Что такое «Игра года»?
Разгоняю факты о главной награде
Уже скоро состоится очередное награждение The Game Awards и в этом году споры по номинациям будут ожесточённые. Уж слишком много годноты повыходило, а кандидатов на GOTY вообще одной руки не хватить посчитать.
И тут я задался вопросом - а что вообще такое Игра года? Какая она должна быть в идеале? А какой была раньше? Как вообще это всё появилось?
Скоп вопросов породил любопытство, результаты которого я вверяю вам в этом тексте.
Примечание: я пишу об играх года, которые выбирались голосованием игроков. Премии от игрожуров (кроме самых ранних) не учитываются, их существование будем игнорировать.
Век минувший
Видеоигровая индустрия начала формироваться в современном виде ещё с ранних 70-х с распространением аркадных автоматов. Покупали их бизнесмены, а не простые работяги, посему первая игровая пресса была сухим текстом с небольшим описанием новых автоматов и их ценой.
Эти описания можно назвать первой формой обзоров, но у нас тут история не журналистики, а наград. А их там не было, потому что смысл? Индустрия была ещё маленькой и зелёной, где как в деревне все знали всех. Да и потенциальному покупателю такая информация не сказать что сильно нужна.
До поры до времени всё было стабильно, но уже к 80-м игр стало очень много (даже слишком), появилась первая массовая домашняя консоль - Atari 2600. Журналы поворачивались к конечным потребителям в виде игроков и стали красочнее. Буквально, появились иллюстрации и традиция на красивые обложки, которые мы видим до сих пор.
И наконец награды. Среди сотен и тысяч картриджей обычный покупатель купит в год штук 12, каждый месяц по одному. Попасть в эти 12 хотел каждый и выделение самых особенных игр напросилось само собой. Так что в марте 1980 вместе с появлением одной из первых выставок - Amusement Expo, в журналах начали появляться колонки с наградами.
Вообще исторически самая первая игра года появилась раньше, в 1978-м и это была Space Invaders. Но то награждение было в категории Coin-Op Game of the Year, то есть просто самая доходная. Метрика несомненно хорошая, но недостаточная.
Действительно одной из первых игр года в современном понимании стала Adventure для Atari. Это была простенькая игрушка с интересной задумкой. Главный герой исследует замок в поисках кубков, которые охраняются драконами. Для такой слабой приставки задумка оказалась необычной и свежей.
Но крах индустрии приближался. Ещё в декабре 1981-го, за два года до тех самых событий, в журнале Play Meter выходит аналитическая колонка «The Saturation Point» (Момент насыщения), где автор рассуждает о том, что игр стало ну слишком много и уже скоро должен настать момент, когда всё.
И всё, 1983. Как сейчас принято говорить, ИГРЫ - В С Ё. Награждать уже некого, да и некому, журналы то позакрывались или сократили бюджеты. Однако именно в том году появилась проходящая до сих пор премия - Golden Joystick Award.
Запустили её британцы из журнала CVG. Вообще тут стоит дать небольшой контекст. Крах индустрии жёстко повлиял на консольный рынок, но сегменту ПК повезло, а Европа тогда поголовно была пекарской. Поэтому и награды начали выдавать в основном всяким поделкам с Commodore, Spectrum и другим КУВТам.
Именно тогда впервые простым игрокам дали право голоса. И для примера возьмём 1985, где игрой года стала The Way of the Exploding Fist, популярный в то время файтинг для Commodore 64. В нём не было чего-то инновационного, просто добротная аркадка про китайские единоборства, ставшие популярными благодаря фильмам.
А что там за океаном? А у японцев с наградами всё строго. Есть там такой закон - О необоснованных преимуществах и вводящих в заблуждение заявлениях (тут можно почитать). И гласит он, что нельзя называть свой товар лучшим без доказательств. Доказать, что одна игра лучше сотен других нереально, поэтому там наград не сильно много.
Но именно благодаря японцам из конторы Nintendo награды снова растормошились. NES смогла вывести индустрию из депрессии, игры снова попёрли и в этот раз их качество выросло многократно. И цены тоже. Карики для 2600 в лучшие времена стоили в среднем 30-40 грязных зелёных бумажек, но к моменту краха цена сильно упала. Новенький клон PacMan мог стоить 1 доллар.
А Nintendo вернула и даже увеличила максимальный порог цены до 50 долларов. За качество нужно платить и тогда это было справедливо. И наконец, к 1988 году, когда рынок уже вырос к показателям докризисных времён и резвыми шагами шёл к светлому будущему, в главном игровом журнале тех времён - Nintendo Power, появились награды.
Формат взяли как у Golden Joy, где читатели сами голосуют за лучшую игру, а жюри только даёт кандидатов. Кандидаты конечно же были только от Nintendo, потому что монополист, имеет право.
Первой игрой года стала Zelda II. Выбор конечно странный, но Зельда есть Зельда. Игра была популярной, инновационной и хорошей как бы там не вякал AVGN со своего подвала (хороший видос в тему). Ну и монополии на премии не было, поэтому, например, в Golden Joy игрой года стала Out Run - гоночка от Sega.
Кстати, а что там у Сеги? А ничего, маркетинговый отдел был не такой смелый, как у красных и британцев, награды выдавались исключительно Соникам и только редакцией. Никакой демократии.
С этого момента и до конца века премии не менялись. Появлялись новые журналы, консоли, но никто так больше и не дал право голоса читателю.
В 90-е появился новый, дикий и необузданный рынок, куда можно сбагрить кучу старых игр и их будут хавать - Россия. Игры были и в других странах пост-СССР, но всё шло импортом именно оттуда. В моём родном Казахстане игровой прессы не существовало (и не существует до сих пор), поэтому изучил чутка вашу.
В ней конечно были выборы редакции, топы лучших и тому подобное, но выбора Игры года - нет. Читатели имели право голоса только во всяких незначительных штуках вроде хит парада месяца. Возможно я плохо искал и читатели могли выбирать прям Игру года, но копаться в архивах тупо лень. Да, вот так вот просто.
Всеобщая демократия
Тысячелетие сменилось, журналы всё ещё существуют, но на них очень активно наступает новинка от американских военных - Интернет. Монополия Nintendo Power и Golden Joystick на читательские голосования наконец рухнула. В нашей истории важно рассмотреть два явления - Spike VGA и Metacritic.
Начну с простого. Metacritic смог изменить сам формат оценки игр. Его даже премией нельзя считать, но пусть будет. Вместо конкретного журнала с конкретными людьми у нас появился сайт, где каждый может проголосовать за любую игру из многих. Редакторы журналов чисто физически не могли опробовать всё, да и конфликт интересов всегда существовал. Если игрожурам не дали чемоданы, то существование игры попросту игнорируется. А на Метакритике так нельзя.
Рассмотрю для примера год своего рождения. В 2003 в Nintendo Power игрой года стала Wind Waker, в Golden Joy - Vice City. А вот на Метакритике пользователи выбрали Warcraft 3: Frozen Throne. Невероятно крутая стратежка с интереснейшим сюжетом и лором, в которую не стыдно зарубиться с пацанами и сегодня.
Spike Video Game Awards же совсем не традиционная премия. Вместо более менее камерных мероприятий у нас тут огромный зал с оркестром, певцами, шоу, харизматичным ведущим и всем таким, что присуще больше премиям в области Кино или Музыки. Спайки дали жару и задали новый стандарт.
Ничего не напоминает, да? Знающие итак понимают к чему веду, а для незнающих назову бессменного ведущего - Джефф Кили.
Паззл современности постепенно складывается. Мы подходим к той точке, которую знают уже все. Начало 2010-х ознаменовалось смертью сразу двух апостолов наград. Nintendo Power в 2011 отдала последнюю Игру года Skyward Sword, сделав рекурсию с самой первой наградой. Spike VGA в 2013-м преобразовалась в VGX и сразу же умерла. Тонна рекламы и уменьшившийся масштаб похоронили премию как в глазах игроков, так и для самого Кили.
Последней Игрой года от них стала GTA V. Такой же выбор сделали в Golden Joystick. На Метакритике пользователи отдали голос The Last of Us. Но Джефф Кили так просто не сдался и уже в 2014 началась история той самой премии.
Симптоматика
Как бы некоторые не говорили, что Джефф простой коммерсант, главный факт остаётся - он любит игры. Без такой любви он бы не прожил в игрожуре так долго, а он там ещё с середины 90-х. Начал он карьеру как раз с написания речи для одной из нишевых премий того времени и хотел создать свой аналог Оскара. Работа в Spike показала, что это возможно и он нахватался нужных связей, которые помогли сделать ему TGA.
И наконец мы подошли к моменту формирования современной тройки премий: Metacritic, Golden Joystick, The Game Awards.
На их примере и попытаемся окончательно получить признаки той самой Игры года. Через генератор случайных чисел выбрал три года, кандидатов и победителей которых рассмотрим.
2023
Начнём с недавнего. В том году у нас было три главных кандидата:
- Alan Wake 2 - долгожданный сиквел, который смог вылезти из тёмной обители корпоративных разборок. Хороший сюжетно ориентированный хоррор выживач.
- Spider Man 2 - сиквел от Sony.
- Baldur's Gate III - эталонная RPG, где ты реально можешь отыгрывать любую роль в интересных игровых условиях.
У всей тройки премий выиграли двери Бальдра и это справедливое голосование. Может это и продолжение, но оно настолько инновационно, что может играться отдельно от других частей.
2020
Хороших кандидатов было много, но отберу оттуда опять трёх главных:
- The Last of Us 2 - сиквел от Sony.
- Animal Crossing - посиделки с друзьями через интернет во время карантина. Крайне вовремя подоспевшая игрушка.
- Doom Eternal - лучший дум в истории.
В TGA и GJ выиграл сиквел от Sony. Это несправедливое голосование. Очень безопасный и крайне никудышный сиквел как сюжетно, так и геймплейно не достоин стать даже Игрой месяца в хит параде Антона Логвинова. Но Джефф Кили всё таки не мать Тереза. В те времена деньги были очень кстати, поэтому вышло как вышло. Другие кандидаты тоже не подходят под Игру года.
А вот на Метакритике пользователи выбрали Ghost of Tsushima. Хоть и от Sony, но это новый продукт с крутой игрой за самурая и интересным сюжетом. Она достойна большего. Справедливо.
2018
Великий год раздора. Кандидатов той битвы помнят многие, но для малюток напомню двух самых главных:
- God of War - перезапуск серии с полной сменой жанра и тона повествования.
- Red Dead Redemption 2 - инновационный сиквел, который смог.
Очень сильные игры. Тогда Бог войны смог убить Артура в TGA и это голосование несправедливо. Мало того, RDR 2 также не должен был победить. Это крутая игра, технические фишки жесть какие, но всё таки это больше сиквел, чем самобытная игра.
У GJ Игрой года стал Fortnite. Пожалуй промолчу. Простой батл рояль не мог стать игрой года, британцев купили. Это всё фейки и работа вражеских спецслужб.
И опять Метакритик спасает ситуацию и даёт настоящую Игру 2018 года - Hollow Knight. Эволюция в метройдваниях, которая не привнесла много нового, но отполировала до блеска существующее, благодаря чему жанр получил второе дыхание. Только в нём Игра года заслуженно. А о сиквеле потом.
Рассмотрев столько победителей, я наскрёб несколько факторов их объединяющих:
- Актуальность. Каждый победитель был чем-то новым или имел уникальные черты в своей серии, жанре или среди общего пула кандидатов.
- Эталонность. Все игры геймплейно, сюжетно и в общем сделаны достойно.
- Популярность. Благодаря интернету нишевые продукты тоже смогли пробиться в кандидаты (тип Celeste в 2018), но настоящая игра года должна быть или метиться в ААА.
- Доходность. Коррупционная составляющая никуда не делась. С деньгами шансы выиграть увеличиваются значительно. Sony очень сильно с этим палится.
Думал будет что-то уникальное, но нет. Всё это я итак знал, но теперь смог документально подтвердить. Часть с доходностью самая грустная и вместе с тем медленно умирающая. Нынче не 2020 год и купить приз для пропаганды ЛЖТВ так открыто больше нельзя.
Прецеденты как It Takes Two в 2021 показывают, что деньгами уже недостаточно откупиться. И в доказательство работы этих факторов приведу последний исторический пример. В 2024 среди тупых сосаликов и нищей индюхи для вырожденцев заслуженно выиграл Astro Bot. Тугосерьская поделка про клоуна наделала шуму в интернетах, но по самым объективным причинам победитель вышел таким. Тут Сони смогли, палка выстрелила.
Взгляд в век нынешний
Пора посмотреть на одну из будущих Игр 2025 года. Этот год очень интересный, ведь среди самых мощных кандидатов нет вообще ни одной ААА. TGA выложит список только в середине ноября, поэтому возьму у Golden Joystick. Там кстати щас проходит голосование, столько годноты обнаружил.
В общем вот наши претенденты:
- Clair Obscure: Expedition 33 - невероятно стильная, интересная и просто сногсшибательная Le JRPG.
- Kingdom Come II - хороший сиквел, развивающий идеи оригинала и превзошедший его по многим фронтам.
- Hollow Knight: Silksong - топовый сиквел, жёстко расширяющий оригинальный скелет.
Шёлковая песнь мне очень нравится, отдал бы все награды, но по самым объективным факторам выиграть должна Экспедиция. Silksong это хороший сиквел. Его главная беда - безопасность. Он даёт игрокам ровно то, что они просили - ещё один Hollow Knight.
А вот Экспедиция продукт новый, сделан лучше всех последних игр от корпораций и уже вошедший в историю на уровне Врат Бальдра. Объективно награда должна отойти ей.
Это ни в коем случае не предсказание, не скриньте этот твит.
Думайте. Подписаться.
А нафига нам вообще эта награда?
А сам не знаю. Чисто практическая выгода только в скидках и полных изданиях со всеми ДЛС. Я бы на этот вопрос взглянул более романтично. Благодаря премиям мы провожаем хорошие и не очень игры в прошлое, уступая дорогу молодым. Благодаря премиям будущим поколениям будет проще изучать срез времени (проверено на себе). Это хорошее шоу, которое не стыдно посмотреть. Особенно реакции, они смешные.
Так что делайте что хотите, я вам не мамка. Хотите игнорируйте, хотите голосуйте. Завершу же такую статью символичным голосованием.