хотя иногда всё же приходилось заглядывать в словарь. И не в какой-нибудь онлайн-переводчик, как сейчас, а в настоящий бумажный талмуд с мелким шрифтом. Вот ведь были времена.

Baldur’s Gate II: Shadws of Amn. Под дождём на променаде Вокина или тень Бехолдера

Это был один из моих первых дисков, купленных уже для собственного компьютера. До этого я играл только на компьютере у своего дяди на Щелковской — своего ПК у меня просто не было. И тут произошла странная история: мой собственный компьютер был совершенно новым, но часть игр работала без проблем, а часть вылетала с завидным упорством. Иногда можно было играть десять, пятнадцать, тридцать минут без единого сбоя, а иногда вылет случался уже через три минуты. Но он случался всегда. Хотя, например, Gabriel Knight 3 или та же Rune работали безупречно.

Но при этом это всегда происходило с Baldur’s Gate II, эти вылеты доводили меня до белого каления. Я перепробовал всё: патчи, переустановки игры, даже полную переустановку системы — ничего не помогало. Лишь много позже я выяснил, что проблема была в бракованной памяти, которую «умельцы» на ВДНХ поставили при сборке. Что поделать — такое время было. В железе я тогда разбирался никак, но именно эти проблемы с играми в итоге и подтолкнули меня к тому, чтобы во всём разобраться самому. Однако даже такие технические трудности не могли меня остановить — ради этой игры я был готов идти наперекор всему и сражаться с любыми неполадками.

Baldur’s Gate II: Shadws of Amn. Под дождём на променаде Вокина или тень Бехолдера

Baldur’s Gate II — это классическая серия игр, основанная на вселенной Dungeons & Dragons, которую потрясающие люди — сначала из BioWare, а потом из Black Isle — перенесли в формат компьютерной игры. Вторая часть продолжает историю Дитя Баала, но уже вдали от Врат Балдура, на землях королевства Амн, куда заносит подопечного Горайона.

Со времён оригинальной игры я всегда играл за некроманта. А поскольку и Baldur’s Gate, и Icewind Dale поддерживали импорт персонажа, я просто взял своего героя из сохранёнки прохождения первой части. Позже я перенёс его и в Icewind Dale, но это уже совсем другая история.

И несмотря на то, что оригинальная игра уже умела отлично погружать в атмосферу и давала полное ощущение жизни героя в другом мире, вторая часть пошла ещё дальше. Здесь почти не было проходных квестов. Более того, многие задания имели свойство превращаться во что-то совсем иное, чем казались вначале. Обычная охота на крыс в канализации незаметно перерастала в расследование культа Незрячего Ока вместе с Келдорном — невероятно сильным паладином и в бою, и как личность с глубокой историей.

Baldur’s Gate II: Shadws of Amn. Под дождём на променаде Вокина или тень Бехолдера

По ходу этого расследования удавалось помочь древним призракам — последователям Амунатора — вновь обрести веру в своего солнечного бога, а завершалось всё грандиозной битвой с огромным бехолдером где то на самом дне ада нля неверующих. К тому же, где-то по пути можно было рискнуть и проверить свои силы в бою с демиличем. Кангакс, редкая же сволочь, и почти неубиваемая.

Визуальная часть игры заметно шагнула вперёд по сравнению с оригиналом, и Амн ощущался как живой мир. Днём я мог просто бродить по его улицам, слушать гомон базара на променаде Вокина, наблюдать за горожанами, снующими по своим делам. Ночью город менялся: промозглый ливень заставлял искать укрытие в таверне или прятаться в тёплых уголках, а сами улицы вызывали смешанные чувства — тревогу в тёмных переулках трущоб и благоговение в районе храмов с их величественными скульптурами и мягким, почти золотым освещением.

Но красота не ограничивалась городом. Холмы Умара, окрестности Традмита, тихие лесные тропы и мрачные пещеры — каждая из этих локаций имела свой собственный характер и настроение. Что художественная, что техническая сторона игры претерпели серьёзные изменения, а наслаждался я всей этой красотой в феерическом разрешении 800×600, которое тогда казалось верхом совершенства.

Baldur’s Gate II: Shadws of Amn. Под дождём на променаде Вокина или тень Бехолдера

На этом нововведения не заканчивались. Во второй части Дитя Баала мог получить собственное недвижимое имущество — точнее, полноценную базу, которая зависела от выбранного класса. Магу доставалась планарная сфера, воину — поместье Д'Арниза, друиду — Роща Друидов. Моему некроманту, разумеется, досталась планарная сфера Лавока, со всеми её странностями и заданиями. Я искал новое место для Рейны и рыцарей Солейна, учил юных магов, встречал гонцов с новостями, брался за просьбы, которые нельзя было откладывать. И очень, очень, очень жалел что ее нельзя сделать полноценным домом для героя и его любовного интереса

Задания в игре редко сводились к банальному «принеси/убей» — они почти всегда наводили на мысли или заставляли переживать. Один из таких случаев — квест с говорящим мечом в канализации. Я долго не мог заставить себя его завершить. Один из необходимых ингредиентов для решения этой загадки — кровь друга, странного существа, по сути монстра. Однако этот монстр был единственным близким другом старика, живущего там же, в канализации. Я всё время задавался вопросом: стоит ли оно того? Ведь старик не мог причинить вреда группе Дитя Баала, и если убить его друга, а потом заговорить со стариком об этом, то в его глазах можно было прочитать боль. Смерть друга ради крутого меча… стоило ли оно того?

Но, пожалуй, самой сильной особенностью второй части для меня стали спутники. Если в первой игре они уже были колоритными персонажами со своим мнением, то здесь их характеры стали ещё глубже, а молчаливых попутчиков просто не существовало. Замечательная озвучка, выразительные — пусть и не анимированные — портреты, увлекательные диалоги и проработанные образы, а остальное достраивала фантазия игрока. Любое твоё действие становилось поводом для обсуждения у костра. А романтические линии и вовсе были отдельным испытанием. Даже такие игры, как KotOR или Mass Effect, на мой взгляд, не приблизились к той проникновенности, что была в Baldur’s Gate II. Здесь любая мелочь могла всё испортить: объект интереса мог охладеть к герою даже в разгар бурного романа, покинуть отряд или вовсе предать.

Только самые терпеливые и настойчивые могли довести эту историю до конца — и тогда игра награждала сценами и диалогами, которые надолго оставались в памяти. Забота Имоэн, предательство Йошимо, любовь Аэри, преданность Келдорна и даже печаль Саревока — всё это и многое другое заслуживает отдельного поста, но об этом потом. А пока… я переношу своего некроманта в игру и…

"Они пришли, когда ты отдыхал, фигуры, закутанные во мглу, которые затуманили твой разум. Это не было похоже ни на реальность, ни на сон. Не было ни злобы, ни ненависти, не говоря уже о крови — только быстрый захват и обещание грядущих мрачных дел."

Из архива Горбушки. | Подготовил спецкор MSK

18
12 комментариев