[Лонг] Вы знаете, что вы играли в Assassin’s Creed неправильно? А Ubisoft вышки - это гениальный прием.
Где-то, когда-то я услышал, что первый Assassin’s Creed планировалась, как игра без интерфейса. Я решил это попробовать и сейчас вам все расскажу. Это оказался совсем другой игровой опыт.
Любители конвейерного хрючева, ой, то есть, последних сорока шести частей Assassin’s Creed, вам не понять, но вы тоже почитайте.
Введение
В университете рассказывали, что Ленин выступал за то, чтобы автор какой-либо политической работы, должен в “введении” написать свою политическую позицию, чтобы было понятно, каких взглядов придерживается автор. Так я и сделаю про Assassin’s Creed.
Я узнал об Assassin’s Creed с печатных журналов Игромании и дисков к ней. Прогрев был достаточно мощный. Нам постоянно показывали симпатичную девочку, которая раздавала интервью налево и направо, по-моему это вообще первая девушка, которую так активно бустили в маркетинге видеоигр.
Ее имя до сих пор могу вспомнить без помощи поисковиков - зовут Джейд Реймонд. Правда, за пределами Assassin’s Creed никакие ее проекты я не знаю и больше никогда о ней не слышал. Вообщем, прогрев был успешен, я смотрел ролики, читал, искал информацию и ждал ассассинов.
Минута забавного факта: Assassin’s Creed вырос из демки Prince of Persia. Разработчики готовили прототипы, чтобы протестировать новые механики и показать издателю. После просмотре пришли к тому, что это не Prince of Persia, но достойно развития, как отдельная игра. Если что, Devil May Cry так же появился, только из прототипа Resident Evil.
Первое прохождение в 2007 году.
Сказать, что я кайфанул от игры - это не сказать ничего.
Первое. Она запустилась и хорошо шла на моем, не самом мощном, компьютере
Второе. Была на русском языке.
Третье. Главный герой имел индивидуальную, брутальную, человеческую походку. Это какой-то мой игровой фетиш, который помогает погружению. Каждое его движение индивидуально: прыжки, ходьба, бег - каждый из этих элементов частично отражает его характер, физическую форму и уверенность.
Есть ощущение, что раньше к движениям персонажей относились более щепетильно и старались даже походкой придать индивидуальность: агент 47 - в Silent Assassin, Contracts; Сэм Фишер в Splinter Cell: Chaos Theory. Покажи игроку просто силуэт походки и он узнает Альтаира, Агента 47 или Сэма. А сейчас? Все движения героев, как из стандартной библиотеки ассетов. Хоть и качественных анимаций, но без индивидуализма.
Четвертое. В игре была невероятно органичная и стильная музыка - спасибо великому Йеспер Киду.
Я не могу представить, как ему удалось пропихнуть направление в такой сеттинг. Представляю этот разговор:
- Йеспер, у нас игра про первый десяток веков, ассассинов, тамплиеров, госпитальеров. Там, короче, будет иерусалим, акра, дамаск. Главный герой будет типо убийца всяких политиков. Какой стиль сюда больше всего подойдет?- Техно
- Отличный выбор. Делаем.
Отдельно я выделю тему “Побега” (Jesper Kyd - Access the Animus). Что 18 лет назад, что сейчас, при повторном прохождении без интерфейса, в момента, когда Альтаиру необходимо сбежать от стражи после убийства злодея, под этот трек - я, воистину, испытывал и испытываю игровой катарсис
Пятое. Нарратив. Он был продуманный, интересный, серьезный, конспирологический.
В маркетинговой кампании нам много рассказывали про Альтаира: как его готовили стать профессиональным убийцей, о его тренировках, о том, как ему отрезали безымянный палец, чтобы можно было пользоваться скрытым клинком. Предрелизный маркетинг и нарратив в самой игре не оставлял ничего смешного, мультяшного, несерьезного - все подавалось серьезно, жестоко, с конспирологическими клифф-хенгерами после каждого убийства.
А что мы имеем потом? На примере второй части: ходил чел по бабам, бухал и тусовался красиво. Потом случайно нашел костюм ассассина и стал ассасином. Даже палец отрезать не пришлось.
Да - геймплей следующих частей был отточен и улучшен, но нарратив скатывался к Disney мультикам.
Настоящий Assassin’s Creed - без интерфейса.
Когда-то, где-то, как-то на каком-то видео с Youtube я услышал, что кто-то из разработчиков первой Assassin’s Creed сказал: “Отключите интерфейс, ведь мы решили его добавить только в самом конце. Месяц назад я решил докопаться до источника и попробовать поиграть без интерфейса, рассказываю.
Интерфейс — это «необходимое зло», его должно быть как можно меньше. AC1 была создана для прохождения вообще без интерфейса, он был добавлен в самом конце разработки. Попробуйте играть без HUD, и тогда все элементы обретают смысл.
Это реально работает.
Когда я приступал к этому челленджу у меня было несколько опасений по поводу прохождения: сколько времени у меня уйдет на поиск бюро ассассинов в каждом городе? Насколько проработаны дополнительные задания для их выполнения без интерфейса?
Все оказалось продумано и тот опыт, который я получил - действительно новый. Есть некоторые нюансы, о них расскажу.
После неудачной осады Масиафа тамплиерами, нам поручают найти предателя, который открыл врагам ворота. Это наше первое, считай тренировочной убийство. И с самого начала становится понятно, что без интерфейса действительно можно справиться.
Альтаир выходит от Альмуалима и его встречает один из ордена ассассинов, которые дает ему наводку голосом: сходи и послушай слухи на рынке, надо начинать оттуда.
К сожалению, все эти советы и диалоги не записываются нигде позже (ведь все уже отмечено на карте), поэтому для убийств дальше необходимо предусмотрительно запастись ручкой и бумагой, куда делать заметки, полученные от координаторов.
А мы возвращаемся на рынок, где оказывается, что орлиным зрением можно пользоваться не 1 раз в обучении. С помощью него на рынке легко найти тех, кого необходимо подслушать. В ходе разговора двух неизвестных становится понятно, что предатель как-то связан с продавцом корзин и передает сообщения через него.
Продавец корзин? Проверяем. Я начинаю исследовать рынок и глазами искать скопление корзин, буквально 3-4 минуты (миссия, все-таки, тренировочная) я нахожу лавку с корзинами и даже не успев включить орлиное зрение, окошко с обучение намекает, как надо совершать карманные кражи. На этом моменте я воодушевился, все было достаточно просто. Теперь берем первые заказы на убийства в других городах и едем.
Я не знаю: провалы у меня в памяти или я правда не замечал эти таблички в прохождениях ранее, но оказывается указатели на города расставлены буквально на каждом углу. Поэтому добраться до нужного пункта - не составляет никакого труда. Двигаемся!
Ubisoft вышки - это реальная иммерсивность.
Продуманный геймдизайн и обучение игрока с HUD незаметен, а без HUD я понял - сколько всего было продумано. Учебное расследование - сделано в рамках одного квартала, не заблудишься. Первое убийство - в конкретном городе, где сильно ограничены локации (еще не разблокированы участки памяти, типа). А мои опасения по поводу бюро ассассинов развеялись, в первом городе он находится в очевидном месте. Я буквально в первые 2-3 минуты нашел его только зайдя в город и бегая по крышам.
Тут главное запомнить, как выглядит здание, где располагается бюро ассассинов. Оно достаточно уникальное по архитектуре и с высоты его можно узнать, если внимательно осмотреться.
Задания дают голосом, быстро, но достаточно точно:
- “Поищи информацию на северном рынке”;
- “Загляни в окрестности восточной мечети”;
- “Послушай что говорят у южных ворот”.
Пройдя несколько миссий - все работает, как тебе и сказали. Да, уходит больше времени на поиски, но появляется процесс изучения города. Я начал замечать и понимать вещи, которым раньше вообще не придавал значения:
- В рыночной зоне расположены пекарни, которые пускают дым с крыш;
- Странные фразы NPC, которые постоянно спамились вам - это инструмент для того, чтобы вы могли понять в каком районе вы находитесь: “дайте, хотя бы, пару монет, я бедная, голодная” - вы в бедном районе; “подходи, у меня самые лучшие товары” - это купец дает понять, что вы в зоне рынка.
- Глашатаи могут давать нужную информацию. Координатор в штабе сказал, что нужно зайти в район госпитальеров, а тут глашатай что-то про них вещает
Ну и про вышки, для того, чтобы определиться на местности, игроку надо не просто подняться и нажать R, чтобы заспавнить точки на карте, а надо РЕАЛЬНО БЫТЬ АЛЬТАИРОМ - всматриваться в горизонт, искать нужные ориентиры: дым, мечеть, церковь, черную крышу, ворота и исходя. Без интерфейса вышки все так же нужны и выполняют туже функцию, только полностью имерсивно. Твои глаза - это твоя буква R, которая должна расставить нужные точки в нужных местах города.
Ну ложка дегтя есть во всем этом: в каждом городе солнце то с востока, то с запада, то вообще с неправильной стороны где оно не может быть физически. Поэтому интерфейс я включал один раз в каждом городе, чтобы взять правильную сторону света по солнцу или ориентиру в виде какого-либо дома.
Все задания спокойно выполняются.
Когда при подготовке одного из убийств, мне попалось задание со сбором флажком на время, я подумал: ну вот тут ты и попалось Ubisoft, как это можно сделать без HUD. Оказывается, проще простого, флажки расставлены последовательном порядке, просто бежишь за ними и собираешь. Они идут змейкой и пропустить их довольно трудно. Если с первого раза не получилось, то получится со второго или, на крайний случай с третьего. Если вам нужна четвертая попытка - удаляйте игру и скорее ставьте последний Assassin’s Creed.
В доп. заданиях с поиском злодеев, которые хотят убить вашего информатора - тоже все достаточно просто. В игре есть такая функция, которая считается ненужной - орлиное зрение. Вот оно пригодится. Ходишь по кварталу вокруг своего информатора, проверяешь орлиным зрением толпу и рано или поздно ты увидишь цель, которую надо устранить. Обычно, они совсем близко к точке старта задания.
Итог.
Если мы отключаем HUD - мы реально получаем Assassin’s Creed другими глазами. Даже пресловутая репетативность геймплея, на который постоянно жаловались, смотрится совсем по-другому. Момент изучения города и поиска сильно разбавляет эти повторные задания и они уже так не надоедают. Появляется какой-то азарт и улучшенное чувство удовольствия, когда ты все это нашел САМ и выполнил САМ, потому что это ТЫ увидел и нашел, а не на карте на точку прибежал. Это работает, это можно пройти.
Вообщем, к прохождению первой части я пришел исходя из внезапного желания поиграть в Assassin’s Creed, но после тройки я в него не играл.
Поиграл в Истоки - какой-то странный аркадный слэшер с очень невнятным и скомканным сюжетом. Как будто каждый кусочек игры с геймплейным разрезом 15-20 минут, делала отдельная студия, а потом это все сшили в одно. Я не знаю историю разработки и не хочу, но Origin - это очень не целостная игра, по крайней мере, первые 3 часа, которые я наиграл.
Я решил дать второй шанс и попробовал Valhalla - выбор пал из-за сеттинга и Йеспера Кида. Но нет, это уже не Assassin’s Creed и сеттинг не спасает, все скучно, однообразно и очень примитивно. Я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СЧИТАЮ, что первый Assassin’s Creed по нарративной части намного сильнее и душевнее гриндо-шаблонных Origins и Valhalla.
И вообще: это все, что угодно, но не Assassin’s Creed. Эти буквы в названии только для того, чтобы это лучше продавалось.
А что вы думаете о первой части Assassin’s Creed? Прошли бы без HUD? Нравится ли вам то, к чему пришла серия?