Поднятие актуальных социальных проблем — первостепенная задача любого творца

В своей статье "Политика в Metro Exodus — не русофобия, а беззубая критика российской власти" Вадим Елистратов приводит спорные тезисы, заслуживающие анализа и дискуссии.

Тезис №1: Политика в Metro Exodus — это беззубая критика российской власти

Тезис №2: Без политической составляющей игра была бы лучше

Я рассмотрю оба утверждения подробно, но сначала остановлюсь на определении задачи художника (artist) в целом.

Художник и проблематика

Задача художника — заметить определенную проблему в жизни, которая его беспокоит, пропустить ее через себя и поделиться своим видением с обществом. Некоторые творцы, разумеется, вместо этого выезжают на хайпе, но Дмитрий Глуховский всегда был весьма последователен в своей критике политической и социальной системы России, так что его трудно в этом уличить.

Какая бы тема не волновала художника, никогда нельзя объять необъятное: каждый решает сам, какие ключевые моменты той или иной проблемы ему удастся поместить в рамки, а какие останутся за ними. И чем сложнее проблема, тем труднее ее правильно преподнести в творчестве. Также, по причине ограниченности компьютерной игры весьма сложно в постапокалиптическом шутере сделать правдоподобный симулятор оппозиционера, действующего в легальном поле с помощью новаторских методов.

То же самое относится и к решениям поднятой проблемы: иногда можно показать лишь одно из множества, и не всегда показанное решение будет верным (куда же без элемента драмы). При этом демонстрация неверного решения имеет смысл, потому что она показывает, почему именно это решение неверно.

Трудно сказать, какова конечная цель Глуховского в контексте Exodus

Вадим Елистратов, Главный редактор DTF

Цель — в очередной раз указать на актуальные российские политические и социальные проблемы. Да, вода камень точит.

"Неустойчивая платформа"

В своем анализе Вадим удивляется, почему власть и медиа не реагируют на игру должным образом.

Дело, скорее всего, в том, что политические амбиции Глуховского и его желание сделать из «Исхода» некое заявление стоят на очень неустойчивой платформе... Видеоигра, сделанная в другой стране — мягко говоря, не лучшее место для высказывания о политическом устройстве России.

Вадим Елистратов, Главный редактор DTF

Использовать групповую идентификацию в качестве аргумента — не лучший выход в данной ситуации. Делить людей на группы можно бесконечно, и есть опасность провалиться в кроличью нору.

Я могу задать множество вопросов сторонникам групповой идентификации: кто имеет право критиковать Россию? Только русские? Только русские, живущие в России? Имеют ли русские во третьем поколении больше прав на критику России, чем русские во втором поколении? У людей с двойным гражданством меньше прав на критику, чем у тех, у кого лишь гражданство России? С тройным гражданством еще меньше?

И бонусный вопрос: могут ли жители других стран критиковать политический строй Северной Кореи или Венесуэлы за нарушение ими прав и свобод человека?

Как можно увидеть, внутри одной группы людей будут подгруппы со своими подгруппами и так до бесконечности. В такой системе координат невозможно определить, у кого больше прав, а у кого меньше.

Exodus — несомненно игра, сделанная с любовью к России и к русскому народу

Вадим Елистратов, Главный редактор DTF

Любовь — это способность говорить правду друг другу в лицо, будь она приятной или нет, потому что вы верите, что правда сделает вас лучше. Осыпать друг друга комплиментами, закрывая глаза не недостатки — это не любовь.

Способность говорить правду и принимать правду, пусть даже нелицеприятную — это признак силы, а не слабости.

Получается, что весь аргумент о "шаткости платформы" заключается в том, что о соседях, братья, близких можно говорить либо хорошо, либо никак. Но не является ли такая точка зрения весьма однобокой?

Основной тезис

Политика в Metro Exodus — это беззубая критика российской власти

Вадим Елистратов, Главный редактор DTF

Way up in the fucking skies, you thought you had your finger on the pussy trigger! But hermano, down here, down here ... you hit the ground.

Vaas

Автор статьи критикует поверхностность отражения проблемы диктатуры и способа ее разрешения в контексте игры. Я не согласен с этой точкой зрения и сделанными выводами.

Любая иерархия способна склоняться в сторону неравенства (тирании). Именно поэтому должна быть система мер и противовесов, основанная на равенстве людей перед законом. На политическом поле должны быть представлены разные стороны, вступающие в диалог ради поиска наилучшего решения. В противном случае слишком много людей может оказаться на дне пирамиды, что в какой-то момент может привести к краху всей системы.

Российская власть — отражение российского общества. И именно отражение общества представлено в игре. Коммунисты, нацисты, честные работяги, люди, пытающиеся поддерживать порядок и нести добро — полный спектр, обусловленный всем тем, что удалось пережить России за свою многолетнюю историю. Рассматривать ситуацию исключительно как критику недостойных сторон власти, а не как критику разъединенного общества в целом, дающего жизнь тем самым политическим силам — большая ошибка.

Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка

А.С. Пушкин

Революция — способ восстановления равновесия, ложно кажущийся самым простым и эффективным. И это определенно не изящный и не лучший способ решения проблемы.

Чтобы видеть своих врагов как людей ошибающихся и способных к исправлению, а не как кого-то, кого нужно стереть с лица земли, необходимо ставить на первое место ценность отдельной личности, а не идеологию. В противном случае получается как раз-таки бунт, где есть очередное строгое деление на своих и чужих, на союзников и врагов.

Политическое высказывание, которое зацепит людей и останется с ними надолго, должно строиться вокруг сильной идеи, которой в Metro Exodus нет.

Вадим Елистратов, Главный редактор DTF

Я не знаю, чего ожидал Вадим (напомню: в рамках игры), но попытка навязать идеологию — худшее, что может сделать художник. Любая идеология не стоит и ломаного гроша по сравнению с персональным развитием человека как личности.

Что же делать, если революция — худший вариант, а новой идеологии нет? Ответ на это: принятие персональной ответственности за то, что происходит в вашей жизни. Изменение себя как личности и принятие ответственности за собственные поступки.

Есть ли в игре условия для того, чтобы играющий задумался о том, что правильно, а что нет? Определенно, есть.

Заключение

Метро — это не серия про "антивоенный месседж". Это серия про вечное: на что способны люди. В частности — жители России. Игра про Россию без отражения социальных и политических реалий страны не была бы игрой про Россию.

Поднимать проблемы раз за разом — лучше, чем прятать голову в песок. И лучше, чем думать, что в постапокалиптическом будущем насущные проблемы России разрешатся сами собой.

Разумеется, лишь поднять проблему недостаточно, ведь она требует решения. Но нельзя требовать всех ответов от творца: на то уж у каждого своя голова, чтобы думать, действовать и нести ответственность самостоятельно, не будучи подчиненным какой-либо чужой идеологии.

11 показ
6.9K6.9K открытий
416 комментариев

Поднятие актуальных социальных проблем — первостепенная задача любого творцаНет.
Простой пример. Нарисовал художник пейзаж, никаких социальных проблем картина не поднимает.

Ответить

Все равно, даже в пейзажах или в гиперреализме есть некоторое высказывание, как минимум обращение внимания.

Ответить

Нарисовал художник пейзаж, никаких социальных проблем картина не поднимает.Уверены?

Ответить

The Most Known,

Спасибо за замечание! Я заметил, что многие не согласились с моим утверждением, поэтому постараюсь объяснить подробнее свою точку зрения (моя ошибка, это стоило сделать изначально в статье).
Для начала скажу, что я нисколько не принижаю ценность произведений искусства, в которых человек не играет первостепенную роль, у них своя миссия.

Человек - существо социальное, и очень тяжело приходится тем, кто по каким-то причинам не вписывается в общество. За время человеческой эволюции нам пришлось очень многому научиться. В первую очередь тому, как уживаться с другими, не норовя перегрызть друг другу глотки все время.
Именно поэтому я ставлю социальную роль искусства на первое место. Социальная проблематика освещает насущные вопросы (присущие той или иной эпохе, той или иной социальной группе и т.д.), рассматривает пути их решения (в том числе и неверные, потому что надо учиться не только на своих ошибках, но и на ошибках других), помогает людям взаимодействовать с другими людьми. К примеру, чтение книг Достоевского способно изменить психику человека в несоизмеримо большей мере, чем созерцание пейзажей.

В первую очередь, человек не должен быть волком для другого человека.

Ответить

Давайте играть в игры где все выдуманное и максимально дистанцировано от реальности. Ага.

Ответить

Поднятие актуальных социальных проблем Превращает искусство в зажатый временными рамками проходняк, ценность которого выветривается как только актуальное перестает быть таковым. И это факт.
Актуальность - это вообще больше про критику (как культуры, так и политики и т.д.), но никак не про искусство. Авторское (если мы берем за точку старта понимание произведения как некий труд\продукт автора) высказывание может быть и актуальным в том числе, но никак не может быть актуальностью ограничено.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить