Демо Crown of Greed - первый взгляд на "убийцу" Лессарии
Не так давно я написал обзор на Lessaria - стратегию с непрямым управлением от Краснодарской студии Rockbee Team. В комментах было много несогласных с моей относительно положительной оценкой. Кто-то фактил и базовал, кто-то просто пердел в воздух, но больше всего мне понравился довольно развёрнутый коммент, суть которого "лессария - шляпа, но есть кое-что получше". И это "получше" называется Crown of Greed, о котором и пойдёт речь далее.
Преамбула
Игра от польской студии BLUM Entertainment. В её послужном списке такие проекты как:
Выживач Viking Frontiers
Градостроительный симулятор Builders of Greece
Я в них не играл, да и, глядя на обзоры, не сильно хочется.
В отличии от краснодарских разработчиков поляки никак не упоминают Majesty и никаких открытых реверансов в её сторону не делают, говоря лишь о каких-то безымянных "стратегиях старой школы":
Сейчас в Стиме доступна демка, а релиз Crown of Greed намечен на первый квартал 2026 года, до которого осталось не так уж много времени. Поэтому я решил, что какая-никакая оценка вполне имеет место быть. Раннего доступа, если что, нет.
Majesty. Majesty is everywhere
Само собой, я просто не могу не сравнить, ибо отец фэнтезийных indirect control strategies заметен даже невооружённым глазом:
- Главный геймплейный принцип - ровно тот же. Строишь королевство, нанимаешь героев, которые бродят по карте сами и отправляешь их на задания посредством установки флагов.
- Набор построек - типичен. В Кузне продаются оружие и доспехи, в Таверне герои отдыхают и получают баффы, на Рынке - всякие расходники и артефакты, в Библиотеке изучаются новые скиллы и заклинания. Арена; Рудник; Торговый пост, направляющий караваны с золотом; Гильдии воинов, рейнджеров, воров и прочие - всё на месте. Даже Кладбище появляется после смерти героев и крестьянские хижины возникают само собой.
- У площади для застройки предела нет - можно ставить башни для прикрытия караванов хоть по всей карте.
- Враги также обитают в своих логовах, которые нужно разрушать, бродят по карте и нападают на город преимущественно ночью.
- Герои исследуют карту, вступают в столкновения с врагами, регулярно посещают постройки, в которых охотно тратят заработанные кровью и потом гроши.
В общем, если с Majesty знаком, то основа Crown of Greed будет ясна с нулевой секунды.
Но согласитесь, было бы странно сделать игру не добавив ничего нового.
И они добавили
Настройка условий сбора налогов
Taxation Threshold - регулирует порог заработанных постройкой денег, после достижения которого в дверь постучится сборщик налогов и попросить уплатить дань в казну.
Gold Capacity - отвечает за вместимость сумки сборщика налогов. По достижении предела он возвращается в Замок с собранной данью.
Флаги
Их четыре. Помимо стандартных разведки, защиты и атаки есть особый - согласованное групповое нападение. Сначала ставим флаг на цель, потом указываем точку сбора отряда. Полезная опция в случае планирования атаки на сильного моба/логово.
Указы
Честно говоря, я не заметил условие, при котором они появляются, но не суть.
Короче, в какой-то момент появляется три Указа на выбор:
Это своего рода общие перки, меняющие геймплей. У некоторых есть как положительные, так и отрицательные эффекты, поэтому выбирать нужно дальновидно и с умом. Хорошая механика добавляющая реиграбельности.
Смена времени суток / пауза и ускорение
Днём светло. Ночью темно.
Но это не всё. Ночь вносит некоторые изменения в геймплей. Например, герои неохотно берутся за контракты, получают различные дебафы, а ночные монстры типа вампиров и волков наоборот усиливаются.
И, да, игровое время можно остановить паузой, чтобы подумать над очередным 200+ IQ мувом или ускорить x2.
Остальные нововведения относительно Majesty довольно минорны и упоминания не заслуживают.
Тот самый коммент
Скажу как на духу: Лессария, мне в большей степени понравилась, но и значительные минусы у неё есть. Поэтому и Crown of Greed меня заинтересовала - всё-таки мало подобных игр в наше время. Но на поверку у последней проблем гораздо больше.
А именно:
- Рудиментарный ИИ / отсутствие описания поведения героев. Даже в первой Majesty были описанные скрипты поведения, типа рейнджеры любят исследовать окрестности, а воры быстрее всех откликаются на флаги. В Crown of Greed и этого нет. Все герои бродят по карте, нападают на всех, кого видят (даже при значительном численном превосходстве врага) и убегаю до хаты, когда остаётся мало жизней. Может быть, где-то в глубоких недрах кода и есть какие-то алгоритмы, но в игре они никак не описаны, да и видимого результата не имеют. А я ещё на Лессарию гнал, мол, там не у всех героев паттерны прописаны также обширно как у рыцарей.
- Скудный набор гильдий/героев. Тут есть гильдии воинов, рейнджеров и воров, а также Храм весталок, Хата берсеркеров и Дуб друидов. Всё. В Majesty были различные храмы из которых приходилось выбирать, так как постройка одного блокировала другие; в Lessaria вообще три разные ветки: светлые, тёмные и нейтральные здания (по три штуки каждых) + расовые (гномы, орки и эльфы). Может это в демке так мало и на релизе будет больше, но я посмотрел все ролики и скриншоты и ничего, кроме того, что видел в игре не нашёл.
- Визуальный стиль. Допускаю, что это вкусовщина, но мне не зашёл этот польский мрачняк - краснодарская яркая фэнтезийность больше по душе. В комментах к моему обзору кто-то писал, мол, в Лессарии у некоторых построек нет ярковыраженных отличительных черт для быстрого опознания без прокликивания. Что ж, давайте попробуем сходу визуально найти гильдию воинов, гильдию, воров, кузню и таверну:
- Карта и масштабы. Просторы тут просто огромные, а герои передвигаются как пьяные инвалиды. Я как поставил в начале сценария скорость x2, так и до конца не выключал. В Лессарии тем временем изобрели мега удобные порталы.
- Нововведения. Новый флаг, настройка налогов, указы. Есть что-то ещё? По крайней мере в демке - нет. ИИ как был одноклеточным, так и остался. Ролевая система сводится лишь к набору случайных перков (2 положительных, 2 отрицательных), которые к тому же не сказать, что точно работают. В общем, маловато всего, как по мне.
- Оптимизация. Её нет от слова "полностью". На моей системе 12600+4070ti игра выдаёт стабильные 30-50 fps в 2k. Надеюсь, на релизе добавят возможность включения генерации кадров, а то мой комп не справляется.
Ложка мёда
Но не всё ж хаять. Есть и плюсы:
- Интерфейс минималистичен и информативен. Бывает, что описание юнита/постройки конфликтуют с квестами в правом верхнем углу, но, уверен, эту проблему исправят.
- Мини-карта ромбиком, а не квадратом. В отличии от разрабов Лессарии, поляки догадались, что так всем будет удобнее.
- Большой размер карты - был бы плюсом, при наличии возможности быстрого перемещение героев, но пока что +/-.
- Нормальное описание сложностей, а не просто Лёгкая, Средняя, Тяжёлая.
Вот как бы и всё. Достойного наследника Majesty, очевидно, не получилось. Все проблемы, которые есть в той же Lessaria здесь присутствуют даже в большей степени.
Ну и под занавес прикреплю обзор из Стима, который максимально точно отражает реальность:
А вывод следующий
Если Lessaria вам показалась плохой вариацией на тему стратегий с непрямым управлением, то Crown of Greed и подавно не заслуживает внимания. Разве что визуальный стиль прям очень зайдёт. Но геймплейно - это шляпа.