Впервые прошёл Shadows of the Tomb Raider (2018) [лонг, спойлеры]

Впервые прошёл Shadows of the Tomb Raider (2018) [лонг, спойлеры]

Доброго времени. Прошло больше года с тех пор, как я прошёл и написал лонги по играм Tomb Raider (2013) и Rise of the Tomb Raider (2015). Пришла пора завершить прохождение перезапущенной трилогии.

Содержание

Сюжет

Как и в прошлой части, в центре сюжета стоит противостояние Лары Крофт с загадочным орденом Троица, который тут решили перевести как Тринити.

Будучи в Мексике, Лара занималась обычыми вещами - поиском древних реликвий. Так, в одном подземном храме она нашла нож, но стоило взять его в руки, как церковь начала рушиться. Более того: на мексиканскую деревню обрушилось цунами, уничтожевшее всё вокруг

Наводнение в мексиканской деревне
Наводнение в мексиканской деревне

На выходе из руин церкви Лару встречает доктор Домингес - главный антагонист игры, который является археологом и главой ордена Троица. Он объяснил, что найденый нож нужно положить в серебряный ларец, иначе на мир обрушатся бедствия, подобные этому наводнению. Также при объединении ножа и ларца пробудится древнее божество - Кукулькан.

Доктор Домингес
Главный антагонист

В поисках ларца Лара отправляется из Мексики в Перу вместе со своим неизменным напарником Ионой, который меняет внешность от части к части.

трансформации Ионы
трансформации Ионы

Самолёт, в котором Лара и Иона летят в Перу, терпит крушение, но герои чудом выживают. Пытаясь найти на неизвестной местности какое-нибудь поселение, друзья натыкаются на солдат Тринити: значит, они тоже ищут здесь ларец. Расправившись с ними, друзья находят деревню и знакомятся с местной жительницей - Эбби.

Эбби

Лара показывает Эююи фотографии алтаря, которые успела сделать в мексиканском храме. Она узнаёт увиденные символы - они присутствют на местных руинах. Лара отправляется к руинам, разрушает там стену и находит тайный путь к храму. Однако близ церкви уже находятся солдаты Тринити. Более того: сюда лично явились Домингес и Рурк.

Рурк
глава военного совета Тринити

Лара, пробираясь к храму через джунгли, обнаруживает, что на бойцов тринити нападают и жестоко убивают неизвестные существа. Пока мы не знаем, кто это такие, но в будущем они сыграют важную роль.

Продолжая идти под джунглям, Лара натыкается на мальчика по имени Эцли, попавшего в ловушку. За ним гонятся люди в зелёных одеждах, которых убивают люди в... перуанских одеждах. Среди них была Унурату - мать Эцли, которая возглавляет город Пайтити.

Унурату
Эцли

Унурату разрешает Ларе и Ионе посетить деревню Пайтити, хотя её местоположение секретно. Муж Унурату был здешним правителем, но был убит; власть перешла его несовершеннолетнему сыну, а Унурату пока исполняет обязанности регента. Также у мужа был брат по имени Амару, который возглавляет местную секту Кукулькана - это они пытались убить Эцли. Увидев Амару, Лара понимает, что он никто иной как доктор Домингес.

Скрытая деревня Пайтити
Скрытая деревня Пайтити

Лара сообщает Унурату, что ищет серебряный ларец. Она знает о его существовании и отправляет героиню к "месту смерти", из которого никто не возвращался живым. Лара, разумеется, выживает и находит там статуэтку змеи, с которой возвращается к Унурату.

доктор Домингес (он же - Амару)
доктор Домингес (он же - Амару)

Тем временем сектанты успели похитить Эцли. Унурату говорит, что её сына держат в древнем храме, в котором также есть ворота, открываемые при помощи статуэтки змеи. Лара и Унурату отправляются туда: Эцли спасён, Унурату - пленена, а Лара прошла через ворота при помощи статуэтки.

Лара открывает древние врата
Лара открывает древние врата

Лара оказывается в подземельях, где живут те самые загадочные существа, что убивали бойцов Тринити. Они охраняют храм, где живёшь Йаашиль, - их предводительница. Тем не менее, Лара убивает существ и доходит до места, где должен находиться ларец. Однако ларца там не оказалось: его кто-то украл, и очевидно, что это были не члены Тринити. Лара ушла с пустыми руками.

Подземелья с существами
Подземелья с существами

Верные Унурату бойцы придумали план по её освобождению. Они переодели Лару в одежду жрицы Кукулькана и сказали ей отправиться в зону сектантов. Там она слышит разговор Унурату с Амару: последний сообщает, что ларец был украден 400 лет назад христианским миссионером Андресом Лопесом.

Лара в одежде жрицы
Лара в одежде жрицы

Лара освобождает Унурату из темницы и просит провести её к гробнице Андреса Лопеса. Унурату, в свою очередь, объясняет, что те странные существа, с которыми столкнулась Лара - древние защитники Пайтити. В гробнице Лопеса они находят предмет, оставленный миссионером, в котором зашифровано послание - "сердце змея лежит в чаше рядом с каменными ликами".

Лара и Унурату выходят из гробницы, но правительница сразу получает смертельный выстрел от Рурка. Отбившись от засады, Лара пробирается к Эцли и сообщает ему о смерти матери. Теперь он - ребёнок - должен возглавить Пайтити.

Рурк застреливает Унурату
Рурк застреливает Унурату

Лара приходит к мысли, что раз Лопес - христианин, то и ларец нужно искать в близлежащем христианском храме. В церкви Лара находит скрытый подвал, в котором и был спрятан ларец, находящийся в руках скелета Андреса Лопеса.

Скелет Андреса Лопеса обнимает серебряный ларец
Скелет Андреса Лопеса обнимает серебряный ларец

Как только Лара взяла ларец в руки - пол под ней и Ионой разрушился, друзья разъединились. Лара оказывается в затопленном помещении, а когда выбирается наверх - находит там Домингеса и пленённого Иону. Дабы спасти друга, она отдаёт ларец доктору. Он улетает обратно в Пайтити.

Домингес пленит Иону
Домингес пленит Иону

Лара тоже возвращается в Пайтити и сообщает Эцли, что ларец оказался в руках Домингеса. Тот решает объединить силы и силой одолеть врага. Начинается финальный бой. Мертвецы под руководстом Йаашиль переходят на сторону Крофт и Эцли.

Йаашиль

Объединённые силы побеждают: Рурк погибает, бойцы Тринити не могут оказать сопротивления. Однако Домингес не сдаётся: он объединяет нож и ларец и начинает пробуждение Бога Кукулькана. В результате босс-файта Домингес погибает.

Домингес объединил нож и ларец и превратился в Кукулькана
Домингес объединил нож и ларец и превратился в Кукулькана

Жрица Йаашиль говорит, что, чтобы спасти Пайтити, нужно принести древнего Бога в жертву. Лара оказывается воплощением этого Бога (?). Начинается ритуал принесения Лары в жертву, но она... выживает (почему??). Мир спасён. Хэппи-энд.

Йаашиль приносит Лару в жертву
Йаашиль приносит Лару в жертву

Проблемы с сюжетом

Начнём по порядку. Тринити. По звершении трилогии так и не стало понятно, что это за организация: как она появилась, на какие деньги существует, какие у неё цели? Складывается впечатление, будто весь смысл их существования состоит в противостоянии Ларе Крофт.

Главой организации оказался доктор Домингес - лидер секты из глухой перуанской деревни. Как он смог создать организацию, состоящую из сотни вооружённых людей и имеющую десятки единиц военной техники?

Разработчики оставляют игрока со следующей идеей: Тринити существуют, они противостоят Ларе Крофт, а всё остальное вам знать не положено. Интересно, а кроме соперничества с Ларой они хоть чем-то занимаются?

Весьма странным оказывается момент с поиском ларца членами Ордена. Домингес, как лидер секты, знает, что ларец уже давно украден, но зачем-то продолжает его поиски близ Пайтити. Лара достаточно быстро поняла, что ларец нужно искать в христианской церкви, т.е. его украл христианин. Как долго Домингес знал о краже? Недели, месяцы, годы? У него есть значительные финансы и человеческие ресурсы, но он ими не воспользовался для реального, продуктивного поиска ларца.

Финал истории совсем смазан. Победив Кукулькана в лице Домингеса, Лара сама стала воплощением Кукулькана. Теперь нужно её убить, но нож не смог войти в Лару из-за потусторонних сил... Такое ощущение, что сценарист хотел сделать хороший финал, не знал как и поэтому всё списал на высшие силы и мистику.

Сценаристом прошлых частей выступила Рианна Пратчетт. Сюжет Tomb Raider (2013) действительно оказался слабоват, а вот в Rise of the Tomb Raider (2015) он мне даже понравился. Многие критиковали Пратчетт за неумение писать сценарии, и эту работу поручили Джилл Мюррей, которая справилась... ещё хуже.

Джилл Мюррей
сценарист_ка

Чем хорош сюжет?

Всё же, без хороших моментов не обошлось.

Весьма удачной оказалась попытка разработчиков раскрыть внутренний мир главной героини. Самобытно выглядит эпизод, где нам дают поиграть за маленькую Лару, которая карабкается по крышат особняка и разгадывает загадки. Так девочка пытается заполнить пустоту, образовавшуюся после утраты матери. А самоубийство отца наносит ей ещё больший психологический шок.

Лара-девочка
Лара-девочка

Ярко выглядит эпизод, когда Рурк лжёт Ларе о смерти Ионы, попавшему к нему в плен. Лара чувствует - всё, с чем она связывается, разрушается: её родители и лучший друг погибли, в мире начались катаклизмы, сама она только и делает, что расстреливает других людей. И да, этот эпизод я не вставил в пересказ.

Впервые прошёл Shadows of the Tomb Raider (2018) [лонг, спойлеры]

Что по итогу? Сюжет получился вялым. На игрока вываливают большое количество топонимики и имён, в которых легко запутаться. Пайтити, Унурату, Амару, Эцли - это самые основные имена и названия, другие я для простоты не упоминал. Несколько хороших моментов не спасают сюжет от дыр.

Сайд-квесты

Надо очень постараться, чтобы сделать настолько неинтересные квесты, как в этой игре. Спустя полтора месяца, прошедших между прохождением игры и написанием обзора, мне пришлось гуглить, какие побочные задания вообще были в игре. Просмотрев их все, я в очередной раз убедился: они скучные, неинтересные и незапоминающиеся. Да, они хуже сюжета.

Большинство квестов выглядит так: подойди к персонажу Х и получи от него задание. После этого сходи к персонажу A, B, C и поговори с ним. Вернись с персонажу X и заверши задание. Пожалуй, лучший квест связан с нахождением древних реликвий правителей Пайтити, один из которых - щит. На этом щите будет изображение, которое как-то помешает правящей династии легализовать власть. А поиском щита мы занимались десятки минут.

Если кому-то интересно почитать о бесполезных квестах - держите статью со StopGame.ru.

Геймплей

Буду сравнивать SotTR с прошлыми двумя частями.

Как отмечали многие обзорщики, в этой игре стало меньше сражений с противниками. Большее внимание было уделено исследованию мира и прохождению гробниц. В принципе, это даже хорошо: не зря же Лару Крофт зовут "Расхитительницей гробниц".

Пожалуй, именно исследование гробниц получилось в этой игре лучше всего. Их много, они разнообразны и интересны. Практически над каждой приходилось думать: "так, а что делать дальше?"

Типичная гробница испытаний
Типичная гробница испытаний

Сделать гробницы более интересными в прохождении помогает тонкая настройка уровней сложности. Теперь можно отдельно менять сложность для сражений с противниками и разгадывания гробниц. На высокой сложности Лара не будет получать подсказки и видеть элементы, с которыми можно взаимодействовать. А сражения в противниками, например, можно оставить на лёгком уровне.

Однако делать это едва ли имеет смысл, ибо сражений, как я говорил, стало меньше. В такой ситуации странно выглядит прокачка навыков персонажа, ведь большинство улучшений связаны непосредственно со битвами. Т.е. навык есть, а применить его получится редко.

Навыки
Навыки

Помимо навыков, игрок может улучшать и оружие. Это - необъемлемая часть всех игр серии. Хотя многие роптали, что от повышения урона или темпа стрельбы сражения сильно легче не станут, ибо они и так не были сложными. Однако в прошлых частях Лара сталкивалась с ограниченностью ресурсов, отчего приходилось выбирать: какое оружие следует улучшить, а какое - нет. В этой части ресурсов столь много, что я прокачал всё оружие на максимум, даже то, которым ни разу не пользовался.

И да, разнообразие оружия фактически бесполезно. У нас есть четыре класса оружий: лук, пистолет, автомат, дробовик. В каждом классе представлено примерно 8-10 вооружений. Из этого многообразия я выбирал по одному оружию с лучшими характеристиками. Я бы понял, если б одно оружие выделялось уроном, второе - скорострельность, и игроку приходилось бы выбирать. Но нет: есть одно оружие, суммарные характеристики которого лучше, чем у всего остального.

Улучшение оружий
Улучшение оружий

Более важная сломанная механика - охота. Для крафта и улучшения оружий нужны шкуры животных, которые раньше можно было добыть только путём охоты. Это делало охоту необходимым занятием. Теперь же шкуры животных находятся при лутинге, и охота более не нужна.

Разработчики попытались прокачать стелс: теперь Лара может обмазаться грязью и прижаться к стенам, покрытым листвой, а противники не будут её замечать. Как говорилось ранее, сражений в игре стало значительно меньше, равно как и возможностей поубивать врагов скрытно.

Некоторые механики были введены на 1-2 раза. Например, где-то в середине игры появляются противники с тепловизором, благодаря которому они смогут увидеть Лару даже в кустах ночью. Но встречаются они раз-два и обчёлся. Или возможность убивать противников, сидя на ветве дереве. Игра не предлагает много локаций, где это можно было бы реализовать, но функция имеется.

Импакт от оружия могу назвать никаким. Перестрелки были, и я, проходя игру на максимальной сложности, не испытывал трудностей с убийством врагов.

В игре присутствует торговля, появившаяся ещё в прошлой части. В Rise`е был один торговец на всю игру, теперь же есть несколько торговцев на разных локациях, что радует. Я старался заниматься лутингом, и проблем с деньгами не испытывал. Даже наоборот: денег было много, я покупал на них всё, чем даже не планировал пользоваться. Странно, когда бабка из глухой перуанской деревени продаёт тебе мини-узи.

Впервые прошёл Shadows of the Tomb Raider (2018) [лонг, спойлеры]

В итоге скажу, что игра показалась мне слишком лёгкой. Слишком лёгкие враги, слишком много денег и ресурсов. Приятные сложности мне подарили головоломки.

Дизайн и графика

Shadow of the Tomb Raider стала одной из первых игр, где Nvidia применила новую технологию - Ray Traycing. Именно на этой игре демонстрировались преимущества трассировки лучей и нового поколения видеокарт RTX 2000.

Стоит признать, что трассировка особо не нужна: классическая растеризация справляется отлично. Я играл в QHD на максимальных настройках с DLAA без RTX, и игра потребляла примерно 7.2 - 7.5 гб видеопамяти из 8гб моей RTX 5060. Стоило включить трассировку, как фпс падал вдвое в том числе из-за нехватки памяти. Приведу два скрина: один - классическая растеризация, второй - трассировка лучей. Без взгляда на счётчик фпс не поймёшь, где что.

RTX: off
RTX: off
RTX: on
RTX: on

Ну, это всё мелочи. Главное - графика получилась отличной. Собственно, я отмечал это во всех частях серии. Солнечные, зелёные джунги, замечательная игра света.

Впервые прошёл Shadows of the Tomb Raider (2018) [лонг, спойлеры]
Впервые прошёл Shadows of the Tomb Raider (2018) [лонг, спойлеры]

Когда нужно, игра умеет быть жуткой. Например, в сценах с мертвецами Йаашель

Впервые прошёл Shadows of the Tomb Raider (2018) [лонг, спойлеры]
Впервые прошёл Shadows of the Tomb Raider (2018) [лонг, спойлеры]

Архитектура и культура народа майя передана настолько же достоверно, насколько и русская культура в прошлой части - рядовой геймер вполне в это поверит.

Впервые прошёл Shadows of the Tomb Raider (2018) [лонг, спойлеры]

Вывод

Пожалуй, Shadow of the Tomb Raider - самая слабая игра в серии, что не делает её плохой. Проблемы с сюжетом и тем более сайд-квестами, поломанные механики сочетаются с отличными гробницами, красивой и сегодня графикой. Навряд ли мне захочется пройти игру снова, но пройти её один раз чтобы увидеть, чем закончилась трилогия, если не вся серия Tomb Raider, - стоит.

6.5/10

25
2
24 комментария