Тёмная сторона силы.

Тёмная сторона силы.

Где-то в начале весны 1996 года, уже даже не помню точно когда, ко мне попал диск с Dark Forces. Я всегда любил шутаны от первого лица, а тут ещё и вселенная Star Wars! Нет, я не могу сказать, что был прямо фанатом — но фильмы смотрел с интересом, симуляторы вроде X-Wing и TIE Fighter гонял до упора и в целом хорошо ориентировался в сюжете. Поэтому такую игру я пропустить не мог.

Уровни здесь были другими. Не просто ключи и двери, а настоящие миссии: украсть планы Звезды Смерти, заложить взрывчатку, устроить диверсию. На моём пне-100 это ощущалось как полноценный боевик — будто видеосалон перекочевал в системник. В общем было ощущение, что ты не просто бегаешь с пушкой по лабиринтам, а смотришь интерактивный фильм с интересным сюжетом. Именно Dark Forces впервые рассказала, как планы оказались у повстанцев. В каноне это потом переписали (и фильм Rogue One тоже залез на эту территорию), но для нас в 1996-м именно Катарн был тем, кто украл эти данные.

Тёмная сторона силы.

И технически игра поражала. Лифты, ярусы, огромные шахты и реакторы — после плоских лабиринтов DOOM это казалось прорывом. Пусть движок Jedi Engine и не был настоящим 3D, но в 1995–1996-м он производил впечатление будущего. Движок разрабатывали в LucasArts с нуля, он позволял делать многоуровневые карты, большие высоты и «иллюзию 3D» — чего в Doom не было. В своё время это воспринималось как «почти Quake», хотя на деле движок был гибридом.
А ещё был Кайл Катарн. Не джедай, не «избранный», а наёмник, человек с тенью и цинизмом. Для меня он стал даже ближе, чем Люк — «свой» герой, с которым проще ассоциироваться. И именно с ним LucasArts запустили целую линию, которая позже приведёт к Jedi Knight.
В 90-е у многих фанатов именно Кайл был «главным героем» вселенной вне фильмов. Его комиксы, книги и игры формировали фанон, и часто он воспринимался даже круче каноничных персонажей.

Тёмная сторона силы.

Dark Forces помнят хуже, чем DOOM или Duke, но в середине девяностых это было событие. Первая игра, где ты не просто стрелял, а жил внутри вселенной Star Wars. Она доказала, что FPS может быть больше, чем просто тиром — настоящим приключением с сюжетом, атмосферой и собственным стилем. LucasArts сознательно решили не давать Катарну световой меч в первой игре, чтобы не «спалить» козырь. Они хотели сначала доказать, что Star Wars-шутер вообще «работает». Меч появится только в сиквеле — Jedi Knight.

Тёмная сторона силы.

Первая половина 1996-го запомнилась множеством игр — Diablo, Duke Nukem 3D, а впереди уже маячил Quake. Но именно Dark Forces тогда напомнила, что игры умеют не только качать адреналин, но и переносить в другую галактику. И для многих это было первое настоящее путешествие по Звезде Смерти — не с джойстиком, а с мышкой и клавиатурой.

Из архива Горбушки | Подготовил спецкор CHLB

3
1
1
Начать дискуссию